Всероссийская олимпиада школьников: проблем всё больше

Наталья Иванова-Гладильщикова
Наталья Иванова-Гладильщикова

28 марта стартовал заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Победа в этом интеллектуальном чемпионате России для детей от 15 до 18 лет дает право поступить в вуз без экзаменов. Цена вопроса высока. Поэтому так важно понять, насколько объективно и честно проходит финал Всеросса. О проблемах олимпиады рассказывает Наталья Иванова-Гладильщикова.

Без платного тренинга олимпиаду не выиграть?

Всем понятно, что участники финала Всероссийской олимпиады школьников должны быть в одинаковом положении. Иначе говорить об объективности нельзя. То есть школьники не должны заранее знать не только задания, которые будут им предложены (такие сливы просто преступны), но и, возможно, даже типы заданий. Происходит ли это на самом деле? Посмотрим.

Приведем пример, связанный со Всероссийской олимпиадой по русскому языку. Второй тур финала последние два года проходил по-разному, его жанр менялся. То нужно было давать комментарий к архаичному тексту (объяснить какие-то выражения, написать эссе об особенностях языка). То ребятам читалась лекция по одному из разделов языка, после чего они должны были сделать разбор какого-то языкового феномена, учитывая методику этой лекции. Тренеры команд не исключают, что в 2015-м может появиться новый вариант второго тура.

Ну и ладно, скажете вы, участники должны быть готовы ко всему (в этом — суть олимпиады). Но на деле «ко всему» готовы не все, а только те, кто заплатил за «дополнительные занятия» энную сумму денег. Дело в том, что некая некоммерческая организация «Благотворительный фонд наследия Менделеева» предлагает всем желающим платные тренинги, готовящие к Всероссийской олимпиаде школьников по десяти предметам под названием «Путь к Олимпу». На их сайте расписано, как здорово они готовят учеников 9–11-х классов к Всероссийской олимпиаде, ведь занимаются с ребятами авторы олимпиадных заданий! Стоимость участия в тренинге — 18 тыс. рублей с размещением в общежитии, трехразовым питанием, культурной и экскурсионной программой, оплатой транспорта по Москве. При самостоятельном размещении — 12 тыс.

Одно то, что «занимаются с ребятами авторы олимпиадных заданий», говорит о том, что «платные» дети — в привилегированном положении. А научным руководителем проекта по русскому языку и вовсе является председатель Центральной предметно-методической комиссии и жюри Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку доктор наук Андрей Григорьев. Как заявлено на сайте, в тренинге принимают участие и другие члены ЦПК. А в программе занятий — «проработка материалов для различных этапов олимпиад», «анализ заданий разных лет», «проработка нестандартных ситуаций и творческих заданий по различным направлениям»…

Но поскольку не все руководители команд считают возможным принуждать родителей к сдаче денег на подобные «тренинги», то некоторые оказываются в проигрыше. Выходит, они наказаны за то, что отказались платить деньги.

Нужно угадать ответ жюри, даже если он неправильный

Существуют и проблемы с оценкой работ. Если баллы за олимпиадные задания у кого-то занижены (такое, по свидетельствам тренеров, случается), опровергнуть решение жюри крайне трудно. Хотя бы потому, что работы и полный комплект заданий с ответами прошлого года появляются на сайте лишь в сентябре, а анализ ошибок — и вовсе спустя много месяцев.

На апелляции же доказать почти ничего нельзя. Даже в том случае, если ответ Центральной предметной комиссии неправильный (и такое тоже бывает) или ею же некорректно поставлен вопрос. Установка железная: критерии оценки ответов апелляции не подлежат. В итоге получается, что надо обязательно угадать ответ жюри. Тот, который у них записан. Один мальчик так ответил на вопрос, кто такой медведь: это тот, кто ведает мед (то есть знает, где он). Такое же значение у этого слова — в знаменитом Этимологическом словаре Фасмера. Но, оказывается, в представлении ЦПК, правильный ответ такой: медведь — это тот, кто ест мед. А мальчик допустил грубую ошибку. По мнению жюри, дети должны проявить сообразительность и знание группировки, а не начитанность. Всё!

История с географией

Ситуация с Олимпиадой по географии еще более запутанная. Она проводится в три этапа: решение задач, практический и тестовый туры. И если на первом (на нем можно получить 100 баллов за решение задач) дети видят результаты работ и, зная критерии их оценки, могут в случае чего апеллировать, то второй, практический тур, который оценивается в 70 баллов, не разбирается, и по нему апелляцию подать невозможно. Практический тур — это тот или иной маршрут по какой-то незнакомой участникам местности, который нужно пройти и выполнить некие олимпиадные задания. Например, участники определяют типы почв. Ответы не устные, всё записывается на бланках, которые школьники сдают жюри. То есть возможность для апелляции есть. Но почему-то даже тренерам команд неизвестны критерии, по которым оцениваются такие задания. А потому на этом этапе достаточно легко сфальсифицировать результаты.

Ясно, что нужно сделать задания второго тура открытыми. Но этому, опять же, препятствует позиция Центральной предметно-методической комиссии.

Еще географы рассказывают о ставшей уже традиционной гегемонии региона, который проводит олимпиаду. В прошлом году она состоялась в Оренбурге, а в позапрошлом — в Саратове. Так вот, на саратовской олимпиаде команды из Оренбурга не было вовсе: они не смогли набрать нужные баллы. Но на следующей, домашней олимпиаде оренбургская команда была представлена сразу 12 участниками. Другие регионы привозили по пять или даже по одному человеку. В этом году олимпиада пройдет в Пятигорске. И опять та же история: на прошлогодней олимпиаде вовсе не было представителей Ставропольского края, зато в этом — человек пять или шесть вышли в финал (причем с очень высокими результатами).

Есть и другие привилегии для команды принимающей стороны: участников из других регионов в прошлом году не пустили погулять по городу, узнать местность (полевой тур был в парке). На самом деле ребята должны познакомиться с территорией, иметь возможность свободно перемещаться в пространстве.

Проконтролировать, как оценены работы финала Всеросса, невозможно. На заключительном этапе, где не тысяча, а всего 200 участников, работы почему-то не могут отсканировать. Спустя 2-3 месяца результаты выкладываются на сайт, но это уже не имеет никакого значения (поступление в вуз завершено).

Нужны общественные наблюдатели

Все знают, что на ЕГЭ теперь присутствуют общественные наблюдатели. И хотя их контроль пока (по многим причинам) далек от совершенства, это все-таки независимый контроль со стороны. Так вот, если бы на финале Всероссийской олимпиады присутствовали общественные наблюдатели, они бы как минимум могли отслеживать любые нарушения, связанные с размещением, условиями существования участников. А как максимум имели право присутствовать, в том числе, на апелляциях, следить за тем, чтобы сканы работ быстро выкладывались на сайты.

Кроме того, было бы важно, чтобы организаторы публиковали информацию о количестве участников, представленных всеми регионами; чтобы оперативно появлялись промежуточные и окончательные результаты.

Всё это реально сделать. Преобразилась же к лучшему Всероссийская олимпиада по литературе. Было бы желание!

Пояснение к статье Н. Ивановой-Гладильщиковой «Всероссийская олимпиада школьников: проблем всё больше»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
18 Цепочка комментария
7 Ответы по цепочке
2 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
19 Авторы комментариев
Алексей ЛкАндрейНатальяРоманАлексей Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Александр
Александр

По моему скромному мнению, статья просто бездарная. Будь я в силах что-либо советовать редакции, я бы посоветовал впредь не публиковать материалы данного автора. По крайней мере до тех пор, пока эмоции в ее текстах не будут достаточно подкреплены фактами. Теперь по пунктам. >> Без платного тренинга олимпиаду не выиграть? Автор утверждает, что прохождение тренинга «Путь к Олимпу» ставит школьников в привилегированное положение при участии в олимпиаде по русскому языку. Это утверждение НАДО ДОКАЗЫВАТЬ. Например, привести список победителей и призеров какого-либо года и указать, кто из них участвовал в тренинге. Если таковых будет аномально много, — то да, с автором в… Подробнее »

Natalia
Natalia

Статья сырая. Для таких обвинений нужны Фамилии детей прошедших тренинг и ставших призерами/победителями всеросса и статистика: кол-во участников тренинга к кол-ву призеров. И про баллы тоже весьма голословно. Имя, сестра, имя? Нужны имена и ссылки на их работы в сравнении с другими.

Андрей
Андрей

вы не согласитесь и не поверите пока ваши дети это не пройдут сами.
Готов подписаться под каждым словом автора. Только что ребенок столкнулся с этим по истории.

Евгений
Евгений

Удивительно читать мысли людей которые не зная предмета рассуждают о нём! Причём сразу видят всех чертей в одном стакане. Почему в благих делах некоторые люди видят то, чего в них нет и обязательно криминал???? Ответ один. Его даст любой психолог по данному поводу. Только люди подверженные соблазнам и грехам могут в других видеть только грехи!!! Всё что пишется людьми по слухам от кого-то, не зная предмета… вопроса… сути … вызывает у нормальных людей отчуждение. Как загубить благое дело??? Помочь детям позаниматься с детьми подготовкой к олимпиадам? когда же это начало считаться грехом? И с каких пор это подозрительно??? Люди. Будьте… Подробнее »

Владимир
Владимир

Владимир. Приятно в данном случае читать комментарии: без ругани, без оскорблений, логичные вопросы, требующие не эмоций, а реального анализа. Добавлю только, как член жюри разных конкурсов, что неизбежно всегда присутствует субъективизм, но он уравновешивается количеством судей. Отмечу лишь одну проблему: роль места проведения, но, конечно, нужен анализ за ряд лет и по разным олимпиадам.

Дмитрий
Дмитрий

Автор довольно поверхностно знаком с «узкими» местами российского образования вообще и с олимпиадным движением в частности. Наталья, легко критиковать тех кто что-то делает. Если бы наше великолепное правительство сделало ставку на работу с одарёнными детьми, то поле деятельности таких организаций как «Благотворительный фонд наследия Менделеева» было бы навсегда вытоптано. А так, можете и Вы заниматься с детьми подготовкой к олимпиадам любого уровня. Только учтите, что это «куча проблем» начиная с того кто будет вести занятия (учёных много, а тех, кто может с детьми позаниматься практически нет), заканчивая проблемой размещения и питания. С регионами вообще просто — заниматься нужно. Тут ещё… Подробнее »

Алексей
Алексей

Видимо, материалом для «географической» части статьи послужила беседа автора с некими «тренерами команд». Для достоверности не хватает статистики: сколько тренеров было опрошено? Почему автор решил этим таинственным собеседникам довериться? Можно ли делать «далеко идущие» (вплоть до обвинений в фальсификации оценок) выводы на основе чужих суждений, не побывав на олимпиаде и своими глазами не увидев, «как это делается»? Оставим это на профессиональной совести журналиста. По существу дела. Имеет место полное отсутствие представлений автора статьи о предмете. Апелляции по полевому туру? Для чего? Вопросы заданий на точках маршрута полевого тура весьма конкретны: определить тип почвы в разрезе (автор об этом пишет!), определить… Подробнее »

Дмитрий
Дмитрий

Полностью поддерживаю!

Роман
Роман

Барышня явно работает на Вышку? Вышке зачем-то нужна олимпиада по географии? экономики, обществознания и литературы уже мало?

Александр
Александр

Роман, не могли бы вы развернуто аргументировать тезис о «работе на Вышку»? Надеюсь, не из теории заговора вы это вывели?

Роман
Роман

Александр, развернуто тут ответить не зная автора лично довольно сложно, однако 1. Попытки руководства ВШЭ стать центром по проведению большего числа финалов Всероссийских олимпиад известны давно, как и то, что под это выделяются значительные финансовые и организационные ресурсы. Результатом этого стало фактическое доминирование ВШЭ в проведении олимпиад по экономике (что абсолютно логично), обществознанию (тут надо говорить со специалистами по проведению олимпиад по этому предмету, так как в силу его специфики уклон может быть абсолютно разный, при этом у в составе преподавательского корпуса ВШЭ есть безусловно ведущие специалисты в экономических, политологических, социологических аспектах данной олимпиады) и литературе(?). По литературе возникают вопросы:… Подробнее »

Роман
Роман

http://www.gazeta.ru/science/interview/nm/s6698681.shtml За счет каких направлений НИУ ВШЭ планирует расширять свою деятельность? // Илья —В списке был такой забавный вопрос, почему в Вышке столько факультетов, где практически нет экономики. Высшая школа экономики — это имя собственное. Сейчас у нас экономических, собственно говоря, направлений, наверное, треть. То есть треть — это социально-экономические, треть — гуманитарные, треть — математика-информатика. Я думаю, что есть два направления, которые мы собираемся начать развивать, во всяком случае, коллектив уже на определенную школу переходит. Это география, экономическая география, естественно, и физическая. Потому что без географии очень трудно заниматься реальным консультированием, реальным анализом применительно к каким-то регионам, стадиям. Вот… Подробнее »

Антонина
Антонина

Я читаю эту статью и вижу: тренеры, тренеры. А кто такие эти тренеры, которые беспокоятся? Я знаю, что у школьных учителей нет времени на подготовку к олимпиадам. Если кто-то из учеников хочет участвовать, то есть много курсов, которые в каждом регионе готовят к олимпиадам. Вот там и тренеры. И везде натаскивают на конкретные задания: ЕГЭ, олимпиады. Понятно, если задания меняются, то школьник оказывается неподготовленным, и «тренерам» могут предъявить претензии в качестве. Почему автор так активно озвучивает позицию тех, кто боится по этой причине практических туров, можно только догадываться. Из статьи узнала, что существуют курсы Менделеева, на которые приезжают дети из… Подробнее »

Андрей Сараев
Андрей Сараев

С «медведем» согласен. Что народное осмысление «ведающий мед» ошибочно, было доказано еще в начале XX в. на основе сравнения с санскритом. См. Поливанов Е.Д. Введение в языкознание. — Л., 1928. С. 48-49.

Сергей
Сергей

Полностью согласен с предыдущими комментариями о заказном характере статьи, в которой подтасованы факты. Автор пишет: «Второй тур финала (по русскому языку) последние два года проходил по-разному, его жанр менялся. То нужно было давать комментарий к архаичному тексту (объяснить какие-то выражения, написать эссе об особенностях языка). То ребятам читалась лекция по одному из разделов языка, после чего они должны были сделать разбор какого-то языкового феномена, учитывая методику этой лекции». Однако на самом деле всегда в требованиях, которые распространяются заранее, всегда четко прописывается, какие задания предусмотрены. Я знаю, что по русскому языку 2 года подряд были такие типы: комментарий к архаичному тексту,… Подробнее »

Пипеткин
Пипеткин

«Это утверждение НАДО ДОКАЗЫВАТЬ»….пишут в комментариях… Хочется ответить следующее. Гниды и поганцы из ВШЭ, торгаши, на которых клейма ставить негде рушат главный принцип олимпиад — независимое соревнование лучших умов. Продают за копейку и мораль и справедливость. Доказательства на них найдутся — не беспокойтесь. Каждому воздастся. Присоединяюсь к мнению автора статьи и горячо поддерживаю необходимость борьбы с разложением малолетних душ цинизмом, деньгами и коррупцией. Когда я участвовал и побеждал в олимпиадах (вплоть до всесоюзной), поступление в вузы было бесплатным, и результаты олимпиады играли роль лишь в паре профильных вузов типа физ-теха, куда меня итак бы взяли. И в олимпиаде участвовали не… Подробнее »

Fool
Fool

О, обиженные набежали. Тут комменты случайно не тренеры пишут, которые боятся денюшек лишиться?
А ничего, что платные тренинги для прохождения олимпиад по определению ставят в привилегированное положение тех, кто за них может заплатить?
Тьфу на эту систему образования. Пошлите её к лешему, и чем скорее она развалится, тем лучше. Как появились Падуанский университет, Оксфорд, Кембридж? Собрались учёные, отгородили себя стеной и сказали: «Дорогое государство, мы будем работать и учить студентов, а ты убери лапы и не лезь!». Пора уже в России заняться тем же самым.

Евгения
Евгения

Совсем не интересно читать. Самое ужасное, что все еще хочется влезть, назначить, направить и изменить что-то и зачем-то. В нашей системе образования влезли и начали менять все и везде. Самое главное,что не стало прозрачнее, лучше, качественней, интересней, доступней. И обратно уже не сделать. Я тот самый тренер, руководитель команды Санкт-Петербурга (в недавнем прошлом). Система подготовки у нас имеется с 2006 года работает кружок- бесплатно http://www.anichkov.ru/departments/olympiad/vseros/geography#кружок Господин Пипеткин заметил, что теперь много меркантильности и выгоды в олимпиаде. А как скажите, вы замотивировали бы современного ребенка участвовать в олимпиаде? Было бы весьма странным, если бы победитель Всероса не имел льгот при поступлении… Подробнее »

Пипеткин
Пипеткин

Уважаемая Евгения, ну я вижу, что в принципе вы же согласны, что исходные условия для организаторов олимпиад невыносимые. Речь не идет о том, что организаторы плохие. В той системе ценностей, в которой живет страна, действительно проблематично мотивировать не только ребенка, но и взрослого человека на что -либо кроме немедленной выгоды. Поэтому само это дело — олимпиады — противоречит укладу жизни и понятиям вокруг нас. Насчет «не ломайте» — да уже поздно. Надо было ГКЧП поддерживать, а Горбачевых и Ельциных посадить в тюрьму. Однакож люмпенам свободы захотелось ….вот и получили…

Гамма Нейтронов
Гамма Нейтронов

отроков пороть чаще надо…вот и весь сказ!

Евгения
Евгения

Условия не простые, согласна. Объясните мне- почему спорт поддерживают со всех сторон, хвалят, гордятся. Организаторам песни поют, победителям честь и хвала, все блага мира. Интеллектуальные достижения вообще не замечаются, при возможности ругаются. Есть дело, которое любят, ценят и берегут, несмотря на хирургические вмешательства без показаний на это. Есть талантливые дети, учителя и родители, которые «горят» знаниями, победами, духом соревнований. Есть международные олимпиады. А есть критиканы (не критики, которые знают что критикуют со всех сторон) и прочие присоединившиеся и заведомо против существующего. Расскажу вам про уже давнишнее нововведение: Раньше субъект имел квоту участников Всероссийской олимпиады школьников пропорционально населению. Например на СПб… Подробнее »

пипеткин
пипеткин

А…хотите, чтоб интеллектуальные достижения поощрялись?? Вот это вы уже слишком замахнулись))) У нас в стране это не принято. Когда это в СССР было, чтобы похвалили за олимпиаду или за докторский диплом? Вот шахтер-стахановец, метатель молота — это всегда было в почете)) сборщицы хлопка или фигурист — это понятно, есть что показать. А кто такой ваш интеллектуал? Хлюпик в очечках что-то там пишет на бумажке….еще неизвестно, что из этого выйдет. Ктож его поддерживать то будет? И зачем? У нас надо нефть качать, уголь долбить…а эти ваши формульки до добра не доведут! Мало ли, что ему на ум взбредет. Лучше пусть все… Подробнее »

Алексей
Алексей

На Заключительном этапе по географии в Саратове 2013 года, Оренбург представляли два участника — один прошёл в призёры, один нет. 50 на 50. То же самое было и на этапе 2014 года в Оренбурге. Автор лжец.

Наталья
Наталья

Я полностью поддерживаю автора статьи, абсоютная правда, что дети, которые занимаются индивидуально с составителями олимпиад, который к тому же сидит в жюри, получают хорошие баллы. Оценка эссе по истории субьективна, проверка ведется 1 человеком, а не 2 как написано в правилах проверки, которые находятся в общем доступе в интернете. Если проверяющий некомпетентен, или настороен к кому-то более положительно ( имена-то участников видны), то и балл соответсвующий. Аппелировать и изменить оценку невозможно. Дочь участница олимпиады по истории 2018, дети стояли в очереди на аппеляцию с 8 вечера, ее очередь подошла в 02-00 (!!!!) часа ночи, это 9 класс. На комиссии сидела… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

«по факту выигрывают свои, кто занимался или платил, или родственник» — и в этих словах вся современная Россия. Олимпиады давно уже перестали быть средством выявления самых одаренных детей, и превратились в челнок для поступления в ведущие ВУЗы без экзаменов для своих.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: