МФТИ-2015: «Культурная революция»

188-0000

Михаил Фейгельман,  докт. физ.-мат. наук, зам. директора Института теоретической физики  им. Л. Д. Ландау РАН, проф. МФТИ
Михаил Фейгельман, докт. физ.-мат. наук, зам. директора Института теоретической физики им. Л. Д. Ландау РАН, проф. МФТИ

Люди старшего поколения помнят, что в конце 1960-х — начале 1970-х в Китае происходили масштабные события, называвшиеся тогда «великой культурной революцией председателя Мао» [1, 2]. Нечто похожее было описано в вышедшей за несколько лет до того знаменитой книге братьев Стругацких «Трудно быть богом»: систематическое издевательство над любыми носителями интеллекта и культуры, доходящее нередко до прямого истребления «умников». В Китае причина этих событий была проста как валенок: «председатель Мао» укреплял режим своей личной власти. Конкретным исполнением занимались так называемые хунвейбины [3] — молодые безграмотные активисты, строившие путем издевательства над образованными людьми свою личную карьеру.

Перейдем от чужой истории к нашей повседневности: несколько зарисовок из текущей жизни Московского физико-технического института.

Как известно, вся суть «системы Физтеха» и причина его успеха как ведущего физико-технического вуза страны — в комбинации высококлассного фундаментального обучения физике и высшей математике в «метрополии» (главном кампусе в Долгопрудном) на младших курсах с последующим специализированным обучением по конкретным научным направлениям на «базовых кафедрах», расположенных в различных исследовательских институтах (как в Академии наук, так и в промышленности). Успех этой системы общепризнан (в том числе и за рубежом) и давно уже привел к появлению ее аналогов в ряде других вузов (прежде всего стоит упомянуть Новосибирский и Нижегородский университеты).

Ниже — хроника недавних эпизодов (2015 год) необъявленной войны ректората МФТИ против базовых кафедр и преподавателей МФТИ вообще.

Май. Распоряжение проректора по учебной и методической работе Дмитрия Зубцова [4] предоставить полные комплекты документов всех базовых кафедр МФТИ на следующий учебный год к 1 июня 2015 года. Примерно к 5–7 июня документы собраны, общий их вес в распечатанном виде измеряется многими килограммами. На их сбор потрачены, в общей сложности, сотни человеко-часов работы квалифицированных сотрудников.

10 июня. Зубцов отменяет свое предыдущее распоряжение. Теперь все подготовленные документы предлагается выбросить за ненадобностью, ибо «всё будем делать иначе».

Конец июня. На еженедельном совещании заместителей деканов факультетов Дмитрий Зубцов заявляет: впредь в планы педагогической нагрузки кафедры не следует включать часы за руководство научно-исследовательской работой (НИР) студентов 4–6-го курсов и аспирантов. Утверждается, что на руководство НИР будут заключаться отдельные договора: на каждого студента или аспиранта с их руководителем — и ректоратом напрямую. Не удивительно, что на настоящий момент (15 сентября) не заключено ни одного такого договора (а их должно быть, согласно «плану», несколько тысяч). Объявив эту «реформу», ректорат де-факто декларирует, что научная работа студентов не входит в содержание их учебы. То есть отказывается от основного принципа «системы Физтеха». Поясняя смысл своих действий, ректорат заявляет о «неэффективности многих базовых кафедр», но никаких конкретных данных на этот счет никогда не было представлено даже Ученому совету МФТИ, не говоря уже о более широких кругах сотрудников. Не исключаю, что некоторые базовые (как и некоторые общеинститутские) кафедры и следовало бы закрыть или существенно реформировать,

по существу дела. Но разбираться с каждой кафедрой по существу ректорат и не пытается [5]. Вместо этого происходит издевательство над всеми базовыми кафедрами без разбора.

14 июля. Ученый совет факультета общей и прикладной физики (ФОПФ) принимает решение [6, 7], в первом пункте которого — обращение к ректорату о разъяснении его позиции об изъятии НИР из преподавательской нагрузки. Прошло два месяца, ответа нет никакого.

Июль. Распространен для подписания новый вариант «трудового договора» между сотрудниками-совместителями МФТИ и проректором Д. А. Зубцовым. В нем обнаруживается замечательный пункт, цитируем его целиком:

«2.2.4. Не делать без предварительного согласования с Работодателем какие-либо заявления и не передавать документы или информацию о Работодателе и его деятельности третьим лицам (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством) и средствам массовой информации».

Попросту говоря, администрация сообщает сотрудникам: «Мы будем творить что захотим, а вы — молчать в тряпочку». Никаких официальных решений какого-либо органа управления МФТИ по поводу введения п. 2.2.4 неизвестно. Зато известно, что процитированный выше фрагмент договора нарушает законодательство Российской Федерации: работодатель запрещает разглашение любой информации о нем, что противоречит перечню информации, которая не может составлять коммерческую тайну согласно Закону РФ о коммерческой тайне (подробную правовую оценку см. здесь: [8]). Другой замечательной особенностью этого договора, подписываемого преподавателем и заведующим кафедрой, является «прочерк» в указании доли ставки преподавателя (для совместителей < 0,5) — ни тот ни другой не знают толком (после изъятия из нагрузки часов за НИР), чему равна эта доля…

Ясно только, что существенно меньше прошлогодней ставки, и отнюдь не каждый преподаватель согласится подписать такой договор «втемную».

Реминисценция (2014). Нарушать законы — занятие для Д. А. Зубцова привычное. К примеру, год назад он без всякой реальной причины отстранил от работы замдекана ФОПФ Елену Болбот, даже не сочтя нужным ей об этом сообщить. При этом было явным образом нарушено трудовое законодательство РФ. Все руководители базовых кафедр факультета обратились с возмущенным письмом к ректору [9], но ответа, как обычно, не последовало. И. о. замдекана ФОПФ был назначен выдвиженец Зубцова Владимир Талисманов, через полгода прославившийся своим людоедским заявлением [10] по поводу убийства Бориса Немцова. Тут ректор среагировал быстро, и Талисманова с ФОПФ убрали (впрочем, заместителем декана ФМХФ он остается по сей день).

31 августа. Кафедра высшей математики МФТИ проводит традиционное собрание перед началом учебного года и обращает внимание Д. А. Зубцова на незаконные пункты трудового договора. Получает ответ в стиле «ничего менять не будем, а если не нравится — идите в суд».

1 сентября. Учебные планы всех кафедр давно (в июне) представлены в учебный отдел и ректорат, но до сих пор не подписаны. И вообще, нет никаких утвержденных документов по учебному процессу. Такого в МФТИ еще не было никогда. Ответственный (а фактически — безответственный) в ректорате по этому вопросу — проректор Дмитрий Зубцов.

2 сентября. Четыре руководителя базовых кафедр ФОПФ направляют ректору письмо с протестом по поводу текста трудовых договоров. Ответа нет.

4 сентября. Физтеховская ячейка профсоюза «Университетская солидарность» направляет ректору официальный запрос на тему незаконных пунктов трудового договора. По состоянию на 13 сентября ответа не поступало.

8 сентября. Заместители деканов всех факультетов МФТИ, в течение уже нескольких предыдущих недель вносящие, согласно указаниям Зубцова и учебного управления МФТИ, в компьютерную систему «1С» данные по рабочим учебным программам всех базовых кафедр за три года (новый учебный год и два предыдущих), внезапно узнают, что 2/3 этой работы делать не следовало, так как теперь «вышло послабление» — вносить данные только за текущий год. Здесь надо заметить, что в составе учебного управления МФТИ несколько десятков сотрудников. Чем они занимаются, неизвестно, но огромного объема работа по внесению данных в систему «1С» лежит на десяти заместителях деканов факультетов по старшим курсам.

9 сентября. Ректорат продолжает настаивать на заключении отдельных трудовых договоров с каждым руководителем НИР, причем отдельный договор — на каждого студента или аспиранта кафедры, по-прежнему не включая эти часы за НИР в педагогическую нагрузку кафедр. При имеющемся уровне менеджмента в МФТИ это означает неизбежный длительный хаос, тем более что на кафедрах никто не видел даже и проекта этого нового типа договора. Понять происходящее на основе рациональных соображений никому не удается.

11 сентября. Учебные планы кафедр на всех факультетах по-прежнему не подписаны. Преподаватели-совместители (их в МФТИ более тысячи!) не оформлены на работу и денег не получают. Но, конечно, все вышли к доске с 1 сентября — студенты ведь не виноваты в неадекватности ректората…

Таким образом, ректорат (а точнее, персонально Дмитрий Зубцов) без каких-либо решений Ученого совета или иных коллегиальных органов МФТИ начал радикальную «реформу» системы Физтеха, которая практически выливается в невиданный доселе беспорядок, если не сказать погром. По какой причине канд. физ.-мат. наук Д. А. Зубцов считает возможным диктовать свои условия сотням профессоров Физтеха? Лишь потому, что оказался по недоразумению на должности проректора?

Если кому-либо удается задать вопрос представителям ректората о смысле всего происходящего, можно услышать, что мотивацией является желание навести порядок в расходовании денег базовыми кафедрами и стремление сэкономить бюджетные средства. Насколько можно понять из открытых источников, Минобрнауки выделяет на учебную работу МФТИ около 1,5 млрд руб. в год. Из этих денег на оплату работы преподавателей-совместителей со всех базовых кафедр (а таковых имеется около 110) остается, по нашим оценкам, не более 5% (на «стандартную» базовую кафедру обычно приходится от двух до двух с половиной полных преподавательских ставок; средняя величина оплаты такой ставки — примерно 20 тыс. руб. в месяц, то есть в среднем — 50 тыс. руб. в месяц на всю (!) базовую кафедру, где работает порядка 10 высококвалифицированных научных работников (это меньше, чем зарплата одной секретарши в ректорате); умножая на 10 учебных месяцев в году и на 110 кафедр, получаем примерно 55 млн руб. в год; добавив обязательные социальные выплаты к зарплате, доберемся до 75 млн руб. в год).

Резюмируем: за 5% от всех расходов МФТИ на учебную работу базовые кафедры обеспечивают обучение всех студентов специальности (это и спецкурсы, и практические исследования), а заодно и публикуют около 70% всех научных работ, выходящих с аффилиацией МФТИ.

Возникает естественный вопрос: зачем весь вышеописанный сыр-бор? Ведь в любом случае, даже если ставить своей целью «экономию средств», результат будет ничтожен. Повышение же «эффективности работы кафедр» от описанных выше мер может вообразить себе только человек, никогда не читавший Салтыкова-Щедрина. Вероятнее всего, дело тут в стремлении «начальников» к бесконтрольной власти. Сотрудники базовых кафедр, будучи в МФТИ совместителями, относительно независимы от ректората. Для некоторых членов ректората сама эта мысль, по-видимому, труднопереносима: они хотят иметь дело лишь с целиком им подчиненными безгласными холопами. Вот и нашли способ власть показать, чтобы «эти умники с баз» знали, что они «никто» и права голоса не имеют. В самом деле, студентов ведь не бросишь, а значит, «умники» будут работать на любых условиях.

Тут ректорат сильно ошибается, как это всегда бывает с горе-начальниками, презирающими тех, кто им временно подчинен, да еще и работает за гроши. Подобная политика во вполне обозримой перспективе приведет к уходу из МФТИ наиболее сильных ученых и последующей деградации некогда сильнейшего вуза.

На Физтех (и особенно на ФОПФ) по-прежнему идут очень сильные, мотивированные к занятиям наукой абитуриенты. Нынешние старшекурсники доучиться успеют. А вот кто будет учить следующие поколения студентов?! Политика ректората, откровенно хамская по отношению к реально работающим ученым и преподавателям (не только на «базах», но и в «метрополии»), скоро даст свои неизбежные плоды. А еще через несколько лет сильные абитуриенты об этом узнают, и поступать в МФТИ перестанут. Последствия «культурной революции» попытается исправить уже другой ректор, но он, скорее всего, не справится. Жаль, хорошее было место…

P. S. Неосведомленный читатель, прочитав этот текст, а также и предыдущие заметки в ТрВ-Наука на сходную тему [11], может решить, что в МФТИ дела обстоят хуже, чем в других вузах. Это не так: в большинстве их ситуация еще более скверная. Просто в МФТИ пока еще осталось кому кричать о происходящих безобразиях.

1. https://en.wikipedia.org/wiki/Cultural_Revolution

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Культурная_революция_в_Китае

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хунвейбины

4. Дмитрий Зубцов закончил магистратуру МФТИ в 2005 году, диссертацию на степень канд. физ.-мат. наук по специальности «молекулярная биология» защитил в 2008 году, на должности проректора с 2013 года.

5. Если уж вести речь об эффективности работы, то в первую очередь следует обратить внимание на сам ректорат и прямо подчиненное ему учебное управление, явно не справляющиеся со своей главной обязанностью — четко организовать учебную работу в МФТИ.
Зато они регулярно плодят всё новые нелепые установления; только что выяснилось, к примеру, что заявку на резервирование аудитории в учебных корпусах теперь необходимо подавать не менее чем за неделю. Раньше это делалось быстро и в рабочем порядке. Ну почему теперь эти люди всё хотят испортить?!

6. http://dgap-mipt.ru/news/1137-решение-ученого-совета-фопф-от-14-июля

7. http://polit.ru/news/2015/07/15/mipt_nir/

8. http://unisolidarity.ru/mipt/2015/09/05/

9. http://miptstream.ru/2014/10/13/letter-of-ten/

10. http://miptstream.ru/2015/03/01/talismanov_letter/

11. http://trv-science.ru/2015/09/08/laboratornaya-rabota-5top100-v-mipt

Подписаться
Уведомление о
guest

125 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр Нозик
Александр Нозик
8 года (лет) назад

Выглядит хуже, чем я думал. Я договор подписывал в конце прошлого учебного года, и там вроде никаких паразитных пунктов не было. Правда на прошлой неделе было какое-то дополнительное соглашение, которое я к сожалению подписал, прочитав только одну из двух страниц.
Про зарплаты на базовых кафедрах могу подтвердить. Недавно была проблема забрать зарплату одного из наших лекторов, поскольку он не получил вовремя карточку. За два года там накопилось то ли 20, то ли 30 тысяч. В общем, деньги смешные. Физтех на работу с базовыми кафедрами почти ничего не тратит. Причем ситуация со многими кафедрами действительно тяжелая. Физтех ничего не хочет делать, да и академические институты не хотят. Попытки как-то наладить работу нет ни с той, ни с другой стороны. А возможностей, на самом деле, много.

Зубцов – это действительно странная личность. Достаточно сказать, что должность по учебно-методической работе (если я не спутал название) ввели прямо для него. А после того, как ввели, он как-то внезапно начал отвечать за все. Лично у меня сложилось впечатление, что его готовят на замену ректору, но мне многие говорят, что я не прав.

Да, пользуясь случаем могу сказать, что меня никакие пункты в договоре не пугают. Если ректорат начнет увольнять преподавателей за непокорность, то хуже будет ректорату.

георгий
георгий
8 года (лет) назад

Фейгельман на 100 % прав. Руководство МФТИ ведет войну с базовыми кафедрами, стемясь не отстать от своих начальников из МОН, воюющих открыто с РАН.
Мы все свидетели этой открытой войны. Во всех смыслах постыдной.
Ни Зубцов, ни ректор не посмели бы и сотой доли того, что творят, если бы в Наблюдательном Совете МФТИ были П.Л.Капица и Н.Н.Семенов.
Не сомнений, что за эти дела при Дяде Джо их просто поставили бы, как врагов народа,куда было принято.
Но это лирика. А пока они “рулят”, имея, судя по всему, высоких покровителей.

Наталия
Наталия
8 года (лет) назад
В ответ на:  георгий

А может А. Гейма пригласить в Наблюдательный Совет МФТИ

Наталия
Наталия
8 года (лет) назад
В ответ на:  Наталия

У него вполне здравые взгляды на вузовское образование (см. недавнее интервью http://www.nature.com/news/andre-geim-graphene-s-buzz-has-spread-1.17861?WT.mc_id=GOP_NATURE_1506_FHANDREGEIMQA_PORTFOLIO) и он хорошо знаком с Д. Ливановым (судя по интервью http://www.gazeta.ru/science/2013/05/29_a_5360905.shtml)

Андрей
Андрей
8 года (лет) назад
В ответ на:  Наталия

сравнивать Гейма с Капицей и Семёновым? бггг! Пусть пропагандирует свои “здравые” взгляды у себя дома, а хорошее знакомство с Ливановым на сегодня, вообще-то, отрицательная характеристика и, вообще, знакомство с кем-либо не может служить рекомендацией

георгий
георгий
8 года (лет) назад

К теме. Стоит прочесть дискуссию по статье Балашова и коллег.
http://trv-science.ru/2015/09/08/laboratornaya-rabota-5top100-v-mipt/comment-page-1/#comment-61505

Ash
Ash
8 года (лет) назад
В ответ на:  георгий

Да-да, проблема, в сущности, та же самая.

Юрий Курочкин
Юрий Курочкин
8 года (лет) назад

Читать такое про родной физтех очень грустно: если не будут приняты срочные меры, былого славного физтеха просто не станет, а ведь он был и еще остается гордостью страны. Поражает стремление всякого рода “реформаторов” реформировать лучшее, что есть в стране – нет бы попытались плохие вузы довести до более высокого уровня. А ученому сообществу пора вступиться за физтех – несмотря на то, что само ученое сообщество доведено до печального состояния.
Выпускник МФТИ 1964 года, к.б.н.

Nikita Lukyanov
Nikita Lukyanov
8 года (лет) назад
В ответ на:  Юрий Курочкин

Юрий, сравнивая Физтех который видел я (2005-2012) с тем, что описано в мемуарах выпускников (книга “Физтех и физтехи”), я заметил, что его уже и так почти не было. Под конец моего обучения было совсем грустно. Сейчас, судя по всем публикациям Троицкого Варианта, восстанавливать уже поздно. Мифическая “Система Физтеха” уже давно не существует, даже в моё время это уже было понятно. Хороших лекторов – исчезающе мало, программа перегружена, теперь вот весь этот административный кавардак.

Василиса
Василиса
8 года (лет) назад

Лично я прочитала допсоглашение к трудовому договору и подписала, приложив протокол разногласий из 25 пунктов. Ответа, конечно, не будет. Далее – суд. Провинциальный вуз. Все подписывают, “прочитав первую страницу” из десяти. Результаты сообщу на сайте Унисола.

Larisa Chernikova
8 года (лет) назад
В ответ на:  Василиса

Молодец! так держать! Я тоже состою в УНИСОЛе, только не знала, что в МФТИ тоже есть ячейка! Я с вами!

gsfm
gsfm
8 года (лет) назад

Все правильно, вот только мотивы, движущие ректоратом и лично Зубцовым, на мой взгляд, указаны неверно. Все банальнее и, увы безнадежнее. Ведь если дело попросту в том, что окопавшиеся в ректорате товарищи пытаются укрепить личную власть, то достаточно было бы этих нехороших людей выгнать (если надо, вместе с правительством и президентом), и все бы заработало. Увы, но таким образом ничего не изменишь. Причины тут многочисленные, но главная — место России в рыночной мировой системе в рядах сырьевых стран. А такие страны — либо очень богатые, но очень маленькие (Норвегия, ОАЭ, и т.п.), либо большие, но бедные. Вот и получается, что наше будущее, если следовать путем рыночных реформ (как, наверное, предполагает Михаил Викторович) можно увидеть на примере Нигерии. Кстати, профессора там неплохо зарабатывают. Вот только университетов там всего полторы сотни (и государственных, и частных)…

Ash
Ash
8 года (лет) назад
В ответ на:  gsfm

Полностью согласен с подходом к проблеме, но не согласен с выводами. Дело не в месте России в рыночной мировой системе, а в том, что эта мировая система напрямую “транслируется” во внутреннюю экономическую политику. При более-менее адекватном подходе можно было бы без особых затруднений создать очень хорошую промышленность. К сожалению, сырьевым олигархам этот подход невыгоден. Так что “слезать с иглы” будем самым варварским способом.

gsfm
gsfm
8 года (лет) назад
В ответ на:  Ash

Как говорится, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества: если место России в мировом разделении труда — быть поставщиком сырья, доходы от продажи которого надо делить на 145 миллионов человек, то тут особо не разбежишься: или придется платить профессорам по 300 USD, или сокращать их число до того, что “положено” по статусу. Дело не в том, что сырьевым олигархам что-то невыгодно, дело в том, что принципиально невозможно изменить ситуацию, оставаясь в рамках рыночных отношений — ибо логика рынка в том и состоит, что надо в первую очередь продавать то, что можно побыстрее и повыгоднее продать, иначе конкуренты тебя задавят. Так что, если мы хотим что-нибудь развить, очень часто приходится в начале ограничивать действие рыночных факторов тем или иным способом. Тем более надо ограничивать рыночные механизмы в такой нерыночной сфере, как наука и образование. А это сильно противоречит идеологии нашей “оппозиции”, так что вы правы, варварских явлений нам не избежать.

Ash
Ash
8 года (лет) назад
В ответ на:  gsfm

1. “…если место России в мировом разделении труда — быть поставщиком сырья, доходы от продажи которого надо делить на 145 миллионов человек, то тут особо не разбежишься…” Вы не поверите, но разбежишься, и даже очень. Например, только за прошлый год отток капитала составил около 140 миллиардов долларов. Это те деньги, которым в нашей экономике “не нашлось места”. Вообще у нас отток капитала постоянно находится на уровне в несколько десятков миллиардов долларов в год (за исключением, кажется, 2008 года – из-за мощного притока в первом полугодии). Если помните, то исходно так называемый “стабфонд” создавался отнюдь не как стабфонд, а как “ёмкость для лишних денег”, т.к. по мнению либеральных экономистов этот приток валюты был бесполезен и только создавал инфляцию. 2. “…дело в том, что принципиально невозможно изменить ситуацию, оставаясь в рамках рыночных отношений…” Вот по этому поводу нам и врут уже четверть века. Для существования рыночных отношений недостаточно одного желания их иметь. Нужны технологические предпосылки. У нас они есть, например, в сфере торговли и обслуживания, а, например, в сфере газодобычи их нет. В частности, ни одно градообразующее предприятие не может быть участником рынка в том, что касается основной продукции. В этих нерыночных секторах никакого рынка нет и быть не может, а есть так называемый “картельный сговор”, т.е. с точки зрения математики они работают по плану (пусть и плохому). Конечно, не в явном виде. Когда производителей мало, владельцам достаточно просто “смотреть друг на друга”, чтобы согласовать свои действия. 3. “Дело не в том, что сырьевым олигархам что-то невыгодно,…” Сырьевым олигархам чрезвычайно выгодно, чтобы их считали участниками рынка, такими же, как и владельцев парикмахерских. Эта позиция – настоящий Эльдорадо. 4. “Так что, если мы хотим что-нибудь развить, очень часто приходится в начале ограничивать действие рыночных факторов тем или иным способом.” Это – принципиальный момент. НЕ ТОЛЬКО В НАЧАЛЕ. Все нерыночные сектора – электроэнергетика,… Подробнее »

Л.Л.Гошка
Л.Л.Гошка
8 года (лет) назад
В ответ на:  Ash

«Все нерыночные сектора — электроэнергетика, крупная промышленность, почти вся инфраструктура — должны постоянно находиться под управлением Госплана.» Пожалуйста, поподробнее поясните механизм принятия решения на уровне Госплана и механизм реализации принятого решения? Я знаю только один метод принятия решения «Мы посовещались и я решил..». Какие еще другие методы принятия решения могут существовать? По каким критериям и с какой мотивацией будет принято решение на уровне Госплана «Я решил..» ? На какой конечный результат будет ориентировано такое решение? Какова вероятность, что данное решение будет ориентировано на галочку в отчете о проделанной работе для вышестоящего руководства? Возможен ли механизм реализации такого решения без святой веры исполнителя, что начальник всегда прав? Какими методами достигается святая вера? Кто должен посадить на свою шею и содержать социальных иждивенцев при механизме реализации такого решения? Кто такие социальные иждивенцы легко показать на простой модели дачного сообщества. В этой модели единственным источником финансирования являются собственники дачных участков. В рыночных условиях собственник заинтересован в повышении рыночной стоимости своей недвижимости (когда прижмет, будет выбор избежать взятия кредита в банке под 20% годовых и выше). Тем самым появляется мотивация в инвестировании в свою недвижимость на своем дачном участке с целью повышения уровня комфортности проживания там. Но на стоимость недвижимости существенно влияет состояние инфраструктуры, которую можно привести в соответствие только совместными усилиями всего дачного сообщества. Вот тут то и появляются социальные иждивенцы, которые беспардонно залазают в ваш карман и пытаются вас обобрать. Попробуйте, например, собрать деньги на дорогу и уличное освещение в соответствии с рыночными отношениями (повысить стоимость своей недвижимости) и с конкретной целью, чтобы в ночное время на скользкой дороге вы или кто-то из ваших близких, случайно не свернул себе шею. Сразу найдется достаточно много нищих, бедных и убогих на голову соседей, которые скажут, что не пользуются дорогой из-за отсутствия транспортного средства и в темное время суток они отсутствуют на дачном участке.… Подробнее »

Ash
Ash
8 года (лет) назад
В ответ на:  Л.Л.Гошка

В принципе управление экономикой – это примерно то же, что и поездка в такси. Вы обращаетесь к специалисту и говорите: хочу попасть на ул. Строителей. Специалист говорит: наилучший путь такой-то, цена такая-то. В нашем случае общество в лице своих представителей (как именно их выбирают – вопрос отдельный) должно “давать заказ”, а Госплан – привлекать профильных специалистов и давать ответ. Все проблемы, которые Вас смущают, происходят из-за специфики нашей страны, вызванной стихийной специализацией в рамках мирового разделения труда. В частности, у нас сейчас не может быть реального контроля общества над экономикой. Причина проста – при нашей степени неравенства доходов любая власть, действующая от имени подавляющего большинства населения, начнёт с “раскулачивания” олигархов совершенно независимо от степени формальной законности этих действий. Олигархи этого допустить не могут. Поэтому мы имеем чрезвычайно искажённую систему, в которой невозможен не то что Госплан, а даже простая подготовка будущих учёных в рамках Физтеха. Но ничего, через год-полтора деньги закончатся, начнётся “переходный процесс”, приедут “мужики из Пикалёво” и мы все увидим сначала “мать Кузьмы”, а потом те, кто выживет, и “небо в алмазах”.

Л.Л.Гошка
Л.Л.Гошка
8 года (лет) назад
В ответ на:  Ash

«В нашем случае общество в лице своих представителей (как именно их выбирают — вопрос отдельный) должно «давать заказ», а Госплан — привлекать профильных специалистов и давать ответ.»
Кого бы не привлекал Госплан, а принятие решения останется на уровне «Мы посовещались и я решил..», т.е. субъективным, будет опираться на конкретное мировоззрение принимающего решение и с его определенной целью, которая совсем не обязательно может совпадать с «заказом» общества. Жираф конечно большой и ему видней, но мелких и важных причинно-следственных связей в сложной системе он не разглядит. А без них это будет не управление сложными системами, а руление неведомо куда при отсутствии механизма реализации принятых решений. Какая принципиальная разница между нынешним Правительством РФ и будущим Госпланом?
Была милиция, теперь полиция – что изменилось? Или в полиции стали принимать решения как-то иначе, чем в милиции?
Какая разница, кто приведет к ситуации приезда «мужиков из Пикалёво»?
Реально кто на сегодняшний день в состоянии посадить на свою шею целую армию социальных иждивенцев? Поэтому рано или поздно «мужики из Пикалёво», но непременно приедут.

Ash
Ash
8 года (лет) назад
В ответ на:  Л.Л.Гошка

1. «Мы посовещались и я решил..»

Решение всегда субъективно, но тот, кто принимает важные решения, во-первых, должен быть не первым попавшимся, а, во-вторых, должен нести за них ответственность. Как это делается, давно известно. Например, когда разнесли НТВ, то оставшиеся ввели значительно более жёсткую самоцензуру, чем от них требовали.

2. “Какая принципиальная разница между нынешним Правительством РФ и будущим Госпланом?”

Нынешнее не отвечает за результат. Когда долбанёт, все сколько-нибудь значимые фигуры уже будут отдыхать в Новой Зеландии, а здесь останутся только шестёрки и непроходимые дураки. Их и развесят. Специалисты будущего Госплана будут отвечать за свою работу точно так, как инженеры.

3. “Какая разница, кто приведет к ситуации приезда «мужиков из Пикалёво»?”

В принципе, конечно, никакой. Но сама возможность такого “приведения” сейчас есть только у олигархов. Они ей и пользуются на всю катушку.

4. “Реально кто на сегодняшний день в состоянии посадить на свою шею целую армию социальных иждивенцев? Поэтому рано или поздно «мужики из Пикалёво», но непременно приедут.”

Социальные иждивенцы тут совершенно не причём. На этом “обжёгся” ещё Мальтус. Если привести экономику в сколько-нибудь приличное состояние, то на всех хватит и много останется. Но, к сожалению, процесс приведения в приличное состояние будет осуществлён через самый жёсткий вариант обратной связи.

Л.Л.Гошка
Л.Л.Гошка
8 года (лет) назад
В ответ на:  Ash

«но тот, кто принимает важные решения, во-первых, должен быть не первым попавшимся». Если рассматривать сложную систему, тогда должен быть социальный фильтр, благодаря которому решения будут принимать не первые попавшие, а высококвалифицированные специалисты, прошедшие этот фильтр. В тоже время они не должны быть «социальными иждивенцами». Но даже при этих условиях высококвалифицированные специалисты могут допускать ошибки и т.д. Какой фильтр в сложной системе может обеспечить отбор претендентов в подсистему управления социальной системы? «Специалисты будущего Госплана будут отвечать за свою работу точно так, как инженеры». Как конкретно? В большей части, на сегодняшний день, инженеры никак не отвечают. Если совесть у инженера есть, тогда и проблем у него целый ворох, а если совести нет, тогда все в порядке. Что полностью соответствует модели экономики «базарного» типа. Впарил что-нибудь – на коне, а если совесть не позволяет, тогда соси палец. При социальной конкуренции (у нас биологическая за физическое выживание) что-нибудь впарить очень проблематично, т.к. можно основательно подмочить репутацию. « Социальные иждивенцы тут совершенно не причём ». Будет замечательно, если Л.Н.Гумилев ошибся с гипотезой, что этнос является феноменом биосферы. В том случае, если гипотеза подтвердится, а это уже может произойти тогда, когда биологи опишут механизм сжатия и растяжения мембран биологических клеток. Возможно, тогда будет понятна биохимическая энергия живого вещества по Вернадскому и, возможно, роль «социальных иждивенцев» в фазах этногенеза. Любопытно, кто тогда будет приводить экономику в сколько-нибудь приличное состояние? Способны ли на это «социальные иждивенцы»? Других может и не быть, либо их будет совсем мало. Инженеры, имеющие совесть уже стали изгоями общества. А не получим ли с «мужиками из Пикалёво» еще и этнические конфликты, как реакцию на рост концентрации углекислого газа в атмосферном воздухе? Любопытно, а эти проблемы Госплан будет решать с помощью опроса научного сообщества или как? А там немереное количество мнений и точек зрения. А по каким критериям Госплан будет различать науку и лженауку?… Подробнее »

gsfm
gsfm
8 года (лет) назад
В ответ на:  Л.Л.Гошка

Ваша любовь к словосочетанию “социальные иждивенцы” крайне подозрительна… Кого вы имеете в виду под этим термином? Я, например, считаю главными социальными иждивенцами буржуазию и капиталистов в целом, всех этих “владельцев заводов, газет, пароходов”, включая, конечно, и примкнувших к ним бюрократов, то есть всех тех людей, которые живут за счет собственности, а не за счет труда. А вообще, если не уточнять, что такое “социальный иждивенец, то можно запросто всех ученых к таковым причислить. А то: прибыли-то 99,9% исследований не приносит.

Научник
Научник
8 года (лет) назад

На самом деле ситуация гораздо хуже, чем описано в заметке. Допустим, докричимся мы до Медведева-Путина, что ректоры-проректоры совсем проворовались и загнали профессорско-преподавательский состав (ППС) в нищету. Медведев-Путин издадут очередной Указъ о необходимости удвоения зарплаты ППС. Ректоры, чтобы выполнить Указъ, просто уволят половину преподов и всю учебную нагрузку скинут на оставшихся, ну и зарплату процентов на 70 поднимут. Если кто откажется от таких условий – держать никого не станут, а просто наберут на улице штрейкбрекеров. Штрейкбрекеры будут на лекциях травить анекдоты и ставить студентам зачёты автоматом, а в Москву пойдут депеши об успешном увеличении зарплаты ППС и об улучшении успеваемости.

Василиса
Василиса
8 года (лет) назад
В ответ на:  Научник

Депеши об улучшении успеваемости уже идут. В “эффективный контракт” поставили требование об успеваемости в 75% по дисциплине. И ставят “опытные” преподаватели в потоке 60 студентов 60 пятёрок. Эффективненько!

Контрактненько=никаких возражений от ППС, подписывают контракты, как миленькие.

Александр
Александр
8 года (лет) назад
В ответ на:  Научник

Надо требовать не повышения зарплат, а возврата к ЕТС. И требовать перевести _все_ вузы в штат МОН, на правах управлений. Чтоб штатные расписания и ставки утверждались правительством и ректора не могли бы писать себе баснословных зарплат, не могли бы пристраивать своих минетчиков, создавая под них ставки, не могли бы сокращать ставки неугодных.

Василиса
Василиса
8 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

выявить ректора, установившего себе премии за счет внебюджетки в три своих бюджетных зарплаты – элементарно. Это можно сделать, не отрывая задницы от министерского кресла. Доходы ректор публикует. Зарплата НПР есть в мониторинге вузов. Коэффициент зарплаты ректора (во сколько раз зарплата ректора превышает среднюю зарплату НПР)министерство само же устанавливает. Раздели зарплату ректора на зарплату НПР, коэффициент превышен – сажай – не хочу. Не хочет!
Почему, г. Кравцов (Рособрнадзор), вы не хотите увольнять таких ректоров? Ждете пока прокурор не только к ним придет, но и к вам?

Tartus
Tartus
8 года (лет) назад

На 70% никто з\п подымать не будет, в лучшем случае- на 30% при увеличении нагрузки раза в 2. Все остальные- в лес. Причем это не далекое будущее, а действительная реальность, по крайне мере, на одной из общеинститутских кафедр, которая самая “душевная”

Александр
Александр
8 года (лет) назад

имхо, судя по статье, главная ошибка преподавателей – что они вышли 1сентября к доске а не в суд по поводу незаконных пунктов трудовых договоров, демонстрируя ложное чувство ответственности за студента. а на самом деле прикрыв жопу нанимателя от общественного гнева и гнева министра, и тем самым покрывая описанное безобразие. если хотите отвечать за студентов и учебный процесс, так ответственность не в том чтобы терпеть и стойко переносить все невзгоды. а заявлять, требовать и добиваться ожидаемой нормы. Шанс упущен до следующего года. хотя может и вообще упущен

кф-мн
кф-мн
8 года (лет) назад

Удивительно, насколько терпеливы у нас преподаватели. В любой коммерческой фирме сотрудники давно бы ушли к конкурентам при таком отношении со стороны начальства. И только наши ученые работают на Кудрявцева и Садовничего (про первого не знаю, а зп последнего = 7 млн руб/месяц, как у президента). И пока вы будете выходить к доске несмотря ни на что, ректора будут выписывать себе миллионные зарплаты особенно не напрягаясь. Преподавание дело бесперспективное, не жалею, что бросил.

gsfm
gsfm
8 года (лет) назад
В ответ на:  кф-мн

Не подскажете, кто конкурирует с Садовничим? Правильно, Кудрявцев…

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...