Зачем религии наука?

Павел Амнуэль

Самопроизвольное возникновение жизни и человеческого разума — процесс настолько маловероятный, что нет смысла его даже рассматривать. Физические и астрофизические свойства Вселенной должны быть взаимно согласованы с такой тщательностью и вероятность случайного совпадения всех условий так мала, что для возникновения на Земле человечества потребовалось бы время на много порядков большее, чем время реальной жизни нашей Вселенной.

Но мы-то существуем и можем задать сакраментальный вопрос: каким же образом случилось это крайне невероятное событие?

Возможны два объяснения.

Первый день творения. Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. 1860 год

Первое. Вселенную создал бесконечно муд­рый Конструктор, иными словами — Бог, который всё продумал заранее. Вселенная такова, потому что такой ее создал Бог-творец. Это путь теологический.

Второй путь: существует не одна Вселенная, а огромное их количество (не исключено, что бесконечно большое!). Но если вселенных почти бесконечно много, то с вероятностью, практически равной единице, существует и такая вселенная, где выполнены все условия для возникновения жизни и разума. В этой Вселенной мы и живем. В многомирии появление такой Вселенной неизбежно.

Физическое многомирие решает парадокс «антропного принципа». А возможно ли совместить представления о многомирии с догматами монотеистических религий?

В Канаде, в Университете Альберты, работает физик-теоретик, профессор Дон Н. Пейдж, который наряду с разработкой современных идей квантовой механики пытается примирить их с положениями христианства, будучи христианином-евангелистом по вере своей. В своих статьях «Теологический аргумент для эвереттовского мультиверса» [1], «Бог так любит мультиверс?» [2] Пейдж аргументирует, что существование многомирия не противоречит Божественному плану, как не противоречит ему эволюционная теория, против которой выступают многие церковные (и не только церковные) деятели.

Схема расширения Вселенной. NASA/WMAP Science Team. Подписи переведены Maxrossomachin. «Википедия»

«Эволюция, — отмечает Пейдж, — не опровергает существование Бога или некоего общего проекта… До Дарвина некоторые христиане представляли чудо человека как доказательство отдельного и индивидуального плана. Сейчас некоторые христиане представляют чудо точной подгонки мировых постоянных как доказательство теизма и также отдельной и индивидуальной программы создания Богом этих постоянных».

По мнению Пейджа, оба представления ошибочны. Ошибка заключается в том, что в обоих случаях замысел Творца бесконечно более грандиозен, нежели это полагают традиционные религии.

Бог всемогущ и всеведущ, и ничто не могло помешать Ему создать не одну Вселенную — нашу, — а великое (возможно, бесконечное) множество вселенных, в одной из которых и возникло человечество как естественный результат выполнения Божественного плана.

Антропный принцип здесь уживается с теизмом, а на вопрос, зачем было Богу создавать так много вселенных, если для создания человека достаточно одной, Пейдж отвечает встречным вопросом: «А почему вы думаете, что создать многомирие — задача для Творца более сложная, чем создание единственной Вселенной?»

«Поскольку, — продолжает Пейдж, — Бог может создать всё, что логически возможно и что согласуется с Его природой и целями, то, видимо, для Него не существует трудностей создать так много вселенных, сколько Ему угодно. Возможно, Он предпочитает элегантность и принципы, с помощью которых Он создает огромный мультиверс, а не единственную вселенную, то есть экономит принципы, а не материалы».

Иными словами, когда1 Бог решил создать материальную Вселенную (или огромный набор вселенных — мультиверс), то руководствовался принципом красоты и совершенства. Но красоты и совершенства не материальных сущностей, которые ему предстояло создать, — «думал» Он о красоте и совершенстве физических законов и математических идей, в основу этих законов положенных. Прежде чем создавать Вселенную (или мультиверс), Бог сконструировал законы природы, сообразуясь с которыми мироздание и было создано.

И тогда Пейдж, будучи, с одной стороны, физиком, а с другой — христианином, приходит к двум важным выводам. Первый: если выбирать между двумя вариантами физической картины мира, то в одной картине волновая функция квантовой системы при взаимодействии коллапсирует, оставляя единственный вариант мироздания. В другой — волновая функция не коллапсирует, и тогда создается не вселенная, а мультиверс: эвереттовская многомировая интерпретация — коррелированные вселенные с разными квантово-механическими исходами. С точки зрения красоты, элегантности, простоты и совершенства предпочтительнее, конечно, вариант мироздания без коллапса волновой функции, порождающего трудноразрешимые философские и физические противоречия.

Конечно, Бог выбрал красоту и совершенство и создал не Вселенную, а многомирие — мультиверс. К тому же, избрав такой сценарий, Творец решил попутно еще две, казалось бы, неразрешимые (но ведь не для Него!) задачи:

1) в мультиверсе нет необходимости в точной подгонке мировых постоянных, чего требует антропный принцип;

2) исчезает противоречие со свободой воли, извечная тема дискуссий богословов и философов. Да, человек обладает безусловной свободой выбора: все варианты осуществляются — каждый в своей вселенной. И Бог, будучи всеведущим, конечно, знает, какой выбор сделает человек, что нисколько не ущемляет свободы воли, поскольку Бог никак не влияет на выбор человеком той вселенной, в которой он в результате выбора окажется.

Существует, однако, возражение, о котором ведут речь христиане — противники идеи многомирия. «Если, — говорят они, — мультиверс достаточно велик для существования других цивилизаций, согрешивших и нуждавшихся в том, чтобы Христос пришел и искупил их грехи чем-то похожим на Его смерть на кресте здесь, на Земле, то Его смерть может оказаться вовсе не уникальным явлением. Между тем, в Библии в Послании к Римлянам сказано (6:10): “Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога”».

«Что ж, — отвечает Пейдж на этот аргумент, — Библия дана людям на Земле, и потому неразумно требовать, чтобы в ней было описано всё, что Бог может или не может сделать с другими существами, которые Он, возможно, создал где бы то ни было. Мы можем лишь интерпретировать Библию в том смысле, что смерть Христа здесь, на Земле, уникальна для нашей человеческой цивилизации».

Что получается, если принять аргументацию Пейджа? Наука вполне совместима с религиозными положениями и текстами.

На мой взгляд, сопоставления религиозных текстов с современными научными данными наносят вред как религии, так и науке.

Зачем религии наука?Попробую обосновать свою точку зрения на примере статьи Б. Циммермана «Созвездия и галактики в Талмуде», опубликованной некоторое время назад в израильском журнале «Ницоцот» («Искорки»). Приведу довольно пространную цитату:

«Сходство между данными современной науки о числе галактик и звезд во Вселенной и их числом согласно Талмуду просто поразительно. Тем, кто читал Талмуд, хорошо знаком отрывок из трактата “Берахот”:

Я создал (речь, конечно, идет о Боге. — П. А.) двенадцать созвездий Зодиака, и в каждом созвездии тридцать армад, и в каждой армаде тридцать легионов, и в каждом легионе тридцать скоплений, и в каждом скоплении тридцать когорт, и в каждой когорте тридцать групп, и в каждой группе триста шестьдесят пять сотен миллионов звезд, по сто миллионов звезд на каждый из дней года”.

В этом отрывке можно найти интереснейшие научные данные. Прежде всего, в нем содержится число звезд во Вселенной. Перемножив числа, входящие в состав звездной иерархии, согласно отрывку из Талмуда, мы получим единицу с девятнадцатью нулями.

Современная астрономия, пользуясь данными наблюдений и подсчетов звезд, галактик и их скоплений, тоже дает довольно точную оценку числа звезд во Вселенной, и число это достигает единицы с девятнадцатью нулями! Соответствие между данными Талмуда и современной астрономии более чем поразительно.

Весьма примечательна и научная классификация звездных систем во Вселенной:

1 — звезды, 2 — шаровые звездные скопления, 3 — рассеянные звездные скопления, 4 — галактические рукава, 5 — галактики, 6 — локальные скопления галактик, 7 — крупномасштабные скопления галактик.

Но ведь и рабби Шимон бен Лакиш в Талмуде разделил звездные системы на те же семь классов (звезды, группы, когорты, скопления, легионы, армады и созвездия Зодиака). Еще одно поразительное сходство!»

Логика рассуждений Циммермана понятна. Рабби Шимон бен Лакиш знал то, до чего наука дошла лишь сейчас. Следовательно, сам Бог говорил с рабби и сообщил ему истину.

Между тем, популярные в наши дни попытки сопоставления известных сегодня научных (в частности — астрономических) данных с каноническими библейскими текстами играют, вообще говоря, дурную роль.

Во-первых, потому что принижают священные тексты. Религиозный человек изначально знает, что Ветхий Завет есть Божественное откровение. Никакой математик, к примеру, не станет доказывать постулат Евклида о том, что между двумя точками можно провести прямую линию и притом только одну. Так зачем доказывать другую аксиому, столь же очевидную для любого религиозного человека?

Второе. Наука развивается. То, что сегодня считается точно известным, завтра может быть подвергнуто сомнению и даже отвергнуто, как были отвергнуты в свое время идеи теплорода и мирового эфира — казалось бы, подтверждавшиеся опытом.

Вернусь к тексту рабби Шимона бен Лакиша. Если перемножить числа, упоминаемые рабби, то получится 1019. Когда статья Циммермана вышла из печати, астрофизики действительно оценивали число звезд в видимой части Вселенной примерно таким же числом. Что из этого следует? Да ровно ничего! Это, к сожалению, было лишь временное совпадение, поскольку астрономы не пересчитывают миллиарды миллиардов звезд (как это, возможно, представляется неспециалистам). Они оценивают число звезд, пользуясь косвенными данными. Например, данными о том, сколько во Вселенной темной материи. Прошло полтора десятилетия после публикации статьи Циммермана, и оценка числа звезд увеличилась в сотню раз — потому, что все более далекие от нашей Галактики области пространства стали доступны для изучения в телескопы. И что сейчас сказал бы Циммерман о рабби Лакише?..

А что относительно числа семь? Семь уровней звездной иерархии описал рабби Шимон бен Лакиш, и семь уровней звездной иерархии известны современной астрофизике. Нет, и это сравнение не пошло на пользу ни религии, ни науке. Творец (в тексте рабби Лакиша) говорит: «Я создал двенадцать созвездий Зодиака», и именно в этих созвездиях оценивает затем число созданных Им звезд. Циммерман, вслед за рабби Лакишем, одну из ступеней звездной иерархии так и называет: ­созвездия Зодиака.

Зачем религии наука?Но на современных звездных картах насчитывается 88 созвездий, из которых только 12 — зодиакальные. Как быть с остальными? Считать дополнительной, восьмой, ступенью иерархии или включить звезды из «лишних» созвездий в общий список? Кстати, ведь и оценка числа звезд, судя по отрывку из Талмуда, тоже относится только к 12 созвездиям Зодиака, а не ко всему небу. Как тогда можно сопоставлять это число с данными современной астрономии?..

Беда рассуждений Циммермана еще и в том, что приводимые им сведения о числе ступеней в современной научной звездной иерархии попросту неверны! Семь ступеней описывает Циммерман, не упоминая, например, такие образования, как ассоциации звезд, отличающиеся как от шаровых, так и от рассеянных звездных скоплений. Это восьмая ступень иерархии, и она ломает построенную Циммерманом конструкцию. И еще: почему автор остановился на крупномасштабных скоплениях галактик? Существуют «сверхскопления» и, например, такая гигантская «конструкция», как Ланиакея. Между тем иерархия должна содержать семь и только семь ступеней, чтобы ее можно было сопоставить со сведениями из Талмуда.

Попытки сопоставления канонических религиозных текстов с научными сведениями (я привел в пример физика Пейджа и религиозного автора Циммермана — на деле сейчас таких работ очень много!) начались не так давно. Представьте, что такая идея пришла бы в голову выдающемуся астроному лет 150 назад. Он находит текст рабби Лакиша, обнаруживает семиступенчатую иерархию, сверяет с современными сведениями и не находит ничего общего! Ведь астроном XIX века понятия не имел даже о галактиках, не говоря об их скоплениях и сверхскоплениях. А число известных в то время звезд ограничивалось Млечным Путем, ни о каких миллиардах миллиардов и речи не было. Что должен был сказать честный ученый, попытавшийся примирить науку и религию? «Господа, — должен был сказать он, — то, что написано в Талмуде, не имеет ничего общего с тем, что мы видим на небе. И значит…»

Хорошо, что полтораста лет назад никто не пытался искать научные подтверждения религиозных текстов. Скольких беспредметных дискуссий удалось избежать в то время! Хорошо бы и в наши дни обойтись без таких дискуссий.

Павел Амнуэль, астрофизик, писатель-фантаст, популяризатор науки

1. arXiv:1212.5608v1 [physics.gen-ph]
  2. arXiv:0801.0246v5 [physics.gen-ph] 17 Jan 2008

1 Будем пользоваться этим термином, более нам понятным, хотя Бог, по идее, «существует» вне пространства-времени, и понятие «когда» для него не имеет смысла.

Виктор Тихонов

не интересно как создал!,предельно интересно-Зачем Создал!

Провинциал

Первая же фраза: “Самопроизвольное возникновение жизни и человеческого разума — процесс настолько маловероятный, что нет смысла его даже рассматривать.” –  нелепа. Она не несет физического смысла. В этой обыденной фразе перемешаны случайность и детерминированность.

Сформулирую вопрос в терминах университетского курса физики. Возникновение жизни является детерминированным процессом или случайным, стохастическим? Для известной нам жизни нужны органические соединения и поверхность планеты. Возникновение углерода, кислорода, азота и прочих элементов во Вселенной детерминировано? Ответ – да, появление этих и других элементов детерминировано. Так же, как детерминировано появление звезд второго – третьего поколений с их планетами. Тысячи планет за последние 20 лет обнаружено около других звезд. А вот в появлении нашего конкретного Солнца и Земли есть элемент случайности.
Если коротко, то самопроизвольное возникновение жизни – это процесс предопределенный, детерминированный для нашей Вселенной. То, что жизнь конкретно есть на Земле, в этом есть доля случайности. Текущая задача астрофизики установить численное значение этой доли, а также обнаружить внеземную жизнь.

В ответ на:  Провинциал

“Текущая задача астрофизики установить численное значение этой доли, а также обнаружить внеземную жизнь.” – так, по-моему, Дрейк уже давно что-то там понавыводил.
 “Возникновение углерода, кислорода, азота и прочих элементов во Вселенной детерминировано? Ответ — да, появление этих и других элементов детерминировано.” – а появление хойловского резонанса детерминировано? Или величина постоянной тонкой структуры? Ссылки можно?

Последняя редакция 3 года (лет) назад от ричард
В ответ на:  ричард

Да, есть формула Дрейка. Но сомножители в ней требуют своего экспериментального определения. Сама формула Дрейка в его редакции не безупречна, но идея вполне разумна.

Ссылки: Ландау-Лифшиц Статистическая физика, т.V, ч.1. А.Лихтенберг, М.Либерман Регулярная и стохастическая динамика, 1984. Г.Заславский, Р.Сагдеев Введение в нелинейную физику. От маятника до турбулентности и хаоса, 1988.

В ответ на:  Провинциал

У Ландау вычислена  величина постоянной тонкой структуры? В 5-м томе? Страницу можно?

В ответ на:  ричард

Мной даны ссылки на случайные и детерминированные процессы.
Постоянная тонкой структуры – Ваша инициатива.

В ответ на:  Провинциал

Возможность существования устойчивых элементов зависит от величины постоянной тонкой структуры. “появление этих и других элементов детерминировано” не при любых значениях. Впрочем, это не единственное условие для появления, например, золота.

В ответ на:  Провинциал

Согласно Википедии, в формулу Дрейка входит – «время, в течение которого разумная жизнь существует, может вступить в контакт и хочет этого». Такое определение по зубам только могучим духом и разумом, – например, таким был восточный мыслитель Ходжа Насреддин, – до сих пор пользуются его оценкой времени для долгосрочных мероприятий, –  это время, за которое «…либо ишак издохнет, либо эмир».

Михаил Потапов
Максим

Почитайте Е. Кунина.

Последняя редакция 3 года (лет) назад от Максим Иванов
В ответ на:  Максим

И что?

В ответ на:  Провинциал

У Кунина исчезающе малая, даже в масштабе Вселенной, вероятность появления жизни, аналогичной жизни на Земле.

Провинциал

Кунин. Логика случая, 2014, стр.428, сноска 1, цитирую “…содержание этого раздела не только противоречит здравому смыслу и устоявшемуся представлению о научном методе, но, что куда хуже, может подорвать доверие ко всей книге.”

Михаил Потапов

Да уж, странностей много в статье даже для неспециалиста. Вот одна из них:
“2) исчезает противоречие со свободой воли, извечная тема дискуссий богословов и философов. Да, человек обладает безусловной свободой выбора: все варианты осуществляются — каждый в своей вселенной. И Бог, будучи всеведущим, конечно, знает, какой выбор сделает человек, что нисколько не ущемляет свободы воли, поскольку Бог никак не влияет на выбор человеком той вселенной, в которой он в результате выбора окажется.”
Интересно это как же мы выбирали нашу вселенную? Автор похоже пошел вслед за товарищем Циммерманом..

мультиверсе”
а может, мультивере?
чё за фигня? какое отношение имеет наука к вере?
нет, можно изучать зачем люди верят. пожалуйста.
но приклеивать веру к науке – ну это, извините, шизофрения.
тут к врачу надо, батенька.

[…] в исходном месте, вы можете перейти по ссылке ниже: https://trv-science.ru/2021/01/zachem-religii-nauka-2/и если вы хотите удалить эту статью с нашего сайта, […]

Побоялся читать. Я человек немолодой, здоровье не то. Боюсь стошнит.

Извините за резкость.

В ответ на:  Валерий Морозов

Мне тоже не 20 лет. Но больше боюсь, когда слышу про “распад ложного вакуума”.

Да это страшно…

В ответ на:  ричард

Есть научный способ уменьшить возраст – перейти в другое летоисчисление, – например, 70 земных лет это всего лишь 6 юпитерианских.
А что не так с распадом ложного вакуума? – неужели это страшнее Апокалипсиса? – может это как раз то, что нужно религии от науки? – ведь угроза страшнее её исполнения даже в шахматах, – по свидетельству гроссмейстера Анатолия Карпова.

В ответ на:  Валерий Морозов

РФФИ объявила конкурс проектов “Теология”. В МИФИ кафедра Теологии. Могу предположить, что ухудшение здоровья “немолодого человека” вызвано кафедрой истории КПСС.:))
А у какой части нашего населения религиозное сознание? Среди научных работников?

В ответ на:  Провинциал

Пожалуй это хуже чем кафедра КПСС. Если так пойдет, то скоро появится статья УК о сжигании за оскорбление чувств верующих.

Ирина

Статья бессмысленная. Если уж обсуждать тему в научном ключе, то следовало бы сначала дать определение понятия бог. А замена слова бог на слово творец ничего не добавляет к смыслу.

В ответ на:  Ирина

Давать научное определение бога бессмысленно, поскольку сама религия этого определения не даёт.

рабочий

На то она и наука, а не религия, что бы всё-таки дать какое-то определение. Например, первым шагом может быть то, что бог – это понятие.

Ирина

Тогда что вообще обсуждается?

В ответ на:  Ирина

Данная статья – не обсуждение, а очередная демонстрация того, что получается при попытке смешения несмешиваемого, как то науки с религией, ежа с ужом, и т.п.

В ответ на:  Ирина

Легко. Согласно Библии мы созданы по его образу и подобию, – вернитесь к оригиналу – и вот вам Творец. В операционном исчислении это называется нахождением оригинала по изображению.
Из Википедии – Операционное исчисление — один из методов математического анализа, позволяющий в ряде случаев с помощью простых средств решать сложные математические задачи

По образу обезьяны…

В ответ на:  Ирина

Ирина, не исключено, вам по силам придумать что-нибудь поинтересней. Сценарий «По образу обезьяны…» исхожен вдоль и поперёк, – его самый близкий и понятный нам вариант: обезьяны – это потомки «разумной» расы, прибывшей на Землю в доисторический период и создавшие нас, биороботов по своему образу и подобию для выполнения вместо них нужной им пыльной работы. Похоже, они не знали крылатой истины, подаренной нам мыслителем-самородком Виктором Черномырдиным – «…хотели как лучше,..» – и в итоге деградировали от безделья.

В ответ на:  Ирина

А “понятию человек” можно дать определение?
В фильме Ростоцкого “Доживем до понедельника” его так и не дали (разговор Мельникова с мамой).

рабочий
В ответ на:  ричард

Что же может помешать это сделать? Как определим, так и будем потом с этим объектом обращаться.

nikita shklovskiy-kordi
В ответ на:  Ирина

Безусловно определения необходимы. Например, атрибутика «всезнание, всемогущество и т.д., происходящие, как я понимаю, от обращения древних к военным вождям (Юпитер), противоречат определению творчества

Elena Frank

Про свободу воли ( да про всемогущество бога) в корне неверно. Господин Дон Н. Пейдж (или/и автор статьи) мог бы ознакомиться хотя бы с Сапольски (в идеале шире — с историей философии — раз уж взялся за такую тему.

В ответ на:  Elena Frank

Сапольский – слабая рекомендация, он пользуется детерминизмом Паскаля.

«Самопроизвольное возникновение жизни и человеческого разума — процесс настолько маловероятный, что нет смысла его даже рассматривать.»
Если рассмотрение кто-то оплачивает – смысл есть, – это привлекательный способ зарабатывать на жизнь. Проще всего рассматривать в рамках бинарной логики:
1. Жизнь либо возникла, либо существует всегда.
2. Жизнь возникла, – тогда либо самопроизвольно, либо нет.
3. Внеземная жизнь, – либо существует, либо нет.
4. Внеземная жизнь существует, – тогда мы либо найдём её, либо нет, – или она либо найдёт нас, либо нет.
Дальше всё просто, – как известно, вероятность упорядоченной реализации конечного числа независимых событий равна произведению их вероятностей.  В идеале события считаются независимыми, если они не влияют друг на друга и за ними никто не подсматривает.
Замечу, – идея уникальности земной разумной жизни не соответствует принципу максимальной геохимической деятельности. Похоже, спокойное одиночество во Вселенной – мечта, несовместимая с жизнью россиян.

Сколько раз здесь публиковались статьи о науке и религии, и никогда из этого не выходило ничего хорошего, все скатывалось в холивар.

Дык… только ради удовольствия холивара такие тексты создаются и публикуются. Все могут оттянуться совершенно безнаказанно.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (14 оценок, среднее: 2,29 из 5)