- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Кеннет Кларк: искусство видеть и предсказывать

Ревекка Фрумкина

Ревек­ка Фрум­ки­на

Кен­нет Кларк (Kenneth Clark, 1903–1983) — англий­ский искус­ство­вед и вид­ный дея­тель куль­ту­ры. Широ­кую извест­ность ему при­нес создан­ный на ВВС 13-серий­ный доку­мен­таль­ный фильм «Циви­ли­за­ция» («Civilisation: A Personal View by Kenneth Clark», 1969), в кото­ром автор высту­пил одно­вре­мен­но и как сце­на­рист, и как рас­сказ­чик. Фильм обо­шел мир; кни­га Клар­ка, создан­ная по это­му же сце­на­рию, вышла мил­ли­он­ным тира­жом.

«Циви­ли­за­цию» и сего­дня мож­но посмот­реть на YouTube — что не толь­ко достав­ля­ет непо­сред­ствен­ное удо­воль­ствие, но и поз­во­ля­ет понять исто­рию совре­мен­но­го науч­но-про­све­ти­тель­ско­го теле­ви­де­ния как тако­во­го.

Лорд Кен­нет Кларк был не толь­ко заме­ча­тель­ным искус­ство­ве­дом и исто­ри­ком куль­ту­ры. Без него вооб­ще труд­но пред­ста­вить себе куль­тур­ную исто­рию Вели­ко­бри­та­нии — подоб­но тому как невоз­мож­но помыс­лить Лон­дон без Наци­о­наль­ной гале­реи, Париж без Лув­ра или Петер­бург без Эрми­та­жа.

В недав­но вышед­шей био­гра­фии Клар­ка ее автор Джеймс Сто­ур­тон (James Stourton) опи­сал сво­е­го героя так:

«Это был писа­тель, ценив­ший дей­ствие; уче­ный, кото­рый стал попу­ля­ри­за­то­ром; соци­а­лист, кото­рый жил в соб­ствен­ном зам­ке; <…> роб­кий чело­век, любив­ший чудо­вищ; будучи бес­по­щад­ным он нена­ви­дел кон­фрон­та­цию; на вер­шине успе­ха про­дол­жал счи­тать себя неудач­ни­ком, а при всей сво­ей знат­но­сти и богат­стве любил лимо­над и моро­же­ное».

Кларк не про­сто был зна­то­ком и кол­лек­ци­о­не­ром — он, несо­мнен­но, пони­мал свою рабо­ту как мис­сию. Когда в нача­ле Вто­рой миро­вой вой­ны в Лон­доне была осо­зна­на опас­ность воз­душ­ных атак немец­кой авиа­ции, Кен­нет Кларк обра­тил­ся к пре­мьер-мини­стру Уин­сто­ну Чер­чил­лю с прось­бой обес­пе­чить без­опас­ность сокро­вищ Наци­о­наль­ной гале­реи, дирек­то­ром кото­рой он тогда был.

В резуль­та­те зна­чи­тель­ная часть кар­тин — две тыся­чи поло­тен -была отправ­ле­на на вре­мен­ное хра­не­ние в Уэльс. Одна­ко в опу­стев­ших залах про­дол­жа­лась актив­ная рабо­та: бла­го­да­ря уси­ли­ям дирек­то­ра музея в гале­рее про­хо­ди­ли вре­мен­ные выстав­ки, а так­же днев­ные кон­цер­ты. Осо­бый успех име­ли регу­ляр­ные выстав­ки одной кар­ти­ны, когда после 1943 года часть поло­тен была воз­вра­ще­на из Уэль­са.

Кен­нет Кларк, тем самым, при­дал Наци­о­наль­ной гале­рее сим­во­ли­че­ское зна­че­ние оча­га сопро­тив­ле­ния: Наци­о­наль­ная гале­рея не мог­ла быть закры­та! Днев­ные кон­цер­ты так­же обре­ли сим­во­ли­че­ский смысл — они ста­ли транс­ли­ро­вать­ся по ВВС.

Герой наше­го рас­ска­за писал, что в тяже­лые для стра­ны вре­ме­на потреб­ность в серьез­ной музы­ке и под­лин­ном искус­стве воз­рас­та­ет. Тогда же в полу­пу­стой гале­рее зри­те­лям было пока­за­но бес­цен­ное полот­но -«Вене­ра с зер­ка­лом» Велас­ке­са. Его уви­де­ли 40 тыс. чело­век.

В кни­ге «Циви­ли­за­ция: лич­ный взгляд» (1969) Кларк писал: «Я не могу отде­лить мысль от чув­ства, одна­ко я убеж­ден в том, что имен­но соче­та­ние сло­ва и музы­ки, цве­та и дви­же­ния намно­го силь­нее может рас­ши­рить наш опыт, неже­ли это сде­ла­ло бы одно лишь сло­во. Имен­но поэто­му я верю в воз­мож­но­сти теле­ви­де­ния».

Эта убеж­ден­ность Кен­не­та Клар­ка отра­жа­ла его нова­тор­скую роль в под­хо­де к воз­мож­но­стям не толь­ко теле­ви­де­ния, но вооб­ще искус­ства, в осо­бен­но­сти в тяже­лые для стра­ны вре­ме­на. Через мно­го лет сотруд­ни­ки BBC вспом­нят, что в нача­ле Вто­рой миро­вой они-то пола­га­ли, что сооте­че­ствен­ни­кам преж­де все­го будет нуж­на лег­кая музы­ка!

Кларк родил­ся в бога­той, но отнюдь не ари­сто­кра­ти­че­ской семье, дол­гие годы зани­мав­шей­ся тек­стиль­ным про­из­вод­ством. Его пра­пра­де­душ­ка изоб­рел катуш­ку с хлоп­ча­то­бу­маж­ны­ми нит­ка­ми (cotton spool). Бога­то­му наслед­ни­ку не нуж­но было забо­тить­ся о хле­бе насущ­ном, но всё осталь­ное — зна­ния, вкус, науч­ный авто­ри­тет и вли­я­тель­ность — он заслу­жил сам.

Кларк был люби­мым уче­ни­ком Бер­нар­да Берен­со­на (Bernard Berenson, 1865–1959), круп­ней­ше­го искус­ство­ве­да пер­вой поло­ви­ны ХХ века. Уни­каль­ный интел­лек­ту­аль­ный потен­ци­ал Кларк про­явил доста­точ­но рано, став сна­ча­ла кура­то­ром музея Эшмо­ле­ум (Окс­форд), а в 30 лет — дирек­то­ром Наци­о­наль­ной гале­реи.

13 серий филь­ма «Циви­ли­за­ция» уди­ви­тель­ным обра­зом и сего­дня не поте­ря­ли сво­ей при­тя­га­тель­но­сти для зри­те­ля (см. https://goo.gl/6esIg7).

Ревек­ка Фрум­ки­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи