- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Каким может быть учебник через десять лет

ТрВ-Нау­ка обра­тил­ся к учи­те­лю мате­ма­ти­ки шко­лы «Интел­лек­ту­ал» Алек­сею Сгиб­не­ву и про­фес­со­ру, докт. ист. наук Льву Клей­ну с прось­бой поду­мать, как силь­но эво­лю­ци­о­ни­ру­ет школь­ный учеб­ник через десять лет. Пуб­ли­ку­ем их про­гно­зы и поже­ла­ния.

Эволюция учебника

Читать это невоз­мож­но! Текст напи­сан без отсту­пов, нет под­свет­ки син­так­си­са, а име­на геро­ев не соот­вет­ству­ют их функ­ци­ям.

Про­грам­мист про Досто­ев­ско­го

Алексей Сгибнев

Алек­сей Сгиб­нев

Рос­сий­ские изда­тель­ства обя­за­ли наря­ду с бумаж­ной вер­си­ей учеб­ни­ка выпус­кать элек­трон­ную. Пока что это про­сто скан бумаж­ной вер­сии, так что есть един­ствен­ный плюс — ранец ста­нет лег­че. Но ясно, что на этом не оста­но­вят­ся.

Давай­те пофан­та­зи­ру­ем, каким может быть элек­трон­ный учеб­ник через десять лет. Что­бы загля­нуть в буду­щее, сна­ча­ла посмот­рим в про­шлое.

В антич­но­сти кни­ги были свит­ка­ми, най­ти нуж­ное место в них было труд­но, надо было пере­ма­ты­вать весь сви­ток. Далее после­до­ва­тель­но были изоб­ре­те­ны кодекс (совре­мен­ный вид кни­ги), печать (ста­ло мож­но быст­ро и деше­во тира­жи­ро­вать кни­гу), элек­трон­ные кни­ги (мгно­вен­ное бес­плат­ное тира­жи­ро­ва­ние, гипер­текст).

В древ­но­сти сло­ва не раз­де­ля­лись про­бе­ла­ми. Если над­пись на камен­ной сте­ле кон­ча­лась где-то посе­ре­дине, это нико­го не бес­по­ко­и­ло. Посте­пен­но появи­лись про­бе­лы, абза­цы и вооб­ще поня­тие о фор­ма­ти­ро­ва­нии тек­ста, но даже газе­ты кон­ца XIX века для совре­мен­но­го чита­те­ля тяже­лы: пло­хо свер­ста­ны.

Путе­во­ди­тель сто­лет­ней дав­но­сти содер­жал длин­ные тек­сты и чуть-чуть кар­ти­нок. Совре­мен­ный запад­ный путе­во­ди­тель свер­хил­лю­стри­ро­ван, жест­ко режет инфор­ма­цию на фор­мат­ные кусоч­ки, укла­ды­ва­ет каж­дый объ­ект на стра­ни­цу или раз­во­рот, поме­ща­ет туда план, рекон­струк­цию, диа­грам­му с хро­но­ло­ги­ей, два-три самых инте­рес­ных объ­ек­та с под­пи­ся­ми и врез­ку со спра­воч­ной инфор­ма­ци­ей. У Жюля Вер­на в «Таин­ствен­ном ост­ро­ве» вме­сто кар­ты мест­но­сти при­ве­де­но длин­ное опи­са­ние, что где нахо­дит­ся, – надо дол­го читать и раз­би­рать­ся. В «Войне и мире» уже при­ве­де­на кар­та Боро­дин­ско­го сра­же­ния (воз­мож­но, ска­за­лись заня­тия Льва Тол­сто­го с детьми в ясно­по­лян­ской шко­ле). Сей­час в ста­тье на сай­те, если пона­до­би­лось объ­яс­нить, как слож­но тувин­ское гор­ло­вое пение, дают ссыл­ку на минут­ный ролик в YouTube с запи­сью это­го пения [1], вме­сто того что­бы на пол­стра­ни­цы его опи­сы­вать. Оче­вид­ный вывод: уве­ли­че­ние тех­ни­че­ских воз­мож­но­стей вли­я­ет на выбор средств, кото­ры­ми автор может доне­сти свои идеи. Труд­но сей­час пред­ста­вить, что­бы в худо­же­ствен­ном тек­сте были ссыл­ки на YouTube (хотя кто его зна­ет!), но уж в позна­ва­тель­ных и обу­ча­ю­щих текстах все сред­ства хоро­ши. Ска­жем, видео фик­си­ру­ет про­цес­сы, раз­ви­ва­ю­щи­е­ся во вре­ме­ни, гораз­до луч­ше, чем ста­тич­ная кар­тин­ка, где уже сра­зу все эта­пы нари­со­ва­ны (и чаще луч­ше, чем серия кар­ти­нок). В учеб­ни­ках мате­ма­ти­ки умест­ны демон­стра­ции мате­ма­ти­че­ских объ­ек­тов (etudes.ru), интер­ак­тив­ные моде­ли, создан­ные в про­грам­мах типа «Мате­ма­ти­че­ско­го кон­струк­то­ра» [2], «мате­ма­ти­че­ские» опы­ты (как сде­лать гипер­бо­лу сво­и­ми рука­ми: www.youtube.com/watch?v=nEISCCjObPg), зада­чи на уст­ный счет с авто­ма­ти­че­ской про­вер­кой отве­та и т.д.

В учеб­ни­ки физи­ки и химии хоро­шо бы поме­стить видеоде­мон­стра­ции кра­си­вых экс­пе­ри­мен­тов и эффек­тов из жиз­ни («зави­са­ние» капель в воз­ду­хе: www.youtube.com/watch?v=uENITui5_jU), а так­же циф­ро­вые эму­ля­то­ры слож­ных опы­тов. (Это не отме­ня­ет про­стых опы­тов, кото­рые мож­но про­де­лать в шко­ле, — рабо­ту рука­ми с реаль­ны­ми объ­ек­та­ми ничто не заме­нит.)

В учеб­ни­ки по исто­рии и гео­гра­фии так и про­сят­ся круп­ные фото­гра­фии с дета­ля­ми, интер­ак­тив­ные кар­ты, трех­мер­ные моде­ли (Кон­стан­ти­но­поль­ский иппо­дром в 1200 году: www.youtube.com/watch?v=JTXzIPgR_zw), вир­ту­аль­ные экс­кур­сии по музе­ям (Нов­го­род­ский музей-запо­вед­ник [3]), отрыв­ки из хоро­ших попу­ляр­ных филь­мов по теме.

Во мно­гих школь­ных пред­ме­тах лег­ко сде­лать пря­мо в учеб­ни­ке пер­вич­ный тест на базо­вое пони­ма­ние мате­ри­а­ла (не понял — чита­ешь еще раз, даль­ше систе­ма не пус­ка­ет), «вет­ви­стую» пода­чу мате­ри­а­ла, инди­ви­ду­аль­ные под­сказ­ки, допол­ни­тель­ные све­де­ния для жела­ю­щих…

Кол­ле­ги-учи­те­ля покри­ти­ку­ют и лег­ко доба­вят свои идеи. Прав­да, от идей до каче­ствен­ной реа­ли­за­ции еще очень боль­шой путь. На этом пути неиз­беж­ны и поте­ри — такая транс­фор­ма­ция ведет к утра­те навы­ков рабо­ты с тек­стом. Веро­ят­но, через десять лет совре­мен­ные учеб­ни­ки будут труд­ны для вос­при­я­тия, как «слиш­ком тек­сто­вые».

Автор бла­го­да­рен Ната­лье Нетру­со­вой за обсуж­де­ния.

1. www.pravmir.ru/zachem-i-kak-uchit-stihi

2. http://old.obr.1c.ru/mathkit/collection/042.html

3. http://eyera.dev.armd.ru/novgorod_museum/novgorod_museum.html

…И каким он вряд ли станет

Лев Клейн

Лев Клейн

Думать об элек­трон­ном учеб­ни­ке буду­ще­го очень увле­ка­тель­но – дух захва­ты­ва­ет. Но есть и несколь­ко момен­тов, охла­жда­ю­щих энту­зи­азм.

Во-пер­вых, мы вряд ли можем вооб­ра­зить, какие откры­тия и изоб­ре­те­ния еще будут сде­ла­ны. Мы ведь не пред­став­ля­ли еще недав­но Интер­нет, вир­ту­аль­ную дей­стви­тель­ность, мобиль­ные теле­фо­ны и насколь­ко они изме­нят (уже изме­ни­ли) нашу жизнь. Вполне может быть, что важ­ней­шие нево­об­ра­зи­мые изоб­ре­те­ния еще гря­дут. Хотя десять лет — срок не очень боль­шой. В нем мож­но огра­ни­чить­ся реа­ли­за­ци­ей уже достиг­ну­тых тех­ни­че­ских пере­во­ро­тов. Во-вто­рых, увле­ка­ясь тех­ни­че­ски­ми изоб­ре­те­ни­я­ми, мы забы­ва­ем о том, что детям при­ме­не­ние их дале­ко не все­гда на поль­зу. Они уме­ют поль­зо­вать­ся каль­ку­ля­то­ра­ми, не зная таб­ли­цы умно­же­ния. У них появи­лись элек­трон­ные сло­ва­ри и пере­вод­чи­ки, изба­вив­шие их от изу­че­ния язы­ков. Их ведут вся­кие гло­нассы, а гео­гра­фию им, выхо­дит, знать не нуж­но.

Рас­тут новые Мит­ро­фа­нуш­ки. Им, ока­зы­ва­ет­ся, неза­чем упраж­нять свою память и свое мыш­ле­ние. В луч­ших шко­лах муд­рые учи­те­ля запре­ти­ли поль­зо­вать­ся ком­пью­те­ра­ми, что­бы из них выхо­ди­ли не обе­зьян­ки с тех­ни­кой, а мыс­ли­те­ли и изоб­ре­та­те­ли. В-тре­тьих, насо­ба­чив­шись с дошколь­но­го воз­рас­та играть в стре­лял­ки, они пре­вра­ща­ют­ся в вялое при­ло­же­ние к игро­во­му ком­пью­те­ру, гипо­ди­на­мич­ное и отре­шен­ное. В школь­ном воз­расте они про­дол­жа­ют при­ли­пать к ком­пью­те­ру, погру­жен­ные в вир­ту­аль­ную реаль­ность. Обра­зу­ет­ся ком­пью­тер­ная зави­си­мость. Обыч­ные подвиж­ные игры, спорт, похо­ды ста­но­вят­ся им скуч­ны и неин­те­рес­ны.

Как соблю­сти меру: и исполь­зо­вать бога­тей­шие воз­мож­но­сти ком­пью­те­ров и про­чих совре­мен­ных гад­же­тов, и в то же вре­мя не отнять у новых поко­ле­ний дет­ство, сохра­нить детей физи­че­ски здо­ро­вы­ми и умствен­но раз­ви­ты­ми, изоб­ре­та­тель­ны­ми, уме­лы­ми? Вот в чем вопрос.

В-чет­вер­тых, на всё это нуж­ны огром­ные финан­со­вые вло­же­ния. Меж­ду тем нам обе­ща­ют затяж­ной и тяже­лый эко­но­ми­че­ский кри­зис, уси­лен­ный отры­вом от миро­вой циви­ли­за­ции и санк­ци­я­ми. В кри­зис же наше госу­дар­ство при­вык­ло уре­зать рас­хо­ды преж­де все­го за счет меди­ци­ны, куль­ту­ры и обра­зо­ва­ния и толь­ко в послед­нюю оче­редь за счет воен­ных, орга­нов охра­ны и чинов­ни­ков. А их у нас мил­ли­о­ны и мил­ли­о­ны. Сколь­ко этот кри­зис съест за пред­сто­я­щие десять лет, сколь­ко пла­нов будут похе­ре­но, сколь­ко даже зате­ян­но­го будет сокра­ще­но — это нам пока неиз­вест­но. Мы зна­ем толь­ко, что наде­ять­ся на луч­шее не при­хо­дит­ся. Воз­мож­но, из пред­ви­ден­ных А. Сгиб­не­вым усо­вер­шен­ство­ва­ний все-таки кое-что будет реа­ли­зо­ва­но, пото­му что будет при­зна­но полез­ным и как-то ухит­рят­ся на это най­ти день­ги. Но будет это­го мало, и через десять лет дай бог что­бы наши учеб­ни­ки были не хуже нынеш­них. Мне бы хоте­лось, что­бы они были хоро­шо про­ду­ман­ны­ми преж­де все­го по содер­жа­нию и затем уже в мето­ди­че­ском отно­ше­нии. Что­бы они были не скуч­ны­ми, но поучи­тель­ны­ми, напи­сан­ны­ми хоро­шим язы­ком. Что­бы они поз­во­ля­ли выпу­стить насто­я­щих участ­ни­ков овла­де­ния миро­вой циви­ли­за­ци­ей и совре­мен­ной тех­ни­кой, но что­бы учеб­ни­ки по гума­ни­тар­ным дис­ци­пли­нам зани­ма­ли сре­ди них достой­ное место. Что­бы появи­лись учеб­ни­ки логи­ки и пси­хо­ло­гии, кино­ве­де­ния и искус­ства поле­ми­ки. Что­бы учеб­ни­ки по лите­ра­ту­ре при­уча­ли не изу­чать худо­же­ствен­ную лите­ра­ту­ру, а читать ее. Что­бы учеб­ни­ков по исто­рии было мно­го и они при­уча­ли не без­дум­но любить роди­ну, а мыс­лить о судь­бах стра­ны в совре­мен­ном слож­ном мире.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи