Приземление Илона Маска

Илон Маск показывает SpaceX президенту США Бараку Обаме, апрель 2010 года. Фото Bill Ingallseu

Илон Маск пока­зы­ва­ет SpaceX пре­зи­ден­ту США Бара­ку Оба­ме, апрель 2010 года. Фото Bill Ingallseu

Виталий Егоров

Вита­лий Его­ров

Аме­ри­кан­ский пред­при­ни­ма­тель, осно­ва­тель раке­то­стро­и­тель­ной ком­па­нии SpaceX Илон Маск поде­лил­ся обнов­лен­ны­ми пла­на­ми. В них есть несколь­ко отли­чий от ранее озву­чен­ных, а имен­но: отказ от пер­спек­тив­ных тех­но­ло­гий, отсут­ствие боль­ших амби­ций и пере­нос сро­ков воз­мож­но­го поле­та на Марс.

Илон Маск, создав­ший ком­па­нию SpaceX в 2002 году и вывед­ший ее через 15 лет в лиде­ры ком­мер­че­ско­го раке­то­стро­е­ния, про­сла­вил­ся сво­и­ми мар­си­ан­ски­ми устрем­ле­ни­я­ми. Каж­дая тех­но­ло­гия, раз­ра­бо­тан­ная в SpaceX, пози­ци­о­ни­ру­ет­ся как сту­пень к муль­ти­пла­нет­но­му буду­ще­му. Опи­ра­ясь на гос­под­держ­ку и гос­за­ка­зы, ком­па­ния смог­ла раз­ра­бо­тать раке­ту сред­не­го клас­са Falcon 9 и гру­зо­вой кос­ми­че­ский корабль Dragon. На оче­ре­ди — пило­ти­ру­е­мая моди­фи­ка­ция кораб­ля, так­же зака­зан­ная госу­дар­ствен­ным агент­ством NASA.

В отли­чие от боль­шин­ства аме­ри­кан­ских ком­па­ний, рабо­та­ю­щих на гос­за­ка­зах, SpaceX не оста­но­ви­лась на достиг­ну­том и про­дол­жи­ла инве­сти­ро­вать в новые раз­ра­бот­ки. Пер­вой успеш­ной инве­сти­ци­ей ста­ла модер­ни­за­ция раке­ты Falcon 9 из сред­ней в тяже­лую. После это­го SpaceX мог­ла не толь­ко кон­ку­ри­ро­вать на внут­рен­нем рын­ке США с раке­та­ми Atlas V кон­цер­на ULA, но и выве­сти свой про­дукт на меж­ду­на­род­ный рынок.

Там нача­лась жест­кая борь­ба с кон­ку­рен­та­ми в лице евро­пей­ско­го Arianespace с раке­той Arianе 5 и аме­ри­кан­ско­го International Launch Services (далее ILS), кото­рый пред­ла­га­ет услу­ги Рос­кос­мо­са и ГКНПЦ им. М. В. Хру­ни­че­ва с раке­той «Про­тон-М». Тяже­лый Falcon 9 ока­зал­ся весь­ма успеш­ным про­ек­том: он силь­но обо­гнал в деше­визне Atlas V и Arianе 5, прав­да, суще­ствен­но про­иг­ры­ва­ет им в надеж­но­сти; зато «Про­тон-М» ока­зал­ся более лег­ким про­тив­ни­ком: он чуть подо­ро­же и пред­став­ля­ет боль­ший риск для заказ­чи­ков. Бла­го­да­ря серии гром­ких ава­рий с уча­сти­ем «Про­то­на-М», орга­ни­за­ци­он­ным про­бле­мам на ГКНПЦ им. Хру­ни­че­ва, а так­же поли­ти­че­ской конъ­юнк­ту­ре ком­па­ния SpaceX смог­ла за 10 лет прак­ти­че­ски пол­но­стью пере­ма­нить кли­ен­тов ILS и стать одним из лиде­ров рын­ка кос­ми­че­ских запус­ков.

Несмот­ря на успех, SpaceX не удо­вле­тво­ри­лась резуль­та­том. Про­дол­жа­ю­щи­е­ся инве­сти­ции в тех­но­ло­ги­че­ское раз­ви­тие при­но­сят свои пло­ды.

Сле­ду­ю­щее серьез­ное тех­но­ло­ги­че­ское дости­же­ние SpaceX — воз­вра­ще­ние пер­вых сту­пе­ней тяже­лых ракет после осу­ществ­ле­ния орби­таль­ных запус­ков. Реше­ние поз­во­ля­ет сни­зить сто­и­мость выве­де­ния на орби­ту кос­ми­че­ских аппа­ра­тов и кораб­лей, что поз­во­ля­ет повы­сить дохо­ды от госу­дар­ствен­ных и част­ных зака­зов и дает воз­мож­ность дем­пин­га, недо­ступ­но­го кон­ку­рен­там.

Гра­мот­ная мар­ке­тин­го­вая кам­па­ния — идея мно­го­ра­зо­вых ракет, необ­хо­ди­мых для поле­тов на Марс, — при­влек­ла заказ­чи­ков, гото­вых опла­чи­вать рис­ко­ван­ные вто­рич­ные пус­ки с серьез­ной полез­ной нагруз­кой. Бла­го­род­ный мотив помочь достичь Мар­са пере­си­ли­ва­ет страх поте­ри спут­ни­ка. При этом подав­ля­ю­щее боль­шин­ство заказ­чи­ков ракет­ных пус­ков заин­те­ре­со­ва­но исклю­чи­тель­но в око­ло­зем­ной орби­те. В пер­спек­ти­ве, конеч­но, на мно­го­ра­зо­вых раке­тах и до Мар­са добрать­ся лег­че, но пока осво­ен­ная тех­но­ло­гия помо­га­ет Мас­ку пре­успе­вать во вполне зем­ном биз­не­се, не пося­гая на Крас­ную пла­не­ту.

Что же выводить на орбиту?

Илон Маск на саммите 2013 года. Фото Dan Taylor/Heisenberg Media

Илон Маск на сам­ми­те 2013 года. Фото Dan Taylor/​Heisenberg Media

Хотя пре­иму­ще­ства мно­го­ра­зо­во­сти оче­вид­ны, впе­ре­ди мая­чит про­бле­ма, кото­рая оста­нав­ли­ва­ла экс­пе­ри­мен­ты пред­ше­ствен­ни­ков Ило­на Мас­ка, — исто­ще­ние рын­ка. Гру­бо гово­ря, создав 10 ракет, спо­соб­ных совер­шать по 10 пус­ков каж­дая, мы запу­стим все спут­ни­ки, кото­рые про­из­ве­де­ны на Зем­ле, и ракет­но­му заво­ду при­дет­ся про­ста­и­вать в ожи­да­нии новой рабо­ты. Здесь я немно­го утри­рую, но, дей­стви­тель­но, совре­мен­ные потреб­но­сти чело­ве­че­ства в кос­мо­се удо­вле­тво­ря­ют­ся менее чем сот­ней еже­год­ных пус­ков со всех кос­мо­дро­мов.

Ком­мер­че­ский рынок пус­ков дер­жит­ся при­мер­но на 20 запус­ках, кото­рые к тому же еще и сокра­ща­ют­ся: спут­ни­ки ста­но­вят­ся всё надеж­нее и рабо­та­ют всё доль­ше, поэто­му в замене нуж­да­ют­ся всё мень­ше. Это не оста­нав­ли­ва­ет Ило­на Мас­ка, кото­рый все­рьез заду­мы­ва­ет­ся над созда­ни­ем новых рын­ков — мно­го­спут­ни­ко­вых груп­пи­ро­вок и кос­ми­че­ско­го туриз­ма.

Сов­мест­но с Google и рядом вен­чур­ных ком­па­ний SpaceX вкла­ды­ва­ет­ся в раз­ра­бот­ку сети гло­баль­но­го спут­ни­ко­во­го Интер­не­та, кото­рый потре­бу­ет выве­де­ния несколь­ких тысяч (!) око­ло­зем­ных спут­ни­ков на низ­кую орби­ту. Такая рабо­та поз­во­лит надол­го загру­зить раке­то­стро­и­тель­ные мощ­но­сти; напри­мер, кон­ку­ри­ру­ю­щий про­ект OneWeb уже пред­за­ка­зал 20 «Сою­зов» у Рос­кос­мо­са.

Илон Маск с компонентами космического корабля Dragon. Фото Steve Jurvetson (Menlo Park, USA)

Илон Маск с ком­по­нен­та­ми кос­ми­че­ско­го кораб­ля Dragon. Фото Steve Jurvetson (Menlo Park, USA)

Око­ло­зем­ный туризм пока Мас­ка не при­вле­ка­ет, хотя при нали­чии спро­са SpaceX навер­ня­ка смо­жет удо­вле­тво­рить и его. Ком­па­ния гото­ва возить людей сра­зу до око­ло­лун­ной орби­ты. С этой целью кос­ми­че­ский корабль Dragon изна­чаль­но раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся с воз­мож­но­стью воз­вра­ще­ния на Зем­лю со вто­рой кос­ми­че­ской ско­ро­сти. Это оче­ред­ная инве­сти­ция ком­па­нии, кото­рую никто не зака­зы­вал, ведь NASA про­си­ло око­ло­зем­ный корабль.

Запу­стить Dragon к Луне мож­но будет с помо­щью оче­ред­ной раз­ра­бот­ки SpaceX — сверх­тя­же­лой раке­ты Falcon Heavy. Эта раке­та пред­став­ля­ет собой стро­ен­ный Falcon 9, т. е. поз­во­ля­ет исполь­зо­вать мно­го­ра­зо­вые бло­ки, остав­ши­е­ся от оди­ноч­ных пус­ков. В совет­ской тра­ди­ции сверх­тя­же­лы­ми счи­та­лись раке­ты, спо­соб­ные под­ни­мать на низ­кую око­ло­зем­ную орби­ту свы­ше 100 тонн, но мир уже 30 лет живет с раке­та­ми, спо­соб­ны­ми под­ни­мать туда же не боль­ше 30 тонн, так что теперь даже 50 тонн кажут­ся «сверх».

Сего­дня для Falcon Heavy нет нагруз­ки, вос­тре­бо­ван­ной NASA, или Пен­та­го­ном, или ком­мер­че­ским рын­ком. Илон Маск осно­вы­ва­ет свои ожи­да­ния на кла­стер­ных запус­ках по несколь­ку спут­ни­ков, но на всё боль­ше сжи­ма­ю­щем­ся рын­ке под­хо­дя­щую пару нуж­но еще поис­кать. Тут-то на выруч­ку и при­хо­дит лун­ный туризм. Имея деше­вые мно­го­ра­зо­вые ком­по­нен­ты для раке­ты и кос­ми­че­ский корабль, создан­ный по гос­за­ка­зу (а кораб­ли тоже ожи­да­ют­ся мно­го­ра­зо­вые), SpaceX смо­жет назвать цену, при­ем­ле­мую для всех жела­ю­щих повто­рить подвиг Apollo 8.

Тут от дости­же­ний SpaceX мы пере­хо­дим к пла­нам и про­ек­там.

Планы на ближайшее будущее

Пуск Falcon Heavy посто­ян­но откла­ды­ва­ет­ся с 2014 года. Вот сей­час обе­ща­ют, что это слу­чит­ся осе­нью 2017 года, — подо­ждем. Пило­ти­ру­е­мый корабль, созда­ва­е­мый для NASA, тоже пока еще ожи­да­ет­ся и дол­жен поле­теть лишь в 2018 году. В пла­нах, озву­чен­ных Ило­ном Мас­ком, были и дру­гие, уже мар­си­ан­ские про­ек­ты.

Запу­щен­ный раке­той Falcon Heavy бес­пи­лот­ный кос­ми­че­ский корабль Red Dragon дол­жен был осво­ить ракет­ную посад­ку на Крас­ную пла­не­ту. В слу­чае успе­ха это был бы пер­вый мно­го­тон­ный груз, мяг­ко сев­ший на Марс. Пока самым тяже­лым изде­ли­ем чело­ве­че­ских рук, кото­рый бы мяг­ко дости­гал чет­вер­той пла­не­ты, оста­ет­ся 900-кило­грам­мо­вый мар­со­ход Curiosity.

Ракет­ная посад­ка на твер­дый грунт про­ек­ти­ро­ва­лась и для око­ло­зем­но­го пило­ти­ру­е­мо­го Dragon, хотя NASA вполне удо­вле­тво­ря­ло тра­ди­ци­он­ное при­вод­не­ние в Тихом оке­ане. Пуск Red Dragon пред­по­ла­гал­ся «за свой счет» в каче­стве демон­стра­ции тех­но­ло­гии, в то же вре­мя SpaceX недву­смыс­лен­но наме­ка­ла NASA, что с радо­стью доста­вит какую-нибудь науч­ную нагруз­ку на заказ.

Еще более амби­ци­оз­ным, ско­рее даже фан­та­сти­че­ским про­ек­том, пред­став­лен­ным Ило­ном Мас­ком год назад, стал ITS — Interplanetary Transport System. Это ракет­ная систе­ма, спо­соб­ная доста­вить до 100 коло­ни­стов с гру­зом на Марс или обес­пе­чить пило­ти­ру­е­мые поле­ты по Сол­неч­ной систе­ме до орби­ты Сатур­на.

Хотя каж­дый ком­по­нент пред­ла­га­е­мой систе­мы не про­ти­во­ре­чит зако­нам физи­ки и в прин­ци­пе реа­ли­зу­ем, это потре­бо­ва­ло бы ресур­сов, кото­рых пока нет ни у SpaceX, ни у NASA, ни у кого бы то ни было еще на пла­не­те Зем­ля. Несмот­ря на отсут­ствие заказ­чи­ка даже в пер­спек­ти­ве, SpaceX при­сту­пи­ла к реа­ли­за­ции заяв­лен­ных пла­нов, начав с тестов гигант­ско­го ком­по­зит­но­го топ­лив­но­го бака.

Акела промахнулся?

На фоне тех­но­ло­ги­че­ских и ком­мер­че­ских успе­хов ника­кие, даже совер­шен­но нере­аль­ные пла­ны Ило­на Мас­ка не встре­ча­ли оттор­же­ния в СМИ или око­ло­кос­ми­че­ском сооб­ще­стве. Поэто­му, когда он объ­явил о непред­ви­ден­ных про­бле­мах с Falcon Heavy, отка­зе от реак­тив­ной посад­ки Dragon и пол­но­стью от про­ек­та Red Dragon, о пере­смот­ре пла­нов в сто­ро­ну сни­же­ния про­грам­мы ITS, — мно­гие вос­при­ня­ли это как «Аке­ла про­мах­нул­ся».

При­чи­на, конеч­но, не в том, что Маск нако­нец дочи­тал «Раке­ты и люди» Бори­са Чер­то­ка до гла­вы об Н1, и не в том, что «афе­ри­ста» раз­об­ла­чи­ли отваж­ные жур­на­ли­сты одной ракет­ной дер­жа­вы. Более оче­вид­ные при­чи­ны — в биз­не­се.

Ряд инве­сти­ций SpaceX ока­за­лись успеш­ны­ми, вос­тре­бо­ван­ны­ми заказ­чи­ка­ми и сей­час при­но­сят доход: это вло­же­ния в тяже­лую моди­фи­ка­цию раке­ты и мно­го­ра­зо­вость. Инве­сти­ции в Falcon Heavy ока­за­лись явно боль­ше, чем ожи­да­лось, при доволь­но низ­ком инте­ре­се рын­ка. Red Dragon тоже выгля­дел мар­си­ан­ской бла­жью Мас­ка толь­ко в пер­вом при­бли­же­нии: оче­вид­ны его надеж­ды полу­чить зака­зы NASA на иссле­до­ва­ние Мар­са.

Сего­дня нере­шен­ной зада­чей миро­вой кос­мо­нав­ти­ки явля­ет­ся достав­ка на Зем­лю мар­си­ан­ско­го грун­та, и для это­го как раз при­го­ди­лась бы тех­но­ло­гия посад­ки мно­го­тон­но­го устрой­ства. Но у NASA нет бюд­же­тов под эту зада­чу: всё ушло на мар­со­ход MSL 2020, воз­вра­ще­ние кото­ро­го не пред­по­ла­га­ет­ся. К тому же NASA не заин­те­ре­со­ва­но в остав­ле­нии без рабо­ты сво­е­го под­раз­де­ле­ния JPL. На Зем­ле ракет­ная посад­ка тоже не вос­тре­бо­ва­на, поэто­му оче­ви­ден отказ от нее в поль­зу более пер­спек­тив­ных про­ек­тов SpaceX.

Пере­смотр кон­цеп­ции Interplanetary Transport System так­же не удив­ля­ет. Про­ект всё рав­но будет реа­ли­зо­ван не в бли­жай­шем деся­ти­ле­тии, поэто­му пере­смат­ри­вать его при­дет­ся регу­ляр­но, с уче­том осво­ен­ных тех­но­ло­гий и новых мате­ри­а­лов.

Самая боль­шая интри­га на сего­дня — Falcon Heavy. Поле­тит ли? Смо­жет ли SpaceX и этот про­ект пре­вра­тить в ком­мер­че­ский успех? Пока же Илон Маск выра­жа­ет осто­рож­ную надеж­ду, что раке­та хотя бы уйдет со стар­то­во­го сто­ла: его повтор­ный ремонт точ­но не вклю­чен в бюд­жет ком­па­нии.

Вита­лий Его­ров,
попу­ля­ри­за­тор кос­мо­нав­ти­ки, сотруд­ник рос­сий­ской част­ной
кос­ми­че­ской ком­па­нии «Дау­рия Аэро­спейс», автор бло­га zelenyikot
Фото с сай­та wikimedia.org

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

3 комментария

  • Маск в любом слу­чае моло­дец – несет доб­ро в мас­сы, про­гресс в обход кон­сер­ва­тиз­ма. Имен­но такие люди помо­га­ют в вели­ких побе­дах, ина­че мы до сих пор б исполь­зо­ва­ли уголь и паро­вые дви­га­те­ли на теле­гах. Буду­щее за инно­ва­ци­я­ми, и та стра­на, кото­рая пер­вая нач­нет в них вкла­ды­вать­ся достиг­нет наи­боль­ших высот. Увы, но Рос­сия пока заня­та совсем не тем, а вот в США есть все шан­сы на раз­ви­тие новых тех­но­ло­гий, не уди­ви­тель­но, что боль­шин­ство уче­ных стре­мит­ся пере­ехать туда, где их тру­ды вос­тре­бо­ва­ны, а дости­же­ния ценять­ся

  • И:

    Насколь­ко я пони­маю из этой и пары дру­гих пуб­ли­ка­ций, Маск и ком­па­ния пере­хо­дят посте­пен­но от отда­лен­ных и нечет­ких идей к пла­нам и под­сче­ту денег. Я бы ска­зал, что это – праг­ма­ти­ка. Не хочет­ся толь­ко, что­бы Маск совсем рас­те­рял «меч­та­тель­ный» под­ход.

  • Высту­пая в в кон­це сен­тяб­ря Аде­ла­и­де на 68-м кон­грес­се Меж­ду­на­род­ной феде­ра­ции аст­ро­нав­ти­ки, Маск пред­ста­вил про­ект транс­порт­ной систе­мы BFR (Big Falcon Rocket). Она состо­ит из мно­го­ра­зо­вой сверх­тя­же­лой раке­ты и кораб­ля на 120 чело­век и пред­на­зна­че­на для око­ло­зем­ных поле­тов, в част­но­сти, к МКС, запус­ков спут­ни­ков и дру­гих кос­ми­че­ских аппа­ра­тов, а так­же мис­сий на Луну и Марс. На низ­кую опор­ную орби­ту BFR спо­соб­на выве­сти 150 тонн, на первую сту­пень пла­ни­ру­ет­ся уста­но­вить 31 дви­га­тель Raptor.
    Глав­ной целью Маск видит коло­ни­за­цию Мар­са и уже в 2022 году SpaceX при помо­щи BFR отпра­вит туда два гру­зо­ви­ка, а на 2024-й ожи­да­ет­ся сра­зу четы­ре мис­сии, две гру­зо­вые и две пило­ти­ру­е­мые. Маск так­же пред­ло­жил исполь­зо­вать BFR для пас­са­жир­ских рей­сов: полет от Нью-Йор­ка до Шан­хая воз­мо­жен за 39 минут, а до Лон­до­на за 29. Сто­и­мость биле­та будет сопо­ста­ви­ма с тако­вой для Airbus A380.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com