Выгоним русский язык

Анастасия Серазетдинова
Ана­ста­сия Сера­зет­ди­но­ва

Как часто на про­тя­же­нии уже взрос­лой жиз­ни вам при­хо­дит­ся встав­лять бук­вы в уже гото­вые сло­ва? А осно­ву сло­ва вы выде­ля­е­те? А пост­фикс? Зеле­ны­ми чер­ни­ла­ми? Нет, конеч­но, если вы окон­чи­ли фило­ло­ги­че­ский факуль­тет или линг­ви­сти­че­ский инсти­тут, то вам поло­же­но быть язы­ко­вым пато­ло­го­ана­то­мом. Но если вы инже­нер, эко­но­мист, врач (как у вас с почер­ком, кста­ти?)? Что про­ис­хо­дит с рус­ским язы­ком в шко­ле и поче­му мало кто пони­ма­ет этот, каза­лось бы, с мла­ден­че­ства род­ной пред­мет?

«У наше­го Миши твер­дая чет­вер­ка по рус­ско­му, но, когда он под­пи­сы­ва­ет бабу­ле открыт­ки, ошиб­ки прям валят­ся с листа», «Какой корень в сло­ве „дать“? Мы тут уже всю голо­ву сло­ма­ли, а вре­мя — десять вече­ра» — роди­те­ли не пони­ма­ют: уро­ков рус­ско­го язы­ка в шко­ле предо­ста­точ­но (хотя учи­те­лям всё не хва­та­ет), но ребе­нок к ЕГЭ по пред­ме­ту не готов (наня­ли репе­ти­то­ра), объ­яс­ни­тель­ную напи­сать не в силах, да и тол­ком, без «как бы» и «коро­че», рас­ска­зать о прой­ден­ном дне не может.

Пока рус­ский язык будет суще­ство­вать в рам­ках одно­го каби­не­та — каби­не­та рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры — тол­ку от него будет мало­ва­то. Сре­ди уче­ни­ков блуж­да­ет попу­ляр­ная фра­за: «А вы в лабо­ра­тор­ной тоже ошиб­ки про­ве­ри­те? Мы ведь не на рус­ском!» Пока ребе­нок будет мето­дич­но встав­лять бук­вы в сло­ва соглас­но пра­ви­лам, кото­рые поче­му-то чаще нуж­но учить сло­во в сло­во (и не дай бог ты пере­ска­жешь их по-сво­е­му), рус­ский язык будет осе­дать лишь на запы­лен­ных порт­ре­тах клас­си­ков всё в том же каби­не­те. На мой взгляд, учи­те­лям сло­вес­но­сти уже дав­но пора при­знать, что рус­ский язык — это при­клад­ная дис­ци­пли­на, это инстру­мент, поз­во­ля­ю­щий изу­чать, пости­гать, позна­вать. Не нуж­но воз­во­дить рус­ский язык в абсо­лют, им нуж­но научить поль­зо­вать­ся.

Пре­по­да­ва­тель мето­ди­ки в уни­вер­си­те­те меня не заме­чал, а точ­нее, совсем не вос­при­ни­мал все­рьез то, что я пред­ла­гаю. И не пото­му, что я не зна­ла, как учить рус­ско­му язы­ку детей раз­но­го воз­рас­та и уров­ня под­го­тов­ки (до како­го-то момен­та не зна­ла, конеч­но), а пото­му, что я была не соглас­на с самой пода­чей пре­по­да­ва­ния в шко­ле. Во-пер­вых, когда я была школь­ни­цей, я дол­го не мог­ла понять, что такое при­част­ный обо­рот: куда его надо ста­вить, с какой сто­ро­ны ему нуж­ны запя­туш­ки, что это вооб­ще за кон­струк­ция. Учи­тель пред­по­чи­тал меня не заме­чать тоже. Но как извест­но, после при­част­но­го обо­ро­та в кур­се рус­ско­го язы­ка воз­ни­ка­ет обо­рот дее­при­част­ный. Это была ката­стро­фа все­лен­ско­го мас­шта­ба. Мой пубер­тат­ный пери­од не поз­во­лил дол­го вгры­зать­ся в тему, я отло­жи­ла весь рус­ский язык в сто­рон­ку и дове­ри­лась все­ми люби­мой «при­род­ной гра­мот­но­сти», кото­рой в при­ро­де, как выяс­ни­лось впо­след­ствии, нет. И вот одна­жды, читая пара­граф по физи­ке, скуч­ный и тугой, я заме­ти­ла в тек­сте при­част­ный обо­рот, читая даль­ше, заме­ти­ла дее­при­част­ный, и до меня дошло! Вспом­нив соб­ствен­ный опыт на мето­ди­ке в уни­вер­си­те­те, я про­па­ган­ди­ро­ва­ла (и про­дол­жаю это делать) изу­че­ние рус­ско­го язы­ка через дру­гие пред­ме­ты.

Как это рабо­та­ет. Я про­шу детей при­не­сти на урок учеб­ник по физи­ке (алгеб­ре, гео­мет­рии, био­ло­гии — нуж­ное под­черк­нуть). Мы начи­на­ем читать задан­ные на дом пара­гра­фы, выис­ки­вая отго­лос­ки тех пра­вил, кото­рые нам нуж­ны. Уни­что­жа­ем сра­зу несколь­ких зай­цев — и пара­граф по физи­ке про­чи­та­ли, и рус­ско­му язы­ку при­ме­не­ние в жиз­ни нашли.

Еще я пери­о­ди­че­ски беру тек­сты для дик­тан­тов из Кодек­са саму­ра­ев «Буси­до» (эту идею одна­жды под­смот­ре­ла у Дмит­рия Быко­ва), пото­му что там мно­го запо­ми­на­ю­щих­ся момен­тов, кото­рые отлич­но ложат­ся в голо­ву уче­ни­ку: «Есть пять раз­но­вид­но­стей шпи­о­нов: мест­ные шпи­о­ны, внут­рен­ние шпи­о­ны, двой­ные аген­ты, лож­ные и бег­лые шпи­о­ны» (повто­ри­ли двое­то­чие после обоб­ща­ю­ще­го сло­ва). Сюда же при­бав­ля­ем рас­шиф­ров­ку сло­ва­ми мате­ма­ти­че­ских при­ме­ров («два икс квад­рат плюс игрек рав­но восемь»), сбор кол­лек­ции оши­бок с выве­сок и бил­бор­дов, речь кино­ге­ро­ев — в общем, раз­вле­ка­ем­ся как можем. Зада­ча — выгнать рус­ский язык за пре­де­лы каби­не­та, дети долж­ны понять, кожей почув­ство­вать: язык — это их жизнь.

Ана­ста­сия Сера­зет­ди­но­ва,
учи­тель сло­вес­но­сти

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
7 Цепочка комментария
2 Ответы по цепочке
1 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
7 Авторы комментариев
ЮрийРусский язык | cehov.infoАнастасия СеразетдиноваАлександрЧитатель Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Цокто Жигмытов
Цокто Жигмытов

Ана­ста­сия, воз­мож­но, Вас заин­те­ре­су­ет кни­га А.В.Кравченко «От язы­ко­во­го мифа к био­ло­ги­че­ской реаль­но­сти». Она как мини­мум даст мощ­ную ссы­лоч­ную базу (вклю­чая и зару­беж­ные иссле­до­ва­ния) и фор­му­ли­ров­ки всех тех про­блем, часть из кото­рых вы опи­са­ли. Кни­га доступ­на в интер­не­те, но от себя реко­мен­дую при­об­ре­сти её в бума­ге – уве­рен, она Вам при­го­дит­ся.

Анастасия Серазетдинова
Анастасия Серазетдинова

Бла­го­да­рю Вас, обя­за­тель­но посмот­рю.

Ash
Ash

«На мой взгляд, учи­те­лям сло­вес­но­сти уже дав­но пора при­знать, что рус­ский язык — это при­клад­ная дис­ци­пли­на, это инстру­мент, поз­во­ля­ю­щий изу­чать, пости­гать, позна­вать. Не нуж­но воз­во­дить рус­ский язык в абсо­лют, им нуж­но научить поль­зо­вать­ся.»

Вот точ­но такая же про­бле­ма с мате­ма­ти­кой, толь­ко не у детей, а у взрос­лых, при­чём у таких взрос­лых, кото­рые сами явля­ют­ся про­фес­си­о­наль­ны­ми мате­ма­ти­ка­ми.

Пока пишут ста­тью в науч­ный жур­нал – исполь­зу­ют мате­ма­ти­ку. Вышли из каби­не­та – и как отре­за­ло.

Ходят про­сить день­ги, пишут пети­ции, даже митин­ги соби­ра­ют, толь­ко что ботин­ка­ми не кида­ют­ся. Но при­ме­нить свои про­фес­си­о­наль­ные зна­ния к про­бле­ме – ни-ни. Про­сто какая-то пато­ло­гия.

Aleksey
Aleksey

Заме­тил, что слож­но­сти с изу­че­ни­ем есте­ствен­но­на­уч­ных пред­ме­тов у школь­ни­ков и сту­ден­тов воз­ни­ка­ют по при­чине пол­ной без­гра­мот­но­сти на уровне язы­ка. Они про­сто не могут выхва­тить ту инфор­ма­цию из источ­ни­ка, кото­рая там зало­же­на. Им не понят­ны обо­ро­ты, ввод­ные сло­ва и т.п. Они уме­ют про­из­но­сить текст, но не уме­ют его читать.

Читатель
Читатель

Вер­но. Рус­ский язык необ­хо­дим для того, что­бы решать зада­чи (в общем смыс­ле это­го сло­ва). Что­бы решить зада­чу необ­хо­ди­мо уметь понять смысл напи­сан­но­го (услы­шан­но­го) и уметь вер­но пере­дать смысл сво­е­го реше­ния. Ака­де­мик Вла­ди­мир Ива­но­вич Смир­нов, напри­мер, демон­стри­ру­ет высо­чай­шую куль­ту­ру вла­де­ния рус­ским язы­ком в его «Кур­се выс­шей мате­ма­ти­ки». В шуми­хе вокруг обра­зо­ва­ния мно­го пусто­го. Тот, кто уме­ет решать зада­чи, тот зна­ет и пред­мет и язык. И это всё. И зада­ча толь­ко одна – про­из­вод­ство. Сле­ду­ет вести школь­ни­ков к про­из­вод­ству. Здесь и зна­ния и вос­пи­та­ние отно­ше­ний. Здесь живой инте­рес. Тогда под­ро­сток сам пой­мёт зачем читать Тур­ге­не­ва, Тол­сто­го и Чехо­ва. Натас­ки­вать на отве­тах – чепу­ха. Напро­тив – надо сни­зить поуче­ние. Само­сто­я­тель­ное реше­ние зада­чи – это… Подробнее »

Александр
Александр

Сомне­ва­юсь я что про­бле­ма с язы­ком у школь­ни­ка при­во­дит к затруд­не­ни­ям в пони­ма­нии задач – имхо, эта про­бле­ма у того кто эти зада­чи пишет. если даже взрос­лый чело­век с тру­дом пони­ма­ет что спра­ши­ва­ет­ся в зада­че – это вопрос не к уче­ни­ку а к авто­ру. Мама моя очень жало­ва­лась на каче­ство инструк­ций при­сы­ла­е­мых от началь­ства – быва­ло что всем отде­лом чита­ли и не по разу, что­бы понять что же им хотят ска­зать. сам такое пишу, когда неко­му отре­цен­зи­ро­вать.
я учил­ся по учеб­ни­кам 80х годов, там очень про­стой язык. обо­ро­тов при­част­ных, дее­при­част­ных, не шиб­ко сыпа­ли. их вро­де не стес­нял­ся учеб­ник исто­рии.

Анастасия Серазетдинова
Анастасия Серазетдинова

Мне кажет­ся, нуж­но пом­нить о том (а ино­гда и знать), что взрос­лый чело­век уже не обла­да­ет тем мыш­ле­ни­ем, каким обла­да­ет ребе­нок. Ино­гда зада­чу из учеб­ни­ка 2 клас­са взрос­лых не в состо­я­нии понять, начи­на­ет углуб­лять­ся, путать сво­е­го малы­ша, стресс и все такое, а луч­ше было бы совсем его не тро­гать – ребе­нок спо­со­бен понять и решить сам. Но не все­гда: конеч­но.

trackback
Русский язык | cehov.info

[…] Ана­ста­сия Сера­зет­ди­но­ва, учи­тель сло­вес­но­сти      […]

Юрий
Юрий

Это заме­ча­тель­но, что учи­тель пыта­ет­ся «выгнать» рус­ский язык за пре­де­лы школь­но­го каби­не­та, что­бы уче­ни­ки, как
сле­до­пы­ты, в окру­жа­ю­щем их мире нахо­ди­ли несу­ра­зи­цы и неле­пи­цы на реклам­ных щитах, в диа­ло­гах сери­аль­ных геро­ев, в пере­да­чах на ТВ и т.д., где часто рус­ский язык под­ме­ня­ет­ся сур­ро­га­том. Но без базо­вых зна­ний наход­ки будут ничтож­но малы. А лос­кут­ные вли­ва­ния по зна­чи­мым темам не дадут жела­е­мых резуль­та­тов.
Успе­хов Вам!

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: