Гармония и польза: архитектор Анри ван де Вельде

Ревекка Фрумкина

Ревекка Фрумкина

Бельгийский архитектор Анри ван де Вельде (Henry van de Velde, 1863– 1957) был одним из последних универсалов в сфере изобразительных искусств. Мы вспоминаем о нем прежде всего как об архитекторе, а ведь он был еще и выдающимся дизайнером, художником книги и создателем новых форм мебели и фарфора, да и просто интересным живописцем, работавшим в стиле, близком к пуантилизму.

А еще ван де Вельде обладал редким даром слова: его тексты об архитектуре и дизайне так же внятны, как его работы в сфере пространственных искусств.

Ван де Вельде в своей студии (1908)

Ван де Вельде в своей студии (1908)

Анри ван де Вельде родился в Антверпене в семье фармацевта. Он избрал для себя профессию художника: сначала учился в Антверпене в Королевской академии изящных искусств, затем продолжил учебу в Париже у Каролюс-Дюрана. Он вошел в круг Синьяка и Сера, присоединившись, таким образом, к пуантилистам; в 1888 году стал членом художественного объединения «Группа ХХ», познакомился с Гогеном, чье влияние прослеживается в созданных тогда ван де Вельде полотнах. Как живописец ван де Вельде был вполне успешен, но его привлекали другие задачи.

Тем временем к началу 1890-х художники «Группы ХХ» всё большее внимание уделяли прикладному искусству — плакатам, оформлению книг, керамике. К 1892 году ван де Вельде расстался с живописью и занялся тем, что сегодня мы называем дизайном. При этом область его интересов охватывала мебель и посуду, ювелирные изделия и столовые приборы, обои и ткани, светильники и декоративные вазы. И наконец Зигфрид Бинг (о нем см. мою статью в ТрВ-Наука, № 180) пригласил ван де Вельде для оформления интерьеров своего салона l'Art nouveau, с которого и начался отсчет времени активного существования этого художественного направления.

Реклама фирмы Тропон

Реклама фирмы Тропон

В павильоне Бинга на Всемирной выставке в Париже в 1900 году работы ван де Вельде также были широко представлены. Именно художественные решения ван де Вельде в дальнейшем олицетворяли стиль l'Art nouveau — прежде всего в мебели, но также и в дизайне книг и разнообразных бытовых предметов: от ламп и подсвечников до столовых приборов и книжных заставок.

Ван де Вельде начинал, видя своих идейных предшественников в мастерах движения Arts and Crafts, и здесь образцом для него прежде всего был Вильям Моррис (ван де Вельде всю жизнь хранил фрагмент ткани Морриса «Птицы»). Влияние Arts and Crafts прослеживается и в первой постройке ван де Вельде, которая принесла ему широкую известность именно как архитектору. Это дом «Блюменверф» (Bloemenwerf), который в 1895 году ван де Вельде построил в предместье Брюсселя Уккеле для cвоей разрастающейся семьи.

Дом «Блюменверф» в Уккеле

Дом «Блюменверф» в Уккеле

Для «Блюменверфа» ван де Вельде разработал мебель, обои, светильники, столовые приборы и посуду. Это была абсолютно новаторская работа — рациональный дизайн при новых формах всего, от лестницы до столовой вилки, без отсылки к каким-либо известным из истории архитектуры стилям. В течение пяти лет — пока хозяин дома не переехал в Берлин — на вилле «Блюменверф» собиралась художественная элита Брюсселя; там же была и мастерская хозяина дома.

Журнальная заставка и буквица

Журнальная заставка и буквица

Спустя 150 лет нам кажется логичным, что именно ван де Вельде был приглашен Бингом для оформления его салона, а затем и для экспозиции мебели и дизайна на Всемирной выставке 1900 года в Париже. А ведь еще до того, увидев у Бинга интерьер, созданный ван де Вельде, знаменитый писатель Эдмон де Гонкур воскликнул: «И это должно стать будущим французской мебели? Да ни за что на свете!»

Зато в Германии работы ван де Вельде были тогда же оценены по достоинству. Влиятельный художественный критик Юлиус Мейер-Грефе, издатель ведущих художественных журналов, и его окружение — просвещенные коллекционеры и покровители нового в искусстве — обеспечивали ван де Вельде заказами и способствовали публикации его текстов и работ о нем самом в лучших художественных журналах.

Зимой 1900–1901 годов архитектор вместе с семьей окончательно переехал в Берлин. Тогда же он получил масштабный заказ на перестройку Музея Фолькванг в Хагене. Стиль ван де Вельде становится более раскованным, в его работах всё чаще появляется типичная для l'Art nouveau извилистая линия, которую потом назовут «удар бича» (coup de fuet).

Кресло (1898)

Кресло (1898)

В мебели и предметах прикладного искусства ван де Вельде удалось достичь единства формы и функции: посмотрите, например, на форму кресла, которое прямо-таки искушает возможностью немедленно сесть.

Следующим периодом после берлинского для ван де Вельде стал веймарский — его пригласил наследник трона великий герцог Вильгельм Эрнст. Важно отметить, что именно в Веймаре — как писал потом ван де Вельде, за 20 лет до Баухауза он организовал школу-семинар по прикладному искусству, объединивший художников, мастеров-ремесленников и владельцев производств.

Вплоть до начала Первой мировой войны жизнь и работа ван де Вельде шли «по восходящей»: он проектировал виллы, музеи, театры, и большая часть его проектов была реализована. Он много писал, открывал школы и семинары, испил свою чашу горечи в связи с несколькими нереализовавшимися проектами, но в целом не переживал собственно творческого кризиса, а гармонично переходил к более строгим и удаленным от «чистого» l'Art nouveau формам. По крайней мере, так это видится, если пристально рассматривать его творчество.

Библиотека университета в Генте

Библиотека университета в Генте

Окончательно архитектор вернулся в Бельгию в 1925 году по приглашению бельгийского короля Альберта. Главной своей задачей ван де Вельде в эти годы считал создание института прикладного искусства наподобие Веймарской школы, которой он некогда руководил. Десять лет он стоял во главе этого института, работая одновременно над своим самым важным для послевоенных лет свершением — библиотекой Университета в Генте.

Видимо, ван де Вельде чувствовал исчерпанность возможностей l'Art nouveau. Иначе едва ли бы он создал эту действительно грандиозную башню, которая принадлежит не просто ХХ веку, но той кардинально новой архитектуре, которую мы связываем с Баухаузом, Вальтером Гропиусом и другими именами в этом ряду. Такую архитектуру нельзя «придумать» — ее можно в себе взрастить.

Анри ван де Вельде прожил долгую жизнь. Он пережил обе мировые войны, был одной из центральных фигур в движении l'Art nouveau, создал несколько воплощающих этот стиль образцовых зданий и, изменяясь вместе с эпохой, сумел оставить нам лучшие образцы того, что Вальтер Гропиус назвал Gesamtkunstwerk, — стилистического единства в искусстве.

Архив Ницше — пример Gesamtkunstwerk

Архив Ницше — пример Gesamtkunstwerk

Фото с сайтов:
www.szecessziosmagazin.com/magazin9/henryvandevelde150.php
http://designhistoryalexpodgorniy.blogspot.ru/2013/03/blog-post_5954.html
www.5arts.info/van-de-velde-1863—1957
www.spectator.co.uk/arts/exhibitions/9033341/henry-van-de-velde-the-man-who-invented-modernism

Связанные статьи

 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий