Из сокровищницы популяризации

164-0068Авторы проекта «Математические этюды» (http://etudes.ru) осуществили оцифровку книг, выпускавшихся с 1904 по 1925 год в Одессе издательством Mathesis — первым в России научно-популярным издательством. За время его работы было выпущено более 150 книг.

Скачать эти книги можно на сайте www.mathesis.ru. Образ диска c оцифрованными изданиями находится в открытом доступе. Учителя математики, физики, химии и в библиотеки могут получить DVD по запросу, заполнив простую форму на странице www.mathesis.ru/disk.

164-0071Данный проект осуществлен Лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А. Стеклова РАН при поддержке Фонда Дмитрия Зимина «Династия». В комментарии ТрВ-Наука руководитель проекта «Математические этюды» Николай Андреев отметил, что, на его взгляд, «книжки — удивительнейшие. Как по содержанию, так и по языку. Почитать их молодому поколению — крайне полезно. Приведу только один абзац из предисловия А.Р. Орбинского к книге С. Ньюкома «Астрономiя для всѣхъ», выпущенной в 1905 году: «Для той страны, гдѣ половина населенiя еще не умѣетъ читать, такая вещь, какъ книга съ заголовкомъ “для всѣхъ”, является внутреннимъ противорѣчiемъ. И сердечно напутствуя эту книгу по желанiемъ найти многихъ читателей, я присоединю еще и то пожеланiе, чтобы скорѣе настало на Руси то время, когда такими книгами сможетъ пользоваться и наслаждаться дѣйствительно “каждый”».

Николай Адреев и Роман Кокшаров опубликовали в «Успехах физических наук» заметку об архиве издательства Mathesis, см. http://ufn.ru/ru/articles/2014/7/k. Авторы отмечают, что «представляемый электронный архив вводит новые стандарты сканирования старых книг. Оригиналы были отсканированы с разрешением 600 dpi и глубиной цвета 24 бит, реализована программа просмотра изображений. Эти и другие особенности архива по мере возможности создают у читателя ощущение общения с книгой».