Испытания «Старшипов» на космодроме SpaceX в Бока-Чика

Американская компания SpaceX, «вернувшая Соединенные Штаты в космос» [1], работает над созданием сверхтяжелой космической транспортной системы Starship [2].

Новая ракета-носитель состоит из двух частей: первой многоразовой ступени Super Heavy и второй многоразовой ступени и одновременно космического корабля Starship (так называется также вся ракета в сборе), которые смогут доставлять на орбиту 150 т и возвращать на Землю 50 т грузов. Общая длина конструкции — 120 м, диаметр — 9 м [3]. После выведения на орбиту второй ступени Starship первая ступень будет возвращаться на стартовую площадку и мягко приземляться на шесть опор. Топливная пара, используемая для двигателей ракеты Raptor, — жидкий метан (горючее) и жидкий кислород (окислитель).

После выполнения своей цели в космосе для возвращения на Землю Starship будет использовать аэродинамическое торможение в атмосфере при помощи подвижных крыльев и садиться вертикально на реактивных двигателях. Каждый корабль будет оборудован тремя атмосферными двигателями Raptor с контролем вектора тяги и тремя неподвижными двигателями в вакуумном исполнении (с увеличенными соплами).

В небольшой техасской деревне Бока-Чика на западном побережье Мексиканского залива рядом с границей Мексики компания SpaceX построила испытательный космодром, где под открытым небом рабочие собирают прототипы вторых ступеней Starship, а сейчас и первый демонстратор первой ступени Super Heavy.

Почти сразу после сборки прототипы там же рядом устанавливаются на стартовый стол для испытаний. Летные демонстраторы получают обозначение SN с порядковым номером. Несколько первых прототипов пострадали при испытании на предельную прочность баков и технологической отработки подготовки к пускам. Заметными стали полеты демонстраторов SN8 (9 декабря 2020 года) и SN9 (2 февраля 2021 года) — оба выполнили большую часть циклограммы испытаний — первый поднялся на высоту 12,5 км, второй — на 10 км, оба выполнили маневры в воздухе и торможение корпусом и крыльями. При посадке прототипы взорвались при ударе о землю, вызвав большой ажиотаж в СМИ.

Полученная с датчиков информация и все замечания были учтены при подготовке следующего демонстратора Starship SN10, который стартовал 3 марта (ночью 4 марта по московскому времени), причем со второго раза. При первой попытке предстартовый отсчет остановили за 0,1 с до взлета, выключив уже заработавшие двигатели.

SN10 выполнил успешно все этапы полета, впервые осуществив мягкую посадку после подъема на 10 км. На этой высоте он отключил двигатели Raptor, развернулся и при помощи аэродинамических крыльев вернулся к месту старта. Вновь включив три двигателя, прототип принял вертикальное положение и, отключив при снижении два двигателя, мягко приземлился на выдвижные опоры [4].

Но на видео видно, что SN10 после посадки стоял с наклоном, возможно, повредив опоры. Примерно через 8 минут после приземления Starship SN10 взорвался [5]. Официального заключения еще нет, но по первым версиям экспертов произошла утечка метана, которая привела к взрыву. На кадрах посадки видно, что на стартовой площадке была включена система пожаротушения, но, вероятно, она не смогла справиться с пожаром в двигательном отсеке.

Несмотря на происшествие, компания SpaceX заявила об успехе испытаний и отметила, что следующий прототип, Starship SN11, будет готов к испытаниям в ближайшее время.

Интересно, что буквально за сутки до полета SN10 японский миллиардер Юсаку Маэдзава, у которого есть контракт со SpaceX на облет на корабле Starship Луны в районе 2023 года, объявил о конкурсном отборе восьми участников этого полета. По словам Маэдзавы, потенциальные кандидаты должны соответствовать двум критериям: заниматься деятельностью, которая «каким-либо образом помогает другим людям и обществу в целом», и быть готовыми поддерживать других членов экипажа. Они полетят к Луне за его счет. Заявки принимаются до 14 марта [6].

Александр Хохлов

  1. trv-science.ru/2020/06/crew-dragon-s-ekipazhem-pribyl-na-mks/
  2. meduza.io/feature/2019/11/03/ilon-mask-pohozhe-deystvitelno-postroil-korabl-dlya-mezhplanetnyh-puteshestviy-kogda-nachnutsya-ispytaniya-starship-i-kogda-on-poletit-na-mars
  3. spacex.com/vehicles/starship/
  4. youtu.be/ODY6JWzS8WU
  5. youtu.be/gIZOcsu8tWk
  6. dearmoon.earth
Подписаться
Уведомление о
guest

6 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Евгений
Евгений
3 года (лет) назад

Комментарий не по материалу, а по формату, материал отличный.
Уважаемая редакция! Мне, как читателю, представляется, что общего списка тегов вполне достаточно, другое дело, что, возможно, его стоит вынести под заголовок, а не в самый-самый конец статьи.
А вот теги в тексте, оформленные как гиперссылки, очень дезориентируют, выделяя случайные в контексте предложений слова и вызывая путаницу, поскольку выглядят именно как ссылки на конкретный материал, релевантный по отношению к выделенному слову. А, главное, подобные теги не работают. Вы же не думаете, что читатель “Троицкого варианта”, к примеру, читает статью, доходит до предложения “Каждый корабль будет оборудован тремя атмосферными двигателями Raptor …” и, внезапно, решает “А зачем мне читать дальше? Посмотрю-ка я лучше прямо сейчас, что там еще у Троицкого варианта по тегу #корабль!”. Ясно, что подобная ситуация абсурдна и невозможна. “Троицкий вариант” не читает публика с продолжительностью концентрации внимания менее 5 секунд, она сидит на иных сайтах с иной тематикой.
Пожалуйста, откажитесь от подобного бессмысленного коверканья текста тегами, как эстетического, так и функционального!

Alex
Alex
3 года (лет) назад
В ответ на:  Евгений

Во всём можно при желании найти свои плюсы: по крайней мере Вы можете быть уверены, что кто-то из “Троицкого варианта” это прочитает.

Дмитрий
Дмитрий
3 года (лет) назад

НАСА финансирует ракету SLS, которая будет выводить около 130 тонн на низкую околоземную орбиту. Ее производство, запуск будет стоить до 2 миллиардов долларов.
https://en.wikipedia.org/wiki/Space_Launch_System
Главная цель американцев НАСА – обогатиться. А компания SpaceX делает не основной вариант. Ракета ,,Космический корабль” не предназначена для полетов к Луне. Для полетов на низкую околоземную орбиту.
Загорелся газоход с метаном у SN10, из-за того что выбросы нагретого газа из бака были вертикально вниз на раскаленную поверхность.Это очень хорошо видно на видео. Нет аргоново-азотной системы охлаждения.
Очень опасно выбрана траектория снижения.На трех двигателях на высоте менее 1 км ракета поворачивает на 90 градусов. Но садиться на одном ракетном двигателе.Нет катапультируемых спасательных кресел или отстреливаемого отсека.
Поэтому жду множества трупов при катастрофе.

Последняя редакция 3 года (лет) назад от Дмитрий
Александр Хохлов
3 года (лет) назад
В ответ на:  Дмитрий

Дмитрий, это всего лишь прототипы. Конечно, SpaceX делает ошибки и учится на них. Просто они нам позволяют учиться вместе. Вот я написал больше: https://meduza.io/feature/2021/03/17/rakety-starship-vzryvayutsya-odna-za-drugoy-no-ilon-mask-prodolzhaet-ih-stroit-zachem-neuzheli-oni-kogda-nibud-doletyat-do-luny-i-esli-ne-oni-to-kto

Alex
Alex
3 года (лет) назад

“оба выполнили большую часть циклограммы испытаний”
“все замечания были учтены при подготовке следующего демонстратора”
“выполнил успешно все этапы полета, впервые осуществив мягкую посадку”
“мягко приземли[л]ся на выдвижные опоры”

Череда успехов.

Александр Хохлов
3 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Опечатку поправим, спасибо!
А “успехи” нужно оценивать в общем контексте, вот тут больше https://meduza.io/feature/2021/03/17/rakety-starship-vzryvayutsya-odna-za-drugoy-no-ilon-mask-prodolzhaet-ih-stroit-zachem-neuzheli-oni-kogda-nibud-doletyat-do-luny-i-esli-ne-oni-to-kto

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...