Больше задач, хороших и разных

Фото с сайта www.moslenta.ru
Фото с сай­та www.moslenta.ru

19 мая 2016 года зам. дирек­то­ра по нау­ке «Вто­рой шко­лы», дирек­то­ру Вечер­ней мно­го­пред­мет­ной шко­лы (ВМШ) заме­ча­тель­но­му учи­те­лю мате­ма­ти­ки Алек­сан­дру Кирил­ло­ви­чу Коваль­д­жи испол­ни­лось 60 лет. Он выпуск­ник этой шко­лы 1973 года и рабо­та­ет там уже почти 20 лет, с 1997 года. Пуб­ли­ку­ем поздрав­ле­ния его кол­лег.

Алек­сандр Шень, выпуск­ник «Вто­рой шко­лы» (1974), ст. науч. сотр. Лабо­ра­то­рии тео­рии пере­да­чи инфор­ма­ции и управ­ле­ния ИППИ РАН, науч­ный сотруд­ник LIRMM CNRS (Фран­ция, Мон­пе­лье):

Алек­сандра Кирил­ло­ви­ча (тогда Сашу) я пом­ню со вре­мен ВМШ (Вечер­ней мате­ма­ти­че­ской шко­лы) во «Вто­рой шко­ле», а жел­тые бумаж­ки с усло­ви­я­ми задач, напе­ча­тан­ные на рота­то­ре, где-то долж­ны у меня быть до сих пор — там было мно­го хоро­ших задач. (Навер­ное, мало кто пом­нит, что такое рота­тор: в вос­ко­вой плен­ке пишу­щая машин­ка без лен­ты про­би­ва­ла дыр­ки, и потом через них шла крас­ка с бара­ба­на на оттис­ки.)

Когда мы, тогда пре­по­да­ва­те­ли 57-й шко­лы, одно­го сво­е­го быв­ше­го школь­ни­ка пока­зы­ва­ли Коваль­д­жи на пред­мет воз­мож­но­сти при­е­ма его во «Вто­рую шко­лу», Алек­сандр Кирил­ло­вич под­верг его како­му-то пси­хо­ло­ги­че­ско­му тесту, велел что-то нари­со­вать и потом из это­го сде­лал выво­ды (навер­ное, пра­виль­ные, но этот под­ход меня тогда очень уди­вил и даже поза­ба­вил…)

Здо­ро­во, что он про­дол­жа­ет тра­ди­ции «Вто­рой шко­лы» до сих пор — и, наде­юсь, это надол­го…

Алек­сей Канель-Белов, выпуск­ник «Вто­рой шко­лы» (1980), феде­раль­ный про­фес­сор мате­ма­ти­ки МФТИ, про­фес­сор Уни­вер­си­те­та им. Бар-Ила­на (Изра­иль):

Мы позна­ко­ми­лись с Алек­сан­дром Кирил­ло­ви­чем в дале­ком 1978 году. Я был стар­ше­класс­ни­ком, кото­ро­му пред­ло­жи­ли в каче­стве обще­ствен­ной рабо­ты вести кру­жок, а он, кажет­ся, в 1980 году стал дирек­то­ром Вечер­ней мате­ма­ти­че­ской шко­лы при ММО. (Преды­ду­щим дирек­то­ром был тоже заме­ча­тель­ный педа­гог Д. В. Андре­ев, кото­рый впо­след­ствии отве­чал за мате­ма­ти­че­скую часть в систе­ме «Аван­гард»; сре­ди его вос­пи­тан­ни­ков был, в част­но­сти, В. А. Тимо­рин, ныне декан мате­ма­ти­че­ско­го факуль­те­та ВШЭ. Перед Андре­евым был В. Н. Круп­ский, перед ним — А. В. Пара­мо­нов.)

Тра­ди­ции ВМШ зало­жил Евге­ний Бори­со­вич Дын­кин, кото­рый и был пер­вым дирек­то­ром. Сре­ди этих тра­ди­ций — заоч­ный кон­курс, празд­но­ва­ние Ново­го года, аук­ци­он «Кот в меш­ке», при­вле­че­ние стар­ше­класс­ни­ков и вос­пи­та­ние буду­щих пре­по­да­ва­те­лей и др. Сре­ди пре­по­да­ва­те­лей в 1980 году был Алек­сандр Раз­бо­ров, тогда школь­ник, ныне член-кор­ре­спон­дент РАН, про­фес­сор Чикаг­ско­го уни­вер­си­те­та. Мне пред­став­ля­ет­ся необ­хо­ди­мым собрать лето­пись ВМШ. На мой взгляд, дра­го­цен­ное педа­го­ги­че­ское и орга­ни­за­ци­он­ное насле­дие Е. Б. Дын­ки­на не менее цен­но, чем его вклад в мате­ма­ти­ку.

В 1980-е годы чело­ве­че­ским цен­тром ВМШ при ММО был Саша Коваль­д­жи (в нача­ле 1980-х там был В. Баты­рев, в сере­дине-кон­це деся­ти­ле­тия ком­па­ния состо­я­ла кро­ме Алек­сандра из покой­но­го Дмит­рия Деря­ги­на, Дмит­рия Абло­ва, Гри­го­рия Конда­ко­ва, Юрия Бур­ма­на, Кон­стан­ти­на Игна­тье­ва, Алек­сандра Шапи­ро, Нико­лая Кел­ли­на и меня), затем слу­чил­ся пере­рыв — несколь­ко лет он был сек­ре­та­рем у Ана­ста­сии Ива­нов­ны Цве­та­е­вой, с кото­рой меня позна­ко­мил.

В 1990-е годы он вер­нул­ся в мат-школь­ную дея­тель­ность, в кри­ти­че­ский момент стал дирек­то­ром «Вто­рой шко­лы», что, воз­мож­но, тогда ее спас­ло (но это толь­ко моя лич­ная точ­ка зре­ния). Одним из заме­ча­тель­ных дел, осу­ществ­лен­ных Сашей, была кано­ни­за­ция пра­вил мате­ма­ти­че­ско­го боя. В свое вре­мя суще­ство­ва­ла мос­ков­ская и ленин­град­ская вер­сия пра­вил, и спо­ры о судей­стве в Киров­ской лет­ней мно­го­пред­мет­ной шко­ле напо­ми­на­ли рели­ги­оз­ные вой­ны. Созда­ние кано­ни­че­ской вер­сии, с кото­рой все более-менее пусть с ого­вор­ка­ми, но согла­си­лись, — без­услов­ная заслу­га Саши.

Я знал его и в рабо­те над кни­га­ми и видел его любовь к отра­бот­ке дета­лей [1]. Сей­час Саша при­ни­ма­ет актив­ное уча­стие как в жиз­ни «Вто­рой шко­лы», так и в обще­ствен­ной дея­тель­но­сти. Мы недав­но напи­са­ли с ним ста­тью о досто­ин­ствах и недо­стат­ках лист­ко­вой систе­мы [2]. Желаю ему здо­ро­вья и даль­ней­ших твор­че­ских успе­хов!

1. Одна из наи­бо­лее извест­ных: Канель-Белов А.Я., Коваль­д­жи А.К. Как реша­ют нестан­дарт­ные зада­чи. http://www.mccme.ru/free-books/olymp/KanKov.pdf

2. mccme.ru/free-books/matpros/pdf/mp-19-kk.pdf

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Один комментарий

  1. Поздрав­ляю Алек­сандра Кирил­ло­ви­ча с юби­ле­ем! Здо­ро­вья, сча­стья, твор­че­ских дости­же­ний!
    Мне тоже пред­став­ля­ет­ся необ­хо­ди­мым собрать лето­пись ВМШ. Рабо­тать в ВМШ я начал в 1965 г., деся­ти­класс­ни­ком Вто­рой шко­лы вел груп­пу F семи­класс­ни­ков, а в 1970 – 1977 гг. был дирек­то­ром Вечер­ней мате­ма­ти­че­ской шко­лы при Мос­ков­ском мате­ма­ти­че­ском обще­стве. Потом дирек­то­ром был А.В. Пара­мо­нов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: