- Троицкий вариант — Наука - http://trv-science.ru -

Школа моей мечты

Борис Жуков, научный журналист

Борис Жуков,
научный журналист

Первым делом скажу самое страшное: Школа Моей Мечты — это школа не для всех. «Все» обязаны пройти только программу начальной школы. С которой тоже хорошо бы разобраться, вычистив из нее повторы и методические заскоки и максимально разнообразив «входы», так чтобы пройти ее могли и те, кто еще до нее привык читать для собственного удовольствия, и те, кто не освоил ни одной буквы, — но чтобы при этом они не оказались в одном классе. Но это — отдельный разговор.

Когда школьник более-менее умеет читать, писать от руки и считать в пределах четырех действий арифметики, обязательная программа кончается. Право на бесплатное среднее образование — это именно право, а не обязанность. Школа вправе и должна освобождаться от тех, кто систематически не успевает или вовсе не учится. Тем, кто учиться не может, должны помочь специализированные школы, где каждому будет предложена индивидуальная посильная программа обучения, учитывающая конкретный диагноз и тяжесть состояния.

Те же, кто учиться именно не хочет, могут идти домой. Чем они там займутся — дело их и их семей. Могут, если родители не против, так и валять дурака до самого совершеннолетия (и дальше тоже, но это уже не вопрос школьного образования), а могут идти работать и зарабатывать — законодательство о детском труде должно быть радикально пересмотрено. Главное — чтобы они не мешали тем, кто учится и учит. Впрочем, если попозже — в школьном ли возрасте или уже взрослыми — они захотят все-таки получить образование, такая возможность у них всегда должна быть: право человека на образование не может быть ограничено никаким возрастом. Но это опять-таки уже другой сюжет, мы же вернемся к собственно школе.

Вопрос, чему именно учить, какими именно знаниями должен обладать каждый выпускник школы (и стоящий за ним вопрос — что именно должно быть результатом работы школы), я сейчас обсуждать не буду. Допустим, общество достигло консенсуса по этим вопросам и сформулировало четкий и внятный заказ школе. Я же сейчас говорю о том, как должна быть устроена сама школа — при любом содержании программ.

Прежде всего она должна учить не только разному, но и по-разному. Одним детям легче всего даются логические рассуждения и доказательства, основанные на строгих определениях. Другие даже столь абстрактные понятия, как «число» или «атом», могут представить себе только в виде художественных образов, обладающих формой, цветом, характером. Третьи воспринимают мир в основном через собственные руки и то, что они могут ими сделать, — даже закон Ома для них приобретает смысл лишь после того, как они соберут (и спалят) свои первые электрические схемы. Четвертые… пятые… шестые… Я знаю, что пока даже психологи не договорились, сколько же типов интеллекта есть у человека. Но в идеале у каждого ребенка должна быть возможность познавать мир так, как это удобнее именно ему.

Рис. С. Соколова

Рис. С. Соколова

Вторая важнейшая особенность Школы Моей Мечты — в ней с самого начала и чем дальше, тем больше должна присутствовать возможность и необходимость самостоятельного выбора. Не только и не столько предметов и программ (это все-таки актуально в основном для старших классов), сколько повседневных мелочей: в чем сегодня пойти в школу, что взять в столовой на завтрак (и питаться ли школьными завтраками вообще), какую выбрать тему для сочинения или доклада по биологии и т. п. (Понятно, что это в принципе исключает всякое подобие школьной формы и прочих «дисциплинарных требований», не связанных непосредственно с учебным процессом.)

Выбор должен быть не между плохим и хорошим, а между одним хорошим и другим хорошим, школьник непременно должен делать его сам — и принимать все последствия этого выбора. Выбрал яблоко — так не пускай слюнки, когда одноклассник смачно лопает грушу. Хотел одеться поэкстравагантнее — не обижайся, что все смотрят на тебя как на чучело. Ты выбрал сам.

И наконец, еще одно важнейшее свойство Школы Мечты: деятельность школьника в ней должна быть (точнее — становиться по мере обучения) продуктивной. В том смысле, в котором употребляет этот термин психологическая школа Маслоу: результатом такой деятельности должно быть нечто объективно полезное и потому обладающее ценностью, которая не может быть уничтожена ничьим субъективным мнением — в том числе оценкой, поставленной учителем.

Не важно, что именно это будет — простенькое электронное устройство, компьютерная программа, статья в научном журнале (или какие-нибудь измерения и учеты, которые войдут в такую статью), рассада помидоров или какая-нибудь квалифицированная услуга, вроде ремонта бытовой техники. Важно, чтобы это была не «продукция понарошку», нужная только для получения оценки по соответствующему предмету, а нечто реально полезное. Если говорить совсем грубо — нечто, что в принципе можно (хотя вовсе не обязательно) продать. И школьник, научившийся стабильно делать такие вещи, должен получать за них реальные деньги и иметь право распоряжаться ими по своему усмотрению.

Можно долго перечислять, что еще должно быть в Школе Мечты (и наоборот — чего в ней не должно быть ни в коем случае). Например, помещения, в которых дети могли бы сами, без взрослых, заниматься своими общими делами. Свободный вход и выход в любое время. Продуманные и дифференцированные занятия физкультурой — чтобы толстяки и хиляки не стеснялись своей неуклюжести, а выполняли то, что могут, и получали от этого удовольствие. И, разумеется, никаких «торжественных линеек», ОПК и казенных святилищ — будь то «ленинская комната», школьная часовня или бюст главы государства: школа — место для учебы, а не для индоктринации.

Но каждый пункт в этом списке требует отдельного и большого разговора. Поэтому я ограничусь только указанием на признак, по которому можно опознать Школу Мечты. Для этого надо прийти в любой класс и сказать: «Дети, по техническим причинам завтра школа будет закрыта и приходить в нее не надо, всё равно никого внутрь не пустят». Если это сообщение будет встречено с радостью — значит, это не Школа Мечты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи