О статистике сайта ТрВ-Наука

Максим Борисов

Максим Борисов

«Троицкий вариант» выходит на бумаге. Нас за это критикуют, говоря, что бумажные издания уже архаика, уходящая реальность, все имеющиеся ресурсы лучше тратить на интернет-издание. Возможно, со временем так и случится, когда возможностей издаваться на бумаге не останется. Есть, впрочем, значимые для нас доводы «за» бумажное издание, и они восемь лет не меняются.

  1. В нынешнем формате ТрВ-Наука во многом уникален. Институтские многотиражки, конечно, еще выходят, но независимых газет, посвященных проблемам науки, днем с огнем не сыщешь. А ведь у чтения на бумаге остаются свои верные поклонники, и это не только старшее поколение.
  2. Основная задача газеты — как-то повлиять на нынешнюю неприглядную ситуацию. Если газету можно положить на стол начальству, то с интернет-ресурсом это так эффектно уже не проделаешь…
  3. Наконец, бумажная газета с ее дедлайнами и ограниченным местом на полосах хоть как-то дисциплинирует нас и авторов. Ведь в основном у коллег такой характер, что статьи в Интернете могут доделываться и откладываться бесконечно, а их объем — драматически расползаться. Есть ощущение, что уход полностью в Интернет что-то поломает в том хрупком внутреннем механизме, который худо-бедно со всем бардаком и спорами позволил просуществовать газете столько лет без существенных срывов.

Тем не менее полноценный сайт у ТрВ-Наука (http://trv-science.ru/) появился довольно быстро, а вскоре после его появления количество посетителей уже многократно превышало число экземпляров бумажной газеты, не говоря уж о географии и доступности. Сейчас аудитория в Интернете превышает бумажную более чем в пять раз (это если судить по html-версии, мы еще не учитываем прямые ссылки на скачивание pdf-версий, многочисленные перепечатки и публикации небольших заметок в социальных сетях).

География вполне предсказуема — в подавляющем большинстве случаев это Россия, потом Украина, США, Европа, Беларусь, Израиль — ряд стран, где наиболее велика русскоязычная диаспора. По географии внутри России тоже всё предсказуемо — в основном это Москва, затем Петербург — и далее крупные города, где теплится наука (Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Владивосток…). С возрастом посетителей тоже всё понятно — есть все слои, но особенно много людей среднего возраста (30+, 40+). Мужская аудитория ощутимо превалирует над женской.

200-0077

Ощутимы скачки посещаемости, связанные с праздниками, каникулами и невыходом газеты во время Нового года, впрочем, вскоре после этого поток восстанавливается и даже компенсируется, ниже тысячи посетителей в день бывает редко, в среднем больше 2 тыс. в день. Всплески идут вслед за выкладыванием очередного номера и особенно «вирусным» распространением отдельных задевающих коллег публикаций (в социальных сетях, в основном в Facebook, хотя и «ВКонтакте» подтягивается… Есть еще аккаунты в «Живом журнале» и Twitter, но это уже несущественно), так что если смотреть статистику по месяцам, то она относительно ровная и со временем чуть подрастает (хотя не особо). Максимальный долговременный всплеск пришелся на лето 2013 года в связи с реформой РАН (помним, скорбим…).

В месяц html-версию читают плюс-минус 50 тыс. посетителей (соответственно, в тот же месяц выходит 5+5=10 тыс. бумажных экземпляров); отчасти эти аудитории пересекаются.

Из поисковиков нас больше «любит» Google, хотя в «Яндекс» транслируются напрямую новости и статьи при их появлении на сайте. Трудно, конечно, судить о том, сколько посетителей попадает на сайт случайно и уходит, не дочитав статью, однако сравнительно большое число просмотров на человека говорит о том, что читатели у нас в основном не случайные, поисковые фразы относятся к науке («реформа РАН», «реформа науки» и т. д.)

На сайте появляется довольно много комментариев, причем среди комментирующих высок процент людей со степенями. Не все с нами, понятное дело, солидаризируются, однако по сравнению с другими сайтами откровенного хулиганства меньше. Будем надеяться, что ТрВ-Наука сохранит свою особую аудиторию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

17 комментариев

  • Юрий Кирпичев:

    Любопытно, как может выживать газета практически без рекламы?

  • Владимир:

    Чисто по статистике вопрос. В месяц html-верию читают 50 тыс. человек — это с учетом скачиваний pdf-версии или без? Многие, наск. мне известно, при прочих равных предпочитают скачивать. А вообще, с учетом уровня газеты, неожиданно мало. Мне казалось как минимум РАНовцы читают + большой процент преподавательского состава. Берусь за труд популяризовать ТРВ среди обширного круга своих местных и иноземных знакомых елико возможно. Apropos, об англоязычной версии не подумывали, хотя бы частично?

    • Максим Борисов:

      Это без учета PDF. Скопирую сюда ответ из ФБ:

      > Ну, мы еще в 2009-м пытались понять, сколько скачивают PDF. Хостились тогда на «Агаве», там установлено было несколько скриптов для анализа внутренней статистики (сейчас давно уже на «Мастерхосте», там все это нужно ставить самостоятельно, но зато терпят нашу возросшую активность). Выходило неправдоподобно много, к тому же разные скрипты выдавали разницу на порядки. Скорее всего, какие-то артефакты и роботы, поэтому отказались это учитывать. Конечно, можно установить скрипты, которые бы «дергали» счетчик, но это наверняка дополнительное неудобство для скачивающих, да и нагрузка на сервер... В сущности понятно, что большинство скачивающих PDF все же заходит на сайт и учитывается внешними счетчиками (хотя, конечно, можно зайти и по внешней ссылке). Ну и есть архив со всеми PDF (я его сейчас обновлю ради ровного счета номеров), который качают как-то не очень, так что явно нет той чудовищной активности скачивания PDF, что демонстрировали нам внутренние счетчики :-)

      — а по сути вопроса еще... ну да, в общем-то маловато, но тут какие-то естественные ограничения. То есть по сути аудитория сильно не растет, она естественным образом ограничена, и усиленная популяризация издания или всплески интереса/ссылок много не прибавляют в конечном счете. Для расширения аудитории логично расширение тематики, дополнительное привлечение, скажем, учителей, медиков и студентов, которых на порядки больше, чем научных работников, но это неизбежное размывание... Либо изменение формата и периодичности публикаций. Сейчас двухнедельный цикл и заточенность под бумагу, так что неизбежны периоды молчания и меньшая привлекательность с точки зрения интернет-аудитории (недооформленность анонсов, иллюстраций, которыми редакторы для интернет-издания не занимаются вовсе).

  • Владимир Бутусов:

    А из html fb2/epub не планируется делать?

    • admin:

      Так уже давно стоит плагин, который выдает статьи в epub и mobi. Посмотрите на самый верх этого текста, например, там «Скачать» и иконки, на них ссылки типа

      trv-science.ru/read-offli...a-trv-nauka.epub

      Правда, с картинками как-то неблагополучно... Еще там третьей была иконка с простым PDF (там кажется и илл. были нормальные), но пришлось убрать из-за подозрений в напрягах сервера...

      Если нажать Распечатать статью, то верстка тоже резко упростится и явно это все прочтется через самый маленький и примитивный браузер...

      fb2 тоже конечно поставили бы, если бы было, но что-то не пишут плагинов под это (потому что формат только в нашей стране так популярен, на Западе не очень, а энтузиасты ориентируются на тот рынок).

      Еще экспериментировали с плагином под epub, собирающим сразу книжками, но что-то там не пошло, хотя в принципе работало. В сети попадался еще сервис, генерирующий каждый очередной номер ТрВ в fb2, вот вроде

      dev.rus-ltc.org/trv/

      Это с нами никак не связано, но давно существует и работает, сейчас проверил...

      • поправка: epub и mobi сейчас нет — в какой-то момент было убрано из-за нехватки места (все эти однажды нагенеренные файлы остаются лежать на сервере...)

        вернуть несложно, как появится место...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com