«Красота в глазах смотрящего» — 4

Про­шед­ше­му мимо розы…
(из Гора­ция)

Ревекка Фрумкина

Ревек­ка Фрум­ки­на

Если вы хоти­те полу­чить удо­воль­ствие от созер­ца­ния гол­ланд­ско­го цве­точ­но­го натюр­мор­та, огра­ничь­те свой пыл раз­гля­ды­ва­ни­ем четы­рех-пяти изоб­ра­же­ний. Даже на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной выстав­ке вам хва­тит одной сте­ны.

В Гол­лан­дии XVII века цве­точ­ный натюр­морт был сво­е­го рода «ярма­роч­ным» искус­ством — в этом жан­ре рабо­та­ли мно­гие худож­ни­ки раз­ной сте­пе­ни ода­рен­но­сти, а изоб­ра­же­ние тюль­па­на сто­и­ло во мно­го раз дешев­ле, неже­ли луко­ви­ца како­го-нибудь незна­ме­ни­то­го сор­та.

Разу­ме­ет­ся, круп­ные худож­ни­ки, писав­шие цве­точ­ные натюр­мор­ты, полу­ча­ли за них нема­лые день­ги. Но ныне осо­бен­но­сти их мастер­ства важ­ны иссле­до­ва­те­лям их живо­пи­си, а не обыч­но­му (даже опыт­но­му) зри­те­лю. Так что луч­ше все­го погру­зить­ся на несколь­ко часов в твор­че­ство кого-то одно­го из них — напри­мер, мож­но сосре­до­то­чить­ся на несколь­ких натюр­мор­тах пре­крас­ной худож­ни­цы Марии ван Остер­вейк (Maria van Oosterwijck, 1630–1693, рис. 1, 2).

Рис. 1. Мария ван Остервейк. Цветы в декоративной вазе

Рис. 1. Мария ван Остер­вейк. Цве­ты в деко­ра­тив­ной вазе

Рис. 2. Мария ван Остервейк. Цветы

Рис. 2. Мария ван Остер­вейк. Цве­ты

Этот мой совет может пока­зать­ся стран­ным: ведь у раз­ных худож­ни­ков есть опре­де­лен­ная спе­ци­фи­ка — и в ком­по­зи­ции, и в выбо­ре пред­ме­тов изоб­ра­же­ния. Рас­суж­дая о цве­точ­ных натюр­мор­тах, нель­зя ска­зать, что одни худож­ни­ки писа­ли толь­ко поле­вые цве­ты, а дру­гие — толь­ко тюль­па­ны. Да и спо­соб аран­жи­ров­ки цве­тов был раз­ным — кро­ме при­выч­ных для нас ваз, цве­ты поме­ща­лись в низ­кую пле­те­ную кор­зин­ку, ино­гда рядом с фрук­та­ми, как это сде­ла­но на извест­ном полотне Бос­хар­та (рис. 3).

Рис. 3. Амброзиус Босхарт-старший (Ambrosius Bosschaert de Oude, 1573–1621). Натюрморт с плетеной корзиной

Рис. 3. Амбро­зи­ус Бос­харт-стар­ший (Ambrosius Bosschaert de Oude, 1573–1621). Натюр­морт с пле­те­ной кор­зи­ной

При этом не ищи­те сре­ди гол­ланд­цев XVII века парал­ле­лей, напри­мер, с Эду­ар­дом Мане, кото­рый, как извест­но, страст­но любил пио­ны и писал их до кон­ца сво­их дней, стре­мясь пере­дать то, что уже в наше вре­мя поэт Нико­лай Забо­лоц­кий назвал «душой цвет­ка». Боль­шин­ство гол­ланд­ских худож­ни­ков XVII века вир­ту­оз­но изоб­ра­жа­ло раз­ные цве­ты и не колеб­лясь поме­ща­ло скром­ные лес­ные акви­ле­гии в одну вазу с бес­цен­ны­ми тюль­па­на­ми.

Напом­ним, что с нату­ры гол­ланд­цы XVII века писа­ли лишь малую часть сво­их «объ­ек­тов»: обыч­но исполь­зо­ва­лись как соб­ствен­ные заго­тов­ки, сде­лан­ные неко­гда в пери­од цве­те­ния или пло­до­но­ше­ния того или ино­го рас­те­ния, так и гра­вю­ры и рисун­ки из извест­ных бота­ни­че­ских атла­сов. Поэто­му неуди­ви­тель­но, что в одном буке­те неред­ко соеди­не­ны рас­те­ния, цве­ту­щие ран­ней вес­ной и, напри­мер, в авгу­сте.

Рис. 4. Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz de Heem, 1606 — 1683/1684). Гирлянда

Рис. 4. Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz de Heem, 1606 — 16831684). Гир­лян­да

Осо­бый вид кар­тин с изоб­ра­же­ни­ем цве­тов в XVII веке состав­ля­ли так назы­ва­е­мые гир­лян­ды. Гир­лян­да — это венок, опле­та­ю­щий основ­ное изоб­ра­же­ние (его чаще все­го писал дру­гой худож­ник). Этим изоб­ра­же­ни­ем мог быть еван­гель­ский или биб­лей­ский сюжет, а так­же порт­рет какой-либо коро­но­ван­ной осо­бы, в дар кото­рой кар­ти­на пред­на­зна­ча­лась.

Ревек­ка Фрум­ки­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *