Прокуратура хочет проглотить школу СОлНЦе в Казани

Казан­ский спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный олим­пи­ад­но-науч­ный центр (СОлН­Це) для интел­лек­ту­аль­но увле­чен­ных детей под­вер­га­ет­ся пери­о­ди­че­ским ата­кам госу­дар­ствен­ных служб с момен­та откры­тия в 2013 году. ТрВ-Нау­ка выяс­ня­ет, в чем уни­каль­ность и про­бле­мы шко­лы СОлН­Це.

Рис. М. Смагина

Рису­нок Мак­си­ма Сма­ги­на

Дон Кихот Казанский

15 янва­ря 2016 года 58-лет­не­го дирек­то­ра шко­лы Пав­ла Шма­ко­ва вызва­ли в про­ку­ра­ту­ру «для дачи объ­яс­не­ний и реше­ния вопро­са» «о воз­буж­де­нии адми­ни­стра­тив­но­го про­из­вод­ства» из-за отсут­ствия сто­ло­вой. Одна­ко с декаб­ря он нахо­дит­ся в отпус­ке в Фин­лян­дии, где жил и рабо­тал все туск­лые нуле­вые годы.

Поче­му Фин­лян­дия? Дело в том, что в «лихие» девя­но­стые Павел Ана­то­лье­вич не толь­ко воз­глав­лял Ака­де­ми­че­ский кол­ледж в Каза­ни, но и был депу­та­том гор­со­ве­та, кон­флик­то­вал с вла­стя­ми, был уво­лен. В 2011 году новый мэр при­гла­сил его воз­гла­вить лицей при феде­раль­ном уни­вер­си­те­те, но вско­ре Шма­ков зате­ял борь­бу с кор­руп­ци­ей и вновь лишил­ся служ­бы [1]. Кол­лек­тив рас­ко­лол­ся надвое, Павел Шма­ков создал новую шко­лу для интел­лек­ту­аль­но ода­рен­ных детей, но про­ти­во­сто­я­ние с вла­стя­ми не закон­чи­лось.

Шко­лу СОлН­Це закры­ва­ли реше­ни­я­ми судов, дол­го не дава­ли лицен­зии. От закры­тия шко­лу спас­ли актив­ные уче­ни­ки и их роди­те­ли: митин­го­ва­ли, ремон­ти­ро­ва­ли шко­лу за свой счет. Мэрия выде­ли­ла 13,3 млн руб. на ремонт, но этих денег не хва­ти­ло на ремонт все­го зда­ния.

Оле­ся Бал­ту­со­ва, помощ­ник пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Татар­стан, уче­ни­ца Пав­ла Шма­ко­ва, про­ком­мен­ти­ро­ва­ла ситу­а­цию для нашей газе­ты так: «По име­ю­щей­ся инфор­ма­ции, в сле­ду­ю­щем стро­и­тель­ном сезоне, в мае-июне, будут рас­смат­ри­вать пред­ло­же­ния по рекон­струк­ции, ремон­ту обо­их зда­ний и при­строю во дво­ре. Тогда будут опре­де­ле­ны сред­ства на ремонт и рекон­струк­ции, вопрос рас­смат­ри­ва­ют в каби­не­те мини­стров. Рань­ше мы ниче­го не решим».

Биографическая справка

Павел Шмаков

Павел Ана­то­лье­вич Шма­ков

Павел Ана­то­лье­вич Шма­ков родил­ся 18 декаб­ря 1957 года в Каза­ни. Внук заслу­жен­но­го учи­те­ля РСФСР и РФ Марии Пет­ров­ны Мине­е­вой. В 1982 году окон­чил МИФИ (кафед­ра тео­ре­ти­че­ской ядер­ной физи­ки). С 1983-го — учи­тель в физ.-мат. шко­ле «Квант». С 1992-го по 2000 год — дирек­тор Ака­де­ми­че­ско­го кол­ле­джа при Казан­ском госу­ни­вер­си­те­те. С 1990-го по 1995-й — депу­тат Казан­ско­го город­ско­го сове­та, с 1991-го — член пре­зи­ди­у­ма Гор­со­ве­та, орга­ни­за­тор и пред­се­да­тель Посто­ян­ной комис­сии Гор­со­ве­та по соци­аль­ной защи­те, мило­сер­дию и бла­го­тво­ри­тель­но­сти. В 2000-м уехал рабо­тать в Фин­лян­дию. С 2004-го по 2006 год учил­ся в Уни­вер­си­те­те Хель­син­ки, с 2006 года ведет науч­ную рабо­ту на кафед­ре педа­го­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния. С 2006-го по 2010-й — учи­тель мате­ма­ти­ки, физи­ки, химии в шко­лах Хель­син­ки и дру­гих горо­дов Фин­лян­дии, в 2009-м дети выбра­ли его луч­шим учи­те­лем года. В 2011-м по при­гла­ше­нию мэра Каза­ни (с 2005-го) Иль­су­ра Мет­ши­на занял пост дирек­то­ра Лицея им. Лоба­чев­ско­го при Казан­ском феде­раль­ном уни­вер­си­те­те. В 2013 году с кол­лек­ти­вом педа­го­гов создал Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный олим­пи­ад­но-науч­ный центр «Шко­ла СОлН­Це».

Сре­ди уче­ни­ков П. А. Шма­ко­ва есть нема­ло извест­ных людей, назо­вем лишь несколь­ко имен:

  • Оле­ся Бал­ту­со­ва — помощ­ник пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Татар­стан.
  • Рус­лан Гиль­фа­нов — чем­пи­он мира по про­грам­ми­ро­ва­нию в кон­кур­се Imagine Cup 2005 года (команд­ный зачет).
  • Денис Осо­кин — про­за­ик, поэт и сце­на­рист, лау­ре­ат пре­мий «Дебют», «Ника», сце­на­рист филь­ма «Овсян­ки» (5 при­зов на 67-м Вене­ци­ан­ском кино­фе­сти­ва­ле).

«Выстоим ли мы — зависит от поддержки родителей и СМИ»

Мы зада­ли Пав­лу Ана­то­лье­ви­чу несколь­ко вопро­сов.

— В чем, с точ­ки зре­ния про­ку­ра­ту­ры, состо­ит адми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние?

— Нару­ше­ние в том, что у нас для пяти детей, про­жи­ва­ю­щих в интер­на­те, еще не постро­и­ли сто­ло­вую. Ее постро­ят через пару лет. В луч­шем слу­чае. Эскиз­ный про­ект при­строя уже утвер­жден на град­со­ве­те и на комис­сии при пре­зи­ден­те Рес­пуб­ли­ки Татар­стан. Это было очень труд­но. Но денег еще Рес­пуб­ли­ка не выде­ли­ла…

— Шко­ле СОлН­Це пред­сто­ят новые про­вер­ки гос­служб?

— Про­ве­рок Роспо­треб­над­зо­ра уже было две в этом учеб­ном году. Пер­вая — когда мы их про­си­ли выве­сти крыс. Так не выве­ли, а нас и оштра­фо­ва­ли [2]. А вто­рая — по пово­ду отсут­ствия сто­ло­вой [3]. Пред­сто­ят про­вер­ки Росо­бр­над­зо­ра и Роспож­над­зо­ра. Высто­им мы или нет — реаль­но зави­сит от под­держ­ки роди­те­лей, СМИ, от того, удаст­ся ли досту­чать­ся до пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Татар­стан. Пото­му как с дости­же­ни­я­ми это­го года всё хоро­шо. Наш уче­ник Ники­та Алкин взял золо­то Меж­ду­на­род­ной олим­пи­а­ды по био­ло­гии. Наша шко­ла луч­шая по ЕГЭ по мате­ма­ти­ке это­го года. Сей­час у нас свы­ше 30 при­зе­ров и побе­ди­те­лей олим­пи­ад на 120 уче­ни­ков, т. е. каж­дый чет­вер­тый… Да и мно­го все­го дру­го­го. А вот детей «по звон­ку» мы не берем… [4]

— В 1997-м году Вас пыта­лись уво­лить, а в 2000-м все-таки уво­ли­ли с поста дирек­то­ра Ака­де­ми­че­ско­го кол­ле­джа. Как это свя­за­но с Вашей дея­тель­но­стью в каче­стве депу­та­та Казан­ско­го гор­со­ве­та?

— Связь, конеч­но, есть. Имен­но тогда фор­ми­ро­ва­лись новые пост­ком­му­ни­сти­че­ские груп­пы вли­я­ния на реаль­ную поли­ти­ку. Я был одним из четы­рех сопред­се­да­те­лей демо­кра­ти­че­ской фрак­ции, самой силь­ной в гор­со­ве­те сто­ли­цы Татар­ста­на.

— В чем заклю­ча­лась эта дея­тель­ность? Чего Вы доби­лись?

— Я год был рядо­вым депу­та­том. Весь пер­вый год из пяти депу­тат­ских я созда­вал Посто­ян­ную комис­сию по соци­аль­ной защи­те, мило­сер­дию и бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Когда основ­ная под­го­то­ви­тель­ная рабо­та была про­де­ла­на, я собрал пись­мен­ные заме­ча­ния к этой идее более чем у 100 депу­та­тов и создал про­грам­му дея­тель­но­сти, уда­лось поста­вить вопрос о комис­сии на поимен­ное голо­со­ва­ние. 113 чело­век было за, несколь­ко чело­век (и сре­ди них тогдаш­ний мэр Исха­ков) были про­тив. Меня выбра­ли пред­се­да­те­лем этой комис­сии, и я вошел в пре­зи­ди­ум Гор­со­ве­та. Тогда я и узнал всю «кух­ню»: как во вла­сти при­ни­ма­ют­ся реше­ния. А в комис­сии мы созда­ва­ли пер­вые ноч­леж­ки и бес­плат­ные сто­ло­вые, нача­ли думать о бом­жах и о хос­пи­сах, о дет­ских домах…

Алек­сей Огнёв

Фото с сайта http://shkolasolnce.ru

Фото с сай­та http://shkolasolnce.ru

Восход СОлНЦа

— Наша шко­ла осно­ва­на на кон­цеп­ции рабо­ты с интел­лек­ту­аль­но увле­чен­ны­ми детьми. Есть зна­ме­ни­тая в Москве шко­ла «Интел­лек­ту­ал». Или шко­ла № 239 в Пите­ре, лицей № 31 в Челя­бин­ске. Мно­го кра­си­вых школ, кото­рые соби­ра­ют слив­ки. У нас прин­ци­пи­аль­но дру­гой под­ход. Мы ищем не тех, кто может, а тех, кто хочет, — рас­ска­зы­ва­ет Павел Ана­то­лье­вич.

Как ска­за­но на сай­те шко­лы www.shkolasolnce.ru, ее мис­сия — «под­го­тов­ка ново­го поко­ле­ния школь­ни­ков, основ­ны­ми отли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми кото­рых явля­ют­ся интел­лек­ту­аль­ная увле­чен­ность, когни­тив­ная слож­ность, стрем­ле­ние нестан­дарт­но пере­ра­ба­ты­вать инфор­ма­цию; интен­сив­ная твор­че­ская актив­ность, высо­кая целе­устрем­лен­ность». То есть дело не столь­ко в талан­те, сколь­ко в нерав­но­ду­шии. Кон­цеп­ция взя­лась не из воз­ду­ха: дирек­тор шко­лы и сам влюб­лен в свое дело и пере­да­ет эту любовь вос­пи­тан­ни­кам, их роди­те­лям и пре­по­да­ва­те­лям.

Что­бы попасть в шко­лу СОлН­Це, нуж­но сдать три экза­ме­на: мате­ма­ти­ку, рус­ский и, как это ни стран­но зву­чит, люби­мый пред­мет. Экза­ме­ны при­ни­ма­ют восемь раз в год, мож­но пере­сда­вать их, при­чем учи­ты­ва­ет­ся луч­ший резуль­тат.

По сло­вам Шма­ко­ва, мате­ма­ти­ка и рус­ский при­сут­ству­ют в перечне всту­пи­тель­ных испы­та­ний исклю­чи­тель­но из-за ЕГЭ, вещи труд­ной, но пре­одо­ли­мой:

— Похо­жим обра­зом сда­ют на пра­ва. Может сдать и пре­крас­ная блон­дин­ка, у кото­рой в голо­ве пусто. Но ведь она будет два меся­ца сидеть и учить. В кон­це кон­цов, за рулем очень мно­го глу­пых людей, но они уме­ют водить маши­ну и сре­ди них мно­го нор­маль­ных води­те­лей. Если ты дела­ешь что-то прин­ци­пи­аль­но не очень слож­ное, если ты ста­ра­ешь­ся, то в кон­це всё сде­ла­ешь. Так же посту­па­ют и к нам. Посту­пить может любой, надо про­сто пора­бо­тать.

А люби­мым пред­ме­том может быть всё что угод­но: кто-то изу­ча­ет звез­ды, кто-то наблю­да­ет за мура­вья­ми, кто-то любит решать зада­чи:

— «Пока­жи свое люби­мое дело» — это глав­ный прин­цип поступ­ле­ния к нам: ищем ребен­ка, кото­рый чего-нибудь хочет. Хоть чего-нибудь.

В шко­ле не нака­зы­ва­ют за опоз­да­ния ни детей, ни пре­по­да­ва­те­лей. Уче­ни­ки млад­ших клас­сов могут учить стар­ших. Захо­дить в шко­лу на выход­ных тоже мож­но. А дво­еч­ни­ки, конеч­но, оста­ют­ся на вто­рой год, но полу­ча­ют шанс сдать все дол­ги и учить­ся даль­ше:

— К нам посту­пил маль­чик. Не знаю, ода­рен он или нет, одна­ко у него три двой­ки в пер­вой чет­вер­ти. И он фан­та­сти­че­ски влюб­лен в исто­рию. Не знаю, что с ним будет, но про свою исто­рию он рас­ска­зы­ва­ет рядом сидя­ще­му мате­ма­ти­ку, кото­рый тер­петь не может исто­рию. Поверь­те, при­мер­но через год они оба пере­ста­нут нена­ви­деть эти пред­ме­ты.

Павел Шма­ков окон­чил кафед­ру тео­ре­ти­че­ской ядер­ной физи­ки МИФИ, боль­ше 30 лет рабо­та­ет в систе­ме школь­но­го обра­зо­ва­ния: пре­по­да­вал в физ­мат­шко­ле, в Ака­де­ми­че­ском кол­ле­дже при Казан­ском госу­ни­вер­си­те­те, один­на­дцать лет про­вел в Фин­лян­дии, вел заня­тия по физи­ке, мате­ма­ти­ке, химии в фин­ских шко­лах. Всё это вре­мя он ищет свою соб­ствен­ную школь­ную модель.

— Наша шко­ла прин­ци­пи­аль­но живет по сво­им зако­нам. И не по рус­ским, и не по фин­ским. В валь­дорф­ской систе­ме, ска­жем, шко­лой управ­ля­ет кол­ле­гия учи­те­лей. Нет чинов­ни­ка, дирек­то­ра, кото­рый руко­во­дит шко­лой. Я не гово­рю, что это пло­хо, но наша систе­ма, по-мое­му, луч­ше. У нас из 35 учи­те­лей треть — заву­чи, у каж­до­го из них — от 0,1 до 0,7 став­ки заме­сти­те­ля дирек­то­ра. Один учи­тель зани­ма­ет­ся толь­ко элек­трон­ны­ми жур­на­ла­ми или толь­ко олим­пи­а­да­ми. Это наша шко­ла, мы вме­сте ею руко­во­дим. Наш прин­цип такой: ты что-то дела­ешь, полу­ча­ешь за эту какую-то зар­пла­ту, но самое глав­ное — ты учи­тель, ты учишь детей.

В шко­ле все­гда кипит жизнь: то камер­ный репе­ти­ру­ет хор, то заня­тия в круж­ках про­хо­дят. Уче­ни­ки тут могут задер­жать­ся надол­го после уро­ков — это в поряд­ке вещей. А для мно­гих СОлН­Це — дом в пря­мом смыс­ле сло­ва: во вто­ром зда­нии шко­лы рас­по­ло­жен интер­нат, где сей­час про­жи­ва­ют шесть детей не из Каза­ни и несколь­ко казан­ских: те, кому дале­ко доби­рать­ся.

— В Фин­лян­дии, ска­жем, шко­ла — это место, куда дети хотят идти, — про­во­дит парал­ле­ли Павел Шма­ков. — Я пом­ню, к нам в СОлН­Це мно­го раз при­хо­ди­ла про­вер­ка из про­ку­ра­ту­ры, из-за того что в весен­ние кани­ку­лы мы сде­ла­ли лагерь с ночев­кой пря­мо в шко­ле. В Фин­лян­дии такое при­ня­то — дети в шко­ле игра­ют на гита­рах и весе­ло про­во­дят вре­мя. Зачем для это­го идти в похо­ды — вот она, твоя род­ная шко­ла. Хочешь на пар­ту зале­зай с нога­ми — кто будет смот­реть? Учи­тель, конеч­но, оста­ет­ся, но он сам ходит в джин­сах, шор­тах. Это отдых такой.

Шма­ков назы­ва­ет СОлН­Це шко­лой для проснув­ших­ся детей:

— У меня в 1994 году была уче­ни­ца Аня Мар­гу­лис. Когда ее при­ни­ма­ли в Ака­де­ми­че­ский кол­ледж, с ней бесе­до­вал пре­по­да­ва­тель изоб­ре­та­тель­ства Суха­нов. «А что ты счи­та­ешь глав­ным в жиз­ни?» — «То, что бабуш­ка боле­ет». — «А что ты сде­ла­ла, что­бы она не боле­ла?» — «Ниче­го,
я же малень­кая». — «А глав­ное жела­ние твое какое?» — «Что­бы бабуш­ка выздо­ро­ве­ла». — «А что ты для это­го сде­ла­ешь?» — «Навер­ное, буду кни­ги читать по био­ло­гии». В ито­ге девоч­ка ста­ла мик­ро­био­ло­гом. Через два года после это­го диа­ло­га один­на­дца­ти­класс­ни­ца Аня отпра­ви­лась
на меж­ду­на­род­ную кон­фе­рен­цию. Она изу­ча­ла штам­мы; ими зани­ма­лись еще две груп­пы — в Гон­кон­ге и Шта­тах. Девоч­ка, 11-й класс. Она пони­ма­ла свое место в мире. Впо­след­ствии защи­ти­ла кан­ди­дат­скую, гото­вит док­тор­скую.

Сей­час Анна Мар­гу­лис — заме­сти­тель дирек­то­ра шко­лы СОлН­Це по учеб­ной рабо­те, пра­вая рука Шма­ко­ва. Она так­же пре­по­да­ет био­ло­гию в ЛУНе (Лабо­ра­то­рии увле­ка­тель­ной нау­ки при шко­ле).

— В каком-то воз­расте про­сы­па­ют­ся все, и важ­но, что­бы роди­те­ли нас под­дер­жа­ли. Когда мне было пять лет, на моей ули­це был боль­шой-боль­шой камень. Я спра­ши­вал, что это за камень, но никто не объ­яс­нял. Если бы объ­яс­ни­ли — может, гео­ло­гом бы стал. Каж­дый ребе­нок в каком-то воз­расте начи­на­ет зада­вать вопро­сы. Нуж­но на них отве­чать. Не учить его впрок, как это дела­ют в шко­ле, а отве­чать, когда спра­ши­ва­ет ребе­нок. Так и мы дела­ем. Мы ста­ра­ем­ся под­дер­жи­вать любые здо­ро­вые начи­на­ния у детей.

Ксе­ния Бал­бе­ро­ва

  1. Шара­фи­ев И. Сери­ал «Шко­ла» /​/​ «Такие дела». 19 нояб­ря 2015 года. http://takiedela.ru/2015/11/shkolasolnce/
  2. http://echo.msk.ru/blog/pshmakov/1662052-echo/
  3. http://echo.msk.ru/blog/pshmakov/1672852-echo/
  4. http://echo.msk.ru/blog/pshmakov/archive/2.html

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

17 комментариев

  • Мария:

    Вез­де луч­шие, вез­де при­зе­ры.… А как же ина­че! Собрал Шма­ков живые слив­ки со всей рес­пуб­ли­ки. С луч­ши­ми любой смо­жет рабо­тать. А вы с труд­ны­ми детьми про­бо­ва­ли рабо­тать? А вы про­бо­ва­ли из обык­но­вен­ных про­стых детей сде­лать интел­лек­ту­а­лов? Сла­бо? Попро­буй­те. Честь и хва­ла вам будет за это. Хва­тит это­го каприз­но­го Шма­ко­ва вез­де пиа­рить. А за счет Бал­ту­со­вой и Осо­ки­на выле­зать нечест­но. В каж­дой про­стой шко­ле есть достой­ные и ува­жа­е­мые люди. Бал­ту­со­ва и Осо­кин – это не заслу­га Шма­ко­ва, а заслу­га их родителей.Он же не бес­при­зор­ни­ков в люди вывел.

    • Дмитрий:

      Чем плох Шма­ков с Вашей, Мария, точ­ки зре­ния, не понял. Мно­го тре­бу­ет для сво­ей шко­лы, на эти день­ги мож­но было вдвое боль­ше так же под­го­то­вить? Вро­де как нет к ней таких пре­тен­зий. Шко­ла под­би­ра­ет инте­ре­су­ю­щих­ся, с кото­ры­ми труд­но рабо­тать обыч­ным шко­лам, и дела­ет из них зна­то­ков? Но ведь это хоро­шо. Конеч­но, ста­тья реклам­ная, и бог его зна­ет, что там на самом деле, но пусть будет такая шко­ла, ниче­го пло­хо­го в ней не вид­но.

    • Наталья:

      Пло­хо, пло­хо Мария Вы зна­е­те систе­му. Самые луч­шие пошли в Лоба­чев­ку, в IT, в 131. А здесь актив­ные, самые про­стые, но инте­рес­ные. А как в шко­ле рабо­та­ет кол­лек­тив? В любой шко­ле есть гении, но ино­гда эту гени­аль­ность заса­сы­ва­ет серый кол­лек­тив клас­са, а здесь педа­го­ги не дают детям ску­чать и весь пас­сив детей исче­за­ет. Неуже­ли в Каза­ни и в Татар­стане нет школ, где холод­ные клас­сы и бега­ют кры­сы, но поче­му-то толь­ко эту шко­лу все «наве­ща­ют» и «наве­ща­ют». Скла­ды­ва­ет­ся ощу­ще­ние, что Мэрия горо­да себя пиа­рит за счет шко­лы…

  • Анна:

    Моя доч­ка не была ни олим­пи­ад­ни­цей, ни отлич­ни­цей, во мно­гом свое­об­раз­ная, со слож­ным харак­те­ром, но нас взя­ли в эту шко­лу! За что огром­ное спа­си­бо! Доч­ка рас­пра­ви­ла кры­лья, нашла еди­но­мыш­лен­ни­ков и рас­цве­ла, успе­ва­е­мость повы­си­лась за счет отзыв­чи­вых учи­те­лей и очень умных сото­ва­ри­щей*) думаю это непло­хо!

  • Скоропадская Майя (Мая):

    Уме­ют у нас мор­до­вать достой­ных людей. Где бы помочь. Что-то не очень рвут­ся к педа­го­ги­че­ской рабо­те наши люди, осо­бен­но муж­чи­ны. Их боль­ше при­вле­ка­ет биз­нес и его воз­мож­но­сти раз­бо­га­теть любы­ми путями.Удручающая кар­ти­на.

  • Венера Камалова:

    Вот мой ребе­нок (из-за тем­пе­ра­ту­ры) не попал вче­ра (03.02.16) на экза­мен по мате­ма­ти­ке для посту­па­ю­щих в пятый класс и у нас наво­ра­чи­ва­ют­ся сле­зы. Сына не могу отне­сти к «живым слив­кам», но спо­соб­но­сти (как нам,родителям,кажется) к мате­ма­ти­ке есть.Ходим на БЕСПЛАТНЫЕ кур­сы по математике,эвристике и сын меч­та­ет попасть в эту шко­лу, несмот­ря на то, что сами учим­ся в пре­стиж­ной шко­ле. И не пуга­ют нас не кры­сы, не отсут­ствие сто­ло­вой (из клас­са мое­го сына мно­гие дети вооб­ще не едят в сто­ло­вой, при­но­сят еду с собой).
    Отно­ше­ние к ребен­ку, рас­кры­тие его твор­че­ско­го и интел­лек­ту­аль­но­го потен­ци­а­ла для моей семьи важ­нее вре­мен­ных неудобств, и нас «каприз­ный» Шма­ков Павел Ана­то­лье­вич очень,очень даже устра­и­ва­ет.

  • elena:

    Руко­вод­ство горо­да долж­но помочь шко­ле, а не П.А.Шмакову. Он нику­дыш­ный адми­ни­стра­тор, но раз при­гла­си­ли его на рабо­ту, дове­ри­ли руко­во­дить шко­лой, то не надо вешать на него всех собак. Стра­да­ют в этой ситу­а­ции дети. И какой жиз­нен­ный урок из все­го это­го полу­чат уча­щи­е­ся этой шко­лы. И не совсем понят­но: раз­ве мож­но руко­во­дить шко­лой, нахо­дясь за гра­ни­цей? Я пони­маю, что отпуск у педа­го­гов боль­ше обыч­но­го, но он не про­сто педа­гог, он дирек­тор. В сло­жив­шей­ся ситу­а­ции мне кажет­ся гос­по­дин Шма­ков дол­жен нахо­дить­ся побли­же к руко­во­ди­мо­му учре­жде­нию.

    • Элл:

      Это все­го лишь ваше мне­ние, дале­ки вы от педа­го­ги­ки.

      • elena:

        Какая про­ни­ца­тель­ность. Мож­но иметь педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние, но так и не стать педа­го­гом, что чаще все­го и быва­ет. И я думаю не сто­ит пере­хо­дить на лич­но­сти.

  • Юрий:

    Ну что такое СОлН­Це, где П.А.Шмаков и сото­ва­ри­щи в хоро­шем смыс­ле возят­ся с детьми, ста­ра­ясь рас­крыть и раз­вить их спо­соб­но­сти, в срав­не­нии с таким мас­штаб­ным и свер­ка­ю­щим Уни­вер­си­те­том талан­тов http://utalents.ru/

    • elena:

      Рекла­ма?

      • Юрий:

        Ничуть,elena. Иро­ния.

        • Ольга:

          Да, что­бы запу­стить новый проект«талантов», нуж­но убить уже суще­ству­ю­щий и не пер­вый год, тот, что дает резуль­та­ты, что­бы открыть нишу. И город с успе­хом это дела­ет! Най­дет­ся же мно­го людей, гото­вых поску­лить о том, что кому то все дает­ся лег­ко – «луч­шие дети», «луч­шие усло­вия» и проч. Они под­дер­жат город!

          • Элл:

            Ниче­го и нико­го не нуж­но уби­вать, мож­но про­сто созда­вать и созда­вать.

  • Юрий:

    Павел Ана­то­лье­вич, доб­рый день.
    Не знаю, чита­е­те ли Вы ком­мен­та­рии, но наде­юсь что кто-то Вам сооб­щит.
    После про­чте­ния у меня воз­ник вопрос: можем ли мы Вам как-то помочь?
    Я – зав.кафедрой выс­шей мате­ма­ти­ки уни­вер­си­те­та «Дуб­на». Мы что-то дела­ем
    для рабо­ты со школь­ни­ка­ми. Одно из меро­при­я­тий – мы при­гла­ша­ем школь­ни­ков и учи­те­лей на раз­лич­ные меро­про­и­я­тия (в том чис­ле меж­ду­на­род­ные) в Объ­еди­нен­ный инсти­тут ядер­ных иссле­до­ва­ний и в уни­вер­си­тет «Дуб­на». Может быть уча­стие в таких меро­при­я­ти­ях помо­жет Вам сдви­нуть мест­ных гобли­нов в при­ня­тии пра­виль­ных реше­ний.
    сайт ОИЯИ: http://www.jinr.ru
    cайт Уни­вер­си­те­та: http://www.uni-dubna.ru
    С ува­же­ни­ем Ю.Л.Калиновский, дфмн, внс ЛИТ ОИЯИ,
    зав.каф. выс.мат. Унив.«Дубна»

  • Вопрос к авто­ру ста­тьи – согла­со­ва­ли ли Вы со Шма­ко­вым смысл напи­сан­ной Вами фра­зы «Одна­ко с декаб­ря он нахо­дит­ся в отпус­ке в Фин­лян­дии, где жил и рабо­тал все ТУСКЛЫЕ НУЛЕВЫЕ годы.» ?
    Насколь­ко мне известно,годы, про­жи­тые Вашим геро­ем в Фин­лян­дии, труд­но назвать туск­лы­ми и нуле­вы­ми.
    Дефек­то­лог Л.А.Хювонен, г.Хельсинки.

    • Светлана:

      Вижу, тре­бу­ет­ся неболь­шое пояс­не­ние в свя­зи с невер­ным пони­ма­ни­ем зна­че­ния слов.
      «Нуле­вы­ми» у нас назы­ва­ют годы с 2000 по 2009 по ана­ло­гии с «два­дца­ты­ми», «трид­ца­ты­ми» – то есть те, в кото­рых из послед­них двух цифр впе­ре­ди ноль (как в два­дца­тых – двой­ка, в трид­ца­тых – трой­ка и т.п.). И туск­лы­ми эти годы тоже были не для Пав­ла Ана­то­лье­ви­ча Шма­ко­ва лич­но, а для стра­ны – по кон­трасту с ярки­ми 90-ми, когда стра­на бур­ли­ла собы­ти­я­ми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com