Петер Беренс, предвестник современного дизайна

Ревекка Фрумкина

Ревек­ка Фрум­ки­на

Немец­кий архи­тек­тор Петер Беренс (1868–1940) счи­та­ет­ся осно­ва­те­лем про­мыш­лен­но­го дизай­на и про­мыш­лен­ной архи­тек­ту­ры.

Петер Беренс. Портрет работы Макса Либермана

Петер Беренс. Порт­рет рабо­ты
Мак­са Либер­ма­на

И в самом деле: эта­пы его твор­че­ской эво­лю­ции в такой сте­пе­ни отра­жа­ют исто­рию одной из маги­страль­ных линий евро­пей­ско­го искус­ства, как если бы выс­шие силы поза­бо­ти­лись о поучи­тель­ном при­ме­ре для потом­ков. Выхо­дец из состо­я­тель­ной гам­бург­ской семьи, Беренс учил­ся в луч­ших худо­же­ствен­ных шко­лах того вре­ме­ни — в Кар­слруэ, Мюн­хене и Дюс­сель­дор­фе. Начи­нал он как худож­ник-при­клад­ник и книж­ный гра­фик и оста­вил нам заме­ча­тель­ные образ­цы мюн­хен­ско­го югенд-сти­ля — это не толь­ко книж­ные иллю­стра­ции, но и дизайн. Беренс был одним из осно­ва­те­лей мюн­хен­ской сецес­сии (1892), а потом и Мюн­хен­ских объ­еди­нен­ных худо­же­ствен­ных мастер­ских (1898). В эти годы он рабо­тал как книж­ный гра­фик и актив­но участ­во­вал в дизайне бер­лин­ско­го худо­же­ствен­но­го жур­на­ла «Пан».

Дом Беренса в Дармштадской колонии

Дом Берен­са в Дарм­штад­ской коло­нии

В 1899 году по при­гла­ше­нию гер­цо­га Гес­сен­ско­го Беренс при­со­еди­нил­ся к Дарм­штад­ской коло­нии худож­ни­ков, где спро­ек­ти­ро­вал дом для сво­ей семьи. Он же раз­ра­бо­тал дизайн инте­рье­ров это­го дома, вклю­чая мебель и все пред­ме­ты быта, вплоть до фар­фо­ра и сто­ло­вых при­бо­ров. Био­гра­фы Берен­са пола­га­ют, что имен­но тогда он ощу­тил архи­тек­ту­ру как свое без­услов­ное при­зва­ние.

В 1901–1907 годах Беренс пре­по­да­вал, а затем и руко­во­дил Дюс­сель­дорф­ской шко­лой при­клад­но­го искус­ства. В 1907 году круп­ная про­мыш­лен­ная кор­по­ра­ция AEG (Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft) при­гла­си­ла Берен­са в каче­стве глав­но­го дизай­не­ра.

Электрочайник по заказу AEG

Элек­тро­чай­ник по зака­зу AEG

Беренс счи­та­ет­ся пио­не­ром совре­мен­но­го дизай­на пото­му, что он изна­чаль­но трак­то­вал свои зада­чи как каче­ствен­но иные, неже­ли зада­чи при­вне­се­ния фор­мы в уже гото­вое изде­лие — будь то часы, осве­ти­тель­ный при­бор или лого­тип. Про­мыш­лен­ный дизайн, соглас­но Берен­су, имел свои зако­ны. Неуди­ви­тель­но, что худож­ник с его опы­том и вку­сом создал эффект­ные и лако­нич­ные товар­ные зна­ки, улич­ные часы, вен­ти­ля­то­ры и элек­тро­чай­ни­ки, от кото­рых нынеш­ние почти не отли­ча­ют­ся, и мно­гое дру­гое.

Уди­ви­тель­но, одна­ко, что Беренс сумел «без потерь» перей­ти от дизай­на к созда­нию боль­ших зда­ний про­мыш­лен­но­го назна­че­нияпри­чем не «выда­вая» их за что-либо иное. Постро­ен­ный по его про­ек­ту цех по про­из­вод­ству тур­бин (1908−1909) вошел во все учеб­ные посо­бия по про­мыш­лен­ной архи­тек­ту­ре.

Цех для производства турбин, интерьер

Цех для про­из­вод­ства тур­бин, инте­рьер

Беренс нико­гда не был штат­ным слу­жа­щим AEG, оста­ва­ясь с 1907 по 1912 год кон­суль­тан­том. Имен­но в эти годы сре­ди его уче­ни­ков и сотруд­ни­ков мы видим тех, кто опре­де­лил бли­жай­шее буду­щее архи­тек­ту­ры, — это Мис ван дер Роэ, Адольф Мей­ер, Ле Кор­бю­зье (т. е. Charles Edouard Jeanneret-Gris), Жан Кра­мер, Валь­тер Гро­пи­ус (в буду­щем — пер­вый руко­во­ди­тель Бауха­у­за).

Тостер

Тостер

В 1922 году Беренс начал пре­по­да­вать в Вен­ской ака­де­мии стро­и­тель­но­го искус­ства; в 1936-м стал руко­во­ди­те­лем архи­тек­тур­но­го отде­ле­ния Прус­ской ака­де­мии искусств в Бер­лине. Нацист­ские вла­сти не име­ли пря­мых при­чин отстра­нять Берен­са от рабо­ты; к тому же он дав­но был миро­вой зна­ме­ни­то­стью. Умер Беренс в 1940 году.

Быто­вые пред­ме­ты, когда-то создан­ные Берен­сом, до сих пор тира­жи­ру­ют­ся — так, у меня есть два чай­ни­ка раз­ра­бо­тан­ной им фор­мы, а мой тостер моде­ли Берен­са пере­жил Вто­рую миро­вую вой­ну.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , ,

 

2 комментария

  • Мамедов Самир Шакир оглы:

    Вели­ко­леп­но. Все таки талант Пете­ра Берен­са наяву. Жаль что моло­до­сти незна­ли таких выда­ю­ший­ся лич­но­стей
    как Петер Беренс. Это вели­кая шко­ла архи­тек­ту­ры , дизай­на и при­клад­но­го искус­ства .

  • Мамедов Самир Шакир оглы:

    Спа­си­бо что созда­ли такой заме­ча­тель­ный сайт. Это мне по душу . Мате­ри­а­лы пре­крас­ные .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com