Свобода учить и учиться

Дмитрий Дубровский (hse.ru)
Дмитрий Дубровский (hse.ru)

Академическая свобода — это свобода учить и учиться, то есть свобода преподавателей читать свои курсы так, как они хотят, и свобода студентов выбирать темы исследований, и всё это без идеологических и цензурных соображений. Понятно, что изначально вопрос академических прав и свобод был связан именно с пониманием свободы слова в ее применении к науке: не случайно Джон Мильтон в своей «Ареопагитике» (1644), протестуя против цензуры, говорил об академической свободе как залоге успешности науки и образования.

Как и в ситуации с большинством других прав человека, академические права и свободы стали осознаваться как ценность именно в ситуации их грубого ограничения: в Советском Союзе их практически не было, а в США еще не так давно можно было лишиться работы за коммунистические взгляды. Но уже в конце 1960-х годов возникло понимание того, что университет должен быть защищен от любой цензуры и свобода слова в нем должна быть еще шире, чем в обществе в целом. Верховный суд США в одном из дел постановил, что «академическая свобода — это особая часть Первой поправки (гарантирующей в США свободу слова. — Д. Д.), которая «не потерпит и тени ортодоксальности в аудитории».

Неудивительно, что идея не только защищать академические права и свободы, но и понимать такую задачу глобально возникла именно в США, где появился ряд организаций и фондов, оказывающих помощь ученым, оказавшимся в беде. Еще во время Второй мировой войны в США был создан специальный фонд, при помощи которого, помимо прочего, был перевезен в США Эйнштейн и другие ученые, спасавшиеся от ужасов войны и Холокоста.

Сейчас фонды вроде Scholars Rescuе Fund оказывают помощь ученым, которые пострадали в результате военных действий или геноцида, а институты, главный из которых Scholars at Risk в Нью-Йоркском университете, не только помогают исследователям и преподавателям, попавшим в сложное положение из-за преследований, угроз государства или цензуры, но и ведут мониторинг академической свободы в мире.

Основная задача мониторинга — отслеживать случаи нападений на ученых, неправовое преследование и тюремное заключение за научные исследования и публикации, ограничения в передвижении, в частности, запреты на выезд из страны и въезд в другие страны с исследовательскими или образовательными целями, увольнение или исключение из университета по политическим мотивам.

На основании этих материалов организация выпускает доклады Free to think («Свобода думать»), последний из которых вышел в конце 2018 года. Этот доклад затрагивает ситуацию с академическими правами в России, особо обращая внимание на кризис Европейского университета в Санкт-Петербурге, отзыв аккредитации у Шанинки (МВШСЭН) и проблемы Левада-Центра, связанные с его признанием «иностранным агентом». Роберт Квинн, один из основателей и исполнительный директор Scholars at Risk, комментируя состояние академических прав и свобод в мире, заключает: «Ученые и преподаватели находятся на передней линии борьбы за свободу мысли, на которую покушаются прежде всего именно представители государства».

Наконец, долгое время ведется работа над Декларацией академических прав и свобод, которая должна стать универсальным документом, в котором были бы отражены общие для всех принципы защиты свободы учить и учиться. В настоящее же время единственным документом, в котором отражены академические свободы в международном праве, является определение ЮНЕСКО 1997 года, которое подразумевает свободу обучения и дискуссий, проведения исследований и распространения их результатов, свободу выражения своего мнения относительно системы институций, где ты работаешь, свободу от институциональной цензуры и свободу участия в профессиональных или представительных академических органах.

В Европе основным гарантом свободы слова в университетах всегда было не государство, а университетская корпорация, и потому основой Болонского процесса — процесса объединения и унификации европейской науки и образования — стала Magna Charta Universitatum — документ, подписанный в 1986 году, который и лежит в основе Болонского процесса. Именно этот документ содержит те основные принципы и правила университетской свободы и автономии, которая должна гарантировать свободное и неподцензурное развитие европейской науки и образования.

Поскольку большинство университетов Европы, включая девятнадцать российских, подписали эту декларацию, то логичным стало появление организации, которая пытается отслеживать, в какой мере все те институции, которые подписали Magna Charta, ей следуют. Эта организация называется «Обсерватория» и ведет ряд проектов, например проект «Живые ценности», в котором от России участвовал Университет дружбы народов.

В России академические права пока не стали основанием для создания особой организации, хотя профсоюз «Университетская солидарность» уделяет большое внимание продвижению ценностей академических прав и свобод. В современной российской ситуации это совсем нелегко: Россия одновременно переживает консервативный поворот, который сильно влияет на уровень университетской свободы, и неолиберальные реформы, которые фактически уничтожают университетскую автономию. В этой ситуации забота об академических правах и свободах становится как нельзя более актуальной.

Дмитрий Дубровский,
доцент НИУ ВШЭ (Москва), науч. сотр. ЦНСИ (Санкт-Петербург)

Подписаться
Уведомление о
guest

33 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Alexander Shaydurov
5 года (лет) назад

Огромный вред нанесли парткомы

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев
5 года (лет) назад

>основой Болонского процесса — процесса объединения и унификации европейской науки и образования — стала Magna Carta Universitatum — документ, подписанный в 1986 году, который и лежит в основе Болонского процесса. Именно этот документ содержит те основные принципы и правила университетской свободы и автономии, которая должна гарантировать свободное и неподцензурное развитие европейской науки и образования.

Интересно, что в нашей стране, применительно к нашим вузам, Болонский процесс вылился в нечто совершенно противоположное свободе и автономии, в насильственные, непонятные преподавателям и по мнению многих вредные реформы.

Денис Н.
Денис Н.
5 года (лет) назад

“…во время Второй мировой войны в США был создан специальный фонд, при помощи которого, помимо прочего, был перевезен в США Эйнштейн…”
Иронично, что такое утверждение встречается по соседству с большой статьёй, разоблачающей мифы об Эйнштейне :) Неужели трудно проверить, когда именно Эйнштейна “перевозили”.

vibbtwo
vibbtwo
5 года (лет) назад
В ответ на:  Денис Н.

Так ведь свобода слова же… Что хочу, то и говорю… :)

Denny
Denny
5 года (лет) назад

” свобода преподавателей читать свои курсы так, как они хотят, и свобода студентов выбирать темы исследований”

Интересный взгляд на академические свободы. Почему-то у студентов свобода не в выборе курсов, а в выборе исследований, что вообще-то положено иметь исследователям, про которых ни слова.

Автор совсем забыл, что у свобод (академических в том числе) всегда есть оборотная сторона – ответственность. Если преподаватель читает курс так, как хочет, то пусть сам и находит тех, кто готов этот курс слушать. Тех, кому этот курс понадобится в профессиональной деятельности.

Я занимаюсь исследованиями и пользуюсь полной свободой в выборе темы и подхода. Ну так я сам и отвечаю за то, что результаты этой работы будут приняты и восприняты мировой наукой. Иначе не получу грантов на исследования, и мои сотрудники от меня разбегутся.

В целом, наемный работник не отвечает за конечный результат, но сам не имеет выбора. А пользующийся свободой должен отвечать за результат. Можно быть свободным художником, но тогда самому заботиться о продаваемости своих художеств

А вот желание иметь свободы и не нести соответствующего уровня ответственности – от лукавого. Какими бы красивыми словами это не прикрывалось.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

>Почему-то у студентов свобода не в выборе курсов, а в выборе исследований, что вообще-то положено иметь исследователям, про которых ни слова.

Возможно, речь идет о том, что у студента должно быть право выбора научного руководителя, через это и выбор тем исследований.

Denny
Denny
5 года (лет) назад

Возможно. Смешно то, что выбор курсов для студента не обозначен как элемент свободы. Что было бы логично в такой свободной схеме. Преподаватель читает как хочет, студент слушает, что хочет. Свобода-с…

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

Я бы сказал, стиль ВШЭ детектед: пафос без внимания к деталям.

Denny
Denny
5 года (лет) назад

Может быть. Но мне видится внимание к своим свободам и нежелание думать об ответственности.

“Россия одновременно переживает консервативный поворот, который сильно влияет на уровень университетской свободы, и неолиберальные реформы, которые фактически уничтожают университетскую автономию.”

В переводе на русский – дайте денег и ничего не спрашивайте.

Александр
Александр
5 года (лет) назад

А у научного руководителя – право послать такого студента

Алексей Лк
Алексей Лк
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

“В целом, наемный работник не отвечает за конечный результат, но сам не имеет выбора” -взаимнопротиворечащие условия в одном предложении, если наемный работник не отвечает за результат (не только конечный а любой), то его увольняют. В ряду со студентом-аспирантом-постдоком (все это наемные работники) требования к качеству в процессе выполнения научной работы только растут при уменьшающейся свободе выбора, постдок в разы менее свободен в выборе всего – лаборатории, темы, финансирования, чем студент – который приходит на все готовое и всегда может срулить без последствий для себя и своей карьеры которая еще не началась. А требуют с постдока гораздо больше уже – мотивируя это не только зп, но и проблемами в случае каких либо движений с карьерой, а в 40 лет постдоку уже не получится так легко сменить лабу как студенту в 20.

“А пользующийся свободой должен отвечать за результат” – Denny, вы опять забыли что в науке нет такого понятия как контроль качества, что выражается в невоспроизводимости результатов статей. И отвечать за результата как? Публикацией статьи которая будет интересна трем аспирантам в последующие 10 лет? Пока никто не проверит результат такой статьи печатать можно что угодно, прецедентов полно, и от уважаемых людей в первую очередь.

Denny
Denny
5 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Высокая ответственность постдока – как результат его выборов в бытность студентом и аспирантом. Там была свобода выбирать, а в постдоках приходит время за свой выбор расплачиваться. К сожалению, далеко не все студенты-аспиранты, наслаждающиеся академическими свободами, это понимают. Я как раз об этом.

Контроль качества – другая тема. Здесь важно понимать то, что коли уж я взялся сам выбирать тему, то я и отвечаю за то, чтобы результат позволил продолжать работу (контроль качества здесь просто внешнее условие). Этот принцип не только к науке относится. Это всеобщий принцип: тот, кто принимает решение, должен отвечать за последствия. Если это принцип нарушается в ту или иную сторону (что нередко), последствия плохи.

Алексей Лк
Алексей Лк
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

“Высокая ответственность постдока” — из ответа неясно несет ли ответственность студент-аспирант-постодок за качество своей работы или нет будучи наемным персоналом. И у студента, и у аспиранта свобода выбирать не сильно выше чем у посдока (но все же выше) – во всех трех случаях они работают не над теми темами которые могут быть им интересны – а над теми темами которые им предложены на рынке труда и на которые выделено финансирование. Так что академические свободы студента-аспиранта-постдока не более чем миф, просто степень несвободы разная.

Расплата за выбор постодка – такие слова только отпугнут потенциальных наемных работников. Было бы еще за что расплачиваться – а то ни свобод, ни денег, ни статуса.

“Контроль качества — другая тема. Здесь важно понимать то, что коли уж я взялся сам выбирать тему, то я и отвечаю за то, чтобы результат позволил продолжать работу (контроль качества здесь просто внешнее условие).” – так вы же сами знаете, что для продолжения работы нужно финансирование, а его выделяют только за публикации – тут уж хочешь не хочешь а выложи результат к сроку – при таком подходе достоверность и контроль качества только мешают, так как требуют времени, затрат – и не дают гарантированного подтверждения, ведь контроль качества можно и не пройти – а публиковаться все равно надо. Впрочем это все равно не отменяет того факта что в науке контроля качества нет.

Denny
Denny
5 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Мы о разном. Есть элементарная ответственность работника за качество его работы. И другое дело – ответственность за сделанный выбор.

У студента есть ответственность за работу – изучение тех обязательных курсов, которые ему читают. Проверяется на сессии.

И есть ответственность за его свободный выбор – куда поступать, какую кафедру выбрать, идти в науку или в индустрию. Никто не проверяет, но потом придется расплачиваться. Жаловаться некому.

Я регулярно возражаю тем, у кого проскакивает в явном или неявном виде желание наслаждаться академическими свободами при том, что обеспечение всего этого должен делать кто-то другой. Например, преподаватель читает курс так, как он хочет, но при этом он не горит желанием отвечать за то, как будут мотивированы студенты, будет ли этот курс востребован в их будущей карьере и пр. У него все свободы, а вся ответственность на ком-то другом.

Контроль качества (вернее, его отсутствие) из той же оперы. Людям нравится делать, что они хотят, но не нравится отвечать за востребованность и воспроизводимость. Отсюда столько мусора в публикациях.

Denny
Denny
5 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

О преподавателях. У них, как у любых работников, есть элементарная ответственность за то, чтобы качественно читать свой курс, чтобы студенты могли разобраться и сдать экзамен.

Но речь об академических свободах, о том, чтобы преподаватель мог читать, как хочет. И вот тут он должен нести ответственность за этот свой выбор, за то, чтобы курс был востребован и полезен будущим выпускникам в их работе. Мне так представляется.

Но я не вижу, какую ответственность хотели бы взять на себя радетели академических свобод.

Алексей Лк
Алексей Лк
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

“В целом, наемный работник не отвечает за конечный результат, но сам не имеет выбора”

1) Есть элементарная ответственность работника за качество его работы – значит наемный работник от студента до постдока все же отвечает за свой труд). К слову качественно выполнять лабораторную работу уже большое достижение, на это обычно уходят годы труда – так что о элементарном я бы не рискнул говорить, даже если речь идет о приготовлении буферных растворов (хотя бы разок но все делают однажды неправильно)

“И другое дело — ответственность за сделанный выбор” – вот видите, значит наемный работник все же может что то выбирать, раз несет за это ответственность)

По поводу преподавания – есть классические курсы типа биохимии, и там не развернутся, придется идти по списку – белки, липиды, метаболизм и т.д. А есть спецкурсы – и там преподавателю почти никто не указ, он свободен в своем предмете и его никто не проверит, так как проверять некому. Так что читают спецкурсы как хотят уже сейчас, без оглядки на востребованность. А если говорить о востребованности в общем – то все естественные факультеты нужно сокращать, независимо от того что там читают. Работать то почти негде таким выпускникам.

Denny
Denny
5 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

” есть классические курсы типа биохимии, и там не развернутся, придется идти по списку — белки, липиды, метаболизм и т.д.”

Не согласен. имел с этим дело (не лично). Простой вопрос по классической биохимии. Как читать цикл Кребса? Сколько времени ему уделить? Проблема в том, что биохимия очень большая. Как вообще читать такую тему как белки????

Алексей Лк
Алексей Лк
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

Проблема в том, что биохимия очень большая. Как вообще читать такую тему как белки??? – https://vimeo.com/91160643

Denny
Denny
5 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Не понравилось. Пассажу про серин и треонин просто посмеялся.

Алексей Лк
Алексей Лк
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

А мне понравилось. Вы же понимаете что все субъективно в такой оценке. Тем не менее профессор МГУ Виноградов является одним из самых цитируемых и продуктивных научных сотрудников в МГУ, в одном ряду со Скулачевым который известный биоэнергетик. Так что резюме у Виноградова очень серьезное, и если в деталях там есть что то что вас не устраивает – то в целом курс очень профессиональный.

Denny
Denny
5 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Он действительно блестящий ученый. тут без вопросов. Но нельзя уже читать лекцию по биохимии без презентации. Современный химик должен уметь видеть пространственные структуры молекул и понимать их.

Есть еще много маленьких моментов, которые мне не нравятся. Говоря об аминокислотах, он приводит численные значения их встречаемости в белках. Совершенно бессмысленно.

И я бы не стал фокусировать курс биохимии на метаболизме. Современная биохимия куда больше занимается сигнальными и регуляторными каскадами.

Но не буду спорить, что курс профессиональный.

Denny
Denny
5 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Посмотрел программы курсов биофака МГУ. Вывод неутешительный. Математика, физика, химия даются формально и совершенно не готовят студентов к восприятию материала следующих курсов. В результате этого в курсах биохимии и биофизики лекторы вынуждены повторять азы и тратить на это массу времени в ущерб специальным знаниям.

Алексей Лк
Алексей Лк
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

“Посмотрел программы курсов биофака МГУ. Вывод неутешительный. Математика, физика, химия даются формально и совершенно не готовят студентов к восприятию материала следующих курсов” – c математикой и физикой еще может быть соглашусь, но точно не с химией. Вы видели программу по физической химии и органике – каждый курс читается по два семестра, рассмотрены все основные аспекты – что не так?

” В результате этого в курсах биохимии и биофизики лекторы вынуждены повторять азы и тратить на это массу времени в ущерб специальным знаниям” – и какие же азы органической химии и физхимии повторяют на биохимии? Что то не помнится. Как и на биофизике никто не утруждает себя повторением основ механики и электродинамики, может чуть чуть есть из повторы из физхимии но в приложении к биологии.

Так же напоминаю что курс биохимии читается по лучшему учебнику Ленинджера – этого мало, там есть повторы, этот учебник нельзя понять на основе предшествующего курса органики и физхимии?

Denny
Denny
5 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Я как раз напрягся, посмотрев первые лекции Виноградова. Он рассказывает про аминокислоты, протонирование, стекинг взаимодействие и пр. Неужели к этому моменту студенты этого не знают? Посмотрел программу курса по органической химии и физхимии. И правда, не учили.

Ленинджер – замечательный учебник. Хотя и староватый, в смысле набора примеров, на которых все разбирается. Но это все невозможно читать за один курс. Физические и химические основы должны читаться на первых курсах. А в курсе биохимии надо бы уже разбирать, как это работает в реальных биологических системах. (На правах ИМХО)

Алексей Лк
Алексей Лк
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

“Он рассказывает про аминокислоты, протонирование, стекинг взаимодействие и пр. Неужели к этому моменту студенты этого не знают? Посмотрел программу курса по органической химии и физхимии. И правда, не учили” – не вижу проблемы почему бы не рассказать о таких вещах, тем более лектор с самого начала сказал что есть еще параллельный курс для молекулярщиков – и прослушать желательно оба, так как материала много. Лектор так же сказал что его курс охватывает далеко не все, и то нужно самому много читать, и указал на важность практических семинаров. Важен конечный результат – а он заключается в том что если студент слушал лекции, ходил на семинары и читал внимательно учебник – то он будет понимать биохимию на любом уровне сложности. Программа по биохимии в МГУ такую возможность дает. И не важно что там есть какие то повторы из органики, это погоды не делает.

“Ленинджер — замечательный учебник. Хотя и староватый, в смысле набора примеров, на которых все разбирается” – последнее переводное издание (2011-2015) сделано с оригинала 2008 года, т.е достаточно новое, про открытие новых циклов или гипотез уровня теории Митчела что то не слышно. Примеры не староваты – они классика и основа основ, учебник и должен разбирать примеры на таком уровне (На правах ИМХО).

Александр
Александр
5 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

” Скулачевым который известный биоэнергетик” Г-н Скулачев известный “личный друг” Садовничего. С неограниченными ресурсами.

Александр
Александр
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

“О преподавателях. У них, как у любых работников, есть элементарная ответственность за то, чтобы качественно читать свой курс, чтобы студенты могли разобраться и сдать экзамен.” Видимо Denny к ВУЗам имеет небольшое отношение. Из вышецитированного получается, что это преподаватель на 4 курсе, обязан повторять все что было ранее, а не студент знать

Tony
Tony
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

Denny, насчет соответствующей свободы для студентов в выборе спецкурсов совершенно согласен. Тогда и преподаватели будут больше думать о том, что обучающимся нужно, а не о том, что обучающим легко.
Но давайте оставим исходную формулировку “свобода студентов выбирать темы исследований” и попробуем её развить. Прямо таки такая невероятно широкая свобода? Или выбор по сути между двумя-тремя руководителями с одной кафедры?
Почему бы не позволить студенту выбирать и вуз (или НИИ) для подготовки выпускной работы? Боюсь, тогда возникнут вопросы, почему большинство “свободных” сотрудников актуальные и перспективные темы предложить не могут…

Константин
Константин
5 года (лет) назад

Я уже написал, что документ называется “Magna Charta” – это хартия. Что касается свободы учить и свободы учиться, то следует оговорить, в каком историческом контексте появляются данные свободы, как они соотносятся с обязанностями, к каким результатам привели там, где на них опирались в организации академической (вузовской) деятельности, как это возможно реализовать у нас и к каким возможным последствиям это приведет (имею ввиду как положительные, так и отрицательные – пока). Обо всем сказать не удастся, скажу об одном.Да, действительно, свобода учиться связана со свободой не просто слушать лекции того или иного профессора или переходить от одного к другому, но и со свободой даже посещать или не посещать занятия. Но в конце студент сдает экзамен на соответствующую квалификацию столь строгой комиссии, что это удается не каждому. Но уж если сдал, тебе гарантируется очень многое в профессиональном и социальном статусе. В данном контексте поделюсь опытом одного из европейских вузов – опытом, связанным с бесплатным и платным обучением. Набирают, скажем, 100 обучающихся бесплатно и некоторое количество платных. Прошла сессия, подвели рейтинг. Первые 100 обучаются бесплатно, остальные платно; прошла следующая – процедура повторяется. Примерно к концу четвертого семестра образуются две стабильные группы: обучающихся бесплатно и платно и одна нестабильная группа тех, кто переходит из первой во вторую и обратно. Нет денег – свободен,появятся – приходи продолжать обучение. И все же еще одно: свобода обучать связана с тем, что обучающий сам активно занимается научной работой, не просто репродуцирует, но и производит знание. А в таком случае возникает масса проблем: не все продуцирующие имеют,хотят и любят преподавать, не все репродуцирующие являются бездарными исследователями. Но и все аспекты рабочего времени, о которых все прекрасно знают: количество учебной нагрузки преподавателя (если он хороший преподаватель, а не просто много лет говорящий одно и то же) не дает возможности давать собственные результаты, нужно хотя бы успеть освоить результаты других, чтобы… Подробнее »

Denny
Denny
5 года (лет) назад
В ответ на:  Константин

В моем понимании свобода учить как хочет преподаватель связана прежде всего с ответственностью за то, что курс действительно нужен студентам и будет им полезен в профессиональном смысле. Без этого свобода превращается в безответственное разгильдяйство, когда преподаватель рассказывает студентам то, что интересно лично ему и что ему легко рассказывать.

eugen
eugen
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

“…безответственное разгильдяйство, когда преподаватель рассказывает студентам то, что интересно лично ему и что ему легко рассказывать.”
на правах IMHO: коснусь только спецкурсов. забота университетского начальства приглашать лекторов чей личный интерес (и достижения, т.е. человек должен быть ученым признанным в профессиональной среде) лежит в той науке, которая нужна (в данном университете). Рассматривать университетских преподавателей как наемных работников, задача которых выполнять задания начальства – весьма неадекватная (бюрократическая) точка зрения.

Александр
Александр
5 года (лет) назад
В ответ на:  eugen

“забота университетского начальства приглашать лекторов чей личный интерес (и достижения, т. е. человек должен быть ученым признанным в профессиональной среде) лежит в той науке, которая нужна (в данном университете)” Спецкурсы ведут штатники. Но для “малых” групп студентов. Политика МГУ – убирать приглашенных

Александр
Александр
5 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

90% выпускников МГУ пойдут работать в торговлю или бумажки переносить, им на всех факультетах “курсы по торговле вести?” Хотя, от “делопроизводства” может и будет толк

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 2,00 из 5)
Загрузка...