Премия за «коктейль» катализаторов

212-059022 августа 2016 года докт. хим. наук, зав. лаб. Института органической химии РАН, профессор химического факультета МГУ, Валентин Анаников был награжден престижной премией Американского химического общества (American Chemical Society, ACS). Она была ему вручена во время симпозиума этого общества, проходившего в г. Филадельфия (США) [1].

Валентин АнаниковПолное название премии – Organometallics Distinguished Author Award Lectureship.

Член-корреспондент РАН, лауреат конкурса мегагрантов СПбГУ Валентин Анаников получил эту награду за обнаружение явления так называемого коктейля катализаторов. «Катализ комплексами и наночастицами металлов — это уникальное явление, которое сейчас повсеместно используется химиками для получения самых важных молекул. С помощью таких реакций происходят все промышленно значимые процессы, начиная от нефтепереработки до получения полимеров и заканчивая такими сложными объектами, как лекарственные препараты», — говорится на сайте ИОХ [2].

Лауреат премии ответил на несколько вопросов ТрВ-Наука.

— Почему Вы стали химиком? Были ли книги, которые увлекли Вас заняться химией?

— Как это ни забавно сейчас вспоминать, но в годы моего детства в начальной школе почти все мальчики мечтали стать космонавтами, а слово «карьера» было чуть ли не ругательным. Желание познавать тайны окружающего мира присутствует всегда, и, поскольку космонавтами стать удается стать далеко не всем, изучение природных явлений дает прекрасную возможность открывать что-то новое, никому до тебя не известное.

В детстве мне очень нравились книги по астрономии, физике и биологии, которые одновременно увлекали и завораживали сложностью предмета и красотой природных закономерностей там, где эти закономерности были изучены. Конечно, чрезвычайно увлекательные книги из серии «занимательные опыты по химии» не могли оставить равнодушными, так как химия дает прекрасную возможность творить новые вещества своими руками.

— Большую ли роль в Вашем становлении как исследователя сыграла школа? Школьные учителя?

— Это хороший вопрос. Насколько себя помню в средней школе, испытывал примерно одинаковый интерес к физике, химии и биологии. И именно неординарные учителя по химии, с которыми мне посчастливилось встретиться, помогли окончательно сформироваться моим интересам, о чем до сих пор ни разу не пожалел.

К химии как предмету и к молекулам как изучаемым объектам можно относиться по-разному. Можно преподавать свод скучных правил и объемный фактический материал на запоминание, что обычно в школе и происходит (неудивительно, что немало школьных выпускников химию недолюбливают и не понимают). А можно рассказывать о том, как молекулы рождаются, живут яркой жизнью, преобразуются в новые более сложные структуры или, наоборот, распадаются на отдельные части. Этакий своеобразный микрокосмос, населенный молекулами и развивающийся по строгим физико-химическим закономерностям.

Искренне увлеченные своим предметом школьные учителя — это большая редкость, а в наши дни так просто уникальное явление, если принять во внимание бюрократический прессинг огромной бумажной работы и неподготовленность проводимых в школах преобразований. Для школьника увлеченный учитель — большая удача, ведь человек, который «горит» жаждой познания изнутри, помогает зажечь это пламя и в других людях.

— Какая научная проблема Вас сейчас увлекает?

— Практически все химические реакции описаны в настоящее время на языке статичных структур, как правило представленных в виде абстрактных формул. Однако современные исследования показывают, что для молекулярных явлений характерна динамическая природа. В частности, в каталитических системах, которые мы изучали, образуется не один тип каталитических активных частиц, а целая серия частиц, обладающих каталитической активностью. Даже если получить и выделить один единственный тип молекул катализатора, то при растворении в среде реакции (большинство реакций органической химии происходит именно в растворах) вновь образуется серия комплексов — мономеров, димеров, кластеров, наночастиц и т. д. Такое явление мы назвали «коктейлем» катализаторов, и этот термин сейчас активно применяется в химических исследованиях. Очень многие из активно используемых в настоящее время в научных лабораториях и в промышленности каталитических систем на самом деле являются коктейлями. Изучение явления динамической природы катализатора и процессов формирования коктейля катализаторов в растворе имеет ключевое значение для создания нового поколения высокоэффективных химических систем.

— Какие проблемы российской науки кажутся Вам наиболее острыми?

— Это очень популярная тема дискуссий последних лет, и многие проблемы уже не раз обсуждались. Тяготит затяжной характер реформирования отечественной науки и неспособность нынешнего руководства четко объяснить, что делается и какой цели нужно добиться. Рядовым научным сотрудникам трудно избавиться от ощущения бессмысленности происходящих в стране преобразований системы науки.

Кроме того, некоторая оторванность нашей науки от мировой. У молодых ученых зачастую нет ощущения, что они находятся на острие научных исследований, нет ощущения конкуренции с передовыми научными лабораториями и нет стремления стать лучшими в своей области.

Впрочем, какими бы ни были проблемы организации науки, это никогда не изменит желания заниматься своим любимым делом и открывать тайны Природы, которых еще осталось великое множество.

Валентин Анаников
Фото с сайта zioc.ru

1. www.organicdivision.org/OM_author_2016

2. zioc.ru/events/news-announcements/2016/acs-award

Связанные статьи

 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий