Знатные предки

Лев Клейн
Лев Клейн

Выступая на юбилее одного из своих учителей, академика Бориса Пиотровского (Пиотровского-старшего), я прочел стихи собственного сочинения, посвященные юбиляру. Там были такие строки:

Едва садились мы за парту,
Уже зубрили про Урарту.

Это было правдой. С 1930 года Пиотровский вместе с коллегами-армянами начал свои исследования памятников Урарту. Урарту было первым государством на территории Советского Союза — нашим первым государством. Нашими знатными предками, которыми надлежало гордиться, — о которых писали ассирийские клинописные таблички, да урарты и сами владели письменностью, строили внушительные крепости, воевали с Ассирией и скифами.

Но, собственно, кому гордиться? Да, конечно, всей стране, но не в первую очередь. Всем понятно, что в первую очередь вправе были гордиться народы Закавказья, живущие на той же территории, — грузины или армяне. Это их прямые предки.

Биологически урарты вроде похожи на тех и на других. Но язык их оказался не родственным ни армянскому, ни грузинскому. Об азербайджанском даже и речи нет: он вообще тюркский. Вот между грузинскими и армянскими историками разгорелось скрытое противостояние — кому принадлежит исключительное право на наследие урартской культуры. В 1937 году вышел учебник истории СССР А.В. Шестакова, в котором Урарту, первое государство на территории СССР, определялось как «государство родоначальников нынешней Грузии». Ведь нами правил царственный грузин, как же иначе! Это было немедленно подхвачено А.С. Сванидзе, тогда еще другом и шурином Сталина, не успевшим попасть в опалу и под расстрел, создателем журнала «Вестник Древней Истории». А Пиотровский женился на армянке и был избран членом-корреспондентом Армянской академии наук.

Но Пиотровский был очень осторожным человеком, большим дипломатом. Он избрал нейтральную позицию: Урарту — очаг нескольких народов, в частности и грузин, и армян. В 1938 году на его доклад в АН СССР обрушился академик С.Н. Джанашия, который требовал признать в резолюции приоритет грузин в наследии Урарту. За Пиотровского вступились другие академики, и дело закончили компромиссом: не приняли никакой резолюции.

В 1950 году прошла дискуссия в «Правде», и Сталин лично высказался против учения академика Марра, а Пиотровский был его учеником, положение Пиотровского пошатнулось. В следующем году вышел академический сборник с его статьей об Урарту. Сборник затребовал к себе лично Сталин. Фамилия Пиотровского была им обведена в оглавлении — Сталин обратился именно к его статье. Каждый раз, когда Пиотровский упоминал найденные клинописные надписи, вождь делал пометки на полях синим карандашом: «На каком языке?», «Какой язык?», «Язык?» — и так почти двадцать раз. Он опасался, не трактует ли автор культуру Урарту как протоармянскую. Против не понравившихся ему пассажей Сталин делал иронические пометки: «Ха!», «Ха-ха!», «Ха-ха-ха!».

Но в конце, увидев заключение, что из Урарту возникли оба народа — армяне и грузины, Сталин поставил на полях знак «N», а слово «возникли» обвел карандашом. Автор современного обзора сталинского чтения Б.С. Илизаров восклицает: «Уф-ф! Можно сказать, пронесло». Не только пронесло: Пиотровский был назначен директором ленинградского отделения Института археологии АН СССР.

Между тем Урартское государство располагалась на территории Армянского нагорья, охватывая нынешнюю Армению, Восточную Турцию, Северо-Западный Иран и Нахичеванскую область Азербайджана. Грузия тут не была задета никоим образом. Язык родственен хурритскому — древнему языку Северной Месопотамии. Дальнейшие языковые связи урарто-хурритской семьи надежно не прослеживаются. А армянский — индоевропейский, на Кавказе пришлый, с Балкан. В культуре же, несомненно, наибольшая доля урартского наследия досталась армянам, как, вероятно, и значительная часть урартской лексики.

Дает ли это армянскому народу какие-либо особые преимущества перед соседними? Да никаких, как и не отнимает никаких прав. Права на территорию определяются традицией проживания в течение по крайней мере нескольких поколений, а главное, системой международных договоров. Ведь народы меняли свои границы, двигались, расширяя или сужая свои ареалы. И всегда можно найти времена, когда народ владел соседними участками земли и имеет на них своих соплеменников. Если бы не система международных договоров, все народы передрались бы между собой.

В последние десятилетия в нашей стране и окрестностях странным образом обрели статус знатных предков арии. Не исторические арии (индоиранские народы): индоарии (хинди, бенгальцы, сингалы, цыгане и др.) и иранцы (персы, пуштуны, таджики, осетины, древние скифы и др.). Нет, скорее арийцы — мифическая нордическая раса. Немецкая разновидность этой идеи обанкротилась вместе с падением гитлеровского рейха, а романтический ореол вокруг этого образа ария-арийца сохранился и время от времени привлекает под свой зловещий штандарт то осетинов, то русских, то чеченцев, то тюрок — узбеков (и, конечно, таджиков — у них даже День ария стал отмечаться, а бедным киргизам Мургаба пришлось вывешивать и у себя арийские плакаты). Арии — это всё те же знатные предки, но знатность их основана не на исторических документах, а на антропологическом мифе — на старой «расовой теории».

Так, беспардонным подлаживанием этногенетических концепций под нужды региональной националистической политики занимаются ученые новых государств, родившихся на периферии России из бывших союзных республик. В Узбекистане этим занялся Ахмадали Аскаров, профессиональный археолог, сделавший ряд интересных археологических открытий в поле. Вполне грамотные статьи Аскарова печатались в советских изданиях. Тогда он ничего не возражал против великолепных книг и статей Е.Е. Кузьминой, в которых был доказан индоиранский характер андроновской культуры — насколько это вообще может доказать сопоставление археологии с историческими источниками и лингвистикой.

Теперь, став академиком Узбекистана, Аскаров напечатал серию статей, в которых обвиняет всех, кто придерживается индоиранской принадлежности андроновской культуры, в «европацентризме» (sic! — Л.К.) и колонизаторской ангажированности и не только настаивает на том, что андроновская культура — это тюрки, но и объявляет тюрков арийцами. Всё это подытожено в статье «Арийская проблема: новые подходы и взгляды» в сборнике «История Узбекистана в археологических и письменных источниках» (Ташкент, 2005). Статья написана на ужасающе ломаном русском языке, и теперь стало очевидно, что таким языком академик Аскаров писал всегда, но всегда его правили русские редактора, а теперь он хороших русских секретарей не имеет и пишет так, как говорит. Мы услышали подлинного Аскарова.

Перечислив анекдотические признаки арийца, искомого археологами (курган вроде Солохи, могила с «насильственно убитыми боевыми коньями» и золотой колесницей и т.п.), он считает, что на основе этих признаков археологи стремились обосновать состоятельность теорий лингвистов о происхождении арийцев «и определить их первоначальной родины, т.е. они начали искать топонимов, подтверждающие о том, что степы Северного Причерноморья были первоначальной родины индоиранских племен…».

Читается как анекдот, но это дурной анекдот.

Русскому народу знатных предков подыскивали давно. Сначала это были скифы. «Да, скифы мы, с раскосыми и жадными очами», — твердил А. Блок, видимо, следом за своим отцом, который долго работал вместе с профессором Самоквасовым в Варшавском университете, а тот и выдвинул эту патриотическую гипотезу. Но гипотеза не оправдалась. Скифы оказались ираноязычны, что подтвердил академик В.И. Абаев, осетин, не просто читавший скифские слова с осетинского языка, а показывавший древнеиранскую этимологию. Отсюда ведет начало осетинская идея происхождения от скифов.

А русским нашли других знатных предков — трипольскую культуру, первых земледельцев на нашей земле. Автором этой гипотезы стал академик Б.А. Рыбаков. Но эта нить оборвалась дважды: во-первых, археологи и лингвисты отвергли преемственность между трипольской культурой и славянами, во-вторых, Украина отделилась вместе с трипольской культурой. Теперь это «первая цивилизация Европы», «цивилизация Араты», «страна первых городов», демонстрирующая древность украинского народа. Нужно отдать должное украинским археологам, они не участвуют в этой националистической пиар-кампании и даже разоблачают ее.

А скифское происхождение осетинов продержалось недолго. Осетинский язык не является продолжением скифского — он продолжает сарматскую речь, которая была, по Геродоту, родственна скифской, но всё же не скифской. Среди послескифского населения Северного Причерноморья и Предкавказья в сочинениях античных авторов чаще всего упоминаются аланы — вот их остатками, точнее прямыми потомками этих остатков, и являются осетины.

Аланы — арии в точном историческом смысле этого слова, по научной лингвистической классификации, а этноним алан вполне закономерно происходит из праиранского *aryana«иранский». Их воинственные миграции изучают историки, на почве их языка складывались некие ранние варианты нартовского эпоса. Мне довелось раскапывать царский курган I века н. э. на Дону (Садовый курган), по-видимому им принадлежавший, с большим количеством золота и серебра. Но осетинский народ мы уважаем не за это.

Аланы создавали большие, но эфемерные объединения. Нартовский эпос заимствовали и развивали также другие кавказские народности. По этим контактам и нартовские слова проникали в речь соседних народностей. На этом основании на происхождение от аланов претендуют и представители других кавказских народностей, не ираноязычных.

Недавно в Москве прошла конференция по карачаевско-балкарскому этногенезу, после которой ее кавказские руководители «исправили» резолюцию, внеся в нее происхождение балкарцев и карачаевцев (а они тюркоязычны) от ираноязычных аланов и «доказательства» этого — ссылки на отдельные слова, на разрозненные и обычно неверно интерпретируемые факты. Ну, вот хотят быть аланами. Можно подумать, что происхождение от аланов гарантирует им особые права или особое достоинство, особое моральное преимущество. Да никакого! Я не алан и не чувствую от этого никакого унижения. Даже не замечаю этого.

Можно припомнить, что известный русский ученый Никодим Павлович Кондаков, специалист по изучению икон, в минуты раздражения тогдашней русской действительностью заявлял, что он не русский, а алан (у него была черная борода). Но это была всего лишь эпатация. Он изучал русское и византийское искусство и свои сочинения писал по-русски — как в России, так и в эмиграции.

На мой взгляд, подысканием «знатных предков» до самозабвения увлекается тот, кто сам ничего не значит или, по крайней мере, не верит в свою значимость. Это один из признаков комплекса неполноценности, имеющего корни в исторической традиции, а главное — в современной ситуации.

Подписаться
Уведомление о
guest

14 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
АГХ
АГХ
10 года (лет) назад

«А армянский — индоевропейский, на Кавказе пришлый, с Балкан.»

А когда попал в исторически фиксируемый регион? При коллапсе бронзового века, с народами моря? Раньше? Или совсем поздно — при падении Урарту? Археологически как это усмотреть? А лингвистические следы армянского языка до появления армянского алфавита какие наиболее надёжно усматриваются?

ЛСК
ЛСК
10 года (лет) назад

Армяннский, насколько мне известно, входит в юго-восточную группу индоевропейских наряду с арийскими (индо-иранскими) и греческим, а также мало известным фригийским. У них предполагается общий предок, вероятно, в степях в энеолите и раннем бронзовом веке. Прибытие армянского с Балкан в Закавказье скорее всего связано с фригийской миграцией. Это ассирийское время.

АГХ
АГХ
10 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

«Прибытие армянского с Балкан в Закавказье скорее всего связано с фригийской миграцией.»

Где-то видел, что фригийский язык предполагается быть кентумным как греческий.
А армянский вроде как сатемный.
Что-то тут не сходится — фригийский не предок армянского…

ЛСК
ЛСК
10 года (лет) назад
В ответ на:  АГХ

АГХ:
«Где-то видел, что фригийский язык предполагается быть кентумным как греческий.
А армянский вроде как сатемный».

А Вы нигде не видели, что сатемизация — процесс, наступающий в разных языках в разное время? И разной интенсивности. Так что фригийский или родственный ему язык мушков может оказаться у истоков армянского. Пока лучше, чем идеи Дьяконова по этому вопросу еще никто не предложил.

Валерий Иванов
10 года (лет) назад

Во время оно вопрос подробно разбирал Игорь Михайлович Дьяконов, см. сюды: http://annales.info/other/djakonov/index.htm#pian
Но его книге в обед полста лет, есть ли что поновее по теме — не знаю.

ЛСК
ЛСК
10 года (лет) назад
В ответ на:  Валерий Иванов

Валерию Иванову.
В общем всё это привязка к одной фразе, а предложено к обсуждение совсем другое.

Альберт Кочкин
Альберт Кочкин
10 года (лет) назад

На мой взгляд один комплекс неполноценности,как причина поиска «знатных предков», порождает другой, тот третий и т.д.Возникает порочная связь, которую очень трудно разорвать.

Андрей Сараев
Андрей Сараев
10 года (лет) назад

По-моему, очень верная статья. И придираться, не будучи сторонником какой-либо из упомянутых «теорий», не к чему. Поэтому и дискуссия в сотни сообщений на этот раз отсутствует.

Alex
Alex
10 года (лет) назад
В ответ на:  Андрей Сараев

«придираться, не будучи сторонником какой-либо из упомянутых «теорий», не к чему. Поэтому и дискуссия в сотни сообщений на этот раз отсутствует.»

Как пишет ЛСК, «предложено к обсуждение совсем другое.» Видимо, вот это: «один из признаков комплекса неполноценности, имеющего корни в исторической традиции, а главное — в современной ситуации.» В принципе, скажем, Олег Губарев (который ведёт родословную Рюрика от бога Одина) мог бы принять это на свой счёт и вступить в дискуссию, но вот почему-то не пожелал.

Олег Губарев
Олег Губарев
10 года (лет) назад

Ну я был немного занят, а почему я, собственно, должен принимать это на свой счет? Как раз наоборот. Сказано все верно.И потом, это не я вывожу Рюрика от Одина, а древние скандинавы и англо-саксы выводили династию Скьольдунгов от сына Одина Скьольда Скевинга (см. англо-саксонский эпос Беовульф). Историчность династий гаутов, данов и шведов-Скильвингов частично подтверждается сообщением у Григория Турского в «Истории франков» о походе Хигелака на фризов, о котором в нескольких местах говорится в эпосе. Это наши друзья-антинорманисты пытаются доказать, что все «Сказание о призвании» вставлено летописцем в ПВЛ с одной целью — возвести династию к Рюрику, который по их же мнению были выдуманной, никогда не существовавшей фигурой. Более того, был никому не известен и ни в каких сагах и легендах не упомянут. Вот и возникает простой вопрос — а зачем было возводить династию к никому не известному князю? Когда нужно было возвести династию к серьезным предкам, ее возводили, например, как римляне к Энею-троянцу, или как германские императоры Священной Римской империи к Риму, или как русские цари в XVI веке в «Сказаниях о князьях владимирских» к Прусу, брату римского императора Августа, Никак не меньше. Антинорманисты правильно задают вопрос: как мог никому не известный князь с дружиной, придти в земли восточных славян и сделать то, что сделал он — основать династию, подчинившую и объединившую вокруг себя славянские племена в единую силу, которая стала выступать на международной арене и была замечена Византией и франками. И это при наличии других многочисленных дружин варягов в землях восточных славян. А варяги кому попало не подчинялись — звание ярла и конунга не было для них пустым звуком — об этом говорит история с убийством Олегом самозванцев Аскольда и Дира из простых дружинников -хускарлов ставших конунгами. Можно себе представить, что Рюрик должен был быть не простым скандинавом, если принадлежность к его роду означала для варягов безоговорочное повиновение… Подробнее »

Альберт Кочкин
Альберт Кочкин
10 года (лет) назад

На мой взгляд, именно гипотеза Рыбакова, растиражированная в разных изданиях и «видах» привела к тому,что в последние десятилетия на территории бывшего СССР, тоже появились гипотезы(теории), возводящие разные народы к ариям/аланам.Недавно в одной из дискуссий на Фейсбуке прочитал, что индоиранцы, это ассимилированные индоевропейцами тюрки…».Такие дела,брат…»

Олег Губарев
Олег Губарев
10 года (лет) назад

Не только гипотеза Рыбакова. Есть ряд современных историков, которые, не являясь лжеучеными, в то же время предъявляют к своим работам очень низкие научные требования, некритично подходя к подбору источников, делая на основе недостаточной информации весьма далеко идущие выводы, сознательно опускающие факты, не вписывающиеся в их гипотезы. Как правило, они выдвигают и поддерживают маргинальные гипотезы, не принятые научным сообществом. Научные исторические журналы, где требования к публикациям достаточно высокие, их работы, как правило не печатают, зато их посты заполняют Интернет. Они, тем самым, готовят почву для следующего этапа — размножения уже чистой лженауки — работ фолк-историков, писания которых в большинстве ссылаются на работы этих историков, Только фолк-историки идут дальше, не ограничивая себя необходимостью соблюдать даже подобие критичности и научности своих работ. Там начинается уже чистая фэнтэзи.

Arepo
Arepo
10 года (лет) назад

Армянский с Балкан? Насколько понятно, Лев Самуилович не является ни урартологом, ни арменологом, впрочем как и лингвистом, поэтому хотелось бы ссылки кроме Дьяконова? Работа Дьяконова интересная, но она не претендует на твердое доказательство, там сплошные «очевидно» и «предположительно».

Kater
Kater
5 года (лет) назад

Аланы и осетины не одно и тоже, Кембреджский документ, арабские и византийские источники разделяют эти 2 народа как антагонистов.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...