Чарльз Макинтош: единство в многообразии

Ревекка Фрумкина

Ревекка Фрумкина

Шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh; 1868–1928) более всего известен как автор стула Макинтоша в разных его вариантах. Вообще же Макинтош был наделен многими и разнообразными талантами, что позволило ему воплотить стилистику Art nouveau в зданиях, интерьерах, витражах и графическом дизайне, развивая при этом свой индивидуальный стиль.

Работы Макинтоша можно разделить на четыре основные группы:

  1. здания;
  2. «чайные комнаты» (tearooms);
  3. дизайн — мебель, посуда, прикладная графика;
  4. живопись, преимущественно акварель.

Творчество Макинтоша изучает и бережно хранит знаменитый Музей дизайна. Там же есть большая коллекция работ его друзей, родных и сотрудников, в 1900-е годы составивших в Глазго группу «Четверка» (The Four), что позволяет оценить художественный ландшафт, в котором работал Макинтош и который в немалой мере сам он и создал.

Чарльз Ренни Макинтош

Чарльз Ренни Макинтош

Чарльз Ренни Макинтош родился в семье клерка, где было одиннадцать детей. Видимо, его художественные склонности проявились достаточно рано, поскольку с пятнадцати лет он уже посещал вечерние курсы при Школе искусств в Глазго, а потом работал в разных архитектурных мастерских, в том числе в известной фирме Ханимана и Кепи (Honeyman & Keppie).

В 1890-х годах Глазго бурно развивался и продолжал обрастать новыми зданиями, побуждая Макинтоша укреплять свои профессиональные позиции. Чарльз путешествовал, был в Италии, подружился с Фрэнсисом Ньюбери (Francis Henry Newbery; Fra Newbery, 1855–1946), руководителем Школы искусств в Глазго, и с группой молодых людей, сотрудничавших с фирмой Ханимана и Кепи. Среди них были Герберт Макнейр и сестры Маргарет и Фрэнсис Макдональд, учившиеся в Школе искусств. Вместе с этими молодыми людьми Макинтош образовал группу «Четверка».

В дальнейшем дружба и сотрудничество с Фрэнсисом Ньюбери — художником, педагогом и выдающимся организатором художественной жизни — сыграла важную роль в жизни Макинтоша. В частности, во многом благодаря именно Ньюбери Макинтош выиграл конкурс на строительство нового здания Школы искусств в Глазго.

Барельеф у входа в Школу искусств

Барельеф у входа в Школу искусств

Возведение этого здания сделало Макинтоша знаменитым, хотя из-за недостатка средств новая Школа строилась в два этапа в течение более десяти лет. Само здание Glasgow School of Art — новаторское по архитектуре и полностью соответствовавшее своим функциям учебного заведения для архитекторов и художников — до наших дней оставалось образцовым. Еще и поэтому так остро был воспринят случившийся там большой пожар 2014 года.

В конце XIX — начале XX века Глазго был богатым, бурно развивавшимся городом, так что у молодых архитекторов и дизайнеров не было недостатка в заказах. В 1900 году Макинтош женился на художнице Маргарет Макдональд; вместе с ней были впоследствии созданы многие характерные для его (и их общего) стиля работы — барельефы, витражи, росписи. Особые возможности для творчества Макинтош получил благодаря сотрудничеству с мисс Кэтрин Кренстон. Это была деловая женщина, открывшая в Глазго несколько «чайных комнат» — заведений нового для того времени типа. В отличие, например, от Франции или Австрии с традиционной культурой кафе и кондитерских, Британия и Шотландия славились культурой пабов — заведений преимущественно для мужчин, где подавались крепкие алкогольные напитки.

Интерьер чайной комнаты

Интерьер чайной комнаты


Стул Макинтоша

Стул Макинтоша

Деловые инициативы мисс Кренстон пришлись на время, когда серьезной общественной силой стало движение борьбы за трезвость (temperance movement; интересно отметить, что впервые именно в Глазго еще в 1830-е годы это движение оформилось в виде общественных организаций). Чайные комнаты стали местом, куда могли прийти дамы любого социального положения без сопровождения мужчин; там посетители беседовали, читали газеты; кроме чая и кондитерских изделий подавали и легкие блюда в немалом ассортименте. Тем самым у людей разного возраста и социального положения появлялась возможность встреч и времяпрепровождения вне зависимости от наличия или отсутствия у них своего дома и семьи.

В проектировании и оформлении чайных комнат Макинтош полностью проявил свой талант дизайнера. Значительное участие в этих проектах принимала и Маргарет Макдональд. Макинтош построил четыре таких заведения; из них по крайней мере одно — Willow Tearooms (1903) — существует и работает и по сей день. А знаменитый стул Макинтоша (с необычно высокой спинкой) был создан для второй из ранее проектированных Макинтошем чайных комнат.

Willow Tearooms, над которыми Макинтош работал вместе с Маргарет, служат реальным образцом Gesamtkunstwerk: «авторским» там является всё — от мебели и росписей стен до карты меню и чайных ложек.

Два прославленных создания Макинтоша были выполнены им как дома для частных лиц. Это прежде всего дом для издателя Уолтера Блеки (Walter Blackie), известный как Хилл Хаус, а также «Дом любителя искусства», построенный лишь через много лет после смерти архитектора по его чертежам.

Дом любителя искусства

Дом любителя искусства

До того как начать проектировать Хилл Хаус, Макинтош — уже известный мастер — на некоторое время поселился в семье Блеки, чтобы отойти от любых шаблонов и строить для вполне конкретных будущих обитателей.

По внешним очертаниям Хилл Хаус следует стилю старинных шотландских замков (Scottish baronial), образцом для которых, как считается, некогда служили замки Луары. Что касается планировки и внутренней отделки, то здесь в полной мере реализованы идеалы стиля Макинтоша: лаконичность, прямые углы, простор, гладкие поверхности из ценных пород дерева, подчинение всех элементов (не только декора, но и функциональных деталей) общему замыслу архитектора. И в этом случае Макинтош сам проектировал всё, включая каминные щипцы.

Второй замечательный дом при жизни Макинтоша оставался в чертежах: это был проект, отмеченный в 1901 году на конкурсе «Дом для любителя искусства» в Дармштадте. Под этим именем проект Макинтоша и вошел в историю архитектуры. Само же здание по авторским чертежам было создано в конце 1980-х — начале 1990-х годов современными шотландскими архитекторами как дань преклонения перед его творцом. На YouTube вы можете посмотреть небольшой фильм, где достаточно убедительно показаны интерьеры этого дома-мечты, воплощенные в материале.

В 1914 году Макинтош покинул фирму Ханимана и Кепи и уехал из Глазго. Предположительно, у него были планы надолго переехать в Вену, поскольку к тому времени у архитектора сложились тесные связи с художниками круга сецессии. Этому не суждено было свершиться, поскольку началась Первая мировая война. Макинтош, однако же, продолжал создавать новые объекты — рисунки для тканей, разные виды прикладной графики, проектировал мебель и т. д.

Пионы

Пионы

Банальная истина о зависимости любого архитектора от социальной ситуации — не обязательно именно от власти, но неизменно от заказчика как нельзя более подтверждается последними годами жизни Макинтоша.

Пять последних лет он провел на юге Франции, где создал замечательные акварели. В Лондон же вернулся умирать.

Макинтош, несомненно, создал свой стиль, сочетающий традиции древней шотландской архитектуры, элементы движения Arts and Crafts, и — что принципиально — воплотил дух модерна, как эта эпоха трактовалась всем направлением Art nouveau. Так что если вы ищете яркие предметные воплощения Gesamtkunstwerk, то их во множестве предоставляет творчество Макинтоша.

Фото с сайтов:
http://design.designmuseum.org/design/charles-rennie-mackintosh
http://arx.novosibdom.ru/node/535
http://vita-colorata.livejournal.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *