Тракторный эксперимент Ленина — Уэйра

Догнать и перегнать

Александр Никулин, канд. экон. наук, директор Центра аграрных исследований РАНХиГС

Алек­сандр Нику­лин, канд. экон. наук, дирек­тор Цен­тра аграр­ных иссле­до­ва­ний РАН­ХиГС

В усло­ви­ях уси­ле­ния кон­фрон­та­ции Рос­сии с внеш­ним миром, как пра­ви­ло, все­гда под­ни­ма­лись вопро­сы рос­сий­ской отста­ло­сти во все­мир­ной кон­ку­рент­ной гон­ке модер­ни­за­ций. Так, уже при рож­де­нии совет­ско­го строя и почти до само­го его кон­ца был чрез­вы­чай­но попу­ляр­ным ради­каль­ный лозунг «Догнать и пере­гнать!». Его изна­чаль­ная извест­ность, без­услов­но, свя­за­на со страст­ным утвер­жде­ни­ем ленин­ской ста­тьи «Гро­зя­щая ката­стро­фа и как с ней бороть­ся»: «Рево­лю­ция сде­ла­ла то, что в несколь­ко меся­цев Рос­сия по сво­е­му поли­ти­че­ско­му строю догна­ла пере­до­вые стра­ны. Но это­го мало. Вой­на неумо­ли­ма, она ста­вит вопрос с бес­по­щад­ной рез­ко­стью: либо погиб­нуть, либо догнать пере­до­вые стра­ны и пере­гнать их так­же и эко­но­ми­че­ски».

На про­тя­же­нии всей сво­ей ста­тьи Ленин так­же часто поми­на­ет живое и рево­лю­ци­он­ное твор­че­ство народ­ных масс — рабо­чих и кре­стьян; толь­ко вот их твор­че­ство еще надо будет неуклон­но дис­ци­пли­ни­ро­вать, цен­тра­ли­зо­вать, кон­тро­ли­ро­вать, тогда-то этот новый обще­ствен­ный строй и обго­нит капи­та­лизм.

Впро­чем, даже еще задол­го до рево­лю­ции 1917 года и неод­но­крат­но Ленин посто­ян­но твер­дил о зна­че­нии кон­тро­ля, дис­ци­пли­ны, цен­тра­ли­за­ции не толь­ко в сорев­но­ва­нии стран меж собой, но и в сорев­но­ва­нии обще­ствен­ных пар­тий и клас­сов. Чрез­вы­чай­но харак­тер­на, напри­мер, вот эта пара ленин­ских дис­ци­пли­нар­ных «догнать и пере­гнать» при­зы­вов к пар­тии и рабо­чим в нача­ле XX века: «Здесь мы под­хо­дим к насущ­но­му вопро­су наше­го дви­же­ния, к его боль­но­му пунк­ту — орга­ни­за­ции. Улуч­ше­ние рево­лю­ци­он­ной орга­ни­за­ции и дис­ци­пли­ны, усо­вер­шен­ство­ва­ние кон­спи­ра­тив­ной тех­ни­ки необ­хо­ди­мы насто­я­тель­но. Надо откры­то при­знать, что в этом отно­ше­нии мы отста­ли от ста­рых рус­ских рево­лю­ци­он­ных пар­тий и долж­ны при­ло­жить все уси­лия, что­бы догнать и пере­гнать их»; «Рабо­чую печать надо раз­ви­вать и делать проч­нее. На это нуж­ны день­ги. Толь­ко при усло­вии посто­ян­ных и мас­со­вых сбо­ров сре­ди рабо­чих воз­мож­но будет настой­чи­вым тру­дом добить­ся удо­вле­тво­ри­тель­ной поста­нов­ки рабо­чих газет в Рос­сии. В Аме­ри­ке есть одна рабо­чая газе­та („При­зыв к Разу­му“), кото­рая име­ет свы­ше пол­мил­ли­о­на под­пис­чи­ков. Плох тот рус­ский рабо­чий, — ска­за­ли бы мы, пере­де­лы­вая одну извест­ную пого­вор­ку, — кото­рый не наде­ет­ся догнать и пере­гнать сво­е­го аме­ри­кан­ско­го собра­та».

Запад­ные, и в част­но­сти аме­ри­кан­ские, левые интел­лек­ту­а­лы, как пра­ви­ло, все­гда с сочув­стви­ем и надеж­дой сле­ди­ли за ради­каль­ны­ми экс­пе­ри­мен­та­ми по пре­одо­ле­нию отста­ло­сти в Рос­сии.

Крестьянский съезд и хижина дяди Тома

Джон Рид, 1917 год

Джон Рид, 1917 год

Аме­ри­кан­ский собрат боль­ше­ви­ка-пуб­ли­ци­ста Лени­на жур­на­лист-соци­а­лист Джон Рид, нахо­див­ший­ся в Рос­сии во вре­мя рево­лю­ции 1917 года, был сви­де­те­лем как октябрь­ско­го пере­во­ро­та боль­ше­ви­ков, так и вско­ре после­до­вав­шей за ним граж­дан­ской вой­ны. По горя­чим сле­дам 1917 года Джон Рид опуб­ли­ко­вал кни­гу «Десять дней, кото­рые потряс­ли мир». До сих пор это сочи­не­ние оста­ет­ся одним из самых глу­бо­ко захва­ты­ва­ю­щих репор­та­жей об Октябрь­ской рево­лю­ции.

За повсе­днев­но­стью изло­же­ния хро­ни­ки поли­ти­че­ской интри­ги «Деся­ти дней» мы видим, что в оцен­ке глу­бин­ных доми­нант Октябрь­ской рево­лю­ции: твор­че­ство рево­лю­ци­он­но-демо­кра­ти­че­ских масс, дис­ци­пли­на и кон­троль пар­тии, мне­ние кре­стьян­ско­го боль­шин­ства — Джон Рид под­твер­жда­ет про­гно­зы и инту­и­ции Лени­на, порой даже с излиш­ним аме­ри­кан­ским опти­миз­мом.

Напри­мер, несмот­ря на куль­тур­ную и поли­ти­че­скую отста­лость рос­сий­ских рево­лю­ци­он­ных масс, он осо­бо поло­жи­тель­но отзы­ва­ет­ся о при­род­ной соци­а­ли­сти­че­ской само­ор­га­ни­за­ции рус­ских тру­дя­щих­ся: «Ино­стран­цы, и осо­бен­но аме­ри­кан­цы, часто под­чер­ки­ва­ют „неве­же­ство“ рус­ских рабо­чих. Вер­но, им не хва­та­ет поли­ти­че­ско­го опы­та запад­ных наро­дов, зато они про­шли пре­крас­ную шко­лу в сво­их доб­ро­воль­ных орга­ни­за­ци­ях. В 1917 году рус­ские потре­би­тель­ские обще­ства (коопе­ра­ти­вы) насчи­ты­ва­ли свы­ше две­на­дца­ти мил­ли­о­нов чле­нов, а Сове­ты сами по себе явля­ют­ся чудес­ным выра­же­ни­ем орга­ни­за­ци­он­но­го гения рус­ских тру­дя­щих­ся».

Книга Джона Рида о Советской России

Кни­га Джо­на Рида о Совет­ской Рос­сии

Дале­ко не слу­чай­но послед­нюю гла­ву сво­ей кни­ги Джон Рид посвя­тил опи­са­нию Кре­стьян­ско­го съез­да, кото­рый открыл­ся в Пет­ро­гра­де на 10-й день рево­лю­ции. Ибо, как отме­чал Рид: «В конеч­ном сче­те, всё зави­се­ло имен­но от кре­стьян. Хотя кре­стьяне поли­ти­че­ски были пло­хо раз­ви­ты, но, все-таки, у них были свои соб­ствен­ные взгля­ды, а кро­ме того, они состав­ля­ли боль­ше 80% насе­ле­ния Рос­сии. Сре­ди кре­стьян­ства у боль­ше­ви­ков было срав­ни­тель­но мало после­до­ва­те­лей, а проч­ная дик­та­ту­ра одних про­мыш­лен­ных рабо­чих в Рос­сии была невозможна…Традиционным пред­ста­ви­те­лем кре­стьян­ства была пар­тия эссе­ров…»

Рид дал прав­ди­вую хро­ни­ку рабо­ты Кре­стьян­ско­го съез­да. В его кулу­а­рах — в трак­ти­ре, рас­по­ло­жен­ном напро­тив Смоль­но­го, по иро­нии рус­ско-аме­ри­кан­ской рабо­че-кре­стьян­ской судь­бы назы­вав­шем­ся «Хижи­на дяди Тома», Рид наблю­дал бур­ные сло­вес­ные пере­пал­ки меж­ду сто­рон­ни­ка­ми боль­ше­ви­ков и их про­тив­ни­ка­ми, упре­кав­ши­ми послед­них в узур­па­ции вла­сти.

Рид пока­зал, насколь­ко была еще более ярост­ной борь­ба раз­ных тече­ний пар­тии эсе­ров и боль­ше­ви­ков за голо­са Кре­стьян­ско­го съез­да, как непро­сто на съез­де было дер­жать­ся само­му Лени­ну, чье выступ­ле­ние неод­но­крат­но пре­ры­ва­лось шумом его него­ду­ю­щих оппо­нен­тов.

Но в кон­це кон­цов ком­про­мисс меж­ду боль­ше­ви­ка­ми и по край­ней мере фрак­ци­ей левых эсе­ров на съез­де был достиг­нут, а это озна­ча­ло, что пред­ста­ви­те­ли рабо­чих и пред­ста­ви­те­ли кре­стьян дого­во­ри­лись о созда­нии коа­ли­ци­он­но­го пра­ви­тель­ства гря­ду­щих ради­каль­ных поли­ти­че­ских реформ.

Съезд закон­чил­ся радост­ны­ми выступ­ле­ни­я­ми лиде­ров рабо­чих и кре­стьян, уве­ряв­ших друг дру­га в союз­ном един­стве рево­лю­ци­он­ных дей­ствий.

Вот Рид выхва­ты­ва­ет в сво­ем репор­та­же пас­саж само­го Троц­ко­го в Смоль­ном: «Доб­ро пожа­ло­вать, това­ри­щи кре­стьяне! Вы при­хо­ди­те сюда не как гости, а как хозя­е­ва это­го дома, в кото­ром бьет­ся серд­це рус­ской рево­лю­ции!.. Отныне рус­ская зем­ля зна­ет толь­ко одно­го хозя­и­на — союз рабо­чих, сол­дат и кре­стьян…»

А вот Рид при­во­дит сло­ва ныне без­вест­но­го Сташ­ко­ва, почтен­но­го ста­ри­ка кре­стья­ни­на, избран­но­го в пре­зи­ди­ум съез­да, кото­рый в сво­ем выступ­ле­нии, покло­нив­шись собра­нию на все четы­ре сто­ро­ны, объ­явил: «Поздрав­ляю вас, това­ри­щи, с кре­ще­ни­ем новой рус­ской жиз­ни и сво­бо­ды!»

Как мно­го тогда было выска­за­но надежд на ско­рое рево­лю­ци­он­но-разум­ное пре­об­ра­зо­ва­ние окру­жа­ю­щей рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти, кото­рое дого­нит и пере­го­нит раци­о­наль­ное и демо­кра­ти­че­ское устрой­ство жиз­ни самых куль­тур­ных стран Зем­ли. Впро­чем, кри­ти­ки рабо­че-кре­стьян­ских рево­лю­ци­о­не­ров, наобо­рот, пред­ре­ка­ли ско­рое погру­же­ние Рос­сии в пучи­ну поли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских бед. И дей­стви­тель­но, ради­ка­лизм левых вызвал отча­ян­ное сопро­тив­ле­ние пра­вых — раз­ра­зи­лась оже­сто­чен­ная граж­дан­ская вой­на.

Из Северной Дакоты в колхоз Пермского Нечерноземья

А тем вре­ме­нем боль­ше­ви­ки с зор­кой надеж­дой всмат­ри­ва­лись и иска­ли в явле­ни­ях запад­но­го тех­ни­че­ско­го про­грес­са себе под­спо­рье и помощь. Тем более что на Запа­де мно­гие левые ради­ка­лы с сим­па­ти­ей и сочув­стви­ем стре­ми­лись помочь ново­му соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию Совет­ской Рос­сии.

Одним из них, напри­мер, был аме­ри­ка­нец Гарольд Уэйр, бле­стя­щий соци­аль­ный мене­джер ком­му­ни­сти­че­ско­го тол­ка, полу­чив­ший обра­зо­ва­ние агро­но­ма в Пен­силь­ван­ском уни­вер­си­те­те и в 1910-е годы участ­во­вав­ший в орга­ни­за­ции рабо­че­го дви­же­ния лесо­ру­бов и сель­хоз­ра­бо­чих Аме­ри­ки. После побе­ды боль­ше­вист­ской рево­лю­ции Уэйр стал акти­ви­стом Обще­ства дру­зей совет­ской Рос­сии. В 1920 году он посе­тил Рос­сию и был потря­сен тех­ни­че­ской отста­ло­стью ее сель­ско­го хозяй­ства, раз­ру­хой и голо­дом.

В центре, на подножке автомобиля, Гарольд Уэйр с работниками американо-российского совхоза в селе Тойкино, 1922 год

В цен­тре, на под­нож­ке авто­мо­би­ля, Гарольд Уэйр с работ­ни­ка­ми аме­ри­ка­но-рос­сий­ско­го сов­хо­за в селе Той­ки­но, 1922 год

Уэйр пред­ло­жил Лени­ну план ока­за­ния аме­ри­кан­ской помо­щи в меха­ни­за­ции сель­ско­го хозяй­ства. План с энту­зи­аз­мом был при­нят вождем миро­во­го про­ле­та­ри­а­та. Вер­нув­шись в Аме­ри­ку, Уэйр про­вел успеш­ную кам­па­нию по сбо­ру средств для созда­ния агро­ме­ха­ни­зи­ро­ван­ной колон­ны. Летом 1922 года в Рос­сию при­был желез­но­до­рож­ный состав из пяти­де­ся­ти ваго­нов, в кото­рых были трак­то­ра, авто­мо­би­ли, элек­тро­ге­не­ра­тор, ремонт­ная мастер­ская, навес­ные сель­хоз­о­ру­дия, палат­ки, семе­на, меди­ка­мен­ты. А глав­ное — деся­ток ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов из Север­ной Дако­ты: фер­ме­ры, меха­ник, агро­ном, врач. Вовле­чен­ные Уэй­ром в боль­ше­вист­ский экс­пе­ри­мент, они заклю­чи­ли полу­го­до­вой кон­тракт с Сове­та­ми с опла­той лишь в виде нату­раль­но­го обес­пе­че­ния.

Непо­нят­но, поче­му Ленин не нашел для аме­ри­кан­цев зем­ли побли­же и получ­ше, кро­ме как в непро­лаз­ной глу­бин­ке Перм­ско­го Нечер­но­зе­мья, разо­рен­но­го граж­дан­ской вой­ной.

2 июля 1922 года коман­да Уэй­ра при­бы­ла на желез­но­до­рож­ную стан­цию Вере­ща­ги­но, нахо­дя­щу­ю­ся в ста кило­мет­рах от Той­ки­но, куда аме­ри­кан­цы доби­ра­лись сво­им ходом по без­до­ро­жью две неде­ли.

Перм­ские кре­стьяне были потря­се­ны чуде­са­ми: трак­то­ра­ми, элек­три­че­ством и кине­ма­то­гра­фом. Меж­ду аме­ри­кан­ца­ми и рус­ски­ми быст­ро воз­ник­ли дру­же­ские отно­ше­ния. Сорев­но­ва­ние трак­то­ров с лошадь­ми в поль­зу трак­то­ров, кино про успе­хи аме­ри­кан­ской фер­мер­ской меха­ни­за­ции, элек­три­че­ские быто­вые при­спо­соб­ле­ния, напри­мер элек­тро­пли­ты, одно­знач­но аги­ти­ро­ва­ли перм­ских кре­стьян за тех­ни­че­ский про­гресс. Нала­жи­ва­лась и лич­ная жизнь при­е­хав­ших. Один из аме­ри­кан­ских ита­льян­цев женил­ся на той­кин­ской кре­стьян­ке.

Из Той­ки­но в Моск­ву и Аме­ри­ку посту­па­ли, конеч­но, исклю­чи­тель­но радуж­ные све­де­ния о пер­спек­ти­вах пер­во­го аме­ри­ка­но-совет­ско­го сов­хо­за. Доволь­ный Ленин в пись­ме Обще­ству дру­зей Совет­ской Рос­сии в Аме­ри­ке сооб­щал: «Доро­гие това­ри­щи! Я толь­ко что про­ве­рил спе­ци­аль­ным опро­сом Перм­ско­го губис­пол­ко­ма те чрез­вы­чай­но бла­го­при­ят­ные све­де­ния, кото­рые были опуб­ли­ко­ва­ны в наших газе­тах, отно­си­тель­но рабо­ты чле­нов ваше­го обще­ства… в сов­хо­зе „Тойкино“…Я вхо­жу с хода­тай­ством в пре­зи­ди­ум ВЦИК о при­зна­нии это­го совет­ско­го хозяй­ства образ­цо­вым и об ока­за­нии ему спе­ци­аль­ной и экс­тра­ор­ди­нар­ной помо­щи как в отно­ше­нии стро­и­тель­ных работ, так и в снаб­же­нии бен­зи­ном, метал­лом и дру­ги­ми мате­ри­а­ла­ми, необ­хо­ди­мы­ми для орга­ни­за­ции ремонт­ной мастер­ской…»

В этом бла­гост­ном пись­ме про «образ­цо­вое хозяй­ство» сму­ща­ет лишь стран­ное упо­ми­на­ние о какой-то «спе­ци­аль­ной и экс­тра­ор­ди­нар­ной помо­щи». На самом деле меж аме­ри­кан­ским отря­дом и перм­ским губис­пол­ко­мом к тому вре­ме­ни воз­ник затяж­ной кон­фликт по клю­че­вым орга­ни­за­ци­он­ным вопро­сам. «Про­жор­ли­вая» аме­ри­кан­ская тех­ни­ка тре­бо­ва­ла дефи­цит­но­го горю­че­го и сма­зоч­ных мате­ри­а­лов, достав­ляя тем самым посто­ян­ную голов­ную боль перм­ским кура­то­рам той­кин­ско­го сов­хо­за. В губ­ко­ме сето­ва­ли на аме­ри­кан­цев, что они не там пашут и бес­хо­зяй­ствен­но рас­хо­ду­ют бен­зин и смаз­ку. В свою оче­редь, аме­ри­кан­цы тре­бо­ва­ли воз­ве­де­ния обе­щан­ных им жилья и ремонт­ной мастер­ской. А уж на такие капи­та­ло­вло­же­ния у губ­ко­ма тем более не было средств. Заве­ду­ю­щий сов­хо­зом с совет­ской сто­ро­ны това­рищ Чикин, ока­зав­шись меж­ду аме­ри­кан­ским моло­том и перм­ской нако­валь­ней, на засе­да­нии перм­ской парт­ячей­ки кон­ста­ти­ро­вал осо­бен­но­сти мест­ной орга­ни­за­ци­он­ной нераз­бе­ри­хи и нефор­маль­ной эко­но­ми­ки:

«В насто­я­щее вре­мя отряд ока­зал­ся в Перм­ской губер­нии без роду и пле­ме­ни, т. к. Меж­ра­б­по­мол лик­ви­ди­ро­вал­ся, а Това­ри­ще­ство рабо­чей помо­щи, будучи пре­ем­ни­ком послед­не­го, от отря­да отка­за­лось и отряд попал в поло­же­ние наем­но­го работ­ни­ка Кизел-копей… Доро­го сто­ит достав­ка топ­ли­ва, т. к. при­хо­дит­ся возить со ст. Вере­ща­ги­но за 70 верст, при­чем моби­ли­зо­ван­ные на под­воз­ку топ­ли­ва кре­стьяне во вре­мя пере­воз­ки вся­че­ски­ми спо­со­ба­ми отли­ва­ют бен­зин и раз­бав­ля­ют водой, что вред­но отра­жа­ет­ся на рабо­те машин».

Американский тракторный отряд в селе Тойкино

Аме­ри­кан­ский трак­тор­ный отряд в селе Той­ки­но

Насту­па­ла осень. Обе­щан­ная той­кин­ско­му отря­ду помощь так и не при­шла, даже после ука­за­ния Лени­на. Перед аме­ри­кан­ца­ми вста­ла про­бле­ма, как пере­жить пред­сто­я­щую ураль­скую зиму.

Гарольд Уэйр в этой ситу­а­ции при­нял кар­ди­наль­ные меры. Для нача­ла он пере­брал­ся со сво­им отря­дом несколь­ко южнее, в Челя­бин­скую область, где усло­вия для рабо­ты и жиз­ни ока­за­лись луч­ше. А с сере­ди­ны 1920-х годов и фак­ти­че­ски до кон­ца пер­вой пяти­лет­ки Уэйр при­ни­мал актив­ное уча­стие в орга­ни­за­ции несколь­ких совет­ско-аме­ри­кан­ских сов­хо­зов на юге Рос­сии и Север­ном Кав­ка­зе. У него нако­пил­ся бога­тей­ший и уни­каль­ней­ший опыт обще­ния как с про­стым наро­дом, так и с высо­ко­по­став­лен­ны­ми чинов­ни­ка­ми Совет­ской Рос­сии.

Ряд круп­ней­ших аме­ри­кан­ских про­из­во­ди­те­лей сель­хоз­тех­ни­ки пред­ла­га­ли Уэй­ру место сво­е­го пол­но­моч­но­го пред­ста­ви­те­ля в СССР с весь­ма при­лич­ным окла­дом. Но мене­джер-ком­му­нист Уэйр на подоб­но­го рода соблаз­ны отве­чал отка­зом. Днев­ник Уэй­ра осе­ни 1929 года содер­жит эмо­ци­о­наль­но-искрен­ние пояс­не­ния при­чин тако­го реше­ния: «Мне пред­ла­га­ют зани­мать­ся рос­сий­ски­ми дела­ми в одной круп­ной аме­ри­кан­ской ком­па­нии. Это озна­ча­ет — доста­точ­но денег для весь­ма и весь­ма зажи­точ­ной жиз­ни. Сей­час дела у меня обсто­ят так, что я толь­ко-толь­ко могу выжить, с тру­дом могу послать сво­их детей в при­лич­ную шко­лу. Но при­нять эту долж­ность будет озна­чать жить с чув­ством невы­пол­нен­но­го дол­га, неза­вер­шен­ной рабо­ты, для кото­рой, так уж мне повез­ло, я явля­юсь самым под­хо­дя­щим чело­ве­ком, что­бы помочь в про­ве­де­нии сель­ско­хо­зяй­ствен­ной рево­лю­ции от инди­ви­ду­аль­но­го хозяй­ства к инду­стри­аль­но­му. Я могу помочь и обя­за­тель­но помо­гу этой быст­рой транс­фор­ма­ции. Сего­дня в Рос­сии мы можем помочь людям сэко­но­мить мил­ли­о­ны дол­ла­ров и мил­ли­о­ны часов раб­ско­го чело­ве­че­ско­го тру­да. Если бы я пошел на это пред­ло­же­ние, я пере­стал бы быть их дру­гом и пре­вра­тил­ся бы толь­ко в про­дав­ца. Нет уж! Я решил оста­вать­ся таким дура­ком, каким я родил­ся, и про­дол­жать нача­тое мною дело». (Гар­ри Уэйр в 1932 году вер­нул­ся из СССР в США, где погиб в 1935-м в авто­мо­биль­ной ката­стро­фе.)

Конеч­но, высо­ко­ме­ха­ни­зи­ро­ван­ный трак­тор­ный экс­пе­ри­мент Лени­на — Уэй­ра был лишь кап­лей тех­ни­че­ско­го про­грес­са в оке­ане сель­ской отста­ло­сти Рос­сии, но подоб­но­го рода начи­на­ния не про­па­да­ли даром, а про­дол­жа­ли будить вооб­ра­же­ние и орга­ни­за­ци­он­ную волю Сове­тов, стре­мя­щих­ся вырвать­ся из отста­ло­сти про­шло­го и раз­ру­хи насто­я­ще­го.

К кон­цу граж­дан­ской вой­ны ста­ло ясно, что не отдель­ные пока­за­тель­ные совет­ско-аме­ри­кан­ские тех­но­кра­ти­че­ские про­ек­ты, а мас­со­вые повсе­днев­но рыноч­ные отно­ше­ния спо­соб­ны для нача­ла ста­би­ли­зи­ро­вать раз­ру­шен­ное вой­ной и дез­ор­га­ни­зо­ван­ное воен­ным ком­му­низ­мом народ­ное хозяй­ство, затем зало­жить осно­ву для его даль­ней­ше­го устой­чи­во­го раз­ви­тия.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

3 комментария

  • Юрий Кирпичев:

    В 1925 году мой дед, бле­стя­щий меха­ник, жив­ший в селе под Дне­про­пет­ров­ском, орга­ни­зо­вал с еще дву­мя това­ри­ща­ми, кото­рым НЭП пошла на поль­зу, коопе­ра­тив по обра­бот­ке зем­ли и всклад­чи­ну купи­ли трак­тор «Форд­зон». Три года дела шли пре­крас­но и зара­бо­тан­ные день­ги еда поме­ща­лись в меш­ках на теле­ге, а к трак­то­ру в поля дед ехал на фаэ­тоне – во фра­ке и белых пер­чат­ках. Но потом доб­рый чело­век шеп­нул ему, что луч­ше бро­сать это дело, так дед и сумел избе­жать рас­ку­ла­чи­ва­ния и Сиби­ри. Я писал об этом ( https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjw9pbCqKPOAhUMwiYKHUpUAW0QFggcMAA&url=http%3A%2F%2Flebed.com%2F2009%2Fart5468.htm&usg=AFQjCNG-thj4kxnH1Pll-CEX5KDJv9bRIg&sig2=YD8t_QgWnBjhOWc6SX1wug&bvm=bv.128617741,d.eWE).
    что каса­ет­ся трак­то­ров, то рос­сий­ский экс­пе­ри­мент так и не удал­ся и в этой свя­зи сто­ит почи­тать одклад­ную запис­ку, состав­лен­ную для Пути­на в ответ на его вопрос, поче­му «Рост­сель­маш» не пере­во­дит про­из­вод­ство из сво­е­го канад­ско­го заво­да в Рос­сию. В ней подроб­но пока­за­но, что это сра­зу сде­ла­ет про­из­вод­ство убы­точ­ным.

  • Израиль:

    «Так пусть же крас­ная сжи­ма­ет власт­но свой…» нет нет не то что Вы поду­ма­ли а «штык мозо­ли­стой рукой» (с) Но ведь и штык рукой сжать нель­зя хоть мозо­ли­стой хоть не мозо­ли­стой! Веч­но у ком­му­ни­стов про­бле­мы что ска­жут то соврут. Вот такие «сжи­ма­те­ли шты­ка рукой» йось­ки сра­ли­ны и дру­гие ком­му­ни­сти­че­ские ско­ты и наво­ро­ти­ли. Экс­пе­ри­мент лысо­го сифи­ли­ти­ка Лени­на про­ва­лил­ся даже Уэйр не помог lol

  • […] Источ­ник: Газе­та «Тро­иц­кий вари­ант» […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com