Копуляция первична?

Давным-давно, еще в палеозое, в океане плавали плакодермы (Placodermi), принадлежавшие к числу первых челюстноротых, то есть позвоночных, имеющих челюсти. Их еще называют панцирными рыбами. Долгое время считалось, что эти рыбы полностью вымерли в конце девона. Однако сравнительные исследования окаменелостей, проводимые палеонтологом Мартеном Бразо (Martin Brazeau), кочующим по разным европейским научным центрам, позволяют предположить, что класс плакодерм не остался тупиковой эволюционной ветвью — какая-то его группа оказалась предком современных челюстноротых, то есть хрящевых и костистых рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Это предположение прибавило головной боли эволюционистам. Дело в том, что у позвоночных оплодотворение может быть либо внутренним, либо наружным, и принято считать, что внутреннее произошло от наружного. У плакодерм было внутреннее оплодотворение, однако жившие позже древние костные рыбы никаких его признаков не сохранили. Но если челюстноротые действительно потомки плакодерм, это означает, что начинали они как раз с внутреннего оплодотворения, потом по какой-то причине его утратили, а затем к нему вернулись — случай, который считался невозможным для позвоночных.

Плактодерм исследует также международная группа ученых под руководством профессора Джона Лонга (John Long) из австралийского Университета Флиндерса. В 2009 году они описывали окаменевшие остатки рыб Incisoscutum ritchiei — представителя поздних плакодерм. Окаменелостям, найденным в Западной Австралии, около 380 млн лет. В теле Incisoscutum исследователи обнаружили эмбрионы, следовательно, рыбы были живородящими, а живорождение подразумевает внутреннее оплодотворение. И действительно, у самцов этих рыб обнаружили орган копуляции — костный вырост, соединенный с тазовым поясом [1]. Ранее палеонтологи считали, что первыми живородящими рыбами были акулы, но находка Джона Лонга и его коллег показала, что подобные органы копуляции (класперы) обнаружили и у других групп плакодерм. До открытия Лонга самыми первыми рыбами, практикующими внутреннее оплодотворение и имеющими специальные органы проникновения в самку, также считались акулы, но их класперы, хотя и напоминают внешне копулятивные органы самцов плакодерм, отличаются по строению и связаны с брюшными плавниками. Некоторые виды плакодерм вообще брюшных плавников не имели, а класперы у них были.

В 2014 году профессор Лонг с коллегами добрался до представителей самых древних Placodermi — рыб рода Microbrachius, окаменелости которых найдены в Шотландии и Китае и отдельные фрагменты в Эстонии. Изучая новые находки с Оркнейских островов, исследователи обнаружили структуры, которые можно трактовать как мужские и женские гениталии [2].

1. Самец Microbrachius dicki с брюшной стороны.  На класперах хорошо видны желобки (Long et al., 2014)
1. Самец Microbrachius dicki с брюшной стороны. На класперах хорошо видны желобки (Long et al., 2014)

Органы копуляции самцов Microbrachius dicki представляют собой пару изогнутых костей с желобками (рис. 1). Желобки, очевидно, служили для перетекания спермы. Нижняя сторона класперов покрыта кожными шипиками. Копулятивные органы у разных особей отличаются по размеру, что, очевидно, свидетельствует о разной степени половой зрелости их обладателей.

2. Генитальные пластинки (FGP) у самок плакодерм M. dicki (вверху слева) и Bothriolepis canadensis (вверху справа)  (Long et al., 2014)
2. Генитальные пластинки (FGP) у самок плакодерм M. dicki (слева) и Bothriolepis canadensis (справа) (Long et al., 2014)

У самок M. dicki в районе, соответствующем класперам самцов, находятся парные пластинки, прикрывающие клоаку. Они также изукрашены кожным орнаментом из изогнутых гребней и бугорков, но на внутренней поверхности. Подобные элементы находили раньше и у самок других видов плакодерм (рис. 2). Исследователи полагают, что эти структуры представляют собой женские генитальные пластинки; вероятно, класперы прикасались к ним во время спаривания и зацеплялись за внутренние бугорки, когда проникали в клоаку. Класперы M. dicki прочно соединялись друг с другом по средней линии и вряд ли были подвижными. Положение и длина их таковы, что они могли достичь цели при положении пары бок о бок (рис. 3).

3. Во время оплодотворения Microbrachius (слева) располагались бок о бок, сцепившись плавниками. картину нарисовал один из исследователей,  Брайан Чу (Brian Choo), на основании более лаконичной реконструкции  (Long et al., 2014, внизу)
3. Во время оплодотворения Microbrachius (вверху) располагались бок о бок, сцепившись плавниками. Картину нарисовал один из исследователей, Брайан Чу (Brian Choo), на основании более лаконичной реконструкции (Long et al., 2014, внизу)

173-0060

Поскольку класперы и генитальные пластинки встречаются у представителей как древних, так и поздних плакодерм, к тому же имеют гомологичное строение, исследователи полагают, что внутреннее оплодотворение и копуляция были свойственны всему классу. Чтобы проследить эволюцию полового размножения, ученые проанализировали филогенетическое древо челюстноротых и данные о 14 таксонах плакодерм (рис. 4). По-видимому, большинство современных костистых рыб и многие амфибии утратили внутреннее оплодотворение и перешли к нересту и наружному оплодотворению, а затем представители разных систематических групп снова возвращались к копуляции и вынуждены были заново «изобретать» органы проникновения в самку. Однако класперы хрящевых рыб и пенис млекопитающих имеют иную структуру, нежели копулятивные органы плакодерм. Так ли всё произошло в действительности, и если да, то почему, ученым еще предстоит разбираться. Впрочем, фразой о необходимости дальнейших исследований оканчивается сейчас почти каждая научная статья.

4. Возникновение и потеря внутреннего оплодотворения и копулятивных органов. У самцов позвоночных, которые практиковали внутреннее оплодотворение, для введения спермы развились специальные органы, проникающие в тело самки. Плакодермы использовали костяные класперы, но эти органы были утрачены их потомками, вернувшимися к внешнему оплодотворению. впоследствии челюстноротые вынуждены были заново «изобретать» органы проникновения — от хрящевого класпера ската до пениса современного человека (www.nature.com)