«Лженаука не висит в воздухе»

Юрий Окуловский

Юрий Окуловский

29 августа 2016 года на Stepic.org открылся курс «Научное мышление» (запись идет на https://stepic.org/course/578). ТрВ-Наука поговорил с его автором Юрием Окуловским, канд. физ. -мат. наук, доцентом кафедры алгебры и дискретной математики Института математики и компьютерных наук УрФУ, о том, зачем был создан этот курс и сложно ли переводить образование на онлайн-рельсы.

— В чем суть Вашего онлайн-курса?

— Если совсем коротко, то этот курс — о современном мире прогресса, технологий и науки, о том, как жить в этом мире, и о том, как не перепутать его с миром манипуляций и лженауки.

Если немного подробнее, то курс состоит из трех частей: как правильно мыслить, как правильно исследовать окружающий мир и каково место науки и мышления в современном мире. Мы говорим понемногу обо всем: о логике, о манипуляциях, о том, как правильно вести дискуссии, как проводить научные эксперименты, где и как нужно искать научную информацию, как отличить науку от лженауки… Причем всё это не абстрактно, а на конкретных примерах: как лично вам случайно не купить «чудо-таблетки», как лично вам провести исследование даже на рабочем месте. Ведь научное мышление — оно не только о звездах и черных дырах, можно научно думать о выкладке товаров на полку, составлении графика уборки офиса, да хоть о планировании летнего отпуска!

— Как Вам пришла в голову идея его создания?

— Эта идея сложилась из множества мелких импульсов, которые случались в основном за время моей работы в университете. Например, один мой коллега, доктор наук и профессор, как-то посоветовал мне в ответ на какую-то проблему посмотреть фильм «Секрет» — это полтора часа повторения идеи о том, что если о чем-то постоянно думать, то это обязательно случится. Посоветовал без всякого сарказма! Помню, он же через некоторое время всем показывал вырезку из «Комсомольской правды», в которой говорилось о том, что ученые научились передавать электричество по одному проводу и поэтому мир вскоре кардинально изменится.

Был еще технический директор крупного завода, который рассказывал об изобретенном в Молдове двигателе с КПД больше 100%… А потом эта тема начала меня просто преследовать: в непосредственной близости от меня появились самые настоящие лжеученые, паразитирующие на грантах с помощью vanity press, какие-то странные люди получили в областном правительстве многомиллионную поддержку на лжеробототехнику… Сейчас, конечно, этого выявляется всё больше и больше: плагиат, найденный Диссернетом, работы о нооскопе, истерика вокруг генно-модифицированных продуктов.

При этом один мой знакомый, рабочий на заводе, у которого не было высшего образования, на вопрос о ГМО сказал что-то вроде: «Я в этом не разбираюсь, ученые, наверное, знают, что делают». Это очень трезвое суждение! Так что дело не в образовании, дело в чем-то еще.

Так и появилась идея об этом «чем-то еще» рассказать. Сначала это была идея о науке и лженауке — но такого материала в Сети очень много. Нужно было сделать что-то большее, и появились подробности: стало понятно, что курсу нужен раздел логики, потому что с классической, не математической логикой тоже у многих проблемы, логика потянула за собой разоблачение манипуляций… Потом, лженаука тоже не висит в воздухе — она связана с потерей людьми уверенности в науке, с разложением, размытием ценности научного знания, с постмодерном, — так появилась и эта часть. В итоге сложился тот курс, который я пару лет читал в университете, а потом решил записать.

Курс «Научное мышление»— Можно ли вообще научить чему-то дистанционно?

— Я думаю, что да. Я сам смотрел множество онлайн-курсов, в том числе, кстати, курс по логике «Think again» — это в то время был самый популярный курс на «Курсере». Он тоже стал импульсом к созданию курса — только более широкого и на русском языке.

Кроме того, это ведь не первый мой онлайн-курс. До него я записал курс по искусственному интеллекту и машинному обучению и еще один — по основам программирования (https://ulearn.azurewebsites.net/). На нашем факультете (Институт математики и компьютерных наук Уральского федерального университета) мы уже два года обучаем людей по модели blended learning: студенты смотрят лекции дома, а потом очно сдают практические занятия.

Так что необходимая инфраструктура для съемки уже была: самодельная студия, программа для монтажа обучающего видео, тоже самодельная — там, оказалось, довольно сильно можно ускорить работу, если программу узко «заточить» под определенную задачу. Хорошо, что у меня есть бэкграунд в программировании и робототехнике, это позволило решить очень многие проблемы.

Конечно, в онлайн-формат удалось уместить не всё. Например, на очных занятиях мы не просто разоблачали те или иные манипуляции, а устраивали некое подобие игры «Что? Где? Когда?». Еще у нас была игра на моделирование научного метода — с экспериментами, с научными гипотезами, дебатами… Что-то из этого в онлайн-формат просто нельзя вместить. Но все-таки гораздо больше того, что уместить удалось, так что этот курс не просто набор видеолекций, он включает и практическую часть: есть и логические задачи, и разоблачение манипуляций. Там же можно познакомиться и с образцами лженауки.

— Основы программирования, искусственный интеллект, робототехника… Как это связано с научным мышлением?

— Почти что никак. Разве что искусственный интеллект немного связан: где искусственный интеллект — там и логика, где логика — там и научный метод. Ну и я все-таки исследователь, так что про то, как работает наука, знаю.

Но действительно, научное мышление, философия для меня скорее хобби. Из тех хобби, в которые человек погружен чуть ли не сильнее, чем в профессию. Материалы курса я готовил очень тщательно: какие-то материалы я адаптировал из других курсов, того же «Think again», какие-то искал в источниках и перерабатывал для курса, консультировался с профессионалами.

Самое сложное было, пожалуй, рассказать о сложных вещах понятно и в то же время с сохранением хоть какой-то строгости. Очень не хотелось бы, чтобы в итоге получилось стандартное сухое бубнение философских терминов, подобное тому, которое у меня у самого в университете было: от этого хотелось уйти в первую очередь.

— Как продумывалась «драматургия» курса?

— О, тут классическая история про «желаю купить дом — но не имею возможности». На «берегу» хотелось очень многого. В курсе, например, очень много примеров — некоторые из них можно было бы проиллюстрировать рисованными мультфильмами. Или, например, вешать на стену за собой портрет философа, идеи которого обсуждаются в данный момент, или реквизит всякий в кадр ставить — самым ходовым предложением была шапочка из фольги. Я собрал небольшой think tank из выпускников курса, думали даже на kickstarter’е открывать проект…

— Но раздумали?

Да. Мне очень трезвую мысль подсказали: у курса в академическом формате узкая аудитория, значит, и денег с широкой аудитории не собрать. Вот если бы это было меньше похоже на лекцию и больше на выпуск «This is хорошо»… В тот момент я четко понял, что не хочу делать аналог «This is хорошо», что университетский курс обойдется и без всей этой мишуры, и начал снимать так, как получилось. По-моему, получилось неплохо.

Юрий Окуловский

Связанные статьи

 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий