Бытие женщин в науке

Стипендиаты L’Oréal-UNESCO c докт. физ.-мат. наук Т. М. Бирштейн (пятая слева). Слева направо: Татьяна Кардаш, Гузель Валеева, Вера Виль, Евгения Шеремет, Олеся Крумкачёва, Юлия Федосеева, Галина Веремейчик, Ольга Смирнова, Наталья Тилинина, Анна Романчук
Стипендиаты L’Oréal-UNESCO c докт. физ.-мат. наук Т. М. Бирштейн (пятая слева). Слева направо: Татьяна Кардаш, Гузель Валеева, Вера Виль, Евгения Шеремет, Олеся Крумкачёва, Юлия Федосеева, Галина Веремейчик, Ольга Смирнова, Наталья Тилинина, Анна Романчук

Софья Шарыпова, DOXA:

26 ноября 2019 года в Москве состоялась XIII церемония награждения выдающихся российских женщин-ученых в рамках международной программы «Для женщин в науке». Более 20 лет программа For Women in Science Фонда L’Oréal в партнерстве с ЮНЕСКО дает возможность профессионально реализоваться женщинам-ученым во всем мире, демонстрируя истории успеха, что очень важно для девушек, которые только начинают свой путь в науке.

В России премия вручается уже 12 лет, с 2007 года. За этот период 115 молодых женщин-ученых, достигших необычайных успехов в физике, химии, медицине и биологии, были удостоены премии. В этом году к ним присоединились 10 новых лауреаток из разных городов России, от Владивостока до Москвы.

Татьяна Максимовна Бирштейн, постоянный член жюри конкурса и обладательница международной премии программы For Women in Science в номинации «Европа», назвала лауреаток «лучшими девушками России» и пожелала им «всегда быть выше среднего», что очень важно как в науке, так и в жизни.

К сожалению, проблема дискриминации женщин актуальна во многих профессиональных сферах, в том числе и науке. Возможно, в этой области она ощущается еще острее. Достаточно взглянуть на гендерное соотношение лауреатов Нобелевской премии или ученых, занимающих руководящие должности.

Мне удалось побеседовать о проблемах ограниченности прав и возможностей в карьере женщины-ученого с «лореалевскими девушками», как их назвала Татьяна Максимовна Бирштейн.

Олеся Крумкачева, ст. науч. сотр., канд. физ.-мат. наук, Институт «Международный томографический центр» СО РАН, Новосибирск:

До какого-то этапа женщина в науке может совершенно свободно развиваться, расти по карьерной лестнице, но потом ощущается некий потолок. Если проанализировать ситуацию, дальше женщине очень трудно продвинуться, именно на руководящие научные должности. До сегодняшнего дня я не ощущала какого-либо ущемления, но мне кажется, вскоре я это на себе почувствую. Надеюсь, что со временем такого «стеклянного потолка» не станет.

Наталья Тилинина, ст. науч. сотр., канд. физ.-мат. наук, Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Москва:

Я думаю, что мне повезло именно с моей лабораторией, где нет никаких предрассудков, где оценка происходит не по гендерным признакам, а по качеству и объему работы, которую выполняет человек. А речь идет о научной работе, которая требует посвящения 24 часа в сутки. Также мне повезло с тем, что моя семья готова существовать без меня. Я думаю, что именно это составляет простоту бытия женщины в науке. Я не знаю, как в других лабораториях и университетах девушкам с этим везет, очень часто не везет. Я знаю женщин с очень хорошими мозгами, способных к научным исследованиям, талантливых, но им препятствовали именно семейные обстоятельства. Я не сталкивалась с какими-либо карьерными барьерами в большей степени из-за специфики моей лаборатории. Но я думаю, что это не правило, а скорее исключение.

«Миру нужна наука, а науке нужны женщины», — этот лозунг звучал не раз со сцены Дома Пашкова, где проходила церемония. Эти слова, к счастью, не пустая риторика, а программа действий. За относительно недолгую историю конкурс «Для женщин в науке» успел внести значительный вклад в борьбу за права женщин во всем мире. Еще не все цели достигнуты, а идеи реализованы. Мы еще не можем утверждать, что дискриминация женщин в науке искоренена, но начало положено. Об этом стоит говорить, этим стоит гордиться.

Фото пресс-службы конкурса L’Oréal-UNESCO

В 2019 году стипендиатами национальной программы L’Oréal-UNESCO в России стали:

Гузель Валеева (Казань)

Галина Веремейчик (Владивосток)

Вера Виль (Москва)

Татьяна Кардаш (Новосибирск)

Олеся Крумкачёва (Новосибирск)

Анна Романчук (Москва)

Ольга Смирнова (Москва)

Наталья Тилинина (Москва)

Юлия Федосеева (Новосибирск)

Евгения Шеремет (Томск)

Подписаться
Уведомление о
guest

11 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Михаил Родкин
4 года (лет) назад

Просто в рамках обсуждения – а нужны ли специальные конкурсы российских ученых-женщин? Ведь понятие женщина-мужчина – это одно, а понятие успешный-неуспешный ученый – другое … как бы разные переменные? Здесь недавно было замечание в комментариях., что молодой вполне видимо реальный член-корр жалуется, что принимают его часто с иронией – “молодежный призыв в Академию”. Ведь и правда немного смешно. Понятно, что при выборах могут (и правильно) предпочесть более молодого, но изначально смешивать разные параметры … это не как изначально требовать котлеты с мухами? Замечу … я не знаю, просто сомневаюсь. Может такие конкурсы и хорошо, победительницы на фото просто обворожительны. Может женщины ученые выскажутся сами?

Михаил Родкин
4 года (лет) назад
В ответ на:  Михаил Родкин

Замечу, что женщина-политик, часто это весьма хорошо. Как бы даже и прибавляет ей-ему дополнительных очков … . Опять таки, исключительно мое частное мнение, сугубо дискуссионное.

Alexandru
4 года (лет) назад

Женщина-ученый – звучит оскорбительно. Как будто “второсортный ученый”. Или “ученый среди олигофренов”. Как будто женщины менее способны к науке и нуждаются в особых конкурсах. Моя жена, например, крайне возмущается подобным. Хотя она, несомненно, женщина (я вывожу это из наличия своего сына, например) и, вероятно, ученый, что следует из ее степени доктора физ.-мат. наук.

Михаил Родкин
4 года (лет) назад
В ответ на:  Alexandru

Ну, может и не оскорбительно, просто несколько нелепое смешение разных переменных. Кстати, готов допустить (да простит меня вящая политкорректность), что средний женский характер интеллекта отличается от среднего мужского (при несомненно много большем разбросе внутри этих групп). При этом – иной – вовсе не означает лучше или хуже – это тоже другая переменная. Да полагаю, и не измеримая в терминах лучше-хуже, разве только – лучше-хуже для ДАННОГО КОНКРЕТНОГО вида деятельности (довольно узко понимаемого, как скажем грузить мешки все же лучше мужчинам, а за маленькими детьми лучше смотреть женщинам).

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев
4 года (лет) назад
В ответ на:  Alexandru

Для особенной заботы о женщинах в мире существует ряд известных аргументов, в том числе:

1. Для достижения тех же успехов в работе женщинам нужно прилагать больше усилий по жизни, потому что на них обычно еще домашнее хозяйство и дети. Кроме того, вынашивание, рождение и уход за ребенком – это объективно удар по мозгам, преодоление которого тоже требует усилий.

2. Женщины вынуждены жить и приспосабливаться в “мужском мире”, среди множества вещей и идей, созданных мужчинами по мужской логике, которые поэтому проще использовать и понимать мужчинам, чем женщинам.

3. В различных конкурсах (в том числе, на работу и учебу) оценки в отношении женщин со стороны мужчин бывают предвзяты.

В качестве свежего примера: недавно на выборах декана мехмата МГУ молодой оппозиционный кандидат в своем выступлении указал в качестве одного из признаков упадка мехмата увеличение процента приема девочек по сравнению с 2002 годом.

В.П.
В.П.
4 года (лет) назад

Как известно прорывные достижения в науке требуют полной концентрации и сосредоточенности на проблеме, которую нужно решить. С этим связано множество анекдотов о рассеянности выдающихся учёных. Перед рождением ребёнка и пару лет после этого никакая мать не может позволить себе полностью уходить в работу. Женщины, у которых нет детей, работают в науке (по крайней мере насколько я могу видеть в математике) так же эффективно как мужчины, а у матерей выпадают годы карьеры, связанные с рождением детей. Пока научная карьера развивается в неконкурентной области (диссертация, постдок или рядовой нс в России) никакой дискриминации женщин нет и общество готово делать скидки для матерей. “Стеклянный потолок” потолок для всех, а не только для женщин, возникает в том месте где карьера становится жёстко конкурентной (директор нии, членство в академии). Здесь нужно активно “работать локтями” и никаких скидок на неизбежное отставание матерей в профессиональной карьере не будет.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев
4 года (лет) назад
В ответ на:  В.П.

То есть первый пункт Вы поддерживаете, а второй и третий нет?

В.П.
В.П.
4 года (лет) назад

Да. По п.2 скорее всего я не компетентен, не понимаю разницу между женской и мужской логикой. Шутки на этот счёт знаю, но в процессе преподавания разницы не обнаруживал. По п.3 согласен, что оценки мужчин бывают предвзяты, но и оценки женщин тоже бывают предвзяты, причём во всех случаях бывают предвзяты в обе стороны.

Vladimir Timofeev
4 года (лет) назад

Все так, и самое главное: это однозначно здорово, что коммерческая компания поддерживает науку

Леонид Коганов
Леонид Коганов
4 года (лет) назад

Мне представляется, что в науке и особенно в научных результатах гендерные различия “изготовителей”, имхо, совершенно не существенны, а возрастные ограничения – весьма и весьма условны. В качестве примера предлагаю ознакомиться и принять к сведению следующий текст:
https://www.pravmir.ru/itogi-goda-ekaterina-shulman-v-2019-m-politizirovalos-vse/
Л.К.

Михаил Родкин
4 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Конечно, гендерные (и иные) различия авторов научных результатов не существенны. Но вопрос исходного (в среднем) различия подходов мужского и женского (а также иных) интересен. Можно из политкорректности утверждать, что все люди одинаковы … но понятно, что это не так. Они разные, и это хорошо. Только достаточно сильная вариабельность может помочь человечеству пройти через очередное “игольное ушко эволюции”. Но интересно бы уточнить характер различий. Я уже здесь писал, что на мой взгляд, ментальное освоение мира человеком реализуется “через 3 кита” – науку, искусство и религию (этику тож). Направления эти взаимосвязаны, но не сводимы друг к другу. Я бы предложил обсудить – может мужской подход ближе к науке, а женский к искусству? Скажем, какой процент женщин – слушателей в консерватории? По моим наблюдениям более 2/3., не означает ли это, что высокое искусство женщинами, в среднем, более затребовано, чем “сильной половиной”?

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...