Марс — запасная планета

Владимир СурдинПуб­ли­ку­ем рецен­зию на кни­гу, посвя­щен­ную пла­не­те нашей меч­ты. Автор рецен­зии аст­ро­ном, лау­ре­ат пре­мии «Про­све­ти­тель» Вла­ди­мир Сур­дин.

Марс — тема сего­дняш­не­го дня. Сей­час о нем гово­рят мно­гие и мно­го, почти так же часто, как сто лет назад. Но если в нача­ле ХХ века любо­зна­тель­ную пуб­ли­ку воз­буж­да­ли мар­си­ан­ские кана­лы, пред­ве­щав­шие встре­чу с вне­зем­ной циви­ли­за­ци­ей, то что же при­вле­ка­ет к этой теме сей­час? Поче­му о Мар­се пишут и сни­ма­ют кино, чита­ют лек­ции и объ­яв­ля­ют набор буду­щих коло­ни­стов? Ответ не столь уж оче­ви­ден, посколь­ку одной при­чи­ны ажи­о­таж­но­го инте­ре­са к Мар­су нет. На теме о Мар­се сфо­ку­си­ро­ва­лось сего­дня сра­зу несколь­ко дости­же­ний и кри­зи­сов нашей эпо­хи. Поэто­му неуди­ви­тель­но, что одни хотят боль­ше узнать о Мар­се, дру­гие — рас­ска­зать о нем, а тре­тьи — зара­бо­тать на этом.

Раз­ду­мы­вая о покуп­ке кни­ги, мы обыч­но пере­во­ра­чи­ва­ем титуль­ную стра­ни­цу и чита­ем анно­та­цию. Так посту­пил и я; читаю: «Есть ли жизнь на Мар­се? Мы до сих пор не зна­ем отве­та на этот вопрос. Но зато мы точ­но зна­ем, что ско­ро она там появит­ся…» Ощу­тив на спине мураш­ки и даже холод­ный пот, я уже не мог прой­ти мимо этой кни­ги. Неуже­ли ско­ро мы зане­сем на Марс зем­ные орга­низ­мы? Еще не разо­брав­шись с исто­ри­ей мар­си­ан­ской жиз­ни, мы зара­зим этот уни­каль­ный кос­ми­че­ский запо­вед­ник наши­ми мик­ро­ба­ми? Кто же автор тако­го сме­ло­го про­гно­за? Читаю даль­ше:

Стивен Петранек, писатель и научный журналист, главный редактор группы исторических журналов The Weider History Group.

Сти­вен Пет­ра­нек, писа­тель и науч­ный жур­на­лист, глав­ный редак­тор груп­пы исто­ри­че­ских жур­на­лов The Weider History Group.

«Автор этой кни­ги, спе­ци­а­лист в обла­сти тех­но­ло­ги­че­ских про­гнозов и посто­ян­ный спи­кер ТЕД Сти­вен Пет­ра­нек, уве­рен: пер­вый пило­ти­ру­е­мый полет на Марс состо­ит­ся еще до 2030 года. При­чем это, ско­рее все­го, будет экс­пе­ди­ция в один конец: аст­ро­нав­ты, выса­див­ши­е­ся на Мар­се, оста­нут­ся там навсе­гда…»

Ну, в этом-то как раз труд­но было бы сомне­вать­ся. Но если эти смель­ча­ки слу­чай­но оста­нут­ся живы, то такой про­гноз меня как аст­ро­но­ма и люби­те­ля био­ло­гии насто­ра­жи­ва­ет. Поэто­му решил про­чи­тать кни­гу до кон­ца.

Петранек С. Как мы будем жить на Марсе. М.: АСТ: CORPUS, 2016. — 128 с. + [32 с. ил.]

Пет­ра­нек С. Как мы будем жить на Мар­се. М.: АСТ: CORPUS, 2016. — 128 с. + [32 с. ил.]

Как ока­за­лось, кни­га очень све­жая, на англий­ском вышла в сере­дине 2015 года. Напи­са­на живым язы­ком и пере­ве­де­на им же, а вот рабо­ту редак­то­ров труд­но назвать без­упреч­ной. Пози­ция авто­ра кни­ги про­ста и роман­тич­на: он вос­хи­щен про­ек­та­ми Mars Direct Робер­та Зуб­ри­на, Inspiration Mars Ден­ни­са Тито и Mars One Баса Лан­сдор­па. Автор убеж­ден, что пило­ти­ру­е­мый полет на Марс вот-вот состо­ит­ся, и про­бле­ма уже не в том, будет ли он и когда имен­но, а в том, как мы там будем жить. Впро­чем, рас­сказ начи­на­ет­ся с пред­рас­свет­ных лет кос­ми­че­ской эры — с мар­си­ан­ско­го про­ек­та Вер­не­ра фон Бра­у­на, изло­жен­но­го в его зна­ме­ни­той кни­ге «Das Marsprojekt», опуб­ли­ко­ван­ной в США в 1952 году и лет на десять опе­ре­див­шей свое вре­мя. Автор не скры­ва­ет вос­хи­ще­ния гени­аль­ным ракет­чи­ком и доволь­но подроб­но рас­ска­зы­ва­ет об аме­ри­кан­ском пери­о­де жиз­ни фон Бра­у­на, о его осу­ществ­лен­ной мечте о поле­тах на Луну и неосу­ществ­лен­ной — о поле­тах на Марс.

В том, что мар­си­ан­ская меч­та фон Бра­у­на до сих пор не осу­ще­стви­лась, автор обви­ня­ет NASA с его неоправ­дан­но доро­гой про­грам­мой Space Shuttle и мало­эф­фек­тив­ной рабо­той на МКС. А кос­ми­че­ское буду­щее чело­ве­че­ства он видит в быст­ро­рас­ту­щих воз­мож­но­стях част­ной кос­мо­нав­ти­ки. Не скрою, мне этот про­гноз тоже по душе.

Не мно­гим извест­но, что эра част­ной кос­мо­нав­ти­ки нача­лась уже 30 лет назад, когда три сту­ден­та Гар­вард­ской шко­лы биз­не­са созда­ли стар­тап Orbital Sciences Corporation, раз­ра­бо­тав­ший трех­сту­пен­ча­тую кры­ла­тую раке­ту «Пегас» мас­сой око­ло 20 тонн, стар­ту­ю­щую из стра­то­сфе­ры с бор­та само­ле­та и выво­дя­щую на низ­кую око­ло­зем­ную орби­ту полез­ную мас­су 443 кг. С 1990 года «Пегас» отпра­вил в кос­мос четы­ре десят­ка спут­ни­ков по весь­ма скром­ной цене в 56,3 млн долл. (2014) за пуск с пол­ным пред­по­лет­ным обслу­жи­ва­ни­ем и сопро­вож­де­ни­ем.

Так что част­ная кос­мо­нав­ти­ка в наши дни не рож­да­ет­ся, а уже вхо­дит в пору сво­ей зре­ло­сти. При этом нема­ло част­ных ком­па­ний меч­та­ет о поле­те к Мар­су. Корот­ко рас­ска­зав о них, автор выно­сит вер­дикт: если кто из част­ни­ков и смо­жет опе­ре­дить NASA в достав­ке людей на Марс, то это будет Илон Маск со сво­ей ком­па­ни­ей Space Exploration Technologies, или про­сто SpaceX. Автор кни­ги Сти­вен Пет­ра­нек готов поста­вить рядом с фон Бра­у­ном толь­ко Ило­на Мас­ка, оце­нив его фана­тич­ную пре­дан­ность мечте и уме­ние дово­дить свою меч­ту до резуль­та­та. Оце­нив тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти поле­та чело­ве­ка к Мар­су, автор заклю­ча­ет, что в бли­жай­шие годы они уже появят­ся, при­чем NASA, ско­рее все­го, отста­нет в этой гон­ке от част­ных пред­при­ни­ма­те­лей.

Про­бле­мы, свя­зан­ные с пере­ле­том к Мар­су (а это 8–9 меся­цев в меж­пла­нет­ном про­стран­стве), автор обсуж­да­ет не слиш­ком подроб­но, в том смыс­ле, что эти про­бле­мы есть: неве­со­мость, запа­сы пищи воды и кис­ло­ро­да, пси­хо­ло­ги­че­ская сов­ме­сти­мость, забо­ле­ва­ния и глав­ная про­бле­ма — высо­кий уро­вень ради­а­ции; но решить их мож­но. Как? Инже­не­ры что-нибудь при­ду­ма­ют. Пря­мо ска­жем, выгля­дит такой про­гноз не очень убе­ди­тель­но, но раз авто­ра это не сму­ща­ет, то не сму­тит и боль­шин­ство чита­те­лей.

Далее, эко­но­ми­че­ские про­бле­мы: не слиш­ком ли доро­го вста­нут экс­пе­ди­ции к Мар­су? Сего­дня раке­та Мас­ка «Фэл­кон-9» под­ни­ма­ет на низ­кую орби­ту 13 т полез­но­го гру­за, и это обхо­дит­ся заказ­чи­ку в 61 млн долл. Но это мно­го­ра­зо­вая раке­та. Если удаст­ся дове­сти ее ресурс до 1000 поле­тов, то цена сни­зит­ся до 61 тыс. долл., что сде­ла­ет полет на Марс не доро­же вос­хож­де­ния на Эве­рест.

Меч­тать не вред­но… Ведь порою меч­ты испол­ня­ют­ся! А меч­ты Ило­на Мас­ка испол­ня­ют­ся как пра­ви­ло. Его фир­ма уже раз­ра­ба­ты­ва­ет раке­ту «Марс Коло­най­зер», фло­ти­лия кото­рых в 2030– 2050 годах будет еже­год­но достав­лять на Марс десят­ки тысяч коло­ни­стов. Вы ска­же­те: «Фан­та­зия!» Не торо­пи­тесь. Кто мог в нача­ле ХХ века пред­ви­деть сего­дняш­ние мас­шта­бы авиа­пе­ре­во­зок? А в сере­дине ХХ века спе­ци­а­ли­сты были уве­ре­ны, что дюжи­ны ком­пью­те­ров хва­тит для покры­тия всех потреб­но­стей чело­ве­че­ства. Посмот­ре­ли бы они на это чело­ве­че­ство сего­дня, когда у каж­до­го в руках ком­пью­тер! Так что к опти­ми­сти­че­ским про­гно­зам о коло­ни­за­ции Мар­са сто­ит при­слу­шать­ся.

Иллюстрация М. Борисова из ТрВ-Наука № 125 от 26 марта 2013 года к пятилетию ТрВ-Наука

Иллю­стра­ция М. Бори­со­ва из ТрВ-Нау­ка № 125 от 26 мар­та 2013 года к пяти­ле­тию ТрВ-Нау­ка

Итак, мы добра­лись до Мар­са. Что даль­ше? Заяв­лен­ная в назва­нии тема — «Как мы будем жить на Мар­се?» — зани­ма­ет вто­рую поло­ви­ну кни­ги. В ней опи­са­ны тех­но­ло­гии жиз­не­обес­пе­че­ния: где брать воду, как добы­вать кис­ло­род, как зани­мать­ся сель­ским хозяй­ством. Послед­нее осо­бен­но инте­рес­но, посколь­ку сего­дня в мире про­во­дит­ся нема­ло экс­пе­ри­мен­тов по «мар­си­ан­ско­му рас­те­ние­вод­ству», т. е. выра­щи­ва­нию раз­лич­ных куль­тур на бед­ных поч­вах в усло­ви­ях низ­кой тем­пе­ра­ту­ры и сла­бо­го сол­неч­но­го осве­ще­ния, что весь­ма акту­аль­но для мно­гих реги­о­нов нашей стра­ны.

Автор демон­стри­ру­ет нам нема­ло идей об осво­е­нии Мар­са, при­чем те из них, кото­рые каса­ют­ся обу­строй­ства неболь­ших науч­ных стан­ций и коло­ний, выгля­дят вполне реа­ли­стич­ны­ми, хотя и неве­ро­ят­но доро­ги­ми. Когда же речь захо­дит о тер­ра­фор­ми­ро­ва­нии, т. е. ради­каль­ной пере­дел­ке мар­си­ан­ско­го кли­ма­та и при­ро­ды, тут откры­ва­ет­ся столь­ко про­блем, что автор вынуж­ден упо­вать на буду­щее раз­ви­тие нау­ки и тех­ни­ки. При этом он при­хо­дит к доволь­но неожи­дан­но­му выво­ду: учи­ты­вая стре­ми­тель­ное раз­ви­тие ген­ной инже­не­рии, про­ще будет пере­де­лать чело­ве­ка под усло­вия на Мар­се! Нуж­но выве­сти новую поро­ду людей, при­спо­соб­лен­ную к жиз­ни на суро­вой пла­не­те. Идея инте­рес­ная и достой­ная обсуж­де­ния. Пожи­вем — уви­дим.

Послед­няя часть кни­ги каса­ет­ся эко­но­ми­ки мар­си­ан­ских коло­ний: раз­ра­бот­ки полез­ных иско­па­е­мых, про­из­вод­ства про­дук­ции и тор­гов­ли с Зем­лей (а с кем еще им тор­го­вать в Сол­неч­ной систе­ме?). Здесь автор обиль­но цити­ру­ет всё того же Ило­на Мас­ка, дав­ше­го ему экс­клю­зив­ное интер­вью. Как гра­мот­ный инже­нер, Маск пони­ма­ет, что глав­ное пре­пят­ствие для кос­ми­че­ско­го биз­не­са — это гра­ви­та­ция. Поэто­му Марс, а так­же Цере­ра при­вле­ка­ют его как плац­дар­мы для добы­чи полез­ных иско­па­е­мых в поя­се асте­ро­и­дов: затра­ты на пре­одо­ле­ние их гра­ви­та­ции зна­чи­тель­но мень­ше, чем затра­ты на пре­одо­ле­ние гра­ви­та­ции Зем­ли. Про­из­вод­ство из добы­тых мате­ри­а­лов мож­но раз­ме­стить на Мар­се, но экс­пор­ти­ро­вать на Зем­лю выгод­но будет толь­ко нау­ко­ем­кие про­дук­ты: «Пред­став­ля­е­те, дер­жи­те вы в руках трид­ца­тый айфон, а на крыш­ке у него над­пись: „Сде­ла­но на Мар­се“».

При­зна­юсь, в это уже не так слож­но пове­рить тому, кто в 1990-е годы дер­жал в руках толь­ко ник­чем­ный шир­по­треб с над­пи­сью «Сде­ла­но в Китае», а спу­стя два­дцать лет — супер­со­вре­мен­ные ком­пью­те­ры с той же над­пи­сью. С 2012 годы неко­то­рые из круп­ней­ших биз­не­сме­нов пла­не­ты орга­ни­зу­ют фир­мы по добы­че мате­ри­а­лов и про­из­вод­ству в кос­мо­се. А эти люди уме­ют смот­реть в буду­щее…

В целом кни­га меня увлек­ла. Это не фэн­те­зи и даже не науч­ная фан­та­сти­ка, а реаль­ность сего­дняш­не­го и зав­траш­не­го дня. Текст лако­ни­чен и инфор­ма­ти­вен. Очень хорош и блок цвет­ных иллю­стра­ций. Мно­гие из них ори­ги­наль­ны и на бума­ге пуб­ли­ку­ют­ся у нас впер­вые. А вот рабо­та редак­то­ров, повто­рюсь, у меня не вызва­ла вос­хи­ще­ния. Поми­мо неко­то­рых тех­ни­че­ских про­ко­лов меня раз­дра­жа­ли дюй­мы, мили, футы и фун­ты, кото­рые при пере­во­де при­ня­то пре­об­ра­зо­вы­вать в систе­му СИ. А сло­ва «фрон­ти­ры» вме­сто «рубе­жей» и «синер­гия» вме­сто «согла­сие» окон­ча­тель­но при­ве­ли в заме­ша­тель­ство: это пере­вод или транс­ли­те­ра­ция?

Тем не менее кни­га очень инте­рес­ная и ее полез­но про­чи­тать хотя бы для того, что­бы не упу­стить из виду стре­ми­тель­но ухо­дя­щий впе­ред поезд совре­мен­ной циви­ли­за­ции.

Подроб­нее о кни­ге см. www.corpus.ru/authors/stiven-petranek.htm

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

12 комментариев

  • Есть еще одна про­бле­ма – метео­рит­ная опас­ность.
    Хлип­кая атмо­сфе­ра про­пус­ка­ет доволь­но неболь­шие камуш­ки, кото­рых гораз­до боль­ше чем боль­ших. А что такое бро­ня стан­ции про­тив пули со ско­рость ну не 40, а дрпу­стим 10 км/​сек.? Она нуж­на сра­зу + пер­спек­ти­ва жить в ката­ком­бах без выла­зок на поверх­ность.

  • Игорь:

    Синер­гия, одна­ко, это не согла­сие, в чем-то даже наобо­рот.

  • Alex:

    1000 стар­тов одной раке­ты?

  • Денис Н.:

    Един­ствен­ный инте­рес­ный мате­ри­ал это­го номе­ра

  • Мартирос:

    Вспом­ни­лось «И тут Оста­па понес­ло.…»

    Хотя все может быть, но не в этом веке.

    • Было бы жела­ние, а осталь­ное …

      • Мартирос:

        Вро­де жела­ние есть.

        Даже, слы­шал, пла­ни­ру­ют транс­ли­ро­вать пер­вый полет в 2020. (если не отло­жат)…

        • Для это­го необ­хо­ди­ма неболь­шая мелочь: аст­ро­нав­ты не долж­ны быть пушеч­ным мясом, а про­сто пас­са­жи­ра­ми пусть не пере­до­во­го и инно­ва­ци­он­но­го, а надеж­но­го и испы­тан­но­го транс­порт­но­го сред­ства. Увы, при­дет­ся при­знать факт, что ракет­ная тех­ни­ка с сего­дняш­ним горю­чим пока это­го поз­во­лить себе не может.

          • Мартирос:

            Увы.

            • Полез­но не полез­но, но любая раке­та сей­час – это абсо­лют­но новое с иго­лоч­ки изде­лие, кото­рое перед при­ме­не­ни­ем даже не испы­та­но в пол­но­функ­ци­о­наль­ном режи­ме по одной про­стой при­чине, что после пол­но­функ­ци­о­наль­но­го режи­ма она ну допу­стим не взры­ва­ет­ся, а почти вся сго­ра­ет в атмо­сфе­ре. Тако­ва спе­ци­фи­ка ракет­ной отрас­ли, ниче­го нель­зя поде­лать.

              • Мартирос:

                Види­мо при­дет­ся даль­ше про­дол­жать вкла­ды­вать в орби­таль­ные стан­ции и мар­со­хо­ды, где и наблю­да­ет­ся уве­ли­че­ние стран-участ­ни­ков дан­но­го про­ек­та.
                Хотя это не может не радо­вать, ибо кос­ми­че­ская гон­ка в дан­ной про­грам­ме так или ина­че при­ве­дет к ожи­да­е­мо­му резуль­та­ту (наде­юсь к поло­жи­тель­но­му).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com