Заря импрессионизма: Фредерик Базиль

Ревекка Фрумкина

Ревек­ка Фрум­ки­на

Фран­цуз­ский худож­ник Фре­де­рик Базиль (Jean-Frédéric Bazille; 1841–1870) погиб на Фран­ко-прус­ской войне в рас­цве­те сил: с момен­та его при­зна­ния до его гибе­ли про­шло все­го семь лет. Базиль оста­вил око­ло 60 закон­чен­ных работ, кото­рые впер­вые были пока­за­ны пуб­ли­ке на Осен­нем салоне в Пари­же в 1910 году.

Недав­но в музее Орсе в Пари­же состо­я­лась боль­шая выстав­ка Бази­ля. Ее зада­чей было как мож­но более пол­но пока­зать насле­дие худож­ни­ка и очер­тить его место во фран­цуз­ской живо­пи­си — преж­де все­го в ста­нов­ле­нии импрес­си­о­низ­ма. Поэто­му экс­по­зи­ция вклю­ча­ла как рабо­ты стар­ших совре­мен­ни­ков Бази­ля (Дела­круа, Кур­бе), так и кар­ти­ны его дру­зей и кол­лег — Моне, Рену­а­ра, Сислея и др.

 

Автопортрет. 1865–1866

Авто­порт­рет. 1865–1866

Жан-Фре­де­рик Базиль родил­ся в 1841 году в Мон­пе­лье в семье круп­ных зем­ле­вла­дель­цев. Его роди­те­ли были обра­зо­ван­ны­ми людь­ми; сре­ди дру­зей семьи был, в част­но­сти, Аль­фред Брюй­ас (Alfred Bruyas), вла­де­лец зна­чи­тель­ной кол­лек­ции фран­цуз­ской живо­пи­си.

В 1859 году Базиль полу­чил сте­пень бака­лав­ра и наме­ре­вал­ся посвя­тить себя живо­пи­си; роди­те­ли же насто­я­ли на том, что­бы он выбрал меди­ци­ну. Вплоть до 1862 года Базиль мог рисо­вать толь­ко в сво­бод­ное вре­мя. Нако­нец роди­те­ли согла­си­лись на то, что­бы в даль­ней­шем он учил­ся в Пари­же. Это дало Бази­лю воз­мож­ность оста­вить меди­ци­ну и пол­но­стью посвя­тить себя живо­пи­си.

В Пари­же Базиль начал посе­щать мастер­скую извест­но­го худож­ни­ка и педа­го­га Шар­ля Гле­ра (Charles Gleyre), где он позна­ко­мил­ся со сво­и­ми ровес­ни­ка­ми: Рену­а­ром, Сис­ле­ем и Моне. В даль­ней­шем Бази­ля и Моне свя­зы­ва­ли близ­кие дру­же­ские отно­ше­ния; они вме­сте арен­до­ва­ли сту­дию; Базиль помо­гал Моне день­га­ми, как, впро­чем, и дру­гим худож­ни­кам.

Базиль страст­но любил музы­ку; и это было отнюдь не поверх­ност­ное увле­че­ние — он неко­то­рое вре­мя успеш­но учил­ся фор­те­пи­а­но у Габ­ри­е­ля Форе; страсть к музы­ке Базиль раз­де­лял со сво­им дру­гом, музы­кан­том и кол­лек­ци­о­не­ром Эдмо­ном Мэтром (Edmond Maître), порт­рет кото­ро­го он нам оста­вил.

Негритянка с пионами. 1870

Негри­тян­ка с пио­на­ми. 1870

Портрет Эдмона Мэтра. 1869

Порт­рет Эдмо­на Мэт­ра. 1869

Базиль успеш­но рабо­тал в раз­ных жан­рах — это пей­заж, порт­рет, натюр­морт, жан­ро­вые сце­ны. Заме­ча­тель­но его уме­ние пере­да­вать про­стран­ство, све­то­воз­душ­ную сре­ду.

На выстав­ке в музее Орсе сов­ме­ще­ны два спо­со­ба экс­по­зи­ции живо­пи­си — тема­ти­че­ский и хро­но­ло­ги­че­ский. Это поз­во­ля­ет пока­зать рабо­ты Бази­ля вме­сте с рабо­та­ми его зна­ме­ни­тых совре­мен­ни­ков, в том чис­ле стар­ших — Дела­круа, Кур­бе, — и кар­ти­на­ми его дру­зей и ровес­ни­ков — Моне, Рену­а­ра, Мане, Сезан­на, Сислея.

При­ме­ча­тель­на под­го­то­ви­тель­ная рабо­та, про­де­лан­ная орга­ни­за­то­ра­ми. К выстав­ке в музее Орсе были сде­ла­ны по мень­шей мере три доку­мен­таль­ных филь­ма — трех­ми­нут­ный анонс, 10-минут­ное вве­де­ние и подроб­ная часо­вая лек­ция о Бази­ле и его окру­же­нии (всё это доступ­но в Сети). Разу­ме­ет­ся, сна­ча­ла была раз­ра­бо­та­на кон­цеп­ция выстав­ки — заме­тим, зада­ча с неоче­вид­ным реше­ни­ем: попро­буй­те пока­зать вза­и­мо­вли­я­ние внут­ри кру­га авто­ров, дав­но име­ю­щих ста­тус клас­си­ков.

Фильм-лек­ция мне пока­зал­ся очень удач­ным: в нем нет ниче­го лиш­не­го; авто­ры счаст­ли­во избег­ли сен­ти­мен­таль­но­сти, кото­рую пря­мо-таки про­во­ци­ру­ет тра­ги­че­ская судь­ба Бази­ля. Оста­ет­ся неяс­ным, что побу­ди­ло худож­ни­ка запи­сать­ся в кор­пус зуа­вов; извест­но, что погиб он в сра­же­нии при Бон-Ла-Роланд, пыта­ясь защи­тить жен­щин и детей, укры­вав­ших­ся от ата­ки прус­ской армии.

Ревек­ка Фрум­ки­на

Городок. 1868

Горо­док. 1868

Лето. 1869

Лето. 1869

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Один комментарий

  • Andrianov, Igor:

    Я не совсем по теме. Про­сто адрес проф. Фрум­ки­ной мне неиз­ве­стен.

    „Бес­хит­рост­ный роман“, вдох­но­вив­ший несколь­ко
    поко­ле­ний совет­ских уче­ных

    Нам не дано преду­га­дать, как сло­во наше отзо­вет­ся…

    Когда мне было лет 14, в пест­рой биб­лио­те­ке сво­е­го дяди я обна­ру­жил кни­гу Мит­чел­ла Уил­со­на (Mitchell Wilson) «Жизнь во мгле». Труд­но пере­дать, какое впе­чат­ле­ние она на меня про­из­ве­ла! Вот это – жизнь, вот это – насто­я­щее дело для насто­я­ще­го чело­ве­ка! Нече­го и гово­рить, что я нашел и по мно­го раз про­чел дру­гие кни­ги это­го авто­ра – «Брат мой, враг мой», «Встре­ча на дале­ком мери­ди­ане». И в сво­ем мат­клас­се, и в уни­вер­си­те­те я нашел нема­ло таких же пре­дан­ных почи­та­те­лей этих книг. Все же я счи­тал свое впе­чат­ле­ние доста­точ­но уни­каль­ным до тех пор, пока не ста­ли появ­лять­ся инте­рес­ней­шие вос­по­ми­на­ния уче­ных, пока – несколь­ко более стар­ше­го, по отно­ше­нию ко мне, – поко­ле­ния. О том, какую роль сыг­ра­ла кни­га Уил­со­на в их жиз­ни, писа­ли Р.Г.Баранцев, Р.М.Фрумкина, В.И.Бабицкий. Ока­зы­ва­ет­ся, она вдох­но­ви­ла не одно поко­ле­ние совет­ских уче­ных (и не толь­ко уче­ных)! Меж­ду тем, как спра­вед­ли­во отме­ча­ет Фрум­ки­на, эти кни­ги не слиш­ком высо­ких худо­же­ствен­ных досто­инств. Да и в США, как мне дово­ди­лось читать, Уил­сон – мало­из­вест­ный писа­тель. Но она ока­за­лась пра­виль­ной кни­гой в пра­виль­ном месте и попа­ла в резо­нанс с тогдаш­ни­ми настро­е­ни­я­ми в обще­стве. Вера во все­мо­гу­ще­ство нау­ки была все­об­щей, при­чем не толь­ко в совет­ском обще­стве. Как ска­зал мне мой нынеш­ний заве­ду­ю­щий кафед­рой в уни­вер­си­те­те г.Ахен проф. Вай­херт: «Тогда все дума­ли, что нау­ка решит в бли­жай­шее вре­мя все про­бле­мы, в том чис­ле соци­аль­ные. Сей­час насту­пи­ла нега­тив­ная реак­ция на те мало обос­но­ван­ные ожи­да­ния».
    Инте­рес­но, что прак­ти­че­ски одно­вре­мен­но с кни­гой Уил­со­на появи­лась гра­нин­ская «Иду на гро­зу», под­ня­тая на щит офи­ци­аль­ной кри­ти­кой. По ней даже был снят фильм. Но меня она совер­шен­но не «заце­пи­ла», и, как я вижу по вос­по­ми­на­ни­ям, дру­гих тоже.
    Я думаю, что люди, столь впе­чат­лен­ные в моло­до­сти кни­гой Уил­со­на, в любом слу­чае выбра­ли бы науч­ную карье­ру. Но, навер­ное, какой-то вклад в этот выбор «бес­хит­рост­ный роман» (как его оха­рак­те­ри­зо­ва­ла Фрум­ки­на) внес!
    Фрум­ки­на пишет: «Я уве­ре­на, что кни­га, сыг­рав­шая в моем фор­ми­ро­ва­нии такую важ­ную роль, сей­час совер­шен­но забы­та». Пока живы стар­шие поко­ле­ния совет­ских уче­ных, это явно не так!
    А лич­но мне очень при­ят­но, что мое впе­чат­ле­ние от кни­ги Уил­со­на ока­за­лось отнюдь не уни­каль­ным!
    P.S. Толь­ко совсем недав­но понял смысл ори­ги­наль­но­го назва­ния кни­ги. Оно, конеч­но, про­дик­то­ва­но фра­зой вели­ко­го уче­но­го Анри Пуан­ка­ре:
    «Мысль – это толь­ко мол­ния сре­ди бес­ко­неч­но дол­гой ночи, но эта мол­ния – всё».

    Андри­а­нов Игорь Васи­лье­вич,
    про­фес­сор
    Igor_andrianov@hotmail.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com