В центре первооснов

Алексей Сивухин

Алек­сей Сиву­хин

Попу­ля­ри­за­ция нау­ки долж­на быть раз­но­об­раз­ной, адре­со­ван­ной самым раз­ным людям. Кро­ме книг, жур­на­лов, теле­про­грамм и т.д. важ­на воз­мож­ность лич­но встре­чать­ся с уче­ным и полу­чать инфор­ма­цию из пер­вых рук, при­чем систе­ма­ти­че­ски. Так дума­ет созда­тель и руко­во­ди­тель куль­тур­но-про­све­ти­тель­ско­го цен­тра «Архэ» Алек­сей Сиву­хин. Бесе­до­вал Сер­гей Попов.

— В Москве появ­ля­ет­ся (и, увы, исче­за­ет) доволь­но мно­го лек­то­ри­ев. В чем состо­ят основ­ные отли­чия и осо­бен­но­сти цен­тра «Архэ»?

— Дей­стви­тель­но, в Москве доста­точ­но мно­го раз­лич­ных лек­то­ри­ев. В част­но­сти, всё боль­ше вузов орга­ни­зу­ют откры­тые лек­то­рии. На мой взгляд, наш центр отли­ча­ет неко­то­рый ком­плекс­ный под­ход. Все-таки боль­шин­ство подоб­ных пло­ща­док пред­ла­га­ют вни­ма­нию слу­ша­те­лей отдель­ные лек­ции на раз­ные темы, что само по себе пре­крас­но. У нас тоже по суб­бо­там функ­ци­о­ни­ру­ет попу­ляр­ный лек­то­рий. Эти лек­ции, посвя­щен­ные какой-то одной про­бле­ме, доста­точ­но спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ны. Но, мне кажет­ся, недо­ста­точ­но прий­ти на лек­цию, посвя­щен­ную одной из про­блем совре­мен­ной физи­ки или био­ло­гии. Не хва­та­ет эле­мен­тар­но­го бази­са. Школь­ное обра­зо­ва­ние часто не может предо­ста­вить его, да и мы сами, учась в шко­ле, дале­ко не все­гда про­яв­ля­ем инте­рес к обу­че­нию. В даль­ней­шем мы полу­ча­ем опре­де­лен­ную спе­ци­аль­ность и прак­ти­че­ски не выхо­дим за ее рам­ки. Совре­мен­ный чело­век ощу­ща­ет острую нехват­ку вре­ме­ни для само­об­ра­зо­ва­ния, лишь еди­ни­цы сей­час могут себе это поз­во­лить. Поэто­му необ­хо­ди­мо предо­ста­вить воз­мож­ность чело­ве­ку полу­чить этот базис, запол­нить про­бе­лы в сво­ем обра­зо­ва­нии, выстро­ить для себя какую-то струк­ту­ру. Если гово­рить о кур­сах лек­ций, то подоб­ные явле­ния встре­ча­ют­ся неча­сто. Есть куль­тур­ные цен­тры, кото­рые орга­ни­зу­ют пери­о­ди­че­ски тот или иной курс, но чаще все­го это цен­тры, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­е­ся на опре­де­лен­ной тема­ти­ке, поэто­му и кур­сы у них кон­крет­ной направ­лен­но­сти. Мы предо­став­ля­ем доста­точ­но широ­кий про­филь. Изна­чаль­но была идея не сужать рам­ки, не делать упор на есте­ствен­но­на­уч­ное или гума­ни­тар­ное направ­ле­ние, а удер­жи­вать баланс. Мы при­дер­жи­ва­ем­ся такой схе­мы и видим: она рабо­та­ет. Слу­ша­тель, кото­рый ходит к нам на курс по аст­ро­фи­зи­ке, вдруг начи­на­ет посе­щать курс, посвя­щен­ный куль­ту­ре Элла­ды.

Несмот­ря на то что в нашем цен­тре сей­час в основ­ном про­хо­дят толь­ко лек­ции, мы пла­ни­ру­ем мно­же­ство дру­гих меро­при­я­тий: кон­цер­тов, спек­так­лей, пре­зен­та­ций книг. Есть дав­няя идея сде­лать науч­ный кинок­луб, в кото­ром мож­но обсуж­дать науч­ную фан­та­сти­ку с физи­ком, исто­ри­че­ское кино с исто­ри­ком. Мы участ­ву­ем в орга­ни­за­ции фести­ва­лей увле­ка­тель­ной нау­ки. Сотруд­ни­ча­ем с боль­шин­ством изда­тельств, кото­рые выпус­ка­ют науч­но-попу­ляр­ную лите­ра­ту­ру. Вооб­ще, идея сотруд­ни­че­ства — одна из осно­во­по­ла­га­ю­щих в кон­цеп­ции цен­тра. Быть может, сей­час это неоче­вид­но, но хоте­лось бы стать неким инфор­ма­ци­он­ным местом. Пер­вые шаги в этом направ­ле­нии — орга­ни­за­ция экс­кур­сий, про­ве­де­ние сов­мест­ных меро­при­я­тий с дру­ги­ми инте­рес­ны­ми пло­щад­ка­ми. Ведь основ­ная про­бле­ма, с кото­рой стал­ки­ва­ет­ся любой попу­ля­ри­за­тор, орга­ни­за­тор про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти, не в том, что на его пло­щад­ку не при­хо­дят, а в том, что это повсе­мест­ное явле­ние. И толь­ко вза­и­мо-дей­ствие и сотруд­ни­че­ство может дать какие-то пло­ды.

Дмитрий Алексеевич Гусев,  докт. филос.  наук

Дмит­рий Алек­се­е­вич Гусев, докт. филос. наук

Рас­ска­жи­те немно­го о себе. Как Вы при­шли к идее созда­ния «Архэ»? Насколь­ко труд­но было при­нять решение?

— Я выпуск­ник био­ло­го-хими­че­ско­го факуль­те­та МПГУ. Око­ло шести лет про­ра­бо­тал в шко­ле. Хоте­лось делать что-то свое. Сна­ча­ла это были орга­ни­зо­ван­ные для школь­ни­ков и сту­ден­тов встре­чи с раз­лич­ны­ми твор­че­ски­ми людь­ми. Затем появил­ся наш центр. Идея вына­ши­ва­лась доста­точ­но дав­но. Основ­ным сти­му­лом к созда­нию подоб­ной пло­щад­ки было то, что я не нахо­дил места, кото­рое удо­вле­тво­ря­ло бы моим инте­ре­сам, поэто­му и решил дей­ство­вать само­сто­я­тель­но. Кро­ме того, я пони­мал, что это про­бле­ма инте­ре­су­ет и дру­гих людей. Полу­ча­ет­ся, что толч­ком к созда­нию цен­тра послу­жи­ла моя лич­ная заин­те­ре­со­ван­ность. Изна­чаль­но мне каза­лось, что полу­чит­ся посе­щать и слу­шать все эти лек­ции само­му. Теперь надеж­да толь­ко на архив видео­за­пи­сей.

— Кто Вам помо­га­ет в рабо­те центра? Насколь­ко боль­шая коман­да нуж­на, что­бы всё это под­дер­жи­вать?

— Сей­час это бук­валь­но несколь­ко чело­век, в основ­ном сту­ден­ты. Это дру­зья, кото­рые помо­га­ют по мере воз­мож­но­сти. К нам пери­о­ди­че­ски обра­ща­ют­ся люди, пред­ла­гая свою помощь, при­сы­ла­ют резю­ме. Но про­бле­ма в том, что у нас нет сей­час воз­мож­но­сти пла­тить какую-то ста­биль­ную зар­пла­ту: сего­дня на лек­ции при­шло мно­го людей, зна­чит, какие-то день­ги есть, зав­тра при­дет лишь несколь­ко чело­век, зна­чит, вся опла­та идет лек­то­ру и на арен­ду. Необ­хо­ди­ма коман­да из 5–6 чело­век и чет­кое рас­пре­де­ле­ние обя­зан­но­стей. В свя­зи с тем, что сей­час это­го нет, на очень мно­гое не хва­та­ет вре­ме­ни, заса­сы­ва­ет рути­на.

— Насколь­ко, на ваш взгляд, естествен­но­на­уч­ные лек­ции выпол­няют раз­вле­ка­тель­ную функ­цию, а на-сколь­ко обра­зо­ва­тель­ную? Ско­рее 50 на 50 или 90 на 10?

— Я бы ска­зал, что ско­рее наобо­рот: 90% — обра­зо­ва­тель­ная функ­ция, а уже 10% — раз­вле­ка­тель­ная. Наш центр пре­сле­ду­ет имен­но обра­зо­ва­тель­ную цель, а уж если для кого-то лек­ции явля­ют­ся раз­вле­че­ни­ем, то это слу­чай­ные посе­ти­те­ли. И есть неболь­шая надеж­да, что всё боль­ше людей будут пред­по­чи­тать сфе­ре раз­вле­че­ний интел­лек­ту­аль­ную дея­тель­ность.

Владимир Владимирович Сперантов, преподаватель Московского института открытого образования, учитель гимназии

Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Спе­ран­тов, пре­по­да­ва­тель Мос­ков­ско­го инсти­ту­та откры­то­го обра­зо­ва­ния, учи­тель гим­на­зии

Поче­му на лек­ции ходит не так уж мно­го людей (для мно­го­мил­лионно­го горо­да с почти пого­лов­ным выс­шим обра­зо­ва­ни­ем)? На какую ауди­то­рию ори­ен­ти­ру­е­тесь Вы и какие вооб­ще есть осо­бен­но­сти у разных ауди­то­рий?

— Основ­ная про­бле­ма доволь­но баналь­на: как назы­ва­ет это моя зна­ко­мая, эле­мен­тар­ная «ловуш­ка бед­но­сти». Уве­рен: про­бле­ма не в том, что нет жела­ю­щих. Про­бле­ма в том, как доне­сти до всех жела­ю­щих эту инфор­ма­цию. И здесь необ­хо­ди­ма хоро­шая рекла­ма, а для рекла­мы нуж­ны день­ги. День­ги, кото­рых, в общем-то, немно­го из-за нашей невы­со­кой посе­ща­е­мо­сти. Вот и замкнул­ся круг. Наша основ­ная ауди­то­рия, пожа­луй, сту­ден­че­ская и после­сту­ден­че­ская моло­дежь. Конеч­но, при­хо­дят и люди стар­ше­го поко­ле­ния, порой загля­ды­ва­ют и школь­ни­ки. Если гово­рить про осо­бен­но­сти воз­раст­ных ауди­то­рий, то моло­дежь — это люди, выстра­и­ва­ю­щие свое миро­воз­зре­ние, а стар­шее поко­ле­ние — люди с усто­яв­ши­ми­ся взгля­да­ми, пыта­ю­щи­е­ся запол­нить про­бе­лы в зна­ни­ях.

— В чем основ­ные труд­но­сти создания само­до­ста­точ­но­го (с финансовой точ­ки зре­ния) науч­но-популяр­но­го лек­то­рия в Москве? Что тут мож­но при­ду­мать?

Геолог Андрей Крючков, один из лекторов центра «Архэ»

Гео­лог Андрей Крюч­ков,
один из лек­то­ров цен­тра «Архэ»

— Для само­до­ста­точ­но­го науч­но-попу­ляр­но­го лек­то­рия в Москве необ­хо­ди­ма авто­ном­ная соб­ствен­ная пло­щад­ка. Толь­ко создав сре­ду, опре­де­лен­ную атмо­сфе­ру, мож­но гово­рить о попу­ляр­но­сти места. Но арен­да поме­ще­ния в Москве тре­бу­ет огром­ных денег. Кро­ме того, необ­хо­ди­мо хоро­шее обо­ру­до­ва­ние: мебель, про­ек­тор, видео­ка­ме­ра, ком­пью­тер и т.п. День­ги при­хо­дит­ся вкла­ды­вать в рекла­му, печат­ную про­дук­цию (фла­е­ры, пла­ка­ты, афи­ши). Уже на сво­ем опы­те убеж­да­юсь, что, серьез­но зани­ма­ясь орга­ни­за­ци­ей подоб­ной пло­щад­ки, нуж­но посвя­щать это­му всё вре­мя. Соот­вет­ствен­но, это долж­но ста­но­вить­ся основ­ной рабо­той. А так­же нуж­но опла­чи­вать рабо­ту лек­то­ров. Учи­ты­вая все эти фак­то­ры, пони­ма­ешь, что без како­го-либо внеш­не­го финан­си­ро­ва­ния сде­лать это невоз­мож­но. Отно­си­тель­но того, что здесь мож­но при­ду­мать, так это поиск это­го финан­си­ро­ва­ния. Пода­вать заяв­ки на гран­ты, искать спон­со­ров, участ­во­вать в кра­уд­фандин­ге. Но для это­го необ­хо­ди­мо сво­бод­ное вре­мя, опре­де­лен­ное уме­ние, опыт и боль­шая доля везе­ния.

Что важ­нее для при­вле­че­ния зрителя: темы или име­на? Какие темы сей­час наи­бо­лее попу­ляр­ны и какие име­на наи­бо­лее узна­ва­е­мы?

— Судя по прак­ти­ке, конеч­но, име­на. С одной сто­ро­ны, это пра­виль­но и логич­но. Хоро­шие лек­то­ры, о кото­рых люди уже зна­ют и пони­ма­ют уро­вень их про­фес­си­о­на­лиз­ма, — про­фес­си­о­на­лиз­ма не толь­ко как уче­ных, а имен­но как лек­то­ров. Ведь не так уж и часто эти вещи сов­ме­ща­ют­ся в одном чело­ве­ке. Мож­но быть пре­крас­ным уче­ным, но не уметь доступ­ным инте­рес­ным язы­ком рас­ска­зать о сво­ем увле­че­нии слу­ша­те­лям. С дру­гой сто­ро­ны, нам бы все-таки хоте­лось при­вле­кать людей имен­но к темам, к опре­де­лен­ной обла­сти зна­ний. Наша зада­ча — откры­вать новых инте­рес­ных лек­то­ров. А если это имя не на слу­ху, чело­век не высту­па­ет пуб­лич­но, его не при­гла­ша­ют в попу­ляр­ные пере­да­чи, то очень слож­но быва­ет при­влечь на его курс слу­ша­те­лей. Что каса­ет­ся наи­бо­лее попу­ляр­ных тем, то это в первую оче­редь нано­тех­но­ло­гии и всё, что с этим свя­за­но. Так­же боль­шой инте­рес к теме кос­мо­са, аст­ро­но­ми­че­ским иссле­до-вани­ям и откры­ти­ям, а кро­ме того, к гене­ти­ке и эво­лю­ции, осо­бен­но к тому, что свя­за­но с про­ис­хож­де­ни­ем чело­ве­ка. Если гово­рить про гума­ни­тар­ные обла­сти зна­ний, то здесь попу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся пси­хо­ло­гия и фило­со­фия. Отно­си­тель­но наи­бо­лее узна­ва­е­мых имен. Здесь, без­услов­но, важ­ную роль игра­ет фонд «Дина­стия» со сво­ей под­держ­кой науч­но-попу­ляр­ной лите­ра­ту­ры и пре­ми­ей «Про­све­ти­тель», а так­же заме­ча­тель­ные пор­та­лы «Пост­На­у­ка» и дру­же­ствен­ный нам «Антропогенез.ру». Бла­го­да­ря их актив­ной дея­тель­но­сти мно­гие име­на ста­но­вят­ся попу­ляр­ны. Напри­мер, био­лог Алек­сандр Мар­ков и антро­по­лог Ста­ни­слав Дро­бы­шев­ский. Но, к сожа­ле­нию, это попу­ляр­ность лишь в опре­де­лен­ных кру­гах. Медий­ная фигу­ра Ана­то­лия Вас­сер­ма­на соби­ра­ет намно­го боль­ше людей, чем любой ака­де­мик.

Один из самых известных лекторов центра «Архэ» — антрополог Станислав Дробышевский. Фото В. Соболева

Один из самых извест­ных лек­то­ров цен­тра «Архэ» — антро­по­лог Ста­ни­слав
Дро­бы­шев­ский. Фото В. Собо­ле­ва

— При­гла­шая лек­то­ров, каки­ми кри­те­ри­я­ми Вы в первую оче­редь поль­зу­е­тесь?

— Глав­ный кри­те­рий выбо­ра лек­то­ра — он дол­жен быть про­фес­си­о­на­лом в сво­ей сфе­ре, иметь про­фес­си­о­наль­ный под­ход к нау­ке. Всё осталь­ное доволь­но вто­ро­сте­пен­но. Зада­ча цен­тра — адек­ват­ное осве­ще­ние науч­ных зна­ний.

— Есть мне­ние, что жанр лек­ций потихонь­ку ото­мрет. Отча­сти из-за развития тех­но­ло­гий (всё мож­но будет смот­реть в Интер­не­те или по телевизо­ру), отча­сти из-за раз­ви­тия научно-попу­ляр­ных шоу. Что Вы думае­те по это­му пово­ду?

— Воз­мож­но, такая тен­ден­ция скла­ды­ва­ет­ся, но уве­рен, что это все-таки не про­изой­дет. Важен кон­такт лич­но­сти с лич­но­стью. Ведь чело­век — суще­ство соци­аль­ное. Важ­на атмо­сфе­ра, кото­рую созда­ет лич­ность лек­то­ра. Чело­ве­че­ский фак­тор игра­ет и будет играть доста­точ­но важ­ную роль. Одно дело, когда ты посмот­рел лек­цию в запи­си, даже в онлайн-транс­ля­ции, дру­гое дело, когда ты сам при­сут­ство­вал на лек­ции, пооб­щал­ся с лек­то­ром, дру­ги­ми слу­ша­те­ля­ми.

— Если бы Вы мог­ли при­гла­сить с лек­ци­я­ми кого угод­но, то кого бы Вы выбра­ли в Рос­сии и в мире?

— Что каса­ет­ся Рос­сии, то боль­шин­ство уче­ных, лек­то­ров доста­точ­но лег­ко идут на кон­такт, согла­ша­ют­ся про­чи­тать лек­цию. Пони­ма­ешь, что им это тоже важ­но. За что им отдель­ная бла­го­дар­ность, ведь люди тра­тят свое вре­мя и силы. Основ­ная про­бле­ма здесь — загру­жен­ность чело­ве­ка, порой про­сто не хва­та­ет вре­ме­ни. А слож­но­сти с при­гла­ше­ни­я­ми есть в основ­ном тер­ри­то­ри­аль­ные. Мы бы с удо­воль­стви­ем при­гла­ша­ли уче­ных из Санкт-Петер­бур­га, Ново­си­бир­ска, Тюме­ни и дру­гих горо­дов. Отно­си­тель­но зару­беж­ных лек­то­ров: здесь выбор доста­точ­но широ­кий — Пен­ро­уз и Митио Каку, Нил Шубин и Брай­ан Грин, попу­ля­ри­за­тор нау­ки Карл Цим­мер, Франс де Вааль, нобе­лев­ские лау­ре­а­ты. Этот спи­сок мож­но про­дол­жать очень дол­го, но, к сожа­ле­нию, жела­ния не все­гда сов­па­да­ют с воз­мож­но­стя­ми.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *