Собираемся на Луну

boodie.deviantart.com
boodie.deviantart.com

В минув­шем авгу­сте Рос­кос­мос напра­вил в пра­ви­тель­ство на согла­со­ва­ние про­ект Феде­раль­ной Кос­ми­че­ской про­грам­мы на 2016–2025 годы. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни текст это­го доку­мен­та каким-то обра­зом ока­зал­ся в редак­ци­ях газет. Гово­рю «каким-то обра­зом», пото­му что доку­мент этот пред­на­зна­чен, вооб­ще-то, «для слу­жеб­но­го поль­зо­ва­ния» и пото­му сам факт его появ­ле­ния в прес­се вызы­ва­ет опре­де­лен­ные вопро­сы. Но раз уж неко­то­рые его поло­же­ния уже ста­ли обще­из­вест­ны, то мы вполне можем гово­рить о них. Впро­чем, осо­бо­го выбо­ра у нас нет — ибо в печа­ти появи­лись, конеч­но, не все его поло­же­ния, а толь­ко наи­бо­лее инте­рес­ная их часть, каса­ю­ща­я­ся пла­нов в части осво­е­ния Луны.

Итак, что нас может ожи­дать в этой обла­сти в ближ­ней пер­спек­ти­ве? Соглас­но пред­ло­жен­но­му пла­ну, бли­жай­шей лун­ной экс­пе­ди­ци­ей дол­жен стать запуск к Луне в 2019 году поса­доч­но­го аппа­ра­та «Луна-25» (он же «Луна-Глоб»). Основ­ной целью поле­та ста­нет отра­бот­ка тех­но­ло­гий мяг­кой посад­ки и про­вер­ка пра­виль­но­сти при­ня­тых инже­нер­ных реше­ний. Науч­ная про­грам­ма в этом поле­те игра­ет вто­ро­сте­пен­ную роль. Тем не менее на бор­ту стан­ции будет уста­нов­ле­но более 20 кг науч­ной полез­ной нагруз­ки для иссле­до­ва­ния лун­ной поверх­но­сти на про­тя­же­нии года. Кста­ти, в каче­стве места посад­ки для этой мис­сии назван кра­тер Богу­слав­ский в Южной при­по­ляр­ной обла­сти Луны.

Вслед за ним в 2021 и 2023 годах к Луне отпра­вят­ся два орби­таль­ных кос­ми­че­ских аппа­ра­та «Луна-26» и «Луна-27» (про­ект «Луна-Ресурс») для осу­ществ­ле­ния дистан­ци­он­ных иссле­до­ва­ний Луны. Извест­но, что пер­вый из них пред­по­ла­га­ет­ся выво­дить на поляр­ную орби­ту с апо­се­ле­ни­ем 150 км и пери­се­ле­ни­ем 100 км и нести он будет уже око­ло 120 кг обо­ру­до­ва­ния, став пер­вой круп­ной науч­ной мис­си­ей Рос­сии за пре­де­ла­ми око­ло­зем­ной орби­ты.

В 2023 и 2025 годах в рам­ках того же про­ек­та на поверх­ность опу­стят­ся поса­доч­ные зон­ды. Место их рабо­ты будет выбра­но по резуль­та­там поле­та преды­ду­щей стан­ции и орби­таль­ных иссле­до­ва­ний, а основ­ной зада­чей ста­нет под­твер­жде­ние нали­чия в под­по­верх­ност­ном слое Луны водя­но­го льда.

Нако­нец, в 2025 году на Луну пла­ни­ру­ет­ся отпра­вить поса­доч­ный аппа­рат «Луна-28» («Луна-Грунт»), осна­щен­ный грун­то­за­бор­ным устрой­ством, а так­же воз­вра­ща­е­мым аппа­ра­том для достав­ки образ­цов лун­но­го грун­та на Зем­лю. Вер­нее даже, не про­сто лун­но­го грун­та, а грун­та, содер­жа­ще­го лун­ный лед, кото­рый пред­став­ля­ет сего­дня наи­боль­ший инте­рес для селе­но­ло­гов.

Еще более инте­рес­ны­ми пред­став­ля­ют­ся пер­спек­тив­ные пла­ны. Из кото­рых в первую оче­редь бро­са­ет­ся в гла­за заяв­лен­ная в раз­де­ле «Пило­ти­ру­е­мые поле­ты» рабо­та над про­ек­та­ми по созда­нию назем­но­го отра­бо­точ­но­го ком­плек­са — про­то­ти­па лун­ной базы пер­во­го эта­па.

В его состав будут вхо­дить 4 моду­ля — жилой, лабо­ра­тор­ный, энер­ге­ти­че­ский и узло­вой.

По сути, речь идет о созда­нии на Зем­ле пол­но­мас­штаб­но­го маке­та лун­ной базы, на кото­ром будет отра­ба­ты­вать­ся функ­ци­о­ни­ро­ва­ние уже штат­но­го изде­лия, осу­ществ­лять­ся ком­плекс­ная увяз­ка и про­вер­ка при­ня­тых в про­ек­те архи­тек­тур­ных и тех­ни­че­ских реше­ний. Кро­ме того, по опуб­ли­ко­ван­ным дан­ным, про­ект про­грам­мы пред­по­ла­га­ет и нача­ло работ по про­ек­ти­ро­ва­нию спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния для рабо­ты на поверх­но­сти Луны — мобиль­но­го кра­на-мани­пу­ля­то­ра, грей­де­ра, экс­ка­ва­то­ра, кабе­ле­уклад­чи­ка и мобиль­но­го робо­та для селе­но­ло­ги­че­ской раз­вед­ки мест­но­сти.

Поми­мо работ в обла­сти созда­ния базы на поверх­но­сти Луны, соглас­но про­ек­ту ФКП, Рос­кос­мос наме­рен при­сту­пить к раз­ра­бот­ке лун­ной орби­таль­ной стан­ции, тех­ни­че­ские пред­ло­же­ния по созда­нию кото­рой долж­ны быть пред­став­ле­ны в 2020 году, а в 2025-м ожи­да­ет­ся утвер­жде­ние эскиз­ных про­ек­тов на созда­ние моду­лей. Пред­по­ла­га­ет­ся, что в соста­ве око­ло­лун­ной стан­ции их будет 3 — модуль-лабо­ра­то­рия, энер­ге­ти­че­ский и узло­вой. Назва­ния пер­вых двух гово­рят об их назна­че­нии сами за себя, тре­тий же пред­на­зна­чен для сты­ков­ки к стан­ции при­бы­ва­ю­щих кос­ми­че­ских кораб­лей.

Нако­нец, для достав­ки моду­лей и кораб­лей к Луне пла­ни­ру­ет­ся создать кос­ми­че­ский ракет­ный ком­плекс сверх­тя­же­ло­го клас­са, заяв­лен­ная гру­зо­подъ­ем­ность кото­ро­го на низ­кую око­ло­зем­ную орби­ту на пер­вом эта­пе состав­ля­ет око­ло 80 т. Впро­чем, ука­зан­ный ком­плекс созда­ет­ся, как ука­за­но в про­ек­те про­грам­мы, «в целях осу­ществ­ле­ния запус­ков кос­ми­че­ских аппа­ра­тов ново­го поко­ле­ния на высо­кие око­ло­зем­ные орби­ты, а так­же к Луне, Мар­су, Юпи­те­ру и дру­гим телам Сол­неч­ной систе­мы».

Теперь корот­ко пого­во­рим о тех­ни­че­ских сред­ствах реа­ли­за­ции.

На чем лететь?

Преж­де все­го — на чем лететь? Напом­ню, что в мар­те 2014 года РКК «Энер­гия» закон­чи­ла тех­ни­че­ский про­ект пер­спек­тив­но­го кос­ми­че­ско­го кораб­ля, пред­на­зна­чен­но­го для осу­ществ­ле­ния даль­них поле­тов. Если после­ду­ю­щие рабо­ты пой­дут соглас­но утвер­жден­ным пла­нам, то в 2018 году долж­ны состо­ять­ся «брос­ко­вые» испы­та­ния воз­вра­ща­е­мо­го аппа­ра­та, отде­ля­е­мо­го от само­ле­та, в 2021 году — бес­пи­лот­ные испы­та­ния его «лег­кой» око­ло­зем­ной вер­сии, а в 2024 году — пер­вый пило­ти­ру­е­мый полет на око­ло­зем­ную орби­ту к МКС. В 2025 году на орби­ту дол­жен отпра­вить­ся и «лун­ный» вари­ант мас­сой 20 т. На орби­ту, но пока не к Луне — и выво­дить в кос­мос его будет пока не сверх­тя­же­лая раке­та, а новая «Анга­ра-А5», пер­вый старт кото­рой ожи­да­ет­ся в декаб­ре это­го года.

На дан­ный момент имен­но пило­ти­ру­е­мый корабль явля­ет­ся наи­бо­лее про­ра­бо­тан­ным эле­мен­том транс­порт­ной систе­мы. О при­ня­тых тех­ни­че­ских реше­ни­ях и их эво­лю­ции в про­цес­се рабо­ты над про­ек­том гово­рить мож­но дол­го, поэто­му здесь при­ве­ду лишь основ­ные харак­те­ри­сти­ки.

Эки­паж кораб­ля в вари­ан­те для осу­ществ­ле­ния поле­тов к Луне соста­вит четы­ре чело­ве­ка. Мар­ше­вая дви­га­тель­ная уста­нов­ка вклю­ча­ет в себя два ЖРД тягой по 2 т каж­дый, обес­пе­чи­ва­ю­щие пере­ход кораб­ля с под­лет­ной тра­ек­то­рии на око­ло­лун­ную орби­ту и с око­ло­лун­ной орби­ты — на отлет­ную тра­ек­то­рию к Зем­ле. Поми­мо эки­па­жа корабль может транс­пор­ти­ро­вать до 100 кг полез­но­го гру­за. Напом­ню, что пол­но­мас­штаб­ный макет воз­вра­ща­е­мо­го аппа­ра­та ново­го кораб­ля в око­ло­зем­ном вари­ан­те в про­шлом году был пока­зан на авиа­са­лоне МАКС-2013.

164-0030С пер­во­го взгля­да вид­но, что внешне рос­сий­ский корабль очень похож на уже летав­ший к МКС аме­ри­кан­ский Dragon и под­го­тав­ли­ва­е­мый сей­час к пер­вым лет­ным испы­та­ни­ям Orion. Сход­ство вовсе не слу­чай­ное и вполне логич­ное — ведь зада­чи им пред­сто­ит решать схо­жие, а зако­ны физи­ки и инже­нер­ной логи­ки не зави­сят от стра­ны-раз­ра­бот­чи­ка. Так что упре­ки в оче­ред­ном «копи­ро­ва­нии», кото­рые порой при­хо­дит­ся слы­шать, мяг­ко гово­ря, необос­но­ван­ны. Тем более что выбор окон­ча­тель­ной кон­цеп­ции и «у нас», и «у них» про­ис­хо­дил из чис­ла несколь­ких пред­ло­жен­ных вари­ан­тов; кста­ти, в про­ра­бот­ке пред­ло­же­ния по «аль­тер­на­тив­но­му» вари­ан­ту рос­сий­ско­го кораб­ля в 2009 году дове­лось участ­во­вать и авто­ру этой ста­тьи.

Как лететь?

Вто­рой вопрос — как лететь? На созда­ние сверх­тя­же­ло­го носи­те­ля пер­во­го эта­па, по опти­ми­стич­ным оцен­кам, может уйти 6 лет, реаль­ный назы­ва­е­мый экс­пер­та­ми срок — от 7 до 10 лет. По инфор­ма­ции, озву­чен­ной в прес­се гене­раль­ным дирек­то­ром ЦНИИ­Маш Алек­сан­дром Миль­ков­ским, раз­ра­бот­ка голов­ны­ми КБ отрас­ли аван­про­ек­тов по кос­ми­че­ско­му ракет­но­му ком­плек­су с РН сверх­тя­же­ло­го клас­са долж­на завер­шить­ся в декаб­ре 2014 года. Если пред­по­ло­жить, что 2015 год уйдет на экс­пер­ти­зу про­ек­тов, а в 2016-м нач­нут­ся рабо­ты, то ожи­дать нача­ла лет­ных испы­та­ний мож­но не рань­ше 2026 года.

164-0031Теперь крат­ко оста­но­вим­ся на схе­ме поле­та. При меж­пла­нет­ных поле­тах раке­та-носи­тель, как пра­ви­ло, вна­ча­ле выво­дит полез­ную нагруз­ку на опор­ную око­ло­зем­ную орби­ту, и уже отту­да осу­ществ­ля­ет­ся старт к Луне за счет дви­га­тель­ной уста­нов­ки либо само­го аппа­ра­та (реже), либо раз­гон­но­го бло­ка. Такая схе­ма сни­жа­ет гра­ви­та­ци­он­ные поте­ри при выве­де­нии по срав­не­нию с пря­мым выве­де­ни­ем с Зем­ли на тра­ек­то­рию поле­та к Луне. Кро­ме того, она предо­став­ля­ет воз­мож­ность осу­ще­ствить про­вер­ку функ­ци­о­ни­ро­ва­ния бор­то­вых систем кораб­ля или спут­ни­ка в ходе поле­та по око­ло­зем­ной орби­те.

Для выво­да же на отлет­ную тра­ек­то­рию к Луне кораб­ля мас­сой 20 т при совре­мен­ном уровне кон­струк­тив­но­го совер­шен­ства необ­хо­дим раз­гон­ный блок мас­сой око­ло 55 т. Но поса­доч­ный корабль, обес­пе­чи­ва­ю­щий посад­ку на Луну эки­па­жа из 3–4 чело­век (кста­ти, чис­ло чле­нов эки­па­жа лун­ной экс­пе­ди­ции выбра­но не слу­чай­но, а по сооб­ра­же­ни­ям без­опас­но­сти, о кото­рых речь пой­дет ниже) и их после­ду­ю­щее воз­вра­ще­ние на око­ло­лун­ную орби­ту, дол­жен обла­дать при­мер­но той же мас­сой, что и сам пило­ти­ру­е­мый корабль, — 20–22 т.

И для того что­бы доста­вить на око­ло­лун­ную орби­ту одним пус­ком связ­ку «пило­ти­ру­е­мый корабль + поса­доч­ный корабль», необ­хо­дим носи­тель, по сво­им харак­те­ри­сти­кам срав­ни­мый уже с леген­дар­ным «Сатур­ном-V» и достав­ля­ю­щий на низ­кую око­ло­зем­ную орби­ту мас­су на уровне 120 т.

При мас­се же полез­ной нагруз­ки на око­ло­зем­ной орби­те поряд­ка 75–80 т, в кото­рую вхо­дит целе­вая нагруз­ка и раз­гон­ный блок, доста­вить к Луне пило­ти­ру­е­мый и поса­доч­ный кораб­ли нуж­ной раз­мер­но­сти воз­мож­но толь­ко раз­дель­ны­ми пус­ка­ми. После чего уже на око­ло­лун­ной орби­те про­изой­дет сты­ков­ка пило­ти­ру­е­мо­го и поса­доч­но­го кораб­лей, кос­мо­нав­ты перей­дут из пер­во­го во вто­рой и опу­стят­ся на поверх­ность Луны.

Сни­же­ние гру­зо­подъ­ем­но­сти более чем в 1,5 раза суще­ствен­но упро­ща­ет и созда­ние самой раке­ты, и ее весь­ма непро­стую лет­ную отра­бот­ку. Кро­ме того, при таком под­хо­де мы фак­ти­че­ски полу­ча­ем в рас­по­ря­же­ние два вари­ан­та носи­те­ля, то есть и пило­ти­ру­е­мый, и гру­зо­вой.

В прин­ци­пе, в рас­смот­рен­ной схе­ме поле­та око­ло­лун­ная орби­таль­ная стан­ция и не нуж­на. Но в таком слу­чае оба кораб­ля необ­хо­ди­мо будет запус­кать если не одно­вре­мен­но, то по край­ней мере с очень неболь­шим про­ме­жут­ком вре­ме­ни меж­ду запус­ка­ми. Ведь авто­ном­ность пило­ти­ру­е­мо­го кораб­ля в само­сто­я­тель­ном поле­те, соглас­но про­ект­ным дан­ным, состав­ля­ет не более 30 суток.

Воз­мож­но, что вве­де­ние в схе­му око­ло­лун­ной орби­таль­ной стан­ции пред­по­ла­га­ет­ся имен­но для того, что­бы не ста­вить жест­ких усло­вий по выдер­жи­ва­нию это­го интер­ва­ла, да и в про­стор­ном моду­ле стан­ции усло­вия для жиз­ни лун­но­го эки­па­жа зна­чи­тель­но луч­ше, чем в воз­вра­ща­е­мом аппа­ра­те пило­ти­ру­е­мо­го кораб­ля. Кро­ме того, стан­ция может быть полез­ной в каче­стве ава­рий­но­го убе­жи­ща на тот слу­чай, если в силу непред­ви­ден­ных обсто­я­тельств базу на поверх­но­сти Луны необ­хо­ди­мо будет сроч­но поки­нуть.

Прав­да, в силу вра­ще­ния Луны «сроч­ное» поки­да­ние воз­мож­но толь­ко в двух слу­ча­ях: либо орби­таль­ная стан­ция нахо­дит­ся на око­ло­по­ляр­ной орби­те, а лун­ная база — вбли­зи одно­го из полю­сов Луны, либо стан­ция нахо­дит­ся на эква­то­ри­аль­ной орби­те, а база — в око­ло­эк­ва­то­ри­аль­ной обла­сти.

В слу­чае про­из­воль­но­го рас­по­ло­же­ния базы и про­из­воль­но­го накло­на плос­ко­сти орби­ты стан­ции воз­мож­ность стар­та предо­став­ля­ет­ся через опре­де­лен­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни, при­чем мак­си­маль­ное их зна­че­ние дости­га­ет двух недель. Или же взлет­ной сту­пе­ни необ­хо­ди­мо будет обла­дать доволь­но боль­шим запа­сом харак­те­ри­сти­че­ской ско­ро­сти для изме­не­ния плос­ко­сти орби­ты после взле­та, что при­ве­дет к запре­дель­но­му воз­рас­та­нию ее мас­сы. Впро­чем, учи­ты­вая, что место рас­по­ло­же­ния базы будет выби­рать­ся вбли­зи рай­о­нов око­ло­по­ляр­ных запа­сов водя­но­го льда, по всей види­мо­сти, речь пой­дет о пер­вом вари­ан­те.

Нако­нец, нали­чие стан­ции будет необ­хо­ди­мо, если вах­та эки­па­жа на поверх­но­сти про­длит­ся более одно­го лун­но­го дня, посколь­ку соб­ствен­ной авто­ном­но­сти кораб­ля в таком слу­чае для обес­пе­че­ния экс­пе­ди­ции не хва­тит, а в соста­ве орби­таль­но­го ком­плек­са корабль может нахо­дить­ся до 180 суток. Как уже гово­ри­лось, в соста­ве стан­ции пред­по­ла­га­ет­ся три моду­ля (счи­тая сты­ко­воч­ный), но для осу­ществ­ле­ния назван­ных целей, в прин­ци­пе, она вполне может быть и моно­блоч­ной, подоб­но совет­ским «Салю­там».

Таким обра­зом, тех­ни­че­ски Рос­сия в состо­я­нии в 2030 году начать пило­ти­ру­е­мые поле­ты к Луне и раз­вер­ты­ва­ние на ее поверх­но­сти посе­ща­е­мой базы. Этап оди­ноч­ных экс­пе­ди­ций, по всей види­мо­сти, будет излиш­ним: вряд ли они смо­гут при­не­сти в науч­ном плане намно­го боль­ше резуль­та­тов, чем поле­ты «Апол­ло­нов». Поэто­му име­ет смысл сра­зу при­сту­пать к стро­и­тель­ству базы пер­во­го эта­па.

После того как на осно­ве дан­ных, полу­чен­ных авто­ма­та­ми, будет окон­ча­тель­но выбра­на под­хо­дя­щая пло­щад­ка в инте­ре­су­ю­щем рай­оне, в авто­ма­ти­че­ском режи­ме на Луну будут достав­ле­ны четы­ре моду­ля, тех­ни­ка для грун­то­вых работ, воз­мож­но — энер­го­стан­ция. Послед­няя, ско­рее все­го, будет выде­ле­на в отдель­ный блок, на что кос­вен­но ука­зы­ва­ет нали­чие в перечне раз­ра­ба­ты­ва­е­мой спец­тех­ни­ки кабе­ле­уклад­чи­ка.

Отдель­ной инже­нер­ной зада­чей ста­нет обес­пе­че­ние откло­не­ния точ­ки посад­ки от задан­ной на вели­чи­ну, не пре­вы­ша­ю­щую самое боль­шее несколь­ких сотен мет­ров — боль­шой раз­брос суще­ствен­но затруд­нит после­ду­ю­щую транс­пор­ти­ров­ку моду­лей к точ­ке бази­ро­ва­ния.

После это­го пер­во­му при­быв­ше­му эки­па­жу пред­сто­ит осу­ще­ствить рас­кон­сер­ва­цию моду­лей, их вза­им­ное соеди­не­ние и обсып­ку грун­том для обес­пе­че­ния ради­а­ци­он­ной защи­ты, раз­вер­ты­ва­ние и под­клю­че­ние энер­го­стан­ции. И если к это­му момен­ту еще не будет запу­ще­на око­ло­лун­ная стан­ция (как это, кста­ти, пред­ла­га­лось в 2011 году в про­грам­ме, раз­ра­бо­тан­ной в ГКНПЦ им. М.В. Хру­ни­че­ва), то, учи­ты­вая при­ве­ден­ную выше авто­ном­ность кораб­ля и про­дол­жи­тель­ность пере­ле­та к Луне, эки­па­жу при­дет­ся при про­ве­де­нии этих работ уло­жить­ся в две неде­ли.

Вах­та на лун­ной базе пер­во­го эта­па будет состо­ять из 4-х чело­век. Чис­лен­ность эки­па­жа выбра­на, как уже отме­ча­лось, не слу­чай­но. В этом слу­чае при орга­ни­за­ции выхо­да на поверх­ность двое кос­мо­нав­тов оста­ют­ся на стан­ции, а двое дру­гих рабо­та­ют за пре­де­ла­ми гер­мо­кон­ту­ра или ухо­дят в даль­нюю поез­ду на рове­ре-луно­хо­де. И если с одним что-то слу­ча­ет­ся, то дру­гой смо­жет ему помочь. Ну а по мере того как в состав базы будут вво­дить­ся новые моду­ли, эки­паж может воз­рас­тать, как это и было по мере раз­вер­ты­ва­ния МКС.

Бли­жай­шие пла­ны

Одна­ко сно­ва вер­нем­ся к ближ­ней пер­спек­ти­ве. Опи­сан­ная вна­ча­ле рос­сий­ская про­грам­ма иссле­до­ва­ния Луны авто­ма­ти­че­ски­ми сред­ства­ми вызы­ва­ет, каза­лось бы, вполне логич­ную кри­ти­ку — ведь всё это, или почти всё, уже было осу­ществ­ле­но в ходе поле­тов 1960–1970-х годов. Но, во-пер­вых, новые стан­ции поле­тят к Луне уже совсем с дру­гим при­бор­ным осна­ще­ни­ем, поз­во­ля­ю­щим суще­ствен­но рас­ши­рить науч­ную про­грам­му и про­ве­сти иссле­до­ва­ния на каче­ствен­но ином уровне. Во-вто­рых, не сле­ду­ет забы­вать, что прак­ти­ки лун­ных поле­тов у нас не было уже без мало­го сорок лет. Поэто­му перед более серьез­ны­ми шага­ми необ­хо­ди­мо в какой-то мере «повто­рить прой­ден­ный мате­ри­ал», или, как ска­зал на недав­но про­шед­шей в Москве Меж­ду­на­род­ной науч­ной ассам­блее КОСПАР заве­ду­ю­щий отде­лом ядер­ной пла­не­то­ло­гии Инсти­ту­та кос­ми­че­ских иссле­до­ва­ний РАН Игорь Мит­ро­фа­нов, «зано­во научить­ся садить­ся на Луну».

То, что в части дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния поверх­но­сти Луны огром­ные успе­хи были достиг­ну­ты аме­ри­кан­ской мис­си­ей LRO, тоже не долж­но сму­щать: соб­ствен­ные дан­ные, кото­рым мы будем сами пол­но­власт­ные хозя­е­ва, нам не поме­ша­ют. Что же каса­ет­ся дру­гих нашу­мев­ших мис­сий — GRAIL и LADEE — то перед ними сто­я­ли прин­ци­пи­аль­но иные зада­чи.

А вот по-насто­я­ще­му удру­ча­ют две вещи.

Пер­вая: к сожа­ле­нию, назван­ные сро­ки уже дале­ко не пер­вые в новей­шей исто­рии кос­мо­нав­ти­ки. И преды­ду­щие тоже уста­нав­ли­ва­лись на весь­ма высо­ком уровне и в ито­ге не один раз пере­но­си­лись. Кста­ти, имен­но эта при­чи­на побу­ди­ла груп­пу част­ных кос­ми­че­ских энту­зи­а­стов пред­ло­жить в Интер­не­те свой про­ект лун­ной базы, в кото­ром раз­вер­ты­ва­ние всей инфра­струк­ту­ры пред­по­ла­га­ет­ся, по заяв­ле­нию раз­ра­бот­чи­ков, осу­ществ­лять толь­ко на осно­ве суще­ству­ю­щих средств – то есть раке­ты «Анга­ра-А5», кораб­ля «Союз», раз­гон­ных бло­ков «Фре­гат» и КВТК.

В этом про­ек­те лун­ный корабль, пред­став­ля­ю­щий собой очень глу­бо­кую (и вовсе не факт, что тех­ни­че­ски осу­ще­стви­мую, но это уже дру­гая тема) модер­ни­за­цию «Сою­за», садит­ся на поверх­ность Луны даже без топ­ли­ва на обрат­ный путь: запас, необ­хо­ди­мый для воз­вра­ще­ния обрат­но, долж­ны пред­ва­ри­тель­но доста­вить два заправ­щи­ка, а кос­мо­нав­ты затем на поверх­но­сти осу­ществ­ля­ют его пере­кач­ку в баки сво­е­го кораб­ля.

Моду­ли пред­ла­га­е­мой лун­ной базы тоже при­хо­дит­ся «ужи­мать» до пре­де­ла – мас­са одно­го не долж­на пре­вы­шать 3,2 т. Ско­рее все­го, это огра­ни­че­ние не реа­ли­зу­ет­ся «в чистом виде», то есть при­дет­ся отдель­ным пус­ком достав­лять неко­то­рое обо­ру­до­ва­ние доосна­ще­ния, не уло­жив­ше­е­ся в лимит, и уже на Луне осу­ществ­лять его уста­нов­ку в моду­ли. Места в пило­ти­ру­е­мом кораб­ле хва­та­ет толь­ко для двух чело­век, кото­рые долж­ны про­жить на поверх­но­сти Луны в замкну­том про­стран­стве базы целый год. Что не толь­ко, как уже обсуж­да­лось, небез­опас­но по вполне объ­ек­тив­ным сооб­ра­же­ни­ям, но так­же пред­став­ля­ет серьез­ные слож­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ско­го пла­на, с кото­ры­ми уже неод­но­крат­но стал­ки­ва­лись в зем­ных усло­ви­ях и кото­рые могут пред­став­лять смер­тель­ную опас­ность в усло­ви­ях кос­ми­че­ских. Напом­ню, что вах­та тща­тель­но пси­хо­ло­ги­че­ски подо­бран­но­го эки­па­жа МКС в зна­чи­тель­но более ком­форт­ных усло­ви­ях длит­ся не более полу­го­да, и даже там слу­ча­ет­ся вся­кое, а уж исто­рия море­пла­ва­ния и поляр­ных экс­пе­ди­ций содер­жит несчет­ное чис­ло при­ме­ров, сви­де­тель­ству­ю­щих явно не в поль­зу тако­го реше­ния.

Понят­но, что и эффек­тив­ность такой базы суще­ствен­но сни­жа­ет­ся. Ведь кон­струк­тив­ная слож­ность ее как мини­мум не умень­шит­ся, а учи­ты­вая жесто­чай­шие огра­ни­че­ния по мас­се и веро­ят­ную необ­хо­ди­мость эко­но­мить на вспо­мо­га­тель­ных систе­мах, ско­рее все­го, даже воз­рас­тет. Управ­лять­ся с ее обслу­жи­ва­ни­ем при­дет­ся как мини­мум вдвое мень­ше­му эки­па­жу, вви­ду малой чис­лен­но­сти кото­ро­го вряд ли полу­чит­ся орга­ни­зо­вать пол­но­цен­ную смен­ную рабо­ту. И — вспом­ним, что людям нуж­но не толь­ко рабо­тать, но еще и ино­гда отды­хать, и жела­тель­но не в усло­ви­ях боко­вой пол­ки плац­карт­но­го ваго­на.

Пото­му, отда­вая долж­ное энту­зи­аз­му рабо­чей груп­пы, кото­рой автор этой ста­тьи тоже имел честь ока­зать посиль­ную помощь, сле­ду­ет всё же при­знать: про­ект, про­ра­бо­тан­ный на весь­ма непло­хом уровне и при­зван­ный пока­зать воз­мож­ность орга­ни­за­ции лун­ной базы без при­вле­че­ния сверх­тя­же­ло­го носи­те­ля, на самом деле сыг­рал диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ную роль и толь­ко еще раз под­твер­дил необ­хо­ди­мость послед­не­го.

Во-вто­рых и глав­ных. Для того что­бы лун­ная база не пре­вра­ти­лась в про­ект по оче­ред­но­му вты­ка­нию фла­га, а Рос­сия закре­пи­лась на Луне «все­рьез и надол­го», необ­хо­ди­мо иметь чет­кую про­грам­му дей­ствий, кото­рые долж­ны после­до­вать в даль­ней­шем, и цель, к кото­рой эти дей­ствия долж­ны вести. А вот пони­ма­ния это­го вопро­са – во вся­ком слу­чае, в виде офи­ци­аль­но утвер­жден­но­го доку­мен­та – нет, похо­же, и в самой РАН.

Дово­ды о том, что Луну пора не толь­ко изу­чать, но и осва­и­вать, тем не менее, уже дав­но зву­чат в отдель­ных ста­тьях и докла­дах. Смысл кото­рых состо­ит в том, что зада­чей лун­ной про­грам­мы долж­но стать, конеч­но же, не абстракт­ное «демон­стри­ро­ва­ние при­сут­ствия чело­ве­ка на дру­гом небес­ном теле» и даже не исклю­чи­тель­но реше­ние науч­ных задач, мно­гие из кото­рых на самом деле могут быть реше­ны авто­ма­ти­че­ски­ми сред­ства­ми. Такой зада­чей долж­но быть вовле­че­ние ее ресурс­ных и энер­ге­ти­че­ских запа­сов в хозяй­ствен­ный обо­рот зем­ной циви­ли­за­ции. При­чем речь идет не о нашу­мев­шем в свое вре­мя пред­ло­же­нии о добы­че гелия-3, а о гораз­до более мас­штаб­ной про­грам­ме. Кото­рая, воз­мож­но, когда-нибудь обре­тет ста­тус феде­раль­ной.

Но к это­му вопро­су — что делать на Луне и поче­му ее коло­ни­за­ция явля­ет­ся для чело­ве­че­ства необ­хо­ди­мой и неиз­беж­ной — мы вер­нем­ся в сле­ду­ю­щей ста­тье.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
9 Цепочка комментария
2 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
8 Авторы комментариев
На Марс через индустриализацию Луны | Аналитика ФорексИндивидАлександрСобираемся на ЛунуИван Соболев Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
А.Шелухин
А.Шелухин

Без какой-либо коопе­ра­ции с миро­вым сооб­ще­ством невоз­мож­но начать осво­е­ние Луны.

Александр Хохлов
Александр Хохлов

Для ува­жа­е­мых чита­те­лей ТрВ-Нау­ка сде­лаю ссыл­ки на про­ект энту­зи­а­стов, о кото­ром рас­ска­зал Иван Собо­лев.
«Луна семь»: http://www.spacelin.ru/#!moon-7-presentation/c1usz
И ново­сти в бло­ге осно­ва­те­ля про­ек­та Алек­сандра Ильи­на: http://users.livejournal.com/___lin___/tag/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C

Иван Иванов
Иван Иванов

Ува­жа­е­мый автор! Не мог­ли бы Вы рас­шиф­ро­вать свое выра­же­ние – «для слу­жеб­но­го поль­зо­ва­ния»? Какой служ­бы? Чьей служ­бы? За какой надоб­но­стью – поль­зо­вать?

Иван Соболев
Иван Соболев

>Не мог­ли бы Вы рас­шиф­ро­вать свое выра­же­ние — «для слу­жеб­но­го поль­зо­ва­ния»?

В Рос­сий­ской Феде­ра­ции (как и в СССР до это­го), поми­мо гри­фов сек­рет­но­сти, так­же суще­ству­ет огра­ни­чи­тель­ная помет­ка «для слу­жеб­но­го поль­зо­ва­ния», кото­рая ста­вит­ся на несек­рет­ные доку­мен­ты орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти, огра­ни­че­ние на рас­про­стра­не­ние кото­рых дик­ту­ет­ся слу­жеб­ной необ­хо­ди­мо­стью.

Иван Иванов
Иван Иванов

Поз­во­лю себе заме­тить, что все в кур­се – что такое ДСП. Вопрос был – поче­му имен­но эта тема – ДСП, если она рас­про­стра­ня­ет­ся во всех СМИ, с упор­ством гуа­но­про­па­ган­ды?

Не пото­му ли – что кос­мос, вооб­ще, и Луна, в част­но­сти, ста­ла при­бе­жи­щем афе­ри­стов, мошен­ни­ков и каз­но­кра­дов?
Не пото­му ли, что это оче­ред­ная зале­пу­ха режи­ма, необ­хо­ди­мая для скру­чи­ва­ния обще­ства в бара­ний рог, под рокот мили­та­рист­ской исте­рии и шови­ни­сти­че­ско­го уга­ра?
Не пото­му ли?

Да, вот как раз – поэто­му. Поэто­му само­му.

Случайный прохожий
Случайный прохожий

Сход­ство вовсе не слу­чай­ное и вполне логич­ное — ведь зада­чи им пред­сто­ит решать схо­жие, а зако­ны физи­ки и инже­нер­ной логи­ки не зави­сят от стра­ны-раз­ра­бот­чи­ка. Так что упре­ки в оче­ред­ном «копи­ро­ва­нии», кото­рые порой при­хо­дит­ся слы­шать, мяг­ко гово­ря, необос­но­ван­ны.

Улыб­ну­ло. «Сою­зы» и «Апол­ло­ны» реша­ли схо­жие зада­чи, зако­ны физи­ки с тех пор, вро­де, тоже не меня­лись, но сход­ства меж­ду ними поче­му-то было гораз­до мень­ше…

Борис
Борис

Рас­суж­де­ния пар­ня из Скол­ко­во на тему «Соби­ра­ем­ся на Луну» лиш­ний раз под­твер­ди­ло пла­чев­ное состо­я­ние рос­сий­ской кос­мо­нав­ти­ки. Кос­ми­че­ский кла­стер «Скол­ко­во» пыта­ет­ся и не без­успеш­но оття­нуть на себя бюд­жет­ные сред­ства от кос­ми­че­ской нау­ки.
Инте­рес­но как на всё это смот­рит Рос­сий­ская ака­де­мия наук.

trackback
Собираемся на Луну

[…] Источ­ник: Газе­та «Тро­иц­кий вари­ант» […]

Александр
Александр

самое инте­рес­ное для меня в кон­це: надо «втя­ги­вать Луну в хозяй­ствен­ный обо­рот». кому надо, зачем надо, и нако­нец какой такой обо­рот? что полез­но­го мож­но на Луне сде­лать? какую выго­ду она может дать?
имхо, раз­ве что теле­скоп поста­вить может быть не на самой луне а за ней.

Индивид
Индивид

Вот это и пора­жа­ет. Для раз­ви­тия неко­то­рых идей – даже копей­ку не надо тра­тить – толь­ко чтоб не меша­ли. А тут денег и не малые хотят. Спра­ши­ва­ет­ся на что? Даже малень­кие Канад­ские Ёжи­ки пони­ма­ют, что с суще­ству­ю­щей тех­но­ло­ги­ей гово­рить о коло­ни­за­ции – это чистой воды бред. Пото­му, что слиш­ком боль­шие рас­хо­ды тре­бу­ют и вооб­ще без какой нибудь пер­спек­ти­вы оку­пить эти затра­ты. Смысл име­ют пока толь­ко иссле­до­ва­тель­ские мис­сии. Но для них доста­точ­но про­сто отпра­вить авто­ма­ты. Они вполне акку­рат­но всё выяс­нят. Летать на Марс или Луну, чтоб похо­дить по ней толь­ко – это же глу­пость. Луч­ше бы эти день­ги потра­ти­ли на раз­ра­бот­ку и созда­ния прин­ци­пи­аль­но новых дви­га­те­лей. Ясно же,… Подробнее »

trackback
На Марс через индустриализацию Луны | Аналитика Форекс

[…] чело­ве­че­ства за пре­де­ла­ми пла­не­ты – это осво­е­ние Луны и исполь­зо­ва­ние её ресур­сов вме­сте с исполь­зо­ва­ни­ем энер­гии Солн­ца через […]

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: