Обзор новостей астрофизики: Приливное разрушение звезды черной дырой промежуточной массы

Алексей Кудря

Массивные черные дыры (ЧД) в центрах массивных галактик встречаются повсеместно. С другой стороны, численность ЧД в карликовых галактиках пока неизвестна. Считается, что карликовые галактики содержат ЧД с пропорционально малыми массами, включая ЧД промежуточной массы, с массами 102 < MЧД < 106 масс Солнца (M). Идентификация этих систем исторически основывалась на обнаружении света, излучаемого аккрецирующими газовыми дисками вблизи ЧД. Без этого света их трудно обнаружить. События приливного разрушения, светящиеся вспышки, возникающие, когда звезда приближается к ЧД и разрушается, являются прямым способом исследования массивных ЧД.
Международная группа под руководством ученых из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, Института Нильса Бора при Копенгагенском университете и Университета штата Вашингтон сообщила о событии AT 2020neh, кандидате на быстрорастущее приливное разрушение, происходящее в карликовой галактике. AT 2020neh можно описать приливным разрушением звезды главной последовательности.

Статья опубликована 10 ноября в журнале Nature Astronomy1.

Одна из теорий образования таких массивных черных дыр состоит в том, что в ранней Вселенной могли быть маленькие карликовые галактики с черными дырами промежуточной массы. Со временем эти карликовые галактики сливались и поглощались более массивными галактиками. При этом их ядра каждый раз объединялись, создавая массивный объект в центре растущей галактики. Этот процесс слияния в конечном итоге привел к появлению сверхмассивных черных дыр, наблюдаемых сегодня. Если мы сможем обнаружить популяцию черных дыр промежуточной массы, поняв, сколько их и где они расположены, то сможем выяснить, верны ли наши теории образования сверхмассивных черных дыр.

Классические методы поиска черных дыр, в ходе которых ищут активные черные дыры на стадии поглощения вещества аккреционного диска, часто не обеспечивают достаточной чувствительности, чтобы обнаружить черные дыры в центрах карликовых галактик. В результате найдена лишь незначительная часть карликовых галактик с черными дырами промежуточной массы. Выявление большего количества черных дыр среднего размера с событиями приливного разрушения может помочь разрешить споры о том, как же образуются сверхмассивные черные дыры. Данные наблюдения молодой сверхновой позволили обнаружить первые признаки процесса разрушения черной дырой звезды.

Захват этого начального момента важен для понимания того, насколько велика черная дыра, так как на основе этих данных можно провести измерения массы центральной черной дыры.

Алексей Кудря