- Троицкий вариант — Наука - http://trv-science.ru -

Рождение небоскреба: Уильям Ле Барон Дженни

Ревекка Фрумкина

Ревекка Фрумкина

Начиная с Нового времени мы, как правило, знаем, кто именно проектировал то или иное важное сооружение — дворец, мост, храм, крепость; позже это будет биржа, театр, вокзал, ратуша, университет. Со временем авторство приобретут и жилые здания. Сначала это небольшой, чаще всего двухэтажный, дом для одного лица и его близких — то, что по-русски называется особняк, а по-французски — hotel или palais. Постепенно всё больше станет многоэтажных зданий; они, как правило, имеют смешанное назначение: в нижних этажах — торговые помещения, рестораны, конторы, мастерские, выше — жилые. Горожане мало интересуются тем, кто и когда именно построил их дом, а также прочие сооружения, в том числе знаменитые. Может быть, читатель помнит, кто не так давно возвел уникальный мост из Дании в Швецию? Я даже видела его мост издали, — но имя архитектора тут же забыла…

Уильям Ле Барон Дженни

Уильям Ле Барон Дженни

До недавнего времени я или не слышала, или слышала, но не запомнила, что был такой крупный американский архитектор XIX века Уильям Дженни (1832–1907). А ведь именно Уильям Ле Барон Дженни предложил принципиальное техническое решение, позволяющее наращивать высоту домов более пяти (!) этажей, — то есть изобрел небоскреб. И вполне удачно воплотил свои идеи в жизнь. Уильям Ле Барон Дженни родился в 1832 году в небольшом городке в штате Массачусетс. Инженерно-строительное образование он получил в основном в Париже, откуда вернулся домой в 1861 году. В качестве военного инженера Дженни участвовал в Гражданской войне и строил укрепления для армий Гранта и Шермана. Война для Дженни кончилась в 1867 году, он женился и открыл свою архитектурную фирму в Чикаго. В дальнейшем несколько будущих крупных архитекторов — прежде всего Салливен — сформировались благодаря работе в архитектурном бюро под руководством Уильяма Дженни. Со временем их творчество дало основание говорить о Чикагской школе архитекторов. Дженни прославило 10-этажное здание Компании страхования жилья (Home Insurance Building, 1885, Чикаго — см. фото 1). Функцию несущей конструкции выполняли не стены, а стальные балки; в результате вес металлической конструкции составил треть от обычного ее веса для здания подобной высоты. Это и позволило в дальнейшем наращивать этажность зданий (см. фото 2, 3).

До этого дома с числом этажей более пяти вообще не строились. (Напомним, что этаж определяется как пространство между полом и потолком; поэтому здания типа ангара и другие арочные постройки вообще не описываются в терминах этажности.)

Кроме изобретения стального «скелета» многоэтажного здания Дженни предложил использовать лифты вместо лестниц, а также разработал материалы, обеспечивавшие пожарную безопасность.

Так возникли небоскребы, а вместе с ними совершенно новый взгляд на структуру и эстетику многофункционального дома для жилья и работы. Соответственно, сформировались новые разделы в строительной механике и материаловедении, возникла новая практика строительства и совсем новые материалы. Успехам группы американских архитекторов, которых впоследствии назовут Чикагской школой, способствовало то, что они, по известному выражению, явили себя миру в нужное время и в нужном месте. Бурное промышленное развитие Чикаго и всего прилегающего к нему района, наличие водных путей, трагический пожар в городе в 1871 году…

В общем, строили в то время очень много, притом здания разного назначения, соответственно, и разной этажности — библиотеки, храмы, учебные заведения, театры, банки…

Строились и здания, которые в русской традиции мы называем особняками. Так, в числе работ Дженни 1889 года справочные издания указывают проект (видимо, неосуществленный) частной резиденции Уолтера Ньюберри. На фоне моего незнания истории американской архитектуры эта картинка показалась мне экзотичной фантазией, — но тут я глубоко ошиблась.

Проект дома Уолтера Ньюберри (1889)

Проект дома Уолтера Ньюберри (1889)

Уолтер Ньюберри был почтенным американским гражданином и депутатом Конгресса, а предложенный ему проект вовсе не был «фантазией» Дженни — он отражал тогдашние вкусы состоятельных американцев и, в частности, напоминал стиль самого плодовитого и востребованного современника Дженни — архитектора Генри Ричардсона (1838—1886).

Ричардсон прожил короткую жизнь; непонятно, когда он успел сделать так много, притом осуществить всё это в материале. Стиль проекта дома Уолтера Ньюберри был характерен для Ричардсона и его многочисленных подражателей; его называют Richardson Romanesque. Но это уже отдельный сюжет…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи