В центре первооснов

Алексей Сивухин

Алексей Сивухин

Популяризация науки должна быть разнообразной, адресованной самым разным людям. Кроме книг, журналов, телепрограмм и т.д. важна возможность лично встречаться с ученым и получать информацию из первых рук, причем систематически. Так думает создатель и руководитель культурно- просветительского центра «Архэ» Алексей Сивухин. Беседовал Сергей Попов.

— В Москве появляется (и, увы, исчезает) довольно много лекториев. В чем состоят основные отличия и особенности центра «Архэ»?

— Действительно, в Москве достаточно много различных лекториев. В частности, всё больше вузов организуют открытые лектории. На мой взгляд, наш центр отличает некоторый комплексный подход. Все-таки большинство подобных площадок предлагают вниманию слушателей отдельные лекции на разные темы, что само по себе прекрасно. У нас тоже по субботам функционирует популярный лекторий. Эти лекции, посвященные какой-то одной проблеме, достаточно специализированны. Но, мне кажется, недостаточно прийти на лекцию, посвященную одной из проблем современной физики или биологии. Не хватает элементарного базиса. Школьное образование часто не может предоставить его, да и мы сами, учась в школе, далеко не всегда проявляем интерес к обучению. В дальнейшем мы получаем определенную специальность и практически не выходим за ее рамки. Современный человек ощущает острую нехватку времени для самообразования, лишь единицы сейчас могут себе это позволить. Поэтому необходимо предоставить возможность человеку получить этот базис, заполнить пробелы в своем образовании, выстроить для себя какую-то структуру. Если говорить о курсах лекций, то подобные явления встречаются нечасто. Есть культурные центры, которые организуют периодически тот или иной курс, но чаще всего это центры, специализирующиеся на определенной тематике, поэтому и курсы у них конкретной направленности. Мы предоставляем достаточно широкий профиль. Изначально была идея не сужать рамки, не делать упор на естественнонаучное или гуманитарное направление, а удерживать баланс. Мы придерживаемся такой схемы и видим: она работает. Слушатель, который ходит к нам на курс по астрофизике, вдруг начинает посещать курс, посвященный культуре Эллады.

Несмотря на то что в нашем центре сейчас в основном проходят только лекции, мы планируем множество других мероприятий: концертов, спектаклей, презентаций книг. Есть давняя идея сделать научный киноклуб, в котором можно обсуждать научную фантастику с физиком, историческое кино с историком. Мы участвуем в организации фестивалей увлекательной науки. Сотрудничаем с большинством издательств, которые выпускают научно-популярную литературу. Вообще, идея сотрудничества — одна из основополагающих в концепции центра. Быть может, сейчас это неочевидно, но хотелось бы стать неким информационным местом. Первые шаги в этом направлении — организация экскурсий, проведение совместных мероприятий с другими интересными площадками. Ведь основная проблема, с которой сталкивается любой популяризатор, организатор просветительской деятельности, не в том, что на его площадку не приходят, а в том, что это повсеместное явление. И только взаимо-действие и сотрудничество может дать какие-то плоды.

Дмитрий Алексеевич Гусев,  докт. филос.  наук

Дмитрий Алексеевич Гусев, докт. филос. наук

Расскажите немного о себе. Как Вы пришли к идее создания «Архэ»? Насколько трудно было принять решение?

— Я выпускник биолого-химического факультета МПГУ. Около шести лет проработал в школе. Хотелось делать что-то свое. Сначала это были организованные для школьников и студентов встречи с различными творческими людьми. Затем появился наш центр. Идея вынашивалась достаточно давно. Основным стимулом к созданию подобной площадки было то, что я не находил места, которое удовлетворяло бы моим интересам, поэтому и решил действовать самостоятельно. Кроме того, я понимал, что это проблема интересует и других людей. Получается, что толчком к созданию центра послужила моя личная заинтересованность. Изначально мне казалось, что получится посещать и слушать все эти лекции самому. Теперь надежда только на архив видеозаписей.

— Кто Вам помогает в работе центра? Насколько большая команда нужна, чтобы всё это поддерживать?

— Сейчас это буквально несколько человек, в основном студенты. Это друзья, которые помогают по мере возможности. К нам периодически обращаются люди, предлагая свою помощь, присылают резюме. Но проблема в том, что у нас нет сейчас возможности платить какую-то стабильную зарплату: сегодня на лекции пришло много людей, значит, какие-то деньги есть, завтра придет лишь несколько человек, значит, вся оплата идет лектору и на аренду. Необходима команда из 5–6 человек и четкое распределение обязанностей. В связи с тем, что сейчас этого нет, на очень многое не хватает времени, засасывает рутина.

— Насколько, на ваш взгляд, естественнонаучные лекции выполняют развлекательную функцию, а насколько образовательную? Скорее 50 на 50 или 90 на 10?

— Я бы сказал, что скорее наоборот: 90% — образовательная функция, а уже 10% — развлекательная. Наш центр преследует именно образовательную цель, а уж если для кого-то лекции являются развлечением, то это случайные посетители. И есть небольшая надежда, что всё больше людей будут предпочитать сфере развлечений интеллектуальную деятельность.

Владимир Владимирович Сперантов, преподаватель Московского института открытого образования, учитель гимназии

Владимир Владимирович Сперантов, преподаватель Московского института открытого образования, учитель гимназии

Почему на лекции ходит не так уж много людей (для многомиллионного города с почти поголовным высшим образованием)? На какую аудиторию ориентируетесь Вы и какие вообще есть особенности у разных аудиторий?

— Основная проблема довольно банальна: как называет это моя знакомая, элементарная «ловушка бедности». Уверен: проблема не в том, что нет желающих. Проблема в том, как донести до всех желающих эту информацию. И здесь необходима хорошая реклама, а для рекламы нужны деньги. Деньги, которых, в общем-то, немного из-за нашей невысокой посещаемости. Вот и замкнулся круг. Наша основная аудитория, пожалуй, студенческая и послестуденческая молодежь. Конечно, приходят и люди старшего поколения, порой заглядывают и школьники. Если говорить про особенности возрастных аудиторий, то молодежь — это люди, выстраивающие свое мировоззрение, а старшее поколение — люди с устоявшимися взглядами, пытающиеся заполнить пробелы в знаниях.

— В чем основные трудности создания самодостаточного (с финансовой точки зрения) научнопопулярного лектория в Москве? Что тут можно придумать?

Геолог Андрей Крючков, один из лекторов центра «Архэ»

Геолог Андрей Крючков,
один из лекторов центра «Архэ»

— Для самодостаточного научно-популярного лектория в Москве необходима автономная собственная площадка. Только создав среду, определенную атмосферу, можно говорить о популярности места. Но аренда помещения в Москве требует огромных денег. Кроме того, необходимо хорошее оборудование: мебель, проектор, видеокамера, компьютер и т.п. Деньги приходится вкладывать в рекламу, печатную продукцию (флаеры, плакаты, афиши). Уже на своем опыте убеждаюсь, что, серьезно занимаясь организацией подобной площадки, нужно посвящать этому всё время. Соответственно, это должно становиться основной работой. А также нужно оплачивать работу лекторов. Учитывая все эти факторы, понимаешь, что без какого-либо внешнего финансирования сделать это невозможно. Относительно того, что здесь можно придумать, так это поиск этого финансирования. Подавать заявки на гранты, искать спонсоров, участвовать в краудфандинге. Но для этого необходимо свободное время, определенное умение, опыт и большая доля везения.

Что важнее для привлечения зрителя: темы или имена? Какие темы сейчас наиболее популярны и какие имена наиболее узнаваемы?

— Судя по практике, конечно, имена. С одной стороны, это правильно и логично. Хорошие лекторы, о которых люди уже знают и понимают уровень их профессионализма, — профессионализма не только как ученых, а именно как лекторов. Ведь не так уж и часто эти вещи совмещаются в одном человеке. Можно быть прекрасным ученым, но не уметь доступным интересным языком рассказать о своем увлечении слушателям. С другой стороны, нам бы все-таки хотелось привлекать людей именно к темам, к определенной области знаний. Наша задача — открывать новых интересных лекторов. А если это имя не на слуху, человек не выступает публично, его не приглашают в популярные передачи, то очень сложно бывает привлечь на его курс слушателей. Что касается наиболее популярных тем, то это в первую очередь нанотехнологии и всё, что с этим связано. Также большой интерес к теме космоса, астрономическим исследо-ваниям и открытиям, а кроме того, к генетике и эволюции, особенно к тому, что связано с происхождением человека. Если говорить про гуманитарные области знаний, то здесь популярностью пользуется психология и философия. Относительно наиболее узнаваемых имен. Здесь, безусловно, важную роль играет фонд «Династия» со своей поддержкой научно-популярной литературы и премией «Просветитель», а также замечательные порталы «ПостНаука» и дружественный нам «Антропогенез.ру». Благодаря их активной деятельности многие имена становятся популярны. Например, биолог Александр Марков и антрополог Станислав Дробышевский. Но, к сожалению, это популярность лишь в определенных кругах. Медийная фигура Анатолия Вассермана собирает намного больше людей, чем любой академик.

Один из самых известных лекторов центра «Архэ» — антрополог Станислав Дробышевский. Фото В. Соболева

Один из самых известных лекторов центра «Архэ» — антрополог Станислав
Дробышевский. Фото В. Соболева

— Приглашая лекторов, какими критериями Вы в первую очередь пользуетесь?

— Главный критерий выбора лектора — он должен быть профессионалом в своей сфере, иметь профессиональный подход к науке. Всё остальное довольно второстепенно. Задача центра — адекватное освещение научных знаний.

— Есть мнение, что жанр лекций потихоньку отомрет. Отчасти изза развития технологий (всё можно будет смотреть в Интернете или по телевизору), отчасти изза развития научнопопулярных шоу. Что Вы думаете по этому поводу?

— Возможно, такая тенденция складывается, но уверен, что это все-таки не произойдет. Важен контакт личности с личностью. Ведь человек — существо социальное. Важна атмосфера, которую создает личность лектора. Человеческий фактор играет и будет играть достаточно важную роль. Одно дело, когда ты посмотрел лекцию в записи, даже в онлайн-трансляции, другое дело, когда ты сам присутствовал на лекции, пообщался с лектором, другими слушателями.

— Если бы Вы могли пригласить с лекциями кого угодно, то кого бы Вы выбрали в России и в мире?

— Что касается России, то большинство ученых, лекторов достаточно легко идут на контакт, соглашаются прочитать лекцию. Понимаешь, что им это тоже важно. За что им отдельная благодарность, ведь люди тратят свое время и силы. Основная проблема здесь — загруженность человека, порой просто не хватает времени. А сложности с приглашениями есть в основном территориальные. Мы бы с удовольствием приглашали ученых из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тюмени и других городов. Относительно зарубежных лекторов: здесь выбор достаточно широкий — Пенроуз и Митио Каку, Нил Шубин и Брайан Грин, популяризатор науки Карл Циммер, Франс де Вааль, нобелевские лауреаты. Этот список можно продолжать очень долго, но, к сожалению, желания не всегда совпадают с возможностями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *