Ян Стен, наблюдатель мгновений

Ревекка Фрумкина
Ревек­ка Фрум­ки­на

Ян Стен (Jan Steen, 1626–1679), гол­ланд­ский худож­ник, оста­вил более 800 закон­чен­ных поло­тен, как пра­ви­ло неболь­шо­го фор­ма­та. Изоб­ра­жал он пре­иму­ще­ствен­но быто­вые сце­ны из жиз­ни сво­их совре­мен­ни­ков. А если Стен писал кар­ти­ну на биб­лей­ский сюжет, то раз­ни­цу состав­ля­ли раз­ве что костю­мы и инте­рье­ры. Так что сот­ни поло­тен Яна Сте­на — это преж­де все­го заме­ча­тель­ный обра­зец жанровой живо­пи­си.

Заметь­те, что, раз­мыш­ляя о худож­ни­ке, мы обыч­но начи­на­ем с отве­та на вопрос «Как?» — то есть дума­ем в тер­ми­нах метода, а не в тер­ми­нах пред­ме­та изоб­ра­же­ния (чтó изоб­ра­же­но). Впро­чем, совет­ское искус­ство­зна­ние дела­ло акцент имен­но на пред­ме­те, в силу чего выс­шим дости­же­ни­ем рус­ской живо­пи­си неиз­мен­но ока­зы­ва­лись пере­движ­ни­ки с их соци­аль­ной кри­ти­кой — то есть жан­ро­вая живо­пись.

Жан­ро­вой живо­пи­сью при­ня­то назы­вать изоб­ра­же­ния с выра­жен­ным сюже­том: это все­гда некое дей­ствие, оста­нов­лен­ное взгля­дом худож­ни­ка. В XVII веке Гол­лан­дия рас­цве­та­ла и бога­те­ла, жите­ли укра­ша­ли свои дома ков­ра­ми (пер­сид­ски­ми), бело-синим фаян­сом (дельфт­ским) и кар­ти­на­ми — преж­де все­го про­из­ве­де­ни­я­ми сво­их сооте­че­ствен­ни­ков. Для част­но­го дома под­хо­ди­ли рабо­ты отно­си­тель­но скром­но­го фор­ма­та: разу­ме­ет­ся, натюр­мор­ты Снай­дер­са (впро­чем, он фла­ман­дец), раз­ме­ром 1,5 х 2,5 м, годи­лись толь­ко для двор­цов, зато натюр­мор­ты Геда и Кал­фа и сюжет­ные кар­ти­ны Яна Сте­на были в самый раз.

Стен, несо­мнен­но, учи­ты­вал вку­сы пуб­ли­ки: у него мно­го работ, варьи­ру­ю­щих опре­де­лен­ную, види­мо попу­ляр­ную, тему/​сюжет: дама за туа­ле­том; весе­ля­ща­я­ся ком­па­ния (десят­ки работ); врач у боль­ной дамы (не менее вось­ми поло­тен); учи­тель с детьми и т.д. Не менее вир­ту­оз­но Стен писал порт­ре­ты и пей­за­жи (см., напри­мер, порт­рет бур­го­мист­ра Дельф­та с доче­рью).

Ян Стен родил­ся в Лей­дене в семье пиво­ва­ра и сам неод­но­крат­но откры­вал то пиво­вар­ню, то гости­ни­цу. Слыл он гуля­кой, — впро­чем, как пола­га­ют мно­гие иссле­до­ва­те­ли, это ско­рее домыс­лы.

Автопортрет, ок. 1670. Государственный музей в Амстердаме
Авто­порт­рет, ок. 1670. Госу­дар­ствен­ный музей в Амстер­да­ме

Стен рабо­тал во всех круп­ных горо­дах Гол­лан­дии, участ­во­вал в орга­ни­за­ции в Лей­дене Гиль­дии св. Луки, потом, уже в зре­лом воз­расте, стал ее пре­зи­ден­том. Поми­мо жан­ро­вых сцен Стен писал пре­вос­ход­ные порт­ре­ты, а так­же изоб­ра­жал мифо­ло­ги­че­ские сюже­ты – послед­ние при­бли­же­ны к его быто­вым сцен­кам.

В рав­ной мере Стен вла­дел искус­ством созда­ния мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ций и сцен с уча­сти­ем двух-трех пер­со­на­жей.

Мно­го­фи­гур­ные ком­по­зи­ции у него, как пра­ви­ло, дина­мич­ны: это, напри­мер, празд­ник — и непре­мен­но празд­нич­ное весе­лье и засто­лье. Поэто­му на кар­тине при­сут­ству­ют ста­рые и малые, хозя­е­ва и гости, дети всех воз­рас­тов, раз­но­маст­ная посу­да, блю­да и бутыл­ки, пиро­ги и объ­ед­ки, соба­ки и кош­ки, поте­рян­ный кем-то баш­мак, опро­ки­ну­тый стул и т.п.

Изоб­ра­же­ние при этом раз­вер­ну­то к зри­те­лю, так что кар­ти­на в целом напо­ми­на­ет сце­ну из спек­так­ля. У кого-то я про­чи­та­ла, что Стен участ­во­вал в теат­раль­ных поста­нов­ках – види­мо, речь идет об уча­стии Сте­на в «каме­рах рито­ров» (rederijkkamers), то есть обще­ствах люби­те­лей лите­ра­ту­ры и теат­ра, вос­хо­дя­щих к сред­не­ве­ко­вым Нидер­лан­дам. Рито­ры сочи­ня­ли сти­хи и пье­сы по слу­чаю раз­лич­ных празд­ни­ков.

Сце­на с уча­сти­ем одно­го пер­со­на­жа у Сте­на — дама за едой или за туа­ле­том. Дру­гой попу­ляр­ный сюжет — визит вра­ча, где под­лин­ная или мни­мая боль­ная — моло­дая дама, рядом с ней обыч­но мать или слу­жан­ка и док­тор, кото­рый счи­та­ет у боль­ной пульс.

Осо­бен­ность поло­тен Сте­на — это тща­тель­ная про­ра­бот­ка дета­лей и заме­ча­тель­ная изоб­ре­та­тель­ность в их под­бо­ре. Что­бы понять замы­сел, сто­я­щий за эти­ми яко­бы мело­ча­ми, надо пом­нить, что полот­на Сте­на висе­ли домаих сле­до­ва­ло не спе­ша раз­гля­ды­вать, подоб­но тому как наши дети раз­гля­ды­ва­ют кар­тин­ки в сво­их книж­ках: «А вот кув­шин как у нас…»

Если вы вни­ма­тель­но посмот­ри­те на порт­рет губер­на­то­ра Дельф­та с доче­рью, то уви­ди­те, что Стен был еще и неза­у­ряд­ным порт­ре­ти­стом, а так­же масте­ром пей­за­жа.

Портрет бургомистра Дельфта с дочерью
Порт­рет бур­го­мист­ра Дельф­та с доче­рью

Коло­рист он тоже был выда­ю­щий­ся: его золо­ти­стые и голу­бые тка­ни, его осо­бен­ный крас­ный… И бес­ко­неч­ное раз­но­об­ра­зие корич­не­вых тонов. Вот скром­ная кар­ти­на «Урок игры на кла­ве­сине». Девуш­ка дер­жит напря­жен­ные кисти рук над кла­ви­а­ту­рой, явно не реша­ясь взять аккорд. Спра­ва от нее — учи­тель музы­ки, но его мы как бы не заме­ча­ем — пока не рас­смот­рим всё осталь­ное, хотя и эта фигу­ра тща­тель­но выпи­са­на. Но имен­но девуш­ка — геро­и­ня этой нехит­рой исто­рии: ее неж­ная щека и скром­ная сереж­ка, полу­дет­ские руки, кор­саж из тон­кой кожи, под­чер­ки­ва­ю­щий силу­эт…

Урок игры на клавесине
Урок игры на кла­ве­сине

Мы ухо­дим из музея, а девуш­ка так и не реша­ет­ся взять аккорд…

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: