- Троицкий вариант — Наука - http://trv-science.ru -

Размышления по поводу…

Яков Гилинский, докт. юрид. наук, зав. кафедрой уголовного права юридического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (www.herzen.spb.ru)

Яков Гилинский, докт. юрид. наук, зав. кафедрой уголовного права юридического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (www.herzen.spb.ru)

16 и 18 мая в «Новой газете» появилась большая и страшная по содержанию статья Г. Мурсалиевой «Группы смерти» о том, как в социальной сети «ВКонтакте» подростков якобы призывают и подталкивают к самоубийству [1]. И, к сожалению, небезуспешно… Не удивительно, что публикация вызвала бурю комментариев в интернет-сетях. Я не буду вступать в дискуссию, а поделюсь некоторыми соображениями, вызванными этой публикацией.

Во-первых, о состоянии и тенденциях самоубийств в России и мире. Уровень самоубийств — один из показателей благополучия/неблагополучия общества. В России за последние десятилетия максимальные значения уровня самоубийств (в расчете на 100 тыс. населения) были в годы брежневского застоя (38,7) и в середине 1990-х годов (в 1994 году — 41,8), когда испарилась эйфория от горбачевской перестройки: люди ожидали счастья и радости «здесь и сейчас». В годы же самой перестройки уровень самоубийств снизился до минимума (в 1986 году — 23,3).

С начала 2000-х годов началось неуклонное снижение этого показателя до 17,1 в 2015 году. Это, конечно, очень хорошо, но сокращение уровня самоубийств наблюдается с середины 1990-х годов в большинстве стран мира, так что в России сохраняется очень высокий уровень по сравнению с другими странами. В Европе только в Литве этот показатель был выше российского (необъяснимый «литовский парадокс»).

По уровню подростково-молодежного суицида Россия занимает первое место в Европе и одно из первых в мире. «Абсолютный уровень смертности от самоубийства в России, по сравнению с большинством других стран, весьма высок, по данным ВОЗ, подобные показатели наблюдаются только в некоторых азиатских и африканских странах» (А. Г. Вишневский). Впрочем, это не удивительно, исходя из ситуации в стране, двигающейся не столько вперед, сколько назад…

В мире давно существуют беспилотные самолеты, тестируются беспилотные такси, проектируется «труба», в которой транспорт будет двигаться со скоростью, приближающейся к скорости звука: технологические новеллы непостижимы для большинства людей, но реально внедряются в жизнь. Всё это — в условиях глобализации экономики, финансов, транспорта, технологий, достижений культуры, когда изоляционизм (и импортозамещение) — ошибка, которая хуже, чем преступление…

Во-вторых, события, описанные в статье Г. Мурсалиевой, лишний раз подтверждают то, о чем я много пишу и говорю в последнее время и что не воспринимается большинством читателей/слушателей: мы живем в совершенно новом мире постмодерна, основные характеристики которого влияют на все социальные процессы, включая преступность, самоубийства и иные проявления девиантности.

В 1897 году вышел классический труд Э. Дюркгейма «Самоубийство» (www.abebooks.com)

В 1897 году вышел классический труд Э. Дюркгейма «Самоубийство» (www.abebooks.com)

Общество постмодерна предоставляет невиданные раньше возможности и грозит невиданными рисками, вплоть до омницида — самоуничтожения человечества. «Мы, в сущности, живем в апокалиптическое время… экологический кризис, биогенетическая редукция людей к манипулируемым машинам, полный цифровой контроль над нашей жизнью» (С. Жижек). И еще: «Постмодернизм производит опустошительное действие» (П. Бурдье). А вот как характеризовал современный мир З. Бауман, выступая в 2011 году перед студентами МГУ: «Мы летим в самолете без экипажа в аэропорт, который еще не спроектирован»…

Из многочисленных характеристик общества постмодерна (глобализация, виртуализация, консьюмеризация, фрагментация, неопределенность, хаотичность, «ускорение времени» и др.) к теме подросткового суицида имеют непосредственное отношение две: «ускорение времени» и виртуализация.

Дело в том, что темпы современной жизни, быстрота протекающих в обществе экономических, технологических и прочих процессов («ускорение времени») привели к огромному неосознаваемому разрыву поколений. Мир взрослых (родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках) и мир детей, подростков, молодежи — разные миры. В самых благополучных семьях велик реальный разрыв в миропонимании, мироощущении, мировосприятии представителей старших и младших поколений. Не говоря уже о не совсем благополучных семьях… Этот разрыв усиливается процессами виртуализации. Мы все шизофренически живем в мире реальном и виртуальном. Мы не мыслим жизни без компьютеров, мобильных телефонов, скайпов, смартфонов и т. п. Но подростки и молодежь живут сегодня преимущественно в мире виртуальном. Там они встречаются, знакомятся, ссорятся, любят (я спрашиваю своих студентов — вы уже рожаете в Интернете или нет? Молчат, посмеиваются).

В Интернете они убивают («стрелялки»), вскрывают чужие сейфы, но и творят — фоткают (пардон, уважаемые читатели, за жаргон), пишут стихи, совершают технические открытия. Посмотрите на наших спутников в транспорте, особенно в метро, — почти все молодые люди «сидят» в смартфонах. Нам, взрослым, очень многое недоступно в их мире. А они с большим скепсисом относятся к нашему миру, даже будучи внешне послушны, ласковы, терпимы…

Погружение подростков и молодежи в виртуальный мир, как всё на свете, имеет положительные и отрицательные последствия. Это не только безграничные познавательные возможности, средства связи и взаимодействия, но и возможности познания негативных (с нашей точки зрения!) явлений и образцов поведения. В частности, тот тотальный уход из жизни, о котором говорится в статье в «Новой газете» и который в значительной степени объясняется жизнью подростков и взрослых в разных мирах…

И опять-таки, мы нередко неадекватно оцениваем поведение молодых. Они любят «стрелялки», взрослые ратуют за их запрет. Между тем университеты в Вилланове и Ратгерсе опубликовали результаты исследований связи между преступлениями и видеоиграми в США. Исследователи пришли к выводу, что во время пика продаж видеоигр количество преступлений существенно снижается. Как утверждает один из авторов исследования: «Различные измерения использования видеоигр прямо сказываются на снижении таких преступлений, как убийства» (Patrick Markey).

На сегодняшнем этапе развития общества постмодерна уход подростков и молодежи в виртуальный мир неоднозначно сказывается на динамике и структуре преступности. Да, развивается киберпреступность. Но с конца 1990-х — начала 2000-х годов во всем мире сокращается уровень (в расчете на 100 тыс. населения) «обычной» преступности и ее основных видов (убийство, изнасилование, кражи, грабежи, разбойные нападения).

Так, уровень убийств сократился к 2013 году в Австралии с 1,8 в 1999 году до 1,1; в Аргентине с 9,2 в 2002 году до 5,5; в Германии с 1,2 в 2002 году до 0, 8; в Израиле с 3,6 в 2002 году до 1,8; в Колумбии с 70,2 в 2002 году до 30,8; в США с 6,2 в 1998 году до 4,7; в Швейцарии с 1,2 в 2002 году до 0,6; в Южной Африке с 57,7 в 1998 году до 30,9; в Японии с 0,6 в 1998 году до 0,3.

В России к 2014 году уровень преступности снизился с 2700,7 в 2006 году до 1500,4; уровень убийств — с 23,1 в 2001 году до 8,2; уровень грабежей — с 242,2 в 2005 году до 53,2; уровень разбойных нападений — с 44,8 в 2005 году до 9,8. Одно из объяснений этой общемировой тенденции — уход подростков и молодежи , основных субъектов «уличной преступности», в виртуальный мир. Там они удовлетворяют неизбывную потребность в самоутверждении, самореализации.

Наконец, в-третьих, традиционный российский вопрос «Что делать?». К сожалению, мы традиционно любим простые решения сложнейших проблем. Самое простое — запретить! Всё запретить! Запретить Интернет и его отдельные сайты, запретить кружевные трусы и туфли на каблуках, запретить мат и «Тангейзер», обнаженную натуру (на Венеру Милосскую трусики одеть с лифчиком?) и «топот котов»…

В действительности запрет только провоцирует внимание к запрещенному. Сейчас полно бредовых ограничений: 12+, 16+, 18+… Если бы я в детстве увидел 18+, то немедленно бросился бы это читать, смотреть. Это естественная реакция любого человека, особенно молодого. Никогда ничего не запрещали мне, я — своим детям, а они — своим (и все выросли законопослушными). Япония — страна с самыми низкими показателями преступности, включая убийства (уровень последних — 0,3, тогда как в России сейчас — 8,0, а бывало и 23,1). В Японии детям разрешено всё! Впрочем, как в большинстве стран Европы, где уровень убийств — 0,8–1,2.

Всегда поддерживаю лозунг французских студентов 1968 года: «Запретить запрещать!» Да, конечно, действительно опасные деяния должны быть запрещены — убийства и насильственные действия, изнасилование и разбойные нападения и т.п. Хорошо известны последствия неразумных запретов. Запрещение игорного бизнеса привело к развитию нелегальных «катранов» и коррупции, запрет в Советском Союзе абортов — к подпольным абортам и гибели женщин. Мир отказывается от запрета производных каннабиса, марихуаны (Нидерланды и Чехия, Испания и Уругвай, многие штаты США и Португалия, Канада и — КНДР!), в большинстве европейских стран легализована заместительная терапия, а в России запрещены все наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги (!), что противоречит принципиальному запрету аналогии в уголовном праве.

Возвращаясь к самоубийствам. Запрет общаться подросткам в сетях — абсурден и бессмыслен, обойти его ничего не стоит. Закрывать соответствующие сайты — да, можно (и, пожалуй, нужно), но тоже бессмысленно — взамен закрытых тут же открываются новые. Следовательно, от простых решений следует переходить к сложным.

Родители должны понимать особенности современного общества и своих детей, их психику, интересы. Одно из наиболее действенных антикриминогенных, антидевиантогенных, антисуицидогенных средств — обеспечить детям, подросткам, молодежи реальные возможности самоутверждаться, самореализовываться в общественно полезной творческой деятельности. Понимаю, что это легко сказать… Засим умолкаю. Дальнейшее — дело психологов, педагогов, самих разумных родителей. Хотел добавить — и государства, но вспомнил, какое оно у нас…

1. www.novayagazeta.ru/society/73089.html

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи