Древний вид панды обнаружен в Болгарии

Agriarctos nikolovi — древний родственник современных панд. Реконструкция из Journal of Vertebrate Paleontology (Velizar Simeonovski/Chicago)

6 млн лет назад родственник нынешних гигантских панд бродил по древним лесам, однако не в Китае, а в Болгарии.

Исследователи, сделавшие это открытие, изучали собрание окаменелых зубов, обнаруженных в 1970-х годах. Зубы были найдены болгарским палеонтологом Иваном Николовым, теперь вид носит его имя — Agriarctos nikolovi. Находка описана Цигао Цзянцзуо из Пекинского университета и Николаем Спасовым в Journal of Vertebrate Paleontology1.

Зубы выглядят почерневшими, поскольку процесс их окаменевания проходил в угольных месторождениях Болгарии. Исследователи относят их датировку к так называемому мессинскому ярусу в конце миоцена — от 7,2 до 5,3 млн лет назад — и считают, что это животное жило во влажных лесах и болотах. Вероятно, оно было сопоставимо по размерам с современными пандами, которые могут весить до 160 кг.

Окаменелые зубы выглядят менее крепкими, чем у современных панд, которые питаются почти исключительно бамбуком, и исследователи полагают, что древние панды питались чем-то не столь твердым.

Болгарско-китайская исследовательская группа утверждает, что обнаруженный ими медведь не был прямым предком современных гигантских панд. Семейство, к которому он принадлежал, либо переместилось из Азии в Европу — и вымерло вместе с Ag. nikolovi, — либо, наоборот, из Европы в Азию, где оно эволюционировало в другой род панд.

Зубы Agriarctos nikolovi (Journal of Vertebrate Paleontology)

Палеонтологи считают, что если панды мигрировали из Европы в Азию, то, вероятно, это произошло из-за изменения климата, которое «оказало неблагоприятное влияние на существование последней европейской панды». Когда эпоха миоцена закончилась около 5,3 млн лет назад, Европа стала намного суше, и болота и леса, где медведи находили пропитание, исчезли. Считается, что в тот же период Средиземное море частично или почти полностью высохло, став при этом чрезвычайно соленым (так называемый мессинский кризис солености).

«Это открытие показывает, как мало мы всё еще знаем о древней природе, а также демонстрирует, что исторические открытия в палеонтологии могут привести к неожиданным результатам даже сегодня», — заявил один из соавторов статьи, Николай Спасов, директор Национального музея естествознания Болгарии.

newsroom.taylorandfrancisgroup.com/new-discovery-of-panda-species-which-may-have-been-europes-last/