Юнона и авось

Изображение NASA/JPL-Caltech

Изоб­ра­же­ние NASA/JPL-Caltech

Эмблема миссии

Эмбле­ма мис­сии

5 июля 2016 года авто­ма­ти­че­ская меж­пла­нет­ная стан­ция NASA «Юно­на» (Juno) после почти пяти­лет­не­го пере­ле­та вклю­чи­ла на 35 минут свои дви­га­те­ли и пере­шла на око­ло­ю­пи­те­ри­ан­скую орби­ту, сни­зив ско­рость до 542 м/​с. По севе­ро­аме­ри­кан­ско­му тихо­оке­ан­ско­му вре­ме­ни шел вечер юби­лей­но­го Дня неза­ви­си­мо­сти США, воз­мож­но, этот момент спе­ци­аль­но к нему и при­уро­чи­ва­ли. В любом слу­чае за пре­де­ла­ми Рос­сии инте­рес к это­му собы­тию был огром­ный, за все­ми эти­ми манев­ра­ми теле­зри­те­ли сле­ди­ли в пря­мом эфи­ре (если мож­но тако­вым счи­тать сиг­на­лы, запаз­ды­ва­ю­щие почти на час). Назва­ние аппа­ра­та «с наме­ком» взя­то из рим­ской мифо­ло­гии (его мож­но счи­тать так­же сокра­ще­ни­ем от Jupiter Polar Orbiter). Сре­ди окру­жа­ю­щих Юпи­тер небес­ных тел, как ни стран­но, так и не нашлось места для его супру­ги (лишь мно­го­чис­лен­ные любов­ни­цы и любов­ни­ки). Мифо­ло­ги­че­ский гро­мо­вер­жец имел при­выч­ку оку­ты­вать­ся заве­сой обла­ков, скры­вая свои про­дел­ки, и лишь его жена, боги­ня Юно­на, мог­ла рас­по­знать эти кавер­зы.

Atlas V-551 несет Juno на встречу с Юпитером

Atlas V-551 несет Juno на встре­чу с Юпи­те­ром

Доставка первой ступени самолетом Ан-124-100 «Руслан» российской авиакомпании «Волга-Днепр». Фото с сайта NASA

Достав­ка пер­вой сту­пе­ни само­ле­том Ан-124–100 «Рус­лан» рос­сий­ской авиа­ком­па­нии «Вол­га-Днепр». Фото с сай­та NASA

Фото южного полюса Юпитера, сделанное «Кассини» в декабре 2000 года. NASA/JPL Space Science Institute

Фото южно­го полю­са Юпи­те­ра, сде­лан­ное «Кас­си­ни» в декаб­ре 2000 года. NASA/​JPL Space Science Institute

Впро­чем, круп­ней­шей пла­не­те Сол­неч­ной систе­мы грех жало­вать­ся на невни­ма­ние со сто­ро­ны NASA: мимо него про­ле­та­ли «Пио­не­ры» (1973 и 1974), «Вояд­же­ры» (1979), два­жды «Улисс» (1992 и 2000), затем «Кас­си­ни» (2000) -по пути к Сатур­ну — и «Новые гори­зон­ты» (2007) — по пути к Плу­то­ну. Но пока лишь толь­ко «Гали­лео» (1995−2003) пере­хо­дил непо­сред­ствен­но на орби­ту вокруг Юпи­те­ра (про­ра­бо­тав в его окрест­но­стях свы­ше семи лет и совер­шив 35 обо­ро­тов). Пишут так­же, что на зака­те СССР пла­ни­ро­вал­ся полет к Юпи­те­ру АМС «Циол­ков­ский» (нере­а­ли­зо­ван­ный в силу понят­ных при­чин). «Юно­на» соби­ра­ет­ся про­дви­нуть­ся даль­ше «Гали­лео» — иссле­до­вать недо­ступ­ные преж­де зоны ради­а­ци­он­ных поя­сов и посмот­реть на Юпи­тер «с макуш­ки». Основ­ная мис­сия долж­на про­длить­ся более года.

Глава NASA Чарлз Болден (слева) беседует с ответственным за программу Juno от Lockheed Martin Space Systems Тимом Гаспаррини 5 мая 2011 года

Гла­ва NASA Чар­лз Бол­ден (сле­ва) бесе­ду­ет с ответ­ствен­ным за про­грам­му Juno от Lockheed Martin Space Systems Тимом Гас­пар­ри­ни 5 мая 2011 года

В тече­ние бли­жай­ших меся­цев чле­ны науч­ной груп­пы «Юно­ны» зай­мут­ся тести­ро­ва­ни­ем всех под­си­стем кос­ми­че­ско­го аппа­ра­та, про­ве­дут окон­ча­тель­ную калиб­ров­ку ее инстру­мен­тов, лишь тогда нач­нет­ся актив­ный сбор науч­ной инфор­ма­ции.

5 июля 2016 года в офисе Jet Propulsion Laboratory праздновали успех

5 июля 2016 года в офи­се Jet Propulsion Laboratory празд­но­ва­ли успех

Кос­ми­че­ский аппа­рат про­ве­рит гипо­те­зу суще­ство­ва­ния твер­до­го пла­нет­но­го ядра у газо­во­го гиган­та, постро­ит кар­ту маг­нит­но­го поля Юпи­те­ра, оце­нит коли­че­ство воды и амми­а­ка в глу­би­нах юпи­те­ри­ан­ской атмо­сфе­ры (а так­же изу­чит ее цир­ку­ля­цию), про­ве­дет съем­ки поляр­ных сия­ний пла­не­ты. Как водит­ся, обе­ща­но суще­ствен­ное про­дви­же­ние в пони­ма­нии про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния Сол­неч­ной систе­мы и иных пла­нет­ных систем. А в фев­ра­ле 2018 года пла­ни­ру­ет­ся напра­вить «Юно­ну» «в объ­я­тия супру­га», где она и сго­рит, дабы не повре­дить в буду­щем воз­мож­ной жиз­ни на юпи­те­ри­ан­ских лунах-«любовницах».

Изображение: NASA/JPL

Изоб­ра­же­ние: NASA/​JPL

Созда­ни­ем само­го аппа­ра­та зани­ма­лась ком­па­ния Lockheed Martin Space Systems под управ­ле­ни­ем Лабо­ра­то­рии реак­тив­но­го дви­же­ния (JPL) NASA, послед­няя, соб­ствен­но, и руко­во­дит иссле­до­ва­ни­я­ми. Запуск про­из­ве­ден 5 авгу­ста 2011 года с кос­мо­дро­ма на мысе Кана­ве­рал во Фло­ри­де с помо­щью раке­ты-носи­те­ля «Атлас-5» вер­сии 551 (с дви­га­те­лем РД-180 рос­сий­ско­го про­из­вод­ства). В отли­чие от преды­ду­щих аппа­ра­тов для иссле­до­ва­ния внеш­ней части Сол­неч­ной систе­мы, исполь­зо­вав­ших для пита­ния радио­изо­топ­ные тер­мо­элек­тро­ге­не­ра­то­ры, «Юно­на» несет три боль­шие высо­ко­эф­фек­тив­ные сол­неч­ные бата­реи.

Подроб­ную инфор­ма­цию о мис­сии «Юно­ны» мож­но най­ти на сай­тах www.nasa.gov/juno и http://missionjuno.swri.edu

Снимки Земли, полученные JunoCam во время близкого пролета 9 октября 2013 года. «Юнона» совершила гравитационный маневр у Земли (в 559 км от ее поверхности) для разгона аппарата. Фото NASA/JPL-Caltech/MSSS

Сним­ки Зем­ли, полу­чен­ные JunoCam во вре­мя близ­ко­го про­ле­та 9 октяб­ря 2013 года. «Юно­на» совер­ши­ла гра­ви­та­ци­он­ный маневр у Зем­ли (в 559 км от ее поверх­но­сти) для раз­го­на аппа­ра­та. Фото NASA/JPL-Caltech/MSSS

Снимок юпитерианского семейства, полученный JunoCam 29 июня 2016 года с расстояния 5,3 млн км.  NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS

Сни­мок юпи­те­ри­ан­ско­го семей­ства, полу­чен­ный JunoCam 29 июня 2016 года с рас­сто­я­ния 5,3 млн км. NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

7 комментариев

  • Юрий Кирпичев:

    О «рос­сий­ском» дви­га­те­ле РД-180. Он был раз­ра­бо­тан по зака­зу США и про­из­во­дит­ся аме­ри­кан­ской ком­па­ни­ей Pratt & Whitney на рос­сий­ских про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стях. Поэто­му он столь же рос­сий­ский, как Iphone китай­ский (Apple про­из­во­дит их в Китае).
    Исто­рия дви­га­те­ля тако­ва: в 1995 г. аме­ри­кан­ская ком­па­ния General Dynamic для модер­ни­за­ции спи­сан­ных воен­ных ракет «Атлас» с целью даль­ней­ше­го их исполь­зо­ва­ния в мир­ных целях объ­яви­ла тен­дер на раз­ра­бот­ку ново­го дви­га­те­ля и его выиг­ра­ло рос­сий­ское «НПО Энер­го­маш», кото­рое пред­ло­жи­ло цену в несколь­ко раз более низ­кую, чем кон­ку­рен­ты. У «Энер­го­ма­ша» был хоро­ший задел. Для того, что­бы полу­чить дви­га­тель с нуж­ны­ми аме­ри­кан­цам харак­те­ри­сти­ка­ми, надо было лишь «упо­ло­ви­нить» уже име­ю­щий­ся дви­га­тель от раке­ты «Энер­гия», сде­лать вме­сто четы­рех камер толь­ко две. В резуль­та­те «Энер­го­маш» «раз­ра­бо­тал» нуж­ный дви­га­тель, кото­рый полу­чил назва­ние РД-180, и пере­дал все пра­ва и всю доку­мен­та­цию на его про­из­вод­ство аме­ри­кан­цам, а те, в соот­вест­вии с усло­ви­я­ми тен­де­ра, раз­ме­сти­ли про­из­вод­ство дви­га­те­ля в Рос­сии на заво­дах Энер­го­ма­ша, посколь­ку там уже была вся необ­хо­ди­мая тех­но­ло­ги­че­ская оснаст­ка.
    Этот кон­тракт потом силь­но аук­нул­ся рос­сий­ско­му ВПК: когда Рос­сии самой потре­бо­вал­ся «поло­вин­ный» дви­га­тель для ракет Русь-М и Анга­ра, ока­за­лось, что по усло­ви­ям кон­трак­та она не может изго­тав­ли­вать РД-180 для сво­их целей, а долж­на заку­пать его у аме­ри­кан­ской ком­па­нии Pratt & Whitney. В ито­ге для Русь-М при­шлось делать «аль­тер­на­тив­ную» раз­ра­бот­ку, РД-180В (кото­рая так и не была завер­ше­на), а на Анга­ру ста­вить не «поло­вин­ный», а «чет­вер­тин­ный» дви­га­тель РД-191.
    Модер­ни­зи­ро­ван­ная раке­та полу­чи­ла назва­ние Атлас-5. Она име­ет первую сту­пень, осна­щен­ную дви­га­те­лем РД-180 ком­па­нии Pratt & Whitney, кото­рый соби­ра­ет­ся в Рос­сии. Поэто­му, когда Рос­сия попа­ла под санк­ции, то под санк­ции попа­ло и это про­из­вод­ство. Пона­ча­лу было реше­но пере­не­сти про­из­вод­ство РД-180 из Рос­сии на тер­ри­то­рию США. Но Илон Маск ска­зал: «Я могу сде­лать луч­ше и дешев­ле». Так он и есть, но про­филь­ные кон­тро­ли­ру­ю­щие орга­ны же выда­ли заклю­че­ние, что пере­да­ча под­ря­да SpaceX при­ве­дет к обра­зо­ва­нию недо­пу­сти­мой моно­по­лии. Попут­но выяс­ни­лось, что в пере­но­се про­из­вод­ства РД-180 в США нет ника­ко­го резо­на. РД-180 очень хоро­ший дви­га­тель, но уже силь­но уста­рев­ший, для его про­из­вод­ства при­дет­ся воз­рож­дать тех­но­ло­гии, от кото­рых во всем мире дав­но отка­за­лись. Ока­за­лось, что в США есть фир­мы, кото­рые могут сде­лать дви­га­тель гораз­до луч­ше, быст­рее и намно­го дешев­ле, чем «Энер­го­маш». Про­ще гово­ря, выяс­ни­лось, что РД-180 боль­ше не нужен.
    Поэто­му General Dynamic про­ве­ло­ано­вый тен­дер, кото­рый выиг­ра­ли две аме­ри­кан­ские ком­па­нии. United Launch Services кото­рая, начи­ная с 2019 года нач­нет постав­лять дви­га­тель Vulcan BE-4, кото­рый заме­нит РД-180. И Aerojet Rocketdyne, кото­рая раз­ра­бо­та­ет сле­ду­ю­щее поко­ле­ние прин­ци­пи­аль­но новых дви­га­те­лей, кото­рое в свою оче­редь заме­нит Vulcan BE-4. Кон­гресс США, что­бы под­стра­хо­вать­ся и создать запас на пере­ход­ный пери­од раз­ре­шил «Энер­го­ма­шу» выпу­стить еще 18 штук РД-180. И на этом его исто­рия закон­чит­ся.

  • paulkorry:

    Ну вот, это дви­жок от нашей «Энер­гии», да еще и упо­ло­ви­нен­ный ))

    • Юрий Кирпичев:

      Апел­ля­ция к «Энер­гии» лиш­ний раз дока­зы­ва­ет, что дви­жок – не рос­сий­ский! Посколь­ку «Энер­гия» была не рос­сий­ским, но совет­ским дети­щем. И ее гене­раль­ным кон­струк­то­ром был укра­и­нец В. Глуш­ко. Как, впро­чем, и боль­шин­ство твор­цов совет­ской кос­ми­че­ской про­грам­мы, вклю­чая Коро­ле­ва.
      Об этом же сви­де­тель­ству­ет пол­ное отсут­ствие хоть каких-то замет­ных успе­хов Рос­сии на дан­ном попри­ще. Так, кос­ми­че­ский извоз­чик. А ведь стране уже 25 лет, при­чем послед­ние 16 лет она про­цве­та­ет под золо­тым пото­ком неф­те­дол­ла­ров и муд­рым руко­вод­ством гени­аль­но­го вождя. Меж­ду про­чим, Гага­рин вышел на орби­ту тоже через 16 лет – после окон­ча­ния Вто­рой миро­вой. Поэто­му поис­ти­не жал­ки поту­ги рос­си­ян хоть каким-то боком при­ма­зать­ся к аме­ри­кан­ской кос­ми­че­ской сла­ве.

      • paulkorry:

        Ну, во-пер­вых, я в СССР родил­ся, закон­чил шко­лу и посту­пил в МГУ. Для меня «совет­ский» – наш.
        Во-вто­рых, я напо­ло­ви­ну укра­и­нец.
        А в-тре­тьих, бей­те выше! Укра­и­на – роди­на миро­вой комо­нав­ти­ки! О чем сви­де­тель­ству­ют ее успе­хи на этом попри­ще за послед­ние 25 лет ))

  • Максим Борисов:

    Счи­тать­ся и спо­рить, какой имен­но вклад в сов­мест­ных про­ек­тах той или иной сто­ро­ны, контр­про­дук­тив­но и попро­сту вред­но (для даль­ней­ших воз­мож­ных сов­мест­ных про­ек­тов). Если сто­ро­ны посчи­та­ли нуж­ным уточ­нить этот вклад в сов­мест­ном заяв­ле­нии – хоро­шо. В дан­ном слу­чае на сай­те NASA те или иные эле­мен­ты назва­ны «рос­сий­ски­ми». Ну что ж, это при­ят­но. Оче­вид­ный путь выхо­да рос­сий­ской нау­ки из тупи­ка – это кол­ла­бо­ра­ция, а не «импор­то­за­ме­ще­ние».

    Ан-124–100 «Рус­лан», кста­ти, тоже по мно­гом укра­ин­ское дети­ще, на Укра­ине неск.самолетов экс­плу­а­ти­ру­ют­ся «Анто­нов­ски­ми авиа­ли­ни­я­ми», но в дан­ном слу­чае NASA поль­зо­ва­лась услу­га­ми рос­сий­ской авиа­ком­па­нии.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Ан-124

    • Юрий Кирпичев:

      В прин­ци­пе, Мак­сим, Вы несо­мнен­но пра­вы – наши сче­ты весь­ма мел­ки перед лицом веч­но­сти. Но мы живем здесь и сей­час. И пото­му полез­но рас­ста­вить неко­то­рые точ­ки над i – для отрезв­ле­ния воз­буж­ден­ных пат­ри­о­тов. Думаю, никто не будет отри­цать укра­ин­ских кор­ней Циолковского(его фами­лия отно­си­лась к гер­бу Яст­р­жем­бец и вос­хо­дит к Севе­ри­ну Нали­вай­ко), Коро­ле­ва – потом­ка нежин­ских куп­цов, постав­щи­ков зна­ме­ни­тых огур­чи­ков ко дво­ру ЕИВ, Чело­мея, Глуш­ко, Люль­ка – и так далее, вплоть до Вер­не­ра фон Бра­у­на!
      Осталь­ные вели­кие ракет­ные кон­струк­то­ры были как пра­ви­ло евре­я­ми. В ито­ге мож­но даже сде­лать крайне непри­ят­ный для рос­си­ян вывод…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com