Петер Беренс, предвестник современного дизайна

Ревекка Фрумкина

Ревекка Фрумкина

Немецкий архитектор Петер Беренс (1868–1940) считается основателем промышленного дизайна и промышленной архитектуры.

Петер Беренс. Портрет работы Макса Либермана

Петер Беренс. Портрет работы
Макса Либермана

И в самом деле: этапы его творческой эволюции в такой степени отражают историю одной из магистральных линий европейского искусства, как если бы высшие силы позаботились о поучительном примере для потомков. Выходец из состоятельной гамбургской семьи, Беренс учился в лучших художественных школах того времени — в Карслруэ, Мюнхене и Дюссельдорфе. Начинал он как художник-прикладник и книжный график и оставил нам замечательные образцы мюнхенского югенд-стиля — это не только книжные иллюстрации, но и дизайн. Беренс был одним из основателей мюнхенской сецессии (1892), а потом и Мюнхенских объединенных художественных мастерских (1898). В эти годы он работал как книжный график и активно участвовал в дизайне берлинского художественного журнала «Пан».

Дом Беренса в Дармштадской колонии

Дом Беренса в Дармштадской колонии

В 1899 году по приглашению герцога Гессенского Беренс присоединился к Дармштадской колонии художников, где спроектировал дом для своей семьи. Он же разработал дизайн интерьеров этого дома, включая мебель и все предметы быта, вплоть до фарфора и столовых приборов. Биографы Беренса полагают, что именно тогда он ощутил архитектуру как свое безусловное призвание.

В 1901–1907 годах Беренс преподавал, а затем и руководил Дюссельдорфской школой прикладного искусства. В 1907 году крупная промышленная корпорация AEG (Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft) пригласила Беренса в качестве главного дизайнера.

Электрочайник по заказу AEG

Электрочайник по заказу AEG

Беренс считается пионером современного дизайна потому, что он изначально трактовал свои задачи как качественно иные, нежели задачи привнесения формы в уже готовое изделие — будь то часы, осветительный прибор или логотип. Промышленный дизайн, согласно Беренсу, имел свои законы. Неудивительно, что художник с его опытом и вкусом создал эффектные и лаконичные товарные знаки, уличные часы, вентиляторы и электрочайники, от которых нынешние почти не отличаются, и многое другое.

Удивительно, однако, что Беренс сумел «без потерь» перейти от дизайна к созданию больших зданий промышленного назначенияпричем не «выдавая» их за что-либо иное. Построенный по его проекту цех по производству турбин (1908—1909) вошел во все учебные пособия по промышленной архитектуре.

Цех для производства турбин, интерьер

Цех для производства турбин, интерьер

Беренс никогда не был штатным служащим AEG, оставаясь с 1907 по 1912 год консультантом. Именно в эти годы среди его учеников и сотрудников мы видим тех, кто определил ближайшее будущее архитектуры, — это Мис ван дер Роэ, Адольф Мейер, Ле Корбюзье (т. е. Charles Edouard Jeanneret-Gris), Жан Крамер, Вальтер Гропиус (в будущем — первый руководитель Баухауза).

Тостер

Тостер

В 1922 году Беренс начал преподавать в Венской академии строительного искусства; в 1936-м стал руководителем архитектурного отделения Прусской академии искусств в Берлине. Нацистские власти не имели прямых причин отстранять Беренса от работы; к тому же он давно был мировой знаменитостью. Умер Беренс в 1940 году.

Бытовые предметы, когда-то созданные Беренсом, до сих пор тиражируются — так, у меня есть два чайника разработанной им формы, а мой тостер модели Беренса пережил Вторую мировую войну.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *