- Троицкий вариант — Наука - http://trv-science.ru -

Эпическая битва: религия против астрологии

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего,
а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

(Матф. 7:3)

Александр Панчин, канд. биол. наук, науч. сотр. ИППИ РАН, автор блога scinquisitor.livejournal.com

Александр Панчин, канд. биол. наук, науч. сотр. ИППИ РАН, автор блога scinquisitor.livejournal.com

Отношение Русской православной церкви к астрологии однозначно плохое. Покойный патриарх Алексий II говорил, что «православная церковь принципиально отвергает астрологию, гадание и другие подобные лжепророчества». Патриарх Кирилл полагает, что «…сегодня через оккультизм, магию, астрологию, НЛО, и прочее, и прочее люди соприкасаются с темной силой, а это соприкосновение никогда не бывает нейтральным… Оно, по существу, не может быть для человека полезным». Диакон Андрей Кураев во время дискуссии с доктором биологических наук Михаилом Гельфандом («Наука и религия: невозможность диалога») отметил, что, по его мнению, православная культура защищает от веры в паранормальное, что обосновывает создание кафедр теологии в вузах: «Альтернатива основам православной культуры — бескультурье, безосновательное и неправославное. То есть если вы хотите, чтобы выпускники МИФИ прислушивались к Ванге или искали торсионные поля, — таки да, это можно делать».

Однако имеющиеся на практике, пусть и скудные, данные социологических исследований, проведенных в России, показывают, что ситуация диаметрально противоположная: среди православных намного чаще встречаются люди, верящие в астрологию, НЛО внеземного происхождения и экстрасенсов, чем среди неверующих (Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов, Д. Е. Фурман, 1995). Причем наиболее выражены подобные убеждения среди воцерковленных православных (Ю. Ю. Синелина, 2005).

188-0039

Результаты социологических исследований кажутся логичными. Религия — это учение о Боге, некоем мистическом существе, существование которого не доказано, в которого предполагается верить слепо. Астрология — это учение о мистическом влиянии планет на судьбы людей, существование которого не доказано и в которое приходится верить слепо. Понятно, что современная религия и астрология эпистемологически похожи, и, вероятно, человек, склад ума которого способствует принятию первого из этих учений, более охотно воспримет и второе. Несмотря на это, существует на удивление большое количество людей, которые, с одной стороны, вроде бы против заблуждений, но, с другой, — призывают воздержаться от критики религии или даже симпатизируют этому социальному явлению. Тем удивительней (или неудивительней?), что аргументы, которые приводят «защитники религии», ничем принципиально не отличаются от аргументов, при-водимых сторонниками астрологии.

Во время дебатов между Андреем Кураевым и Михаилом Гельфандом первый спросил: «Какую последнюю богословскую работу вы читали?» Гельфанд ответил, что никакую, и пояснил, что «для того чтобы узнать, что бульон протух, не обязательно его весь пробовать». Защитники астрологии в похожей ситуации привели бы другой аргумент: «Какую последнюю работу по астрологии вы читали?» Учитывая, что существует множество школ астрологии, можно даже уточнить: «по индийской астрологии» или по «астрологии Авестийской школы» и т. д.

Иногда защитники религии говорят, что нужно хорошо изучить предмет, чтобы его критиковать. Например, что нужно уметь различать рукоположение и канонизацию, или что-нибудь в таком духе. На первый взгляд это кажется справедливым требованием, но защитник астрологии пояснит, что так же нужно уметь различать ректификацию натальной карты и хорар, Марс в пятом доме и Юпитер в шестом. Большинство популяризаторов науки и ученых, не верящих в астрологию, не знают этих терминов. Кроме того, астролог добавит, что, прежде чем критиковать астрологию и называть ее мифом, нужно проучиться пять лет в правильном астрологическом институте и составить пару десятков прогнозов. В действительности, если где-то критика астрологии или религии содержит ошибку, не составит труда указать на нее, приведя ссылку на публикацию в рецензируемом научном журнале; но этого не происходит. Вместо этого возникает апелляция к авторитету: я умный, а ты — иди учись.

На аргумент, что критика религии возникла после введения в школах ОПК (и иных наступлений церкви на науку и образование), можно услышать ответ защитника религии, что в школах вводят не ОПК, а «Основы мировых религий и светской этики», а ОПК там лишь один из модулей. А теперь представьте, что в школах вводят «Основы звездоведения», а там на выбор такие замечательные модули: «натальная астрология», «эзотерическая астрология», «хорарная астрология», «астрометеорология», «звезды российской эстрады» и — ну так и быть, в качестве компромисса — «история астрономии». А когда кто-то жалуется, что в школах ввели астрологию, им отвечают: вовсе нет! это «основы звездоведения»! там и астрономия есть, а без знания астрономии человеку будет сложно ориентироваться в современной человеческой культуре!

Иногда приводят и такой аргумент: «Смотрите! В Кембридже существует факультет богословия!» Да, есть такой пережиток прошлого, от которого еще не везде удалось избавиться. А защитник астрологии скажет, что существует Бенаресский индуистский университет, где астрологию преподают, изучают и даже используют для консультации врачей. Так давайте обратим свой взор на мудрый Восток, а не «тлетворный Запад»!

Слева: факультет богословия, Кембридж. Справа: Бенаресский индуистский университет

Слева: факультет богословия, Кембридж. Справа: Бенаресский индуистский университет

Иногда можно услышать о великих ученых, которые были верующими. Нет, Эйнштейн не был верующим, но Ньютон — не менее великий ученый — был и занимался богословием. Но и этот аргумент могут использовать астрологи. Тихо Браге и Кеплер были не только выдающимися учеными, но и по совместительству астрологами. В отношении Тихо Браге всё честно. Кеплер не столько верил в астрологию, сколько использовал ее для заработка, но аргумента это не отменяет. Он писал: «Конечно, эта астрология — глупая дочка, но, боже мой, куда бы делась ее мать, высокомудрая астрономия, если бы у нее не было глупенькой дочки! Свет ведь еще гораздо глупее, и так глуп, что для пользы этой старой разумной матери глупая дочка должна болтать и лгать. И жалованье математиков так ничтожно, что мать, наверное бы, голодала, если бы дочь ничего не зарабатывала».

Прибегают защитники религии к аргументу апелляции к традиции (argumentum ad antiquitatem) и аргументу к народу (argumentum ad populum). Думаю, не нужно пояснять, что оба эти аргумента не-состоятельны и относятся в той же мере к астрологии. Причем астрология древнее православия, а число ее фанатов исчисляется миллионами. Любопытно, что с точки зрения науки астрология даже выигрывает у религии. Существование Бога не аргументировано вовсе, а вот влияние небесных тел «на что-то» все-таки обнаружено. Однажды на Белом море случилась такая история: один рыбак, недовольный своей женой, отвез спутницу жизни на один из островов, где и оставил ее «подумать о своем поведении». Судьба этой женщины весьма зависела от положения Луны и Солнца, ведь остров этот относился к типу «корги» — во время прилива он оказывался под водой.

К тому же есть исследования, показывающие роль сезона рождения на определенные черты человека. Зимой ниже температура окружающей среды. Кроме того, в это время меньше освещенность, поэтому у новорожденных вырабатывается меньше витамина D; при плохом питании это может приводить к повышенному риску рахита, может сказаться на массе тела и длине конечностей (Bodnar, 2010, McGrath et al., 2006). Зимой повышена детская смертность (Hausherr, 1992), в частности вследствие синдрома внезапной детской смерти (Bouvier-Colle, 1989), однако средняя продолжительность жизни у вы-живших повышена (Doblhammer and Vaupel, 2001). Есть основания полагать, что от сезона рождения может зависеть риск глиомы и менингиомы (Brenner et al., 2010), некоторые нейрокогнитивные особенности (McGrath et al., 2006), некоторые черты личности (Roussos et al., 2010), синтез интерферона (Keski-Nisula et al., 2010), метаболизм дофамина (Chotai et al., 2002), склонность к суицидальному поведению (Dome et al., 2010) и так далее.

188-0040

Впрочем, стоит отметить, что в этих исследованиях нет заслуг астрологов, а все попытки проверить классические взгляды на астрологию провалились. Астрологи не различают отличников и детей с замедленным развитием по натальным картам (Narlikar, 2009). Люди не могут отличить свое астрологическое описание от чужого в слепом эксперименте (Carlson, 1985). Астрологи не могут сопоставить натальную карту и описание человека (McGrew, McFall, 1990). Астрологи не отличают пары счастливые в браке и разведенные (Silverman, 1971). Знаменитый «эффект Марса» Мишеля Гоклена оказался неотличимым от невоспроизводимой статистической флуктуации (Panchin, 2010) и так далее. Подробнее в моей статье «На астрологов находит затмение».

188-0041

За время изучения фундамента религии мы узнали, что Туринская плащаница — средневековая подделка (Damon, et al., 1989), что в святой воде могут водиться опасные микробы (Kirschner et al., 2012), что молитвы не помогают людям, пережившим операцию на сердце (Benson et al., 2006), а «внетелесный опыт» является галлюцинацией, вызванной гипоксией мозга и увеличением содержания углекислого газа в крови (Klemenc-Ketis et al., 2010). Открытий, обосновывающих истинность фундаментальных положений религии о возникновении мира или человека, существовании творца не имеется (к вопросу о целесообразности глубокого изучения предмета). Нет ни одного вразумительного аргумента о том, чем монотеизм лучше политеизма, а одна религия лучше другой, кроме сомнительного «А мы им набили морды», как в случае с гонением язычников или старообрядцев на Руси. При этом негативное влияние астрологии на общество заметно меньше, чем негативное влияние религии. Да, и там и там имеется определенный способ заработка на доверчивых людях. Но астрологию пока не пытаются ввести в школах или признать научной специальностью, с кафедрами при университетах. Не вводятся законы о «защите чувств сторонников астрологии», избавляющие их от справедливой критики и насмешек. Не известно, чтобы астрологи присутствовали в военных подразделениях и пытались улучшить боевые свойства ракет какими-нибудь астрологическими расчетами. Астрологи не срывали концертов, не громили выставки и не добивались коллективным усилием проведения законов, тормозящих научно-технический прогресс в области клонирования человека, использования генной инженерии или эмбриональных стволовых клеток. Все эти направления не нравятся целому ряду религиозных деятелей, ибо это, по их мнению, недопустимая «игра в Бога». Стоит добавить, что креационизм — чисто религиозное порождение, а многие «борцы с ГМО» (включая политиков) имеют на то религиозные мотивы.

Иногда говорят, что Энтео, громящий выставки; Стерлигов, призывающий сжигать ученых; Всеволод Чаплин, ненавидящий гуманизм; Дмитрий Смирнов, полагающий, что атеисты должны покончить жизнь самоубийством, а верующие — отдать все имущество в храм; «табачный митрополит»; креационист Константин Буфеев — это неправильные религиозные деятели. Ну, так и про астрологов, чьи прогнозы не сбываются, способности которых не проявились в научных экспериментах, говорят, что они — неправильные.

Защитники религии и астрологии часто в едином порыве обвиняют науку в том, что это такая же вера. Но в науке нет места для веры: там нет и не должно быть ничего свято-го. Любая гипотеза или теория будет отвергнута, если сумма проверок покажет, что она неверна. Если в воспроизводимом слепом эксперименте окажется, что молитва какому-то Богу увеличивает шансы человека на выздоровление, существование Бога станет правдоподобной гипотезой, которую начнут серьезно рассматривать и изучать. Готов ли религиозный деятель, теолог при наличии каких-либо фактов начать рассматривать гипотезу, что Бога, может быть, и нет, отказаться от веры? Вот проверьте на себе. Скажите: «Бога, может быть, и нет». Астрологи в этом смысле ближе к ученым, во всяком случае, в моей практике некоторые из них соглашались на критические эксперименты и, получив неутешительные результаты, отказывались от своей гипотезы.

Будьте последовательны. Если вы по каким-то причинам защищаете от критики религию — это ваше право, но, реализуя его, вы утрачивает право критиковать любые массовые заблуждения, которые кто-то воспринимает близко к сердцу, и астрологию в частности. Но если вы, как и я, считаете, что астрологию можно и нужно критиковать, то не рассказывайте сказки о том, что религия должна быть вне критики. Она ее заслужила не в меньшей мере. Хотя едва ли забавные картинки и острые комментарии являются симметричным ответом в условиях, когда пропаганда религии ведется по всем центральным телеканалам, в школах и даже в университетах. Полагаю, что закончить здесь уместно цитатой из Менделеева. «Не трогать веру нельзя. Она — основа религии, а любая религия в наши дни — грубое и примитивное суеверие. Суеверие есть уверенность, на знании не основанная. Наука борется с суевериями, как свет с потемками».

P. S. На написание этого текста меня спровоцировали недавние беседы с некоторыми уважаемыми мной коллегами, занимающимися популяризацией науки. Меня удивило и задело, что среди умных людей, несущих свет знаний, находятся те, кто оправдывает средневековые мифы и приводят столь странные аргументы вроде перечисленных. Сомневаюсь, что существующие научно-популярные проекты, к которым они причастны, смогли бы выжить в Исламском или ином религиозном государстве. При этом я вполне могу себе представить, что такая судьба может постичь и нашу страну, если защита здравого смысла не найдет должной поддержки.

http://scinquisitor.livejournal.com/72679.html

Комментарий error_lapsus:

«Диакон Андрей Кураев во время дискуссии с доктором биологических наук Михаилом Гельфандом („Наука и религия: невозможность диалога“) отметил, что, по его мнению, православная культура защищает от веры в паранормальное».

Эта идея не подтверждается собственными данными Кураева: «Если сравнивать характеристики сознания „определенно верующих“ и „определенно неверующих“, то есть, по сути, атеистов, то выясняется, что именно последние в 2-4 раза меньше подвержены влиянию суеверий, оккультизма, сатанизма. Так, соотношение верящих в колдовство среди верующих и атеистов соответственно 57% и 21%, в астрологию — 29% и 15%, в спиритизм — 25% и 6%. Более того, распространенность веры в колдовство среди верующих прямо пропорциональна частоте посещения ими церкви. Так, численность верящих в колдовство, „порчу“, дурной глаз почти одинакова среди посещающих церковь еженедельно (54%), 2-3 раза в месяц (59%), 1 раз в месяц (50%), 2-5 раза в полгода (54%); снижается она только среди посещающих церковь довольно редко — 1 раз в полгода и 1 раз в год (соответственно 41% и 40%), еще ниже становится среди тех, кто вообще не посещает церковь (31%), хотя, казалось бы, всё должно быть наоборот. Верящих в астрологию, гороскопы также максимальное и почти неизменное число среди наиболее частых прихожан: среди посещающих церковь еженедельно — 34%, 2-3 раза в месяц — 39%, 1 раз в месяц — 34%. Среди тех, кто не ходит в церковь, верящих в предсказания астрологов вдвое меньше — 16%. Тот факт, что распространенность суеверий и оккультизма среди верующих прогрессирует по мере увеличения частоты посещения ими церкви, свидетельствует о слабом влиянии духовенства даже на постоянных прихожан, которые выходят из храма с теми же заблуждениями, что и пришли» (Кураев, „Оккультизм в православии “)» (http://scinquisitor.livejournal.com/72679.html?thread=15271143#t15271143).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи