Запоминайте…

Последняя экспедиция С.В. Хиналуг, 2008 год. Фото А.В. Архипова
Послед­няя экс­пе­ди­ция С.В. Хина­луг, 2008 год. Фото А.В. Архи­по­ва

25 октяб­ря 2014 года ушел из жиз­ни Сан­д­ро Васи­лье­вич Код­за­сов, док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной линг­ви­сти­ки МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва, член Меж­ду­на­род­ной фоне­ти­че­ской ассо­ци­а­ции. Пуб­ли­ку­ем ста­тью Алек­сандра Архи­по­ва, посвя­щен­ную памя­ти это­го заме­ча­тель­но­го уче­но­го.

Сан­д­ро Васи­лье­вич Код­за­сов родил­ся в 1938 году в Москве, окон­чил отде­ле­ние рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та МГУ. Отца-осе­ти­на он не знал — тот был репрес­си­ро­ван за несколь­ко меся­цев до рож­де­ния сына — и вос­пи­ты­вал­ся в чисто мос­ков­ской сре­де. После окон­ча­ния уни­вер­си­те­та С.В. Код­за­сов неко­то­рое вре­мя пре­по­да­вал рус­ский язык в Уни­вер­си­те­те друж­бы наро­дов, а с 1964 года начал рабо­тать по хоз­до­го­во­ру в МГУ на кафед­ре струк­тур­ной и при­клад­ной линг­ви­сти­ки, куда его при­вел его бли­жай­ший друг со сту­ден­че­ских лет Алек­сандр Евге­нье­вич Киб­рик (как раз в эти дни испол­ня­ет­ся два года с момен­та его смер­ти; см. о нем ТрВ-Нау­ка, № 116 [1]).

С тех пор науч­ная жизнь С.В. Код­за­со­ва была нераз­рыв­но свя­за­на с отде­ле­ни­ем струк­тур­ной и при­клад­ной линг­ви­сти­ки (ОСиП­Лом), хотя офор­мить его штат­ным сотруд­ни­ком фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та МГУ уда­лось лишь в 2001 году; пре­пят­ство­вал это­му ярлык «небла­го­на­деж­но­го» — его под­пись сто­я­ла под одним из писем в защи­ту А. Гин­збур­га. С 1989 года С.В. Код­за­сов рабо­тал стар­шим науч­ным сотруд­ни­ком Инсти­ту­та рус­ско­го язы­ка име­ни В.В. Вино­гра­до­ва. С нача­ла 1990-х С.В. Код­за­сов вме­сте со сво­им посто­ян­ным соав­то­ром О.Ф. Кри­вно­вой пре­по­да­вал на ОСиП­Ле курс общей фоне­ти­ки, на мате­ри­а­ле кото­ро­го поз­же был напи­сан фун­да­мен­таль­ный учеб­ник [2], а после обра­зо­ва­ния факуль­те­та линг­ви­сти­ки в РГГУ в тече­ние ряда лет вел ана­ло­гич­ный курс и там.

Два его посто­ян­ных линг­ви­сти­че­ских инте­ре­са — рус­ская фоне­ти­ка (в осо­бен­но­сти инто­на­ция, в самом широ­ком ее пони­ма­нии, кото­ро­му точ­нее соот­вет­ству­ет тер­мин «про­со­дия») и фоне­ти­ка кав­каз­ских язы­ков. В обе­их обла­стях он иссле­до­вал наи­бо­лее слож­ные и труд­но­уло­ви­мые явле­ния. Насмот­рев­шись, наслу­шав­шись даге­стан­ской экзо­ти­ки, он вновь и вновь со всё более при­сталь­ным вни­ма­ни­ем обра­щал­ся к рус­ско­му язы­ку — и мно­гое из того, что он обна­ру­жи­вал в род­ном язы­ке, для боль­шин­ства оте­че­ствен­ных фоне­ти­стов до сих пор выгля­дит как замор­ская дико­вин­ка.

1960-е годы. Фото Л.Л. Касаткина
1960-е годы. Фото Л.Л. Касат­ки­на

Огром­ное место в жиз­ни С.В. Код­за­со­ва зани­ма­ли линг­ви­сти­че­ские экс­пе­ди­ции, в кото­рых он был неиз­мен­ным спут­ни­ком А.Е. Киб­ри­ка. «Киб­рик и Сан­д­ро», «Сан­д­ро и Киб­рик» — пред­ста­вить одно­го из них без дру­го­го каза­лось невоз­мож­но. Вме­сте они осу­ще­стви­ли колос­саль­ный про­ект срав­ни­тель­но­го сло­ва­ря даге­стан­ских язы­ков [3], по мате­ри­а­лам их экс­пе­ди­ций напи­са­но несколь­ко подроб­ных и пере­до­вых для сво­е­го вре­ме­ни грам­ма­тик ранее мало­изу­чен­ных язы­ков (хина­лу­г­ский, арчин­ский, таба­са­ран­ский, годо­бе­рин­ский, цах­ур­ский, баг­ва­лин­ский; поми­мо язы­ков Кав­ка­за повез­ло так­же алю­тор­ско­му язы­ку чукот­ско-кам­чат­ской груп­пы). Сан­д­ро неиз­мен­но отве­чал за зву­ко­вую сто­ро­ну опи­са­ния; мож­но без пре­уве­ли­че­ния ска­зать, что он мно­го­крат­но про­слу­шал каж­дое из несколь­ких сотен слов в более чем трид­ца­ти язы­ках и диа­лек­тах и выве­рил его фоне­ти­че­скую запись.

Кав­каз в целом, и в осо­бен­но­сти Даге­стан, место мно­го­лет­не­го «палом­ни­че­ства» экс­пе­ди­ций ОСиП­Ла начи­ная с 1967 года, – это насто­я­щий фоне­ти­че­ский запо­вед­ник; в здеш­них язы­ках во мно­же­стве пред­став­ле­ны зву­ки, мало где еще встре­ча­ю­щи­е­ся. Одним из рекорд­сме­нов явля­ет­ся одно­ауль­ный арчин­ский язык, на кото­ром гово­рит немно­гим более тыся­чи чело­век: по коли­че­ству соглас­ных фонем (70) он усту­па­ет толь­ко «кли­ко­вым» язы­кам Южной Афри­ки, а с уче­том допол­ни­тель­но­го при­зна­ка фарин­га­ли­за­ции их еще боль­ше (для срав­не­ния, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке соглас­ных выде­ля­ет­ся не более 37).

Даге­стан­ские язы­ки, в част­но­сти, бога­ты раз­но­об­раз­ны­ми «глу­бо­ки­ми» арти­ку­ля­ци­я­ми, с уча­сти­ем глот­ки и гор­та­ни. Это одна из обла­стей, в кото­рой вклад Сан­д­ро Васи­лье­ви­ча был осо­бен­но ценен. Объ­ез­див за годы экс­пе­ди­ций три десят­ка даге­стан­ских язы­ков и диа­лек­тов, он сумел как никто из пред­ше­ствен­ни­ков систе­ма­ти­зи­ро­вать это раз­но­об­ра­зие и пред­ло­жить строй­ное его опи­са­ние, изло­жен­ное в ряде ста­тей (напри­мер, «Фарин­го­ла­рин­галь­ное суже­ние в даге­стан­ских язы­ках», 1986) и вошед­шее в фоне­ти­че­ский раз­дел Сопо­ста­ви­тель­но­го сло­ва­ря. В одном из диа­лек­тов агуль­ско­го язы­ка был обна­ру­жен уни­каль­ный звук, вве­ден­ный затем в меж­ду­на­род­ный фоне­ти­че­ский алфа­вит (МФА) под зна­ком ʢ, взя­тым из опи­са­ния С.В. Код­за­со­ва.

Запо­ми­най­те

Запо­ми­най­те сине­ву
Без­об­лач­но­го неба,
Запо­ми­най­те белиз­ну
Непо­ко­рен­ных гор,
Запо­ми­най­те шум ручья
И вкус ржа­но­го хле­ба,
Уеди­не­ния покой
И высо­ты вос­торг.

Запо­ми­най­те мер­ный ход
Сво­бод­но­го дви­же­нья,
Запо­ми­най­те скры­тый зов
Без­молв­ной кра­со­ты,
Запо­ми­най­те чисто­ту
Вза­им­но­го слу­же­нья,
Оше­лом­ле­ние люб­ви
И радость доб­ро­ты.

С.В. Код­за­сов
Сва­не­тия, 1988

В этих заня­ти­ях неза­ме­ни­мую служ­бу сослу­жи­ли ред­кий фоне­ти­че­ский слух Сан­д­ро Васи­лье­ви­ча, его язы­ко­вое чутье и спо­соб­ность к ими­та­ции. Гор­тань – чрез­вы­чай­но слож­ный меха­низм, обра­зу­е­мый несколь­ки­ми хря­ща­ми, мно­же­ством мышц и сухо­жи­лий; то, что про­ис­хо­дит во вре­мя речи в гор­та­ни и вокруг нее, труд­но­до­ступ­но для наблю­де­ния, опи­сать эти про­цес­сы гораз­до труд­нее, чем, напри­мер, дви­же­ния кон­чи­ка язы­ка,

кото­рые чело­век осо­зна­ет и ощу­ща­ет гораз­до луч­ше. Это в послед­ние годы иссле­до­ва­те­лям (и то дале­ко не всем) ста­но­вят­ся доступ­ны виде­о­ла­рин­го­ско­пы с каме­ра­ми высо­ко­го раз­ре­ше­ния, кото­рые поз­во­ля­ют напря­мую наблю­дать рабо­ту голо­со­вых свя­зок при раз­лич­ных типах голо­са, арти­ку­ля­ции раз­ных гор­тан­ных зву­ков (кста­ти, имен­но этим зани­ма­ет­ся и нынеш­ний пре­зи­дент Меж­ду­на­род­ной фоне­ти­че­ской ассо­ци­а­ции Джон Эслинг). А в 70–80-е годы и каче­ствен­ный импорт­ный маг­ни­то­фон в экс­пе­ди­ции был ред­ко­стью, пола­гать­ся при­хо­ди­лось в основ­ном на соб­ствен­ный слух и язы­ко­вую инту­и­цию (свою и носи­те­лей). По обык­но­ве­нию Сан­д­ро Васи­лье­вич выби­рал себе инфор­ман­та, инту­и­ции кото­ро­го он мог дове­рять и рабо­та с кото­рым шла наи­бо­лее про­дук­тив­но. Затем он про­во­дил дол­гое вре­мя, слу­шая и наблю­дая про­из­но­ше­ние раз­лич­ных зву­ков, ими­ти­руя их, пыта­ясь «вжить­ся» в рече­вые жесты дру­го­го язы­ка, пока не дости­гал одоб­ре­ния инфор­ман­та. После это­го он уже мог ква­ли­фи­ци­ро­ван­но опи­сы­вать исполь­зу­е­мые в дан­ном язы­ке фоне­ти­че­ские при­зна­ки, сопо­став­ляя с тем, что было извест­но о язы­ках сосед­них селе­ний.

Вызы­ва­ю­щие загад­ки даге­стан­ских зву­ков, одна­ко, лишь уси­ли­ли инте­рес С.В. Код­за­со­ва к рус­ско­му язы­ку. В 1977 году вышла его заме­ча­тель­ная ста­тья в соав­тор­стве с О.Ф. Кри­вно­вой «Фоне­ти­че­ские воз­мож­но­сти гор­та­ни и их исполь­зо­ва­ние в рус­ской речи», в кото­рой пред­опре­де­ле­но одно из важ­ных направ­ле­ний его даль­ней­ших иссле­до­ва­ний — изу­че­ние раз­лич­ных типов голо­са, или фона­ций (напря­жен­ной, рас­слаб­лен­ной, при­ды­ха­тель­ной, скри­пу­чей и др.), а вслед за ними и дру­гих про­со­ди­че­ских при­зна­ков, вклю­чая дви­же­ние тона, темп про­из­не­се­ния, раз­лич­ные арти­ку­ля­ци­он­ные темб­ры («сюсю­ка­ю­щий», «гну­са­вый» и др.). Наблю­де­ния над живой речью, не толь­ко раз­го­вор­ной, но и актер­ской, и теле­ви­зи­он­ной, сло­жи­лись в ори­ги­наль­ную ком­би­на­тор­ную модель фра­зо­вой про­со­дии, на поря­док рас­ши­ряв­шую пред­став­ле­ния о богат­стве рус­ской инто­на­ции, кото­рую с сере­ди­ны 50-х и до сих пор еще при­ня­то укла­ды­вать в семь клас­си­че­ских ИК (инто­на­ци­он­ных кон­струк­ций).

Отли­чи­тель­ной чер­той Код­за­со­ва-фоне­ти­ста было стрем­ле­ние не огра­ни­чи­вать­ся лишь зву­ко­вой, физи­че­ской сто­ро­ной речи. Он все­гда искал скры­тые за тем или иным зву­ча­ни­ем смыс­лы, любил под­чер­ки­вать изна­чаль­ную при­ро­ду раз­лич­ных средств инто­на­ци­он­но­го оформ­ле­ния речи как свое­об­раз­ных сим­во­ли­че­ских «жестов», глу­бо­ко уко­ре­нен­ных в чело­ве­ке («Чело­век — суще­ство про­со­ди­че­ское», «Чело­век посто­ян­но жести­ку­ли­ру­ет», гово­рил он). Глав­ным про­ек­том послед­них как мини­мум деся­ти лет его жиз­ни ста­ло состав­ле­ние «Про­со­ди­че­ско­го сло­ва­ря рус­ско­го язы­ка», в кото­ром он отме­чал при­су­щие раз­ным сло­вам — зача­стую вопре­ки сход­но­му зву­ко­во­му соста­ву — тон­кие про­со­ди­че­ские при­зна­ки, кото­рые он назы­вал «вто­рой фоне­ти­кой». Зафик­си­ро­вать и опи­сать такие при­зна­ки чрез­вы­чай­но слож­но — дале­ко не каж­дый носи­тель язы­ка исполь­зу­ет все эти воз­мож­но­сти (гово­ря сло­ва­ми С.В., быва­ют «акте­ры» и, наобо­рот, «мол­чу­ны»). Кро­ме того, реа­ли­за­ция этих при­зна­ков в каж­дой кон­крет­ной фра­зе зави­сит от огром­но­го коли­че­ства фак­то­ров, управ­лять кото­ры­ми в экс­пе­ри­мен­те — зада­ча не из лег­ких. Дале­ко не все фоне­ти­сты в прин­ци­пе гото­вы были при­знать их суще­ство­ва­ние (и суще­ствен­ность) в рус­ском язы­ке. К сожа­ле­нию, из-за болез­ни С.В. «Про­со­ди­че­ский сло­варь» так и остал­ся неза­вер­шен­ным.

* * *

День Рождения С.В. в хиналугской экспедиции. 1970 год. Фото В. Савинского
День Рож­де­ния С.В. в хина­лу­г­ской экс­пе­ди­ции. 1970 год. Фото В. Савин­ско­го

Сто­ит при­крыть гла­за, зву­чит его бар­хат­ный голос, то моло­дец­ки-задор­ный, то лирич­но-меч­та­тель­ный. Вот он с неиз­мен­ной доб­ро­душ­ной игри­во­стью отве­ча­ет на два­дцать пятый вопрос вро­де «Сан­д­ро Васи­лье­вич, ну как же ЭТО про­из­не­сти?!» — «Ну как, Мари­ноч­ка, опус­ка­е­те над­гор­тан­ник, и…» — и пока­зы­ва­ет, КАК надо опус­кать над­гор­тан­ник и что долж­но из это­го полу­чить­ся. Есте­ствен­но, как у него, ни у кого сра­зу не полу­ча­ет­ся (а у мно­гих и не сра­зу), но и в два­дцать шестой, и в сто два­дцать шестой раз он с удо­воль­стви­ем пока­зы­ва­ет, объ­яс­ня­ет, учит.

Вот он захва­ты­ва­ю­ще рас­ска­зы­ва­ет о том, как в арчин­ской экс­пе­ди­ции была страш­ная засу­ха и арчин­цы в кон­це кон­цов про­ве­ли обряд вызы­ва­ния дождя, после кото­ро­го небе­са раз­верз­лись и несколь­ко дней лили такие дожди, что все зем­ля­ные кры­ши про­тек­ли, надув­ной мат­рас Киб­ри­ка в бук­валь­ном смыс­ле поплыл, а во всей окру­ге вышед­шие из бере­гов реки посно­си­ли мосты. И конеч­но, вече­ром он поет свои пес­ни, без кото­рых немыс­ли­ма ника­кая экс­пе­ди­ция: «Андий­ский вальс», в кото­ром пере­пле­та­ют­ся гор­ные цар­ства дале­ких Анд и даге­стан­ско­го селе­ния Анди, «Кам­чат­скую» с ее без­бре­жьем оке­а­на, «На кораб­ле надеж­ды» — гимн экс­пе­ди­ций, напи­сан­ный во вре­мя путе­ше­ствия через поро­ги Ени­сея.

Сан­д­ро Васи­лье­вич был одним из хра­ни­те­лей духа ОСиП­Ла, более того — одним из его сози­да­те­лей. Мы все­гда будем с болью ощу­щать его отсут­ствие и с бла­го­дар­но­стью судь­бе вспо­ми­нать, что когда-то он был рядом с нами. В эти тяже­лые октябрь­ские дни меня не поки­да­ет ощу­ще­ние, что сей­час Сан­д­ро Васи­лье­вич и Алек­сандр Евге­нье­вич сно­ва вме­сте — и лишь это при­ми­ря­ет с горе­чью утра­ты.

Свет­лая память.

1. Памя­ти А.Е. Киб­ри­ка. ТрВ-Нау­ка. 6 нояб. № 116.

2. Кри­вно­ва О.Ф., Код­за­сов С.В. Общая фоне­ти­ка. М., 2001.

3. Киб­рик А.Е., Код­за­сов С.В. Сопо­ста­ви­тель­ное изу­че­ние даге­стан­ских язы­ков. Гла­гол. М., 1988; Киб­рик А.Е., Код­за­сов С.В. Сопо­ста­ви­тель­ное изу­че­ние даге­стан­ских язы­ков. Имя. Фоне­ти­ка. М., 1990.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: