Об Академии, Московском метрополитене и Мстиславе Келдыше

Лев Зелёный

Лев Зелё­ный

В нача­ле 2016 года Ака­де­мия наук нача­ла длин­ную и, как выяс­ни­лось, по-бюро­кра­ти­че­ски без­на­деж­ную пере­пис­ку с одним из депар­та­мен­тов Пра­ви­тель­ства Моск­вы. Пред­мет ее — уди­ви­тель­ным обра­зом на фоне при­выч­ной повест­ки дня — не был свя­зан ни с иму­ще­ством, ни с финан­са­ми. Вла­ди­мир Фор­тов, тогда пол­но­моч­ный пре­зи­дент Ака­де­мии наук, обра­тил­ся к мэру Моск­вы Сер­гею Собя­ни­ну с пред­ло­же­ни­ем назвать одну из стан­ций мет­ро на стро­я­щем­ся тре­тьем пере­са­доч­ном кон­ту­ре «Пло­ща­дью Кел­ды­ша» в честь пре­зи­ден­та АН СССР Мсти­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча Кел­ды­ша. Это пред­ло­же­ние пони­ма­ния не встре­ти­ло, но и сда­вать­ся, как счи­та­ют ини­ци­а­то­ры пред­ло­же­ния, пока рано.

Эта стан­ция будет нахо­дить­ся под одно­имен­ной пло­ща­дью на пере­се­че­нии улиц Проф­со­юз­ная и Обру­че­ва. Мно­гие чита­те­ли ТрВ-Нау­ка навер­ня­ка зна­ют, что на этом пере­крест­ке нахо­дят­ся Инсти­тут кос­ми­че­ских иссле­до­ва­ний и часть Инсти­ту­та при­клад­ной мате­ма­ти­ки им. М. В. Кел­ды­ша РАН. Обе орга­ни­за­ции кров­ным обра­зом свя­за­ны с лич­но­стью Мсти­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча, кото­рый был пер­вым руко­во­ди­те­лем ИПМ и одним из ини­ци­а­то­ров созда­ния ИКИ как голов­ной ака­де­ми­че­ской орга­ни­за­ции для коор­ди­на­ции про­грам­мы фун­да­мен­таль­ных кос­ми­че­ских иссле­до­ва­ний Совет­ско­го Сою­за.

На январ­ское пись­мо ака­де­ми­ка РАН Вла­ди­ми­ра Фор­то­ва в адрес мэра Моск­вы после­до­вал ответ. Город­ская меж­ве­дом­ствен­ная комис­сия по наиме­но­ва­нию тер­ри­то­ри­аль­ных еди­ниц, улиц, стан­ций мет­ро­по­ли­те­на, орга­ни­за­ций и дру­гих объ­ек­тов горо­да Моск­вы реши­ла, что «назва­ние „Пло­щадь Ака­де­ми­ка Кел­ды­ша“ явля­ет­ся длин­ным трех­слов­ным наиме­но­ва­ни­ем, неудоб­ным для про­из­но­ше­ния и наиме­но­ва­ния», а пото­му пред­ло­же­ние было откло­не­но.

Отку­да взя­лось трех­слов­ное наиме­но­ва­ние, не ясно, так как в пись­ме Фор­то­ва пред­ла­га­лось более корот­кое имя — «Пло­щадь Кел­ды­ша». Так или ина­че, за стан­ци­ей оста­лось имя «Ворон­цов­ская», при­сво­ен­ное ранее [1] по нахо­дя­щим­ся доволь­но дале­ко от нее Ворон­цов­ско­му пар­ку и про­из­вод­ствен­ной зоне «Ворон­цо­во». На пер­спек­тив­ных схе­мах мет­ро мож­но видеть имен­но это назва­ние [2]. Годом откры­тия стан­ции сей­час назы­ва­ют 2019-й. Здесь будет пере­сад­ка на стан­цию мет­ро «Калуж­ская».

Отказ рас­стро­ил, но не обес­ку­ра­жил ини­ци­а­то­ров пере­име­но­ва­ния, в чис­ле кото­рых и автор этой ста­тьи. За пер­вы­ми пись­ма­ми после­до­ва­ли дру­гие — в част­но­сти, пись­мо заме­сти­те­лю мэра Лео­ни­ду Печат­ни­ко­ву и мэру Сер­гею Собя­ни­ну, на этот раз от име­ни ака­де­ми­ка РАН, экс-пре­зи­ден­та Ака­де­мии наук Юрия Оси­по­ва. Обра­ще­ние уче­ных под­дер­жа­ло руко­вод­ство Воз­душ­но-кос­ми­че­ских сил Рос­сии, кос­мо­нав­ты, несколь­ко мате­ри­а­лов появи­лось в СМИ [3, 4, 5].

На обра­ще­ния сле­до­ва­ли отка­зы в повтор­ном рас­смот­ре­нии, под­креп­лен­ные ссыл­кой на при­ня­тое реше­ние и уже назван­ную при­чи­ну. Послед­нее пись­мо в этой пере­пис­ке дати­ро­ва­но маем 2017 года. Нам так и не уда­лось подвиг­нуть выше­на­зван­ную комис­сию даже на пере­смотр вопро­са, так что пока за стан­ци­ей закреп­ле­но ее про­ект­ное назва­ние «Ворон­цов­ская».

Тем не менее я счи­таю, что за назва­ние стан­ции надо бороть­ся. Каза­лось бы, это не самый, мяг­ко гово­ря, акту­аль­ный вопрос перед осен­ним Общим собра­ни­ем Ака­де­мии. Но вспом­ним, что ака­де­мик Мсти­слав Кел­дыш тоже был пре­зи­ден­том Ака­де­мии и одним из самых выда­ю­щих­ся ее руко­во­ди­те­лей в зна­ме­ни­тый «золо­той век оте­че­ствен­ной нау­ки» — 1960–1970-е годы.

Мстислав Келдыш

Мсти­слав Кел­дыш

Бла­го­да­ря его рабо­там был создан ракет­но-ядер­ный щит госу­дар­ства. Мож­но по-раз­но­му отно­сить­ся к поли­ти­ке, но отри­цать зна­че­ние Кел­ды­ша в науч­ном раз­ви­тии нашей стра­ны невоз­мож­но. Я могу гово­рить толь­ко о той части его дея­тель­но­сти, кото­рая бли­же все­го мне, — о кос­ми­че­ских иссле­до­ва­ни­ях, и здесь Мсти­слав Все­во­ло­до­вич в бук­валь­ном смыс­ле сло­ва один из отцов-осно­ва­те­лей. Бла­го­да­ря ему нача­лась мас­штаб­ная про­грам­ма изу­че­ния и осво­е­ния кос­мо­са для фун­да­мен­таль­ной нау­ки; важ­ную роль в этом сыг­ра­ли лич­ные отно­ше­ния Кел­ды­ша и Коро­лё­ва. Имен­но Кел­дыш был назна­чен пред­се­да­те­лем спе­ци­аль­ной комис­сии Пре­зи­ди­у­ма АН СССР по ИСЗ по объ­ек­ту «Д» — пер­во­му науч­но­му искус­ствен­но­му спут­ни­ку Зем­ли (запу­щен как Тре­тий спут­ник 15 мая 1958 года). Прак­ти­че­ски сра­зу после его запус­ка эта комис­сия была пре­об­ра­зо­ва­на в Меж­ве­дом­ствен­ный науч­но-тех­ни­че­ский совет по кос­ми­че­ским иссле­до­ва­ни­ям при Ака­де­мии наук (МНТС по КИ), пред­се­да­те­лем кото­рой так­же был назна­чен Кел­дыш. С это­го момен­та он нес осо­бую ответ­ствен­ность за ход выпол­не­ния кос­ми­че­ской про­грам­мы СССР. Бла­го­да­ря ему в соста­ве АН появи­лись спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные кос­ми­че­ские инсти­ту­ты: Инсти­тут меди­ко-био­ло­ги­че­ских про­блем и наш Инсти­тут кос­ми­че­ских иссле­до­ва­ний.

В непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от пло­ща­ди Кел­ды­ша нахо­дят­ся Инсти­тут про­блем управ­ле­ния РАН и Науч­но-про­из­вод­ствен­ный центр авто­ма­ти­ки и при­бо­ро­стро­е­ния им. Н. А. Пилю­ги­на — веду­щие орга­ни­за­ции в обла­сти кос­мо­са и обо­ро­ны. Непо­сред­ствен­но на пло­ща­ди рас­по­ло­жен Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный архив науч­но-тех­ни­че­ской доку­мен­та­ции, где хра­нят­ся мно­гие доку­мен­ты нача­ла кос­ми­че­ской эры, в том чис­ле архив бли­жай­ше­го сорат­ни­ка Коро­лё­ва — Бори­са Чер­то­ка. Сей­час на стан­ции мет­ро «Калуж­ская» есть неболь­шие баре­лье­фы на тему осво­е­ния кос­мо­са как знак при­зна­тель­но­сти Кон­стан­ти­ну Эду­ар­до­ви­чу Циол­ков­ско­му: здесь про­хо­дит ста­рая доро­га на Калу­гу. (В Калу­ге уче­ный про­жил более поло­ви­ны жиз­ни. — Ред.) «Пло­щадь Кел­ды­ша», как кажет­ся, впи­сы­ва­ет­ся имен­но в этот рай­он вполне орга­нич­но.

Вооб­ще, Калуж­ско-Риж­скую линию мет­ро вполне мож­но назвать «кос­ми­че­ским диа­мет­ром» (Кел­дыш, кста­ти, родил­ся в Риге). Начать его мож­но от Коро­лё­ва — про­длив к ВДНХ и Мемо­ри­аль­но­му музею кос­мо­нав­ти­ки «под раке­той». Далее по той же вет­ке мет­ро сле­ду­ет «Риж­ская», где уста­нов­лен памят­ник созда­те­лям Пер­во­го спут­ни­ка. На «Про­спек­те Мира» нахо­дит­ся зда­ние госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­ции «Рос­кос­мос», на «Ленин­ском про­спек­те» — мону­мент Юрию Гага­ри­ну и пере­сад­ка на стан­цию МЦК «Пло­щадь Гага­ри­на» (пред­ставь­те фор­му­ли­ров­ку: «Назва­ние „Пло­щадь Кос­мо­нав­та Юрия Гага­ри­на“ длин­но и неудоб­но для про­из­не­се­ния»), нако­нец, «Калуж­ская» и «Пло­щадь Кел­ды­ша», а даль­ше — путь в Калу­гу. Кажет­ся, что идея тако­го «кос­ми­че­ско­го диа­мет­ра» может быть весь­ма инте­рес­на с точ­ки зре­ния про­па­ган­ды дости­же­ний оте­че­ствен­ной нау­ки. Жаль, что мос­ков­ские чинов­ни­ки пока не смог­ли раз­гля­деть досто­ин­ства этой идеи, види­мо, из-за неже­ла­ния менять при­ня­тое бумаж­ное реше­ние.

Обид­но и дру­гое. Если раз­гля­ды­вать пер­спек­тив­ную схе­му мет­ро, то мож­но уви­деть очень мно­го фут­боль­ных назва­ний: «Спар­так», «Дина­мо» и «Локо­мо­тив». Как выяс­ня­ет­ся, что­бы утвер­дить про­ект­ное назва­ние одной из новых стан­ций тре­тье­го пере­са­доч­но­го кон­ту­ра «ЦСКА», ока­за­лось доста­точ­но откры­то­го пись­ма фут­боль­ных болель­щи­ков в адрес мэра Моск­вы Сер­гея Собя­ни­на [6]. Обра­ще­ние же уче­ных тако­го эффек­та не возы­ме­ло — может быть, пото­му что оно не было откры­тым?

Что­бы испра­вить это, в ИКИ РАН ини­ци­и­ро­ван сбор под­пи­сей под откры­тым обра­ще­ни­ем к мэру Моск­вы, кото­рое мы пуб­ли­ку­ем на сай­те ИКИ (http://iki.rssi.ru). Всех, кто согла­сен под­дер­жать нашу идею, про­сим напи­сать орга­ни­за­то­рам сбо­ра под­пи­сей в ИКИ РАН по адре­су interecos@gmail.com.

Лев Зелё­ный,
вице-пре­зи­дент РАН, дирек­тор Инсти­ту­та кос­ми­че­ских иссле­до­ва­ний РАН

1. В мос­ков­ском мет­ро появят­ся стан­ции «Стро­мын­ка», «Руб­цов­ская» и «Ворон­цов­ская».

2. См., напри­мер, схе­му на сай­те Ком­плек­са гра­до­стро­и­тель­ной поли­ти­ки и стро­и­тель­ства горо­да Моск­вы.

3. Губа­рев В. Звуч­ней не быва­ет /​/​ Новый втор­ник. 17 фев­ра­ля 2017.

4. Лев Зелё­ный: Потен­ци­аль­ным оби­та­те­лям пла­нет вокруг TRAPIST не поза­ви­ду­ешь /​/​ Запись эфи­ра пере­да­чи «Гам­бург­ский счет», Обще­ствен­ное теле­ви­де­ние Рос­сии. 15 мар­та 2017.

5. Уче­ные про­сят назвать новую стан­цию мос­ков­ско­го мет­ро в честь ака­де­ми­ка Кел­ды­ша /​/​ ТАСС. 6 июля 2017.

6. Если быть точ­ны­ми, то пись­мо болель­щи­ков под­дер­жа­ло уже при­ня­тое реше­ние мос­ков­ско­го пра­ви­тель­ства, см. https://ru.wikipedia.org/wiki/ЦСКА_(станция_метро)#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

5 комментариев

  • aosypov:

    Буль­вар адми­ра­ла Уша­ко­ва
    Буль­вар Дмит­рия Дон­ско­го
    Ули­ца Ака­де­ми­ка Янге­ля
    Биб­лио­те­ка име­ни Лени­на
    Ули­ца 1905 года (про­из­но­сит­ся «Ули­ца девять­сот пято­го года»)

    Дол­бо­клюи.

  • EUgeneUS:

    Опуб­ли­куй­те уже пуб­лич­ный сбор под­пи­сей в интер­не­те.

  • Примитив:

    Вооб­ще, чван­ли­вость наших вла­стей, при­чем всех уров­ней, их высо­ко­мер­ное игно­ри­ро­ва­ние любых ини­ци­а­тив и запро­сов граж­дан и обще­ствен­ных орга­ни­за­ций начи­на­ет доста­вать даже самых тер­пе­ли­вых и дале­ких от поли­ти­ки людей. Часто людей воз­му­ща­ет не сам отказ, а имен­но игно­ри­ро­ва­ние их мне­ния, неже­ла­ние выслу­шать и отве­тить по суще­ству дела. Эта без­мозг­лая пози­ция спо­соб­на на пустом месте вызвать серьез­ное соци­аль­ное недо­воль­ство.

    Под­дер­жать это обра­ще­ние надо, но писать пись­ма на почту неудоб­но – согла­сен с Евге­ни­е­мУС, нужен сбор под­пи­сей в интер­не­те.

  • Лев Мат­ве­е­вич!

    Обра­ти­тесь за под­держ­кой к лёт­чи­кам Рос­сии, их намно­го боль­ше, чем кос­мо­нав­тов и учё­ных. Напом­ни­те им, что ещё до ракет­но-кос­ми­че­ских заслуг у Кел­ды­ша была огром­ная заслу­га перед авиа­ци­ей: он решил про­бле­му флат­те­ра.

    Мой дядя Илья Ильич Хаис окон­чил МАИ в 1936 г., рабо­тал в КБ Поли­кар­по­ва и Мико­я­на. В годы вой­ны – глав­ный инспек­тор по каче­ству Ново­си­бир­ско­го авиа­за­во­да им. Чка­ло­ва. Вот что он мне рас­ска­зал.

    Когда в 30-е гг. ста­ли повы­шать ско­рость до 600 км/​ч, обна­ру­жи­лось явле­ние флат­те­ра: в кор­пу­се начи­на­лась тряс­ка и он раз­ва­ли­вал­ся. Моло­дой тогда Кел­дыш занял­ся этой про­бле­мой и вско­ре при­нёс школь­ную тет­рад­ку, где на 8-ми стра­ни­цах про­бле­ма была реше­на, и наши само­лё­ты поле­те­ли.

    Уве­рен, что лёт­чи­ки горя­чо под­дер­дат Ваше хода­тай­ство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com