Любен Боген и его натюрморты

Ревекка Фрумкина
Ревек­ка Фрум­ки­на

В поис­ках кни­ги о натюр­мор­те я сня­ла с пол­ки мало­фор­мат­ную тонень­кую бро­шю­ру — «кар­ман­ный» путе­во­ди­тель по Лув­ру 1955 года — и очень уди­ви­лась. На ее облож­ке я обна­ру­жи­ла цвет­ную репро­дук­цию кар­ти­ны, о важ­но­сти кото­рой узна­ла совсем недав­но. Конеч­но, эта иллю­стра­ция мно­го­крат­но попа­да­лась мне на гла­за, но я вос­при­ни­ма­ла ее как эле­мент облож­ки — и не более того. Да и саму бро­шю­ру я в луч­шем слу­чае раз-дру­гой откры­ла — англий­ский текст набран чуть ли не нон­па­ре­лью, а репро­дук­ции почти все чер­но-белые и кро­шеч­ные.

О кар­тине и ее авто­ре я узна­ла слу­чай­но, читая о Шар­дене. Это «Натюр­морт с шах­мат­ной дос­кой», напи­сал его Любен Боген (Lubin Bauguin, 1612–1663), фран­цуз­ский худож­ник XVII века, кото­ро­го ино­гда назы­ва­ют пред­ше­ствен­ни­ком Шар­де­на. Рабо­та эта хра­нит­ся в Лув­ре и счи­та­ет­ся наи­бо­лее зна­чи­тель­ной сре­ди четы­рех извест­ных нам сего­дня натюр­мор­тов Боге­на.

Натюрморт с шахматной доской. 1630
Натюр­морт с шах­мат­ной дос­кой. 1630

Любен Боген был зано­во открыт в нача­ле 1930-х годов имен­но как автор натюр­мор­тов; до того были извест­ны его кар­ти­ны на биб­лей­ские сюже­ты, напи­сан­ные в духе фран­цуз­ско­го клас­си­циз­ма.

Натюр­мор­ты Боген писал недол­го, в ран­ний пери­од твор­че­ства (1630–1635), и, судя по все­му, по-том не воз­вра­щал­ся к это­му жан­ру. В даль­ней­шем он писал боль­шие полот­на в духе стро­го­го клас­си­циз­ма на сюже­ты из Биб­лии. Боген был при­знан, полу­чил все поло­жен­ные тогдаш­не­му худож­ни­ку титу­лы и зва­ния, но после смер­ти поче­му-то был быст­ро забыт.

Натюрморт со свечой. 1630
Натюр­морт со све­чой. 1630

Надо отме­тить, что сре­ди фран­цуз­ских худож­ни­ков — совре­мен­ни­ков Боге­на натюр­морт как жанр не был попу­ля­рен. В свя­зи с Боге­ном назы­ва­ют двух его сооте­че­ствен­ни­ков, рабо­тав­ших в жан­ре натюр­мор­та: Луи­зу Мол­лон (1610– 1696) и Жака Лина­ра (1597–1645). И всё же по край­ней мере три из четы­рех нам извест­ных натюр­мор­тов Боге­на сто­ят совер­шен­но отдель­но: кро­ме «Натюр­мор­та с шах­мат­ной дос­кой» это «Натюр­морт со све­чой» и «Натюр­морт с ваф­ля­ми».

Натюрморт с вафлями. 1630–1635
Натюр­морт с ваф­ля­ми. 1630–1635

«Натюр­морт с шах­мат­ной дос­кой» име­ет вто­рое назва­ние — «Пять чувств»; соот­вет­ствен­но, для пони­ма­ния кар­ти­ны надо знать сим­во­ли­ку изоб­ра­жен­ных пред­ме­тов. При этом, как извест­но, в хри­сти­ан­ской худо­же­ствен­ной тра­ди­ции сим­во­лы все­гда мно­го­знач­ны: напри­мер, шах­ма­ты могут слу­жить сим­во­лом пусто­го вре­мя­пре­про­вож­де­ния, но воз­мож­ны и иные тол­ко­ва­ния. То же каса­ет­ся цве­тов гвоз­ди­ки и кошель­ка.

В целом же, как мне кажет­ся, более поучи­тель­но понять, отку­да берет­ся вол­шеб­ство этой кар­ти­ны, ее зага­доч­ность…

«Натюр­морт с ваф­ля­ми» не менее заме­ча­те­лен, преж­де все­го, лако­нич­но­стью и, разу­ме­ет­ся, мастер­ством. Три про­стых пред­ме­та — тарел­ка с ваф­ля­ми, бокал с вином и опле­тен­ная соло­мой фля­га — созда­ют про­стран­ство холод­но­ва­той глу­би­ны.

Упо­мя­ну­тые выше фран­цуз­ские совре­мен­ни­ки Боге­на — Луи­за Мол­лон и Жак Линар — были, конеч­но же, заво­ро­же­ны изоби­ли­ем и раз­но­об­ра­зи­ем пред­мет­но­го мира. Дру­гой совре­мен­ник Боге­на, мастер гол­ланд­ско­го натюр­мор­та Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz de Heem, 1606−1683÷84), выбрав пред­ме­том изоб­ра­же­ния кни­гу, соглас­но сво­е­му виде­нию, напи­сал мно­го книг. И кажет­ся, до Шар­де­на нико­му не при­хо­ди­ло в голо­ву, что для выра­же­ния чув­ства гар­мо­нии доста­точ­но напи­сать три про­стых пред­ме­та. Но вот Боген напи­сал «Натюр­морт с ваф­ля­ми»…

Ян Давидс де Хем. Натюрморт с книгами (фрагмент). Ок. 1628
Ян Давидс де Хем. Натюр­морт с кни­га­ми (фраг­мент). Ок. 1628

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: