Образование в Ираке: беседа со школьным инспектором

Анна Мурадова, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языкознания РАН

Анна Мура­до­ва, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Инсти­ту­та язы­ко­зна­ния РАН

Собы­тия послед­них лет нанес­ли боль­шой удар по интел­лек­ту­аль­но­му потен­ци­а­лу Ира­ка: мно­гие пред­ста­ви­те­ли интел­ли­ген­ции, хоро­шо вла­де­ю­щие ино­стран­ны­ми язы­ка­ми, в поис­ках без­опас­но­сти отправ­ля­ют­ся в более бла­го­по­луч­ные угол­ки пла­не­ты. Одна­ко есть и те, кто оста­ет­ся на родине и дела­ет всё воз­мож­ное для под­дер­жа­ния и раз­ви­тия обра­зо­ва­ния, в том чис­ле на язы­ках этни­че­ских мень­шинств. В 2015 году в Москве, в хра­ме Мат-Марьям Асси­рий­ской церк­ви Восто­ка, мне уда­лось позна­ко­мить­ся с Фари­дом Яку­бом Элиа, инспек­то­ром асси­рий­ских школ на севе­ре Ира­ка. Тихий, спо­кой­ный чело­век с груст­ны­ми гла­за­ми рас­ска­зы­вал о про­бле­мах школь­но­го обра­зо­ва­ния; было вид­но, насколь­ко он увле­чен сво­им делом. За год ситу­а­ция несколь­ко изме­ни­лась, и сего­дня мы вновь бесе­ду­ем на тему школь­но­го и уни­вер­си­тет­ско­го обра­зо­ва­ния в север­ной части Ира­ка.

— Как устро­е­на систе­ма школь­но­го обра­зо­ва­ния в вашем реги­оне?

Фарид Якуб Элиа

Фарид Якуб Элиа

— В Нохад­ре (асси­рий­ское назва­ние обла­сти Дахук на севе­ре Ира­ка близ гра­ни­цы с Тур­ци­ей. — А. М.) систе­ма обу­че­ния поде­ле­на на три сту­пе­ни: эле­мен­тар­ная шко­ла, началь­ная шко­ла, вклю­ча­ю­щая два эта­па, и под­го­то­ви­тель­ные (стар­шие) клас­сы. Все­го школь­ное обу­че­ние длит­ся 12 лет. В реги­оне 34 шко­лы, где пре­по­да­ва­ние всех пред­ме­тов ведет­ся на асси­рий­ском язы­ке на всех сту­пе­нях, в 28 шко­лах пре­по­да­ва­ние на асси­рий­ском ведет­ся на началь­ном эта­пе, в шести — на сред­нем. В целом в Даху­ке в 2015/​2016 учеб­ном году 3340 уча­щих­ся полу­ча­ли обра­зо­ва­ние на род­ном язы­ке, при­чем пре­по­да­ва­ние всех пред­ме­тов велось на асси­рий­ском. 1200 уча­щих­ся в рай­оне Захо и сосед­них насе­лен­ных пунк­тах учат­ся в шко­лах, где все пред­ме­ты пре­по­да­ют­ся на асси­рий­ском, а так­же на курд­ском. В этом учеб­ном году у нас было 480 пре­по­да­ва­те­лей.

В 2015/​2016 году мы столк­ну­лись с про­бле­мой нехват­ки учи­те­лей, да и чис­ло уча­щих­ся замет­но сокра­ти­лось. Это свя­за­но с тяже­лы­ми усло­ви­я­ми жиз­ни пред­ста­ви­те­лей наше­го наро­да: жите­ли Нине­вий­ской рав­ни­ны поки­ну­ли свои дома, пре­сле­ду­е­мые тер­ро­ри­ста­ми ДАЕШ (ИГИЛ)*. Это не мог­ло не ска­зать­ся на систе­ме обра­зо­ва­ния, как и на всех соци­аль­ных инсти­ту­тах. Мно­гие семьи эми­гри­ро­ва­ли, за счет это­го мы лиши­лись мно­гих уче­ни­ков и пре­по­да­ва­те­лей.

— Какие школь­ные пред­ме­ты пре­по­да­ют­ся на асси­рий­ском язы­ке?

— На всех сту­пе­нях обу­че­ния ведет­ся пре­по­да­ва­ние асси­рий­ско­го язы­ка, начи­ная с само­го пер­во­го клас­са (базо­вый курс), а в стар­ших клас­сах на род­ном язы­ке ведет­ся пре­по­да­ва­ние всех пред­ме­тов, вклю­чая точ­ные нау­ки и лите­ра­ту­ру. При этом в асси­рий­ских шко­лах пре­по­да­ют­ся араб­ский, англий­ский и курд­ский язы­ки.

210-0032

— Как гото­вят учи­те­лей?

— Под­го­тов­ка учи­те­лей для асси­рий­ских школ — дело непро­стое, тре­бу­ю­щее боль­ших уси­лий. Всё упи­ра­ет­ся в осо­бен­но­сти уни­вер­си­тет­ской под­го­тов­ки. В наших уни­вер­си­те­тах явно недо­ста­точ­но ком­пе­тент­ных спе­ци­а­ли­стов по совре­мен­но­му асси­рий­ско­му язы­ку и лите­ра­ту­ре. Как в таких усло­ви­ях гото­вить кад­ры для наших школ? Одна­ко у нас ведет­ся иссле­до­ва­тель­ская рабо­та в обла­сти асси­рий­ско­го язы­ка, под­дер­жи­ва­е­мая непо­сред­ствен­но Куль­тур­ным цен­тром при Бла­го­тво­ри­тель­ном асси­рий­ском коми­те­те (Assyrian Charity Commission). При нем так­же еже­год­но объ­яв­ля­ет­ся набор на кур­сы род­но­го язы­ка для начи­на­ю­щих, рас­счи­тан­ные на выпуск­ни­ков уни­вер­си­те­тов, полу­чив­ших обра­зо­ва­ние на араб­ском язы­ке. Это обу­че­ние наце­ле­но на под­го­тов­ку не толь­ко пре­по­да­ва­те­лей, но и иссле­до­ва­те­лей и при­зва­но допол­нить уни­вер­си­тет­ское обра­зо­ва­ние. Жела­ю­щие сфо­ку­си­ро­вать­ся на науч­но-иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти могут исполь­зо­вать эти кур­сы как допол­ни­тель­ный цикл обра­зо­ва­ния по спе­ци­аль­но­сти.

— Ситу­а­ция сей­час дале­ко не про­стая. Навер­ня­ка вы име­е­те дело с мас­сой труд­но­стей при орга­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са…

— Я бы ска­зал, что у нас, на севе­ре стра­ны, суще­ству­ют две основ­ные труд­но­сти. Пер­вая — это под­ход к пре­по­да­ва­нию неко­то­рых пред­ме­тов, не отли­ча­ю­щий­ся науч­но­стью. Вла­сти на уровне про­вин­ции утвер­жда­ют про­грам­мы обу­че­ния исхо­дя из сво­их инте­ре­сов. Пре­по­да­ва­ние исто­рии, напри­мер, ведет­ся весь­ма одно­бо­ко: оно фоку­си­ру­ет­ся на исто­рии кур­дов, а наш народ, сыг­рав­ший очень важ­ную роль в про­шлом стра­ны и фак­ти­че­ски явля­ю­щий­ся ее сим­во­лом, упо­ми­на­ет­ся крайне ред­ко, несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные жало­бы и тре­бо­ва­ния влю­чить в учеб­ни­ки исто­рии пара­гра­фы, посвя­щен­ные асси­рий­цам. Вто­рая труд­ность, как вид­но из тех же учеб­ни­ков исто­рии, -это пред­взя­тость в опи­са­нии вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду наро­да­ми. Хотя, навер­ное, собы­тия новей­шей исто­рии опи­сы­вать непред­взя­то и не полу­чит­ся. Вза­и­мо­от­но­ше­ния меж­ду асси­рий­ца­ми и кур­да­ми все­гда были непро­сты­ми, и само упо­ми­на­ние неко­то­рых исто­ри­че­ских лич­но­стей, таких как курд­ский пред­во­ди­тель Сим­ко, чье имя ста­ло для нас сим­во­лом пре­да­тель­ства, не спо­соб­ству­ет под­дер­жа­нию дру­же­ских доб­ро­со­сед­ских отно­ше­ний меж­ду наши­ми наро­да­ми. (Исма­ил Ага Сим­ко, 1887–1930, курд­ский вождь пле­ме­ни шакак, поли­ти­че­ский дея­тель, участ­во­вав­ший в истреб­ле­нии асси­рий­цев во вре­мя Пер­вой миро­вой вой­ны, в 1918 году совер­шил поку­ше­ние на пат­ри­ар­ха Асси­рий­ской церк­ви Восто­ка Бенья­ми­на Мар Шиму­на, при­быв­ше­го к нему в дом для мир­ных пере­го­во­ров. — А. М.)

Суще­ству­ют слож­но­сти дру­го­го поряд­ка: это нехват­ка обо­ру­до­ва­ния и про­бле­мы с выде­ле­ни­ем транс­пор­та, для того что­бы достав­лять уча­щих­ся в шко­лы из мно­го­чис­лен­ных, раз­бро­сан­ных по боль­шой тер­ри­то­рии асси­рий­ских сел. К сожа­ле­нию, у нас нет воз­мож­но­сти откры­вать асси­рий­ские шко­лы в каж­дом насе­лен­ном пунк­те, учи­ты­вая острую нехват­ку учи­те­лей и обслу­жи­ва­ю­ще­го пер­со­на­ла. Мы вынуж­де­ны дей­ство­вать сле­ду­ю­щим обра­зом: откры­вать одну шко­лу на несколь­ко насе­лен­ных пунк­тов и еже­днев­но отво­зить в нее уча­щих­ся из раз­ных сёл в школь­ном авто­бу­се. Разу­ме­ет­ся, на школь­ный транс­порт нуж­ны день­ги, кто-то дол­жен покры­вать эти рас­хо­ды, а так­же выпла­чи­вать зара­бот­ную пла­ту учи­те­лям и школь­но­му пер­со­на­лу, опла­чи­вать изда­ние учеб­ни­ков, изго­тов­ле­ние нагляд­ных посо­бий и мно­же­ство про­чих необ­хо­ди­мых для нор­маль­ной рабо­ты шко­лы вещей. Асси­рий­ский бла­го­тво­ри­тел­ный коми­тет (Assyrian Charity Commission) по воз­мож­но­сти ста­ра­ет­ся пол­но­стью опла­чи­вать всё то, что я пере­чис­лил выше.

В куль­тур­ном плане сей­час ситу­а­ция так­же непро­стая. Наши уче­ни­ки, осо­бен­но те, кто про­жи­ва­ет в Анка­ве (асси­рий­ский при­го­род Эрби­ля, сто­ли­цы Ирак­ско­го Кур­ди­ста­на. — А. М.), Шакла­ве и Захо, часто про­хо­дят обу­че­ние на курд­ском язы­ке, а это при­во­дит к тому, что не уде­ля­ет­ся доста­точ­но­го вни­ма­ния не толь­ко род­но­му язы­ку, но и рели­ги­оз­ной и куль­тур­ной состав­ля­ю­щей. Полу­ча­ет­ся, что часть моло­де­жи про­хо­дит обу­че­ние в рам­ках асси­рий­ской куль­ту­ры, а часть ока­зы­ва­ет­ся вне это­го кон­тек­ста. Это сове­ре­шен­но не спо­соб­ству­ет спло­чен­но­сти нашей моло­де­жи, и чем обер­нет­ся в буду­щем такой рас­кол, преду­га­дать слож­но.

210-0034

— А како­ва ситу­а­ция на уровне уни­вер­си­те­тов?

— А вот здесь нам есть чем похва­лить­ся. Успех наших выпуск­ни­ков в уни­вер­си­те­тах гово­рит о том, что обу­че­ние в асси­рий­ских шко­лах дает весь­ма хоро­шие резуль­та­ты. Несмот­ря на то что орга­ни­за­ция учеб­но­го про­цес­са изна­чаль­но сопро­вож­да­лась мас­сой дис­кус­сий и скеп­ти­че­ских заме­ча­ний по пово­ду буду­ще­го наших уче­ни­ков, мы очень доволь­ны резуль­та­том. Суди­те сами: выпуск­ни­ки асси­рий­ских школ без осо­бо­го тру­да ста­ли сту­ден­та­ми семи уни­вер­си­те­тов и учат­ся бле­стя­ще. Боль­ше того, наши выпуск­ни­ки с лег­ко­стью осва­и­ва­ют уни­вер­си­тет­скую про­грам­му и не испы­ты­ва­ют, в отли­чие от мно­гих дру­гих, язы­ко­вых труд­но­стей, а ведь пре­по­да­ва­ние мно­гих пред­ме­тов у нас в уни­вер­си­те­тах ведет­ся на англий­ском язы­ке. Во вре­мя обу­че­ния в выс­шем учеб­ном заве­де­нии сту­ден­ту нуж­но сдать восемь сес­сий, и у выпуск­ни­ков асси­рий­ских школ прак­ти­че­ски не воз­ни­ка­ет слож­но­стей на экза­ме­нах. Я объ­яс­няю это высо­ки­ми тре­бо­ва­ни­я­ми наших школ и доволь­но слож­ной про­грам­мой, куда вхо­дят базо­вые науч­ные зна­ния. Наш язык очень хоро­шо при­спо­соб­лен для пере­да­чи науч­ных зна­ний, у нас в этом плане бога­тая исто­ри­че­ская тра­ди­ция. Наши шко­лы суще­ству­ют уже 24 года, и за это вре­мя мы под­го­то­ви­ли боль­шое коли­че­ство сту­ден­тов, кото­рые, окон­чив уни­вер­си­те­ты, либо сами ста­ли пре­по­да­ва­те­ля­ми или адми­ни­стра­то­ра­ми школ, либо выбра­ли пре­стиж­ные про­фес­сии: врач, фар­ма­цевт и так далее. Мно­гие из них не оста­но­ви­лись на полу­че­нии уни­вер­си­тет­ско­го дипло­ма и про­дол­жи­ли обу­че­ние в аспи­ран­ту­ре, защи­ти­ли дис­сер­та­ции.

— Это очень раду­ет. А каким Вы види­те буду­щее асси­рий­ско­го язы­ка в XXI веке?

— Мы очень зави­сим от теку­щих изме­не­ний в поли­ти­че­ской ситу­а­ции. Сей­час речь идет о сохра­не­нии наше­го наро­да как тако­во­го на нашей исто­ри­че­кой родине. Но это не отме­ня­ет рабо­ту над под­дер­жа­ни­ем асси­рий­ско­го язы­ка и даль­ней­шим раз­ви­ти­ем нашей куль­ту­ры, кото­рые долж­ны не толь­ко сохра­нять­ся, но и эво­лю­ци­о­ни­ро­вать. Понят­но, что язык не может суще­ство­вать сам по себе, без наро­да. Мно­гие настро­е­ны кри­ти­че­ски: мол, мы зря этим зани­ма­ем­ся, пре­одо­ле­ва­ем труд­но­сти, пыта­ясь под­нять пре­по­да­ва­ние язы­ка до того уров­ня, кото­рый сами счи­та­ем при­ем­ле­мым.

Сохра­не­ние язы­ка и дости­же­ние опре­де­лен­но­го линг­ви­сти­че­ско­го балан­са немыс­ли­мо без долж­но­го уров­ня науч­но-исле­до­ва­тель­ской рабо­ты, преж­де все­го линг­ви­сти­че­ской. При­чем такая рабо­та долж­на вестись не на реги­о­наль­ном, а на меж­ду­на­род­ном уровне. Я гово­рю о созда­нии сло­ва­рей, где в чис­ле про­че­го содер­жа­лись бы совре­мен­ные науч­ные тер­ми­ны, о посто­я­ной рабо­те над созда­ни­ем совре­мен­но­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, язы­ка прес­сы — ведь на асси­рий­ском язы­ке изда­ют­ся газе­ты, жур­на­лы, печа­та­ют­ся кни­ги. Нам тре­бу­ют­ся боль­шие уси­лия линг­ви­стов для созда­ния совре­мен­ной лите­ра­тур­ной нор­мы, нор­мы пись­мен­но­го язы­ка, кото­рая бы под­дер­жи­ва­ла наш язык, раз­ви­ва­ла его, не давая утра­тить рав­но­ве­сие.

210-0033

— А какие еще меры мог­ли бы укре­пить пози­ции асси­рий­ско­го язы­ка, осо­бен­но в моло­деж­ной сре­де?

— Сей­час ситу­а­ция тако­ва, что язык необ­хо­ди­мо под­дер­жи­вать по все­му миру, куда бы судь­ба ни забро­си­ла асси­рий­цев. Необ­хо­ди­мо, что­бы дети не толь­ко слы­ша­ли и выучи­ва­ли асси­рий­ский язык дома, но и име­ли доступ к школь­но­му обра­зо­ва­нию на нашем язы­ке, даже если они про­жи­ва­ют на новой родине. Хоро­шо было бы сосре­до­то­чить­ся и на раз­ра­бот­ке новой мето­ди­ки пре­по­да­ва­ния: она поз­во­лит воз­ро­дить ста­рые пла­сты лек­си­ки, в том чис­ле сло­ва для обо­зна­че­ния абстракт­ных поня­тий, поз­во­ля­ю­щие созда­вать новые науч­ные тер­ми­ны, а так­же создать общий для всех диа­лек­тов вари­ант язы­ка, кото­рый бы пре­по­да­вал­ся во всех асси­рий­ских шко­лах по все­му миру. Повто­ряю, для это­го необ­хо­ди­ма серьез­ная науч­но-иссле­до­ва­тель­ская рабо­та во всех стра­нах с уча­сти­ем не толь­ко линг­ви­стов, но и лите­ра­ту­ро­ве­дов и мето­ди­стов. Ведь сей­час необ­хо­ди­мо избав­лять­ся от дроб­ле­ния язы­ка на диа­лек­ты, кото­рые меша­ют вза­и­мо­по­ни­маю гово­ря­щих на нашем язы­ке, создать некий усред­нен­ный вари­ант раз­го­вор­но­го язы­ка, кото­рый бы и стал язы­ком нашей нации, язы­ком куль­ту­ры, транс­ли­ро­вал­ся бы в СМИ. Гово­ря это, я опи­ра­юсь на мно­го­лет­ний опыт успеш­ной рабо­ты. Суще­ство­ва­ние еди­ной мето­ди­ки пре­по­да­ва­ния язы­ка, на мой взгляд, — это един­ствен­ное сред­ство пере­ки­нуть мостик в буду­щее, пере­дать язык сле­ду­ю­щим поко­ле­ни­ям.

… Перед моим внут­рен­ним взо­ром вста­ет кар­ти­на: утро в асси­рий­ской деревне в окрест­но­стях горо­да Захо, сире­не­вое небо, на тра­ве роса. Све­же­умы­тые и глад­ко при­че­сан­ные дети отправ­ля­ют­ся по утоп­тан­ной тро­пин­ке в шко­лу. За спи­ной — яркие рюк­зач­ки с над­пи­сью UNISEF, кото­рые раз­да­ва­ли, види­мо, всем детям-бежен­цам. Роди­те­ли смот­рят им вслед. Та же кар­ти­на в Анка­ве: дети перед ухо­дом в асси­рий­скую шко­лу по оче­ре­ди жела­ют хоро­ше­го дня мно­го­чис­лен­ным род­ствен­ни­кам. Очень хочет­ся наде­ять­ся, что их ждет успеш­ное буду­щее…

Фото предо­став­ле­ны Фари­дом Элиа


* Дея­тель­ность орга­ни­за­ции на тер­ри­то­рии Рос­сии запре­ще­на реше­ни­ем Вер­хов­но­го Суда РФ от 29 декаб­ря 2014 года. — Ред.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

17 комментариев

  • Борис:

    ува­жа­е­мая Анна Мура­до­ва, Вы пиши­те инспек­тор асси­рий­ских школ на севе­ре Ира­ка.
    Ска­жи­те пожа­луй­ста, это, что за такая долж­ность? Как назы­ва­ет­ся дей­стви­тель­ная долж­ность это­го инспек­то­ра?

    К ваше­му све­де­нию такой долж­но­сти нет и не было, если о чём то пиши­те нуж­но писать кор­рек­то­но а не вво­дить в заблуж­де­ние чита­те­лей,
    он может быть инспек­то­ром школ или в Реги­оне Кур­ди­стан или в Мосу­ле, так где он рабо­та­ет, и в каком мини­стер­стве?

    Если Вам тяже­ло про­из­не­сти его насто­я­щую долж­ность и место где он рабо­та­ет толь­ко пото­му, что это Кур­ди­стан кста­ти офи­ци­аль­но при­знан­ный Реги­он в том чис­ле и в кон­сти­ту­ции Ира­ка, в скоб­ках мож­но при­пи­сать (быв­шая тер­ри­то­рия асси­рий­цев) навер­ное это было бы хоть понят­но Вы ведь в любом слу­чае высту­па­е­те в дан­ном слу­чае не как иссле­до­ва­тель, а про­сто как асси­рий­ский дея­тель.

  • Анна Мурадова:

    Мой ком­мен­та­рий, види­мо, не отпра­вил­ся, поэто­му пишу зано­во, изви­ни­те, ели повтор.
    Борис, про­шу Васне при­пи­сы­вать мне при­ду­ман­ные Вами труд­но­сти в про­из­но­ше­нии и в чем бы то ни было. Дис­ку­ти­ро­вать с Вами в оче­ред­ной раз по одно­му и тому же пово­ду не буду.
    Теперь по суще­ству. Речь идет о шко­лах в Доху­ке и его окрест­но­стых (как, на мой взгляд доволь­но явно сле­ду­ет из тек­ста). Если Вас инте­ре­су­ет кон­крет­но лич­ность, долж­ность и дея­тель­ность Фари­да Яку­ба Элиа, то Вы може­те свя­затся с ним лич­но (у него есть стра­нич­ка на Фейс­бу­ке, вы може­те с ним пере­пи­сы­вать­ся на англий­ском, если он согла­сит­ся на это). Я могу так­же пере­дать ему Ваши вопро­сы, выло­жить здесь пере­вод отве­тов на рус­ском язы­ке. Если адми­ни­стра­ция сай­та поз­во­лит тут дис­кус­сии на англий­ском язы­ке, то могу попро­сить его лич­но напи­стаь сюда.
    Теперь о мини­стер­ских дож­но­стях. Насколь­ко мне извест­но (могу уточ­нить), асси­рий­ские шко­лы кури­ру­ют обще­ствен­ные орга­ни­за­ции, и для того, что­бы инспек­ти­ро­ать эти шко­лы не обя­за­тель­но быть мини­стер­ским чинов­ни­ком. Это обыч­ная прак­ти­ка во мно­гих госу­дар­ствах, где суще­ствую мино­ри­тар­ные язы­ки, я пис­ла о шко­лах Diwan в Бре­та­ни, там ини­ци­а­ти­ва созда­ния школ на мино­ри­тар­ном язы­ке и всё их обес­пе­че­ние шло от обе­щствен­ных орга­ни­за­ций, а не от Мини­стер­ства Обра­зо­ва­ния Фран­ции. Опять же из тек­ста доволь­но явно сле­ду­ет, что суще­ствен­ная часть финан­си­ро­ва­ния школ осу­жеств­ля­ет­ся бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ци­ей. И это тоже обыч­ная прак­ти­ка во мно­гих стра­нах.

  • Борис:

    Не вво­ди­те людей в заблуж­де­ния, в любом слу­чае его долж­ность не инспек­тор север­но­го Ира­ка, при чём тут финан­си­ро­ва­ние и т.д. если он инспек­тор пола­гаю он рабо­та­ет в мини­стер­стве обра­зо­ва­ния. Или в мини­стер­стве обр Ира­ка или в мини­стер­стве обр Кур­ди­ста­на. Так в каком мини­стер­стве?
    мне не нуж­но у него спра­ши­вать я то знаю где он рабо­та­ет если он офи­ци­аль­ное упол­но­мо­чен­ное долж­ност­ное лицо инспек­тор.

    Ещё один вопрос, есть ли шко­лы асси­рий­ские вне Реги­о­на Кур­ди­стан?
    когда вы гово­ри­те север­ный Ирак может это Мосул?

    Дохук в насто­я­щее вре­мя это для вас север­ный Ирак? Он вро­де отно­сит­ся к реги­о­ну Кур­ди­стан в кото­ром даже духа ирак­ско­го нет.
    Я вам ниче­го не при­пи­сы­ваю, вы не назы­ва­е­те вещи сво­и­ми име­на­ми, Север­ный Ирак, про­сто смеш­но читать.
    так я не понял вооб­ще на тер­ри­то­рии Ира­ка есть Кур­ди­стан или нет?

  • Анна Мурадова:

    Борис, какие асси­рий­ские шко­лы в Мосу­ле, Вы вооб­ще в кур­се нынеш­ней ситу­а­ции там? Сей­час этот город окку­пи­ро­ван тер­ро­рит­са­ми, кото­рые исстреб­ля­ют хри­сти­ан.
    Ещё раз (види­мо, вы невни­ма­тел­но чита­е­те и текст ста­тьи и мои отве­ты на ваши же ком­мен­та­рии), я не соби­ра­юсь сно­ва дис­ку­ти­ро­втаь по пово­ду пра­во­мер­но­сти упо­тре­бел­ния сло­ва «Север», даже если оно Вас раз­дра­да­ет.
    Если есть вопро­сы по суще­ству, по содер­жа­нию ста­тьи я гото­ва или отвте­ить сама или уточ­нить у Фари­да Элиа.

    • Борис:

      Асси­рий­ских школ за пре­де­ла­ми Кур­ди­ста­на нет, как и нет офи­ци­аль­ной долж­но­сти инспек­то­ра упол­но­мо­чен­но­го по севе­ру Ира­ка.

      Вы може­те гово­рить хоть север хоть юг, к реаль­ной ситу­а­ции это не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния. Север Ира­ка это толь­ко в вашем и вооб­ра­же­нии, Это тер­ри­то­рия хоти­те ли вы это­го , или нет, спра­вед­ли­во ли это или нет, име­ет офи­ци­аль­ное обще­при­знан­ное поли­ти­че­ское назва­ние при­знан­ное все­ми, Реги­он Кур­ди­стан Ирак, со все­ми инсти­ту­та­ми, ещё раз повто­рюсь мне было бы понят­но если бы вы напи­са­ли, что это быв­шая тер­ри­то­рия Асси­рии.
      Так что мне неза­чем с вами дис­ку­ти­ро­вать,
      про­сто вопрос к редак­ции име­ет ли смысл некор­рект­но писать назва­ния раз­ных реги­о­нов в этой газе­те с учё­том субъ­ек­тив­ных пере­жи­ва­ний авто­ра.

    • Борис:

      кста­ти я Вам зада­вал вопро­сы по суще­ству, ух если вы взя­лись не как асси­рий­ский дея­тель а как иссле­до­ва­тель дать обзор ситу­а­ции повто­рю вопро­сы.

      1)Есть ли шко­лы асси­рий­ские вне Реги­о­на Кур­ди­стан? Напри­мер в дру­гих частях Ира­ка в южном, в запад­ном или восточ­ном Ира­ке

      2)Дохук в насто­я­щее вре­мя это для вас север­ный Ирак? Он вро­де отно­сит­ся к реги­о­ну Кур­ди­стан в кото­ром даже духа ирак­ско­го нет.

      3)на тер­ри­то­рии Ира­ка есть Кур­ди­стан или нет?

      Пожа­луй­ста напи­ши­те нам долж­ность офи­ци­аль­ную гос­по­ди­на инспек­то­ра если конеч­но он на гос­служ­бе

  • Борис:

    Я то знаю какая ситу­а­ция в Мосу­ле, про­сто когда вы пиши­те север как раз все­гда име­ет­ся в виду Мосул в первую оче­редь.

  • Денис Н.:

    «…не уде­ля­ет­ся доста­точ­но­го вни­ма­ния не толь­ко род­но­му язы­ку, но и рели­ги­оз­ной и куль­тур­ной состав­ля­ю­щей.»

    То есть цель шко­лы – не толь­ко зна­ния, но и пере­да­ча в поко­ле­ни­ях асси­рий­ских духов­ных скреп :)

    А если серьез­но, то хоте­лось бы узнать об упо­мя­ну­той рели­ги­оз­ной состав­ля­ю­щей. Насколь­ко силь­но детей в асси­рий­ских шко­лах пич­ка­ют рели­ги­ей?

  • Анна Мурадова:

    Борис, ОТве­чаю на те вопро­сы, кото­рые по суще­ству и без эмо­ций.

    !) Асси­рий­ские шко­лы дол­гое вре­мя суще­ство­ва­ли и, насколь­ко мне извест­но, суще­ству­ют в Баг­да­де.

    2) Насто­я­тель­но реко­мен­дую по пово­ду гео­гра­фи­чес­ко­ш­го поло­же­ния г. Дохук обра­тить­ся к атла­сам и энцик­ло­пе­ди­ям. Так­же Вы може­те на поли­ти­че­ской кар­те мира посмот­реть, где про­хо­дит госу­дар­ствен­ная гра­ни­ца Ира­ка. Для меня, для Вас, для всех осталь­ных Ирак, как и любое дру­гое госу­дар­ство оста­ет­ся в опре­де­лен­ных зако­ном гра­ни­цах и обсуж­дать, а тем более кри­ти­ко­вать пра­во­мер­ность этих гра­ниц, как мини­мум неэтич­но. Как мак­си­мум – это уже отда­ёт экс­тре­миз­мом.

    2) по пово­ду Ирак­ско­го Кур­ди­ста­на, его ста­ту­са и осо­бен­но­стей адми­ни­стра­тив­но­го и поли­ти­че­ско­го устрой­ства я так­же насто­я­тель­но реко­мен­дую обра­тить­ся к энцик­ло­пе­ди­ям и почерп­нут там всю необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию.

    по пово­ду долж­но­сти Гос­по­ди­на Элия, я ещё раз Вам гово­рю, что он не явля­ет­ся мини­стер­ским чинов­ни­ком, а при­над­ле­жит к общес­вен­ной орга­ни­за­ции. Я не пони­маю, поче­му Вы зада­е­те один и тот же вопрос. Итак офи­ци­аль­ная его долж­ность (как напи­са­но на визит­ной кар­точ­ке): Assyrian Democratic Movement, Genter cometee Dohuk branch, chairman. Опять же, мнгое мож­но уточ­нить у него само­го. Я эту долж­ноть не выно­си­ла в ста­тью, так как не хочу делать рекла­му ни одной поли­ти­че­ской пар­тии или обще­ствен­ной орга­ни­за­ции, моя цел была рас­ска­зать об обра­зо­ва­нии. Внспек­ти­ро­ва­ние асси­ри долж­нос­ный обя­зан­но­сти Фари­да Элиа вхо­дит и

    • Борис:

      То, что пока ещё фор­маль­но есть Ирак, я это знаю и не нуж­но меня отсы­лать к атла­сам и т.д. Я так же знаю, что есть на кар­тах в том чис­ле и Реги­он Кур­ди­ста­на Ирак к Ваше­му неудо­вль­ствию, кото­рый к све­де­нию при­знан и Баг­да­дом. И Дохук быв­ший асси­рис­кий город, это одна из про­вин­ций реги­о­на Кур­ди­стан кото­рый фор­маль­но пока Ирак, вы хоть там одно­го ирак­ско­го поли­цей­ско­го или какие то сле­ды Ирак­ско­го госу­дар­ства встре­ти­ли?
      Если ваша цель рас­ска­зы­вать об обра­зо­ва­ние, мне как чита­те­лю хоте­лось бы читать объ­ек­тив­ную кар­ти­ну а не Вашу/​ассирийскую вер­сию поли­ти­ки в этом реги­оне. Это вро­де не асси­рий­ский сайт, пожа­луй­ста пиши­те у себя всё, что поже­ла­е­те. А если вы хоти­те асси­рий­скую вер­сию под­не­сти укры­вая офи­ци­аль­но при­знан­ной фор­маль­ной тер­ми­но­ло­гии, то пиши­те кор­рект­нее. И не нуж­но тут транс­ли­ро­вать Вашу вер­сию поли­ти­ки в этом реги­оне.

      Какую энцик­ло­пе­дию вы о чём вооб­ще? Может кон­сти­ту­ция Ира­ка боль­ше инфор­ма­тив­на неже­ли ваша непо­нят­но какая и како­го года энцик­ло­пе­дия.
      В кон­сти­ту­ции Ира­ка чёр­ным по бело­му ука­за­но что есть Авто­ном­ный Реги­он Кур­ди­стан Ирак, вы туда очень часто езди­те и зна­е­те не по наслыш­ке.

      Вы даже не може­те при­знать оче­вид­ные вещи Реги­он Кур­ди­стан есть в пусть и соста­ве Ира­ка и все­ми при­знан.

      А по пово­ду инспек­то­ра, не знаю даже кто это, так про­сто обще­ствен­ный дея­тель если он не на гос­служ­бе, как я понял.
      А где имен­но ука­за­но, что он инспек­тор север­но­го Ира­ка может под­ска­же­те?

      • Борис,Анна Мурадова:

        Борис, вы дав­но уже поле­ми­зи­ру­е­те сами с собой, а не со мной, при­пи­сы­вая мне какое-то неудо­воль­ствие и про­чее. Зада­е­те вопро­сы, а потом ока­зы­ва­ет­ся, уже зна­е­те оты­еты. в моих репли­ках в таком ялу­чае вооб­ще смысл нет, Вы и сами пре­крас­но юез его уча­стия дис­ку­ти­ру­е­те :). Удач­но­го про­дол­же­ния!

        • Борис:

          Да я с Вами и не поле­ми­зи­рую, от того что вы назы­ва­е­те Кур­ди­стан север­ным Ира­ком Кур­ди­стан не пере­ста­нет быть, я про­сто обра­щаю вни­ма­ние редак­ции что Вы на стра­ни­цы газе­ты пере­но­си­те ваши наци­о­наль­ные чая­ния, насколь­ко это пра­виль­но пусть редак­ция реша­ет даль­ше.
          Про­сто смеш­но… инспек­тор север­но­го Ира­ка
          Все Вам доб­ро­го!

  • Анна Мурадова:

    Про­шу­про­ще­ния, отпра­ви­ла кон­нет, не докон­чив. Так вот, в долж­ност­ные обя­зан­но­сти Гос­по­ди­на Элия вхо­дит инспек­ти­ро­ва­ние асси­рий­ских школ, то есть он явля­ет­ся инспек­то­ром. Наде­юсь, я всё понят­но объ­яс­ни­ла.
    И ещё раз, про­шу воз­дер­жать­ся от попы­ток пере­смот­ра гра­ниц госу­дар­ства, граж­да­на­ми кото­ро­го мы не явля­ем­ся. На мой взгляд это абсо­лют­но не допу­сти­мо ни с эти­че­ской, нис пра­во­вой точ­ки зре­ния.

  • Анна Мурадова:

    Денис, спа­си­бо за вопрос по суще­ству, это очень при­ят­но.
    Разу­ме­ет­ся, любая шко­ла, кро­ме соб­ствен­но зна­ний, пере­да­ёт ещё и некие цен­но­сти, в том чис­ле куль­тур­ные. Насколь­ко я поня­ла из обще­ния с Фари­дом Элиа, шко­лы, кото­рые он кури­ру­ет – свет­ские. Могу поде­лит­ся сво­и­ми наблю­де­ни­я­ми во вре­мя поезд­ки в Ирак (сра­зу ска­жу, наблю­де­ния поверх­ност­ные): шко­лы не зани­мат­ся рели­ги­од­ным вос­пи­та­ни­ем, оно про­ис­хо­дит в семье. Пом­ню, я уви­де­ла в одной деревне, как девоч­ки лет 12 идут из шко­лы. Дерев­ня была мусуль­ман­ская, но не на всех девоч­ках были плат­ки. Мне объ­яс­ни­ли, что носит или не носить пла­ток – это выбор семьи. Есть более, а есть менее рели­ги­од­ные семьи. навер­ня­ка и ате­и­сты тоже есть, я не уточ­ня­ла. каса­тель­но асси­рий­цев – по моим наблю­де­ни­ям дети при­об­ща­ют­ся к рели­гии задол­го до шко­лы, в семье. Кста­ти, на фото в ста­тье вы не види­те ника­кой рели­ги­оз­ной сим­во­ли­ки.
    В любом слу­чае шко­лы, кото­рая не при­ви­ва­ла бы каких-то цен­но­стей не быва­ет. Так или ина­че детям что-то вну­ша­ет­ся, воль­но или неволь­но. Но тут я подроб­но рас­ска­зать не могу, для это­го, навер­ное, в этой систе­ме надо какое-то врмя пора­бо­тать.

  • Борис,Анна Мурадова:

    Ува­жа­е­мые ком­мен­та­то­ры, Фарид Якуб Элиа напи­сал мне, что готов отвте­ить на все ваши вопро­сы каса­тель­но его дея­тель­но­сти и систе­мы обра­зо­ва­ния Ира­ка в целом.
    Вы може­те написть в ком­мен­та­ри­ях вопро­сы, я их пере­ве­ду и потом выло­жу оты­еты. Пре­ду­пре­ждаю сра­зу, что вопро­сы про­во­ка­ци­он­но­го, оскор­би­тель­но­го харак­те­ра, а так­же вопро­сы о тер­ри­то­ри­аль­ной целост­но­сти Ира­ка и ста­ту­се Ирак­ско­го Кур­ди­ста­на я буду игно­ри­ро­вать как не отно­ся­щи­е­ся к теме обра­зо­ва­ния. Спа­си­бо за пони­ма­ние.

  • Борис:

    Спа­си­бо за пред­ло­же­ние, но мне не тре­бу­ет­ся чья либо кон­суль­та­ция по пово­ду целост­но­сти Ира­ка и ста­ту­са Ирак­ско­го Кур­ди­ста­на и вопро­сов каса­ю­щих­ся внут­рен­ней поли­ти­ки ирак­ско­го Кур­ди­ста­на, я знаю не пло­хо об этом, при жела­нии любой здра­во­мыс­ля­щий чело­век может без тру­да узнать об Ирак­ском Кур­ди­стане, его ста­ту­се и реаль­ном поло­же­нии дел в быв­ших асси­рий­ских, а ныне курд­ских горо­дах.

    Вме­сте с тем ста­ло понят­но Ваша пози­ция, она в целом есте­ствен­на и понят­на и я не про­тив и даже отно­шусь к это­му с пони­ма­ни­ем, одна­ко вопрос сто­ит ли пере­но­сить Ваши пере­жи­ва­ния имен­но на сайт кото­рый ника­ко­го отно­ше­ния к инте­ре­сам асси­рий­цев не име­ет.

    Все­го доб­ро­го.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com