«Вот и лето прошло…»

Рис. И. Кийко

Рис. И. Кий­ко

161-0000Егор Базы­кин,
канд. биол. наук, PhD Прин­стон­ско­го уни­вер­си­те­та, зав. сек­то­ром моле­ку­ляр­ной эво­лю­ции ИППИ РАН, вед. науч. сотр. факуль­те­та био­ин­же­не­рии и био­ин­фор­ма­ти­ки МГУ:

Луч­шее, что со мной слу­чи­лось этим летом, – недель­ный моле­ку­ляр­ный прак­ти­кум сту­ден­тов-вто­ро­курс­ни­ков факуль­те­та био­ин­же­не­рии и био­ин­фор­ма­ти­ки МГУ на бело­мор­ской био­стан­ции (ББС), кото­рый я имел честь сове­сти. На ББС отлич­ная моле­ку­ляр­но-био­ло­ги­че­ская лабо­ра­то­рия, осна­щен­ная несколь­ко лет назад на мега­грант. Мож­но, гру­бо гово­ря, ловить живот­ное в Белом море, тут же отно­сить его в лабо­ра­то­рию, фото­гра­фи­ро­вать хоро­ши­ми мик­ро­ско­па­ми (до кото­рых его было бы не довез­ти, если бы мик­ро­ско­пы были дале­ко) и иссле­до­вать ДНК. Лабо­ра­то­рия исполь­зу­ет­ся в том чис­ле и для лет­них сту­ден­че­ских прак­тик.

В этом году мы реши­ли попы­тать­ся осу­ще­ствить со сту­ден­та­ми пол­ный цикл науч­но­го иссле­до­ва­ния – от полу­че­ния мате­ри­а­ла до напи­са­ния ста­тьи. Оче­вид­ной слож­но­стью было то, что на одну зада­чу в ходе прак­ти­ки отво­дит­ся лишь неде­ля; но было реше­но попы­тать­ся. По пред­ва­ри­тель­ным дан­ным, полу­ча­лось, что в Белом море не один вид меду­зы-циа­неи, как все­гда счи­та­ли, а два: осо­би раз­де­ля­ют­ся по ДНК на две чет­кие груп­пы.

Уче­ные реши­ли иссле­до­вать это деталь­но – и пре­успе­ли; уда­лось пол­но­стью разо­брать­ся в вопро­се и напи­сать ста­тью за шесть дней (!). В поне­дель­ник утром сту­ден­ты маха­ли сач­ка­ми, ловя с лод­ки медуз, – а в суб­бо­ту вече­ром (точ­нее, в три часа утра вос­кре­се­нья) под общее лико­ва­ние была нажа­та кноп­ка submit на сай­те жур­на­ла (есте­ствен­но – меж­ду­на­род­но­го и англо­языч­но­го). Посе­ре­дине было три дня ана­ли­за, моле­ку­ляр­но­го и мор­фо­ло­ги­че­ско­го (сре­ди про­че­го, стар­шим кол­ле­гам с помо­щью сту­ден­тов уда­лось най­ти так­же и мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак, раз­ли­ча­ю­щий виды), и три дня сов­мест­но­го напи­са­ния ста­тьи. Два чело­ве­ка из сту­ден­че­ской груп­пы писа­ли вве­де­ние, два – мето­ды, три – резуль­та­ты, два – обсуж­де­ние, а пре­по­да­ва­те­ли ходи­ли вокруг и дава­ли полез­ные сове­ты.

Впе­ре­ди еще бит­ва с рецен­зен­та­ми, но глав­ное поза­ди. Я силь­но сомне­вал­ся, что заду­ман­ное удаст­ся: напи­са­ние хоро­шей ста­тьи может зани­мать мно­гие меся­цы, тем более – неопыт­ны­ми сту­ден­та­ми, для кото­рых к тому же и тема не род­ная. Всё полу­чи­лось в резуль­та­те соче­та­ния несколь­ких фак­то­ров: про­сто­ты и кра­со­ты исто­рии, нали­чия про­фес­си­о­на­лов – мор­фо­ло­гов и моле­ку­ляр­щи­ков – и очень силь­ной сту­ден­че­ской груп­пы, зара­жав­шей сво­им энту­зи­аз­мом.

161-0007Дмит­рий Вибе,
докт. физ.-мат. наук, зав. отде­лом физи­ки и эво­лю­ции звезд Инсти­ту­та аст­ро­но­мии РАН:

Лето с науч­ной точ­ки зре­ния ока­за­лось неожи­дан­но про­дук­тив­ным. Неожи­дан­но — ибо не по нашей воле до лета затя­ну­лась бит­ва с рецен­зен­том ста­тьи, кото­рую мы отпра­ви­ли в жур­нал еще в сен­тяб­ре 2013 года. Он несколь­ко раз тре­бо­вал суще­ствен­ных дора­бо­ток, на кото­рые ухо­дил не один месяц, и сам каж­дый раз чест­но выдер­жи­вал месяц на напи­са­ние оче­ред­но­го отзы­ва. Труд­но ска­зать, напи­са­ли ли мы в ито­ге что-то его устро­ив­шее или про­сто надо­е­ли. Спра­вед­ли­во­сти ради сле­ду­ет отме­тить, что все заме­ча­ния были по суще­ству, и ста­тья в резуль­та­те их реа­ли­за­ции ста­ла луч­ше на каче­ствен­ном уровне.

Ста­тья посвя­ще­на ана­ли­зу наблю­де­ний поли­цик­ли­че­ских аро­ма­ти­че­ских угле­во­до­ро­дов (то есть мы подо­зре­ва­ем, что это они) во вне­га­лак­ти­че­ских обла­стях звез­до­об­ра­зо­ва­ния раз­но­го воз­рас­та. До это­го одни люди пред­по­ла­га­ли, что угле­во­до­ро­ды в обла­стях звез­до­об­ра­зо­ва­ния рас­тут, дру­гие люди пред­по­ла­га­ли, что угле­во­до­ро­ды в обла­стях звез­до­об­ра­зо­ва­ния раз­ру­ша­ют­ся. Нам же впер­вые уда­лось убе­ди­тель­но пока­зать, что там с угле­во­до­ро­да­ми про­ис­хо­дит вооб­ще не пой­ми что.

161-0001Алек­сей Сгиб­нев,
учи­тель мате­ма­ти­ки шко­лы «Интел­лек­ту­ал»:

В июне мы про­ве­ли лет­нюю шко­лу в Москве для уче­ни­ков 7–8-х классов. Это уже деся­тая шко­ла, с 2005 года мы заме­ти­ли довольно силь­ные изме­не­ния в уровне и спо­соб­но­стях уче­ни­ков. С одной сто­ро­ны, они всё хуже вос­при­ни­ма­ют лек­ции – даже яркие и содер­жа­тель­ные рас­ска­зы от спе­ци­а­ли­стов, уме­ю­щих общать­ся с под­рост­ка­ми. Види­мо, про­сто теря­ет­ся уме­ние вос­при­ни­мать длин­ную моно­ло­ги­че­скую речь – как уст­ную, так и пись­мен­ную. С дру­гой сто­ро­ны, школь­ни­ки всё боль­ше погру­жа­ют­ся в свои гад­же­ты.

Кар­тин­ка из жиз­ни: на пере­мене из груп­пы в восемь уче­ни­ков семе­ро сидят с теле­фо­на­ми, один чита­ет стен­га­зе­ту в кори­до­ре. Эти два наблю­де­ния свя­за­ны: во «ВКон­так­те» доми­ни­ру­ют кра­си­вые кар­тин­ки и роли­ки, в ком­пью­те­ре — дина­мич­ные стре­лял­ки, кото­рые вос­при­нять гораз­до лег­че, чем речь како­го-то дядень­ки у дос­ки или книж­ку (да еще без кар­ти­нок и диа­ло­гов). Наши выпуск­ни­ки, рабо­тав­шие вожа­ты­ми, воз­му­ща­лись: «Когда мы были в их воз­расте (десять лет назад), тако­го не было. Как их выта­щить из вир­ту­аль­но­го мира?»

В этом году мы заме­ти­ли, что самы­ми попу­ляр­ны­ми были заня­тия, на кото­рых надо что-то делать рука­ми. Ска­жем, самые посе­ща­е­мые круж­ки были по рисо­ва­нию и ори­га­ми, самую высо­кую оцен­ку по опро­су полу­чи­ли лек­ция «Мате­ма­ти­ка в моде­лях» и инже­нер­ные про­ек­ты, в кото­рых надо было сде­лать рабо­та­ю­щую ката­пуль­ту, все рва­лись на экс­кур­сию в «Экс­пе­ри­мен­та­ни­ум», где экс­по­на­ты мож­но тро­гать и запус­кать.

Понят­но, что в мире гад­же­тов чело­ве­ку не хва­та­ет самой про­стой рабо­ты рука­ми, кото­рая была обыч­на еще десять лет назад — про­чер­тить, выре­зать, отме­рить, скле­ить, отпи­лить… Гад­же­ты выиг­ры­ва­ют кон­ку­рен­цию у уро­ков за нагляд­ность и при­вле­ка­тель­ность инфор­ма­ции, а вот это они (пока?) не могут заме­нить.

Мы поду­ма­ли, что имен­но такие «руч­ные» заня­тия помо­гут школь­ни­ку воз­вра­щать­ся в реаль­ный мир из вир­ту­аль­но­го. Мы раз­ра­ба­ты­ва­ем цикл лабо­ра­тор­ных работ с услов­ным назва­ни­ем «Руч­ная мате­ма­ти­ка». В неко­то­рые места школь­ной про­грам­мы есте­ствен­ным обра­зом мож­но вклю­чить рабо­ту рука­ми. Напри­мер, узнать про чис­ло π, поме­рив несколь­ко круг­лых объ­ек­тов и посчи­тав нуж­ное отно­ше­ние. Выре­зать и скле­ить все ребер­ные раз­верт­ки куба. Постро­ить бис­сек­три­сы углов, скла­ды­вая бумаж­ный тре­уголь­ник. Постро­ить гипер­бо­лу, скла­ды­вая лист каль­ки (см. www.youtube.com/watch?v=nEISCCjObPg).

Помо­гут и нагляд­ные мульт­филь­мы о серьез­ных мате­ма­ти­че­ских сюже­тах на заме­ча­тель­ном сай­те «Мате­ма­ти­че­ские этю­ды» (www.etudes.ru). Когда школь­ни­ки вклю­чи­лись в про­цесс и что-то сде­ла­ли сами, они уже гото­вы это и обсу­дить. А там, может быть, гово­рить и слу­шать научат­ся…

161-0017Вла­ди­мир Сур­дин,
аст­ро­ном, доцент физи­че­ско­го факуль­те­та МГУ:

Мое отпуск­ное лето ока­за­лось очень корот­кое — все­го две неде­ли. Дело в том, что в весен­ний семестр поми­мо моих 20 сту­ден­тов-аст­ро­но­мов и меня было 1700 сту­ден­тов со всех факуль­те­тов МГУ, слу­шав­ших мой курс «Общая аст­ро­но­мия». Весь июнь при­шлось при­ни­мать у них зачет — и это было нелег­ко! В июле возил сво­их сту­ден­тов-аст­ро­но­мов на прак­ти­ку в обсер­ва­то­рию Тер­скол (Кав­каз, близ Эль­бру­са, 3200 м). Весь­ма удач­но пора­бо­та­ли и позна­ко­ми­лись с гора­ми.

А в про­ме­жут­ках меж­ду заче­та­ми, экза­ме­на­ми и прак­ти­кой мне уда­лось закон­чить новое изда­ние кни­ги «Небо и теле­скоп» из серии «Аст­ро­но­мия и аст­ро­фи­зи­ка», кото­рую вме­сте с кол­ле­га­ми я пишу в послед­ние годы.

Кро­ме этих мас­штаб­ных дел были летом и регу­ляр­ные повин­но­сти: рецен­зи­ро­ва­ние и редак­ти­ро­ва­ние ста­тей и книг моих кол­лег, а так­же помощь в под­го­тов­ке про­ек­та «Собе­ри свой теле­скоп» изда­тель­ства DeAgostini. Эта ком­па­ния обра­ти­лась в ГАИШ с прось­бой науч­но­го редак­ти­ро­ва­ния и кон­суль­та­ции по под­го­тов­ке пери­о­ди­че­ско­го изда­ния-набо­ра для люби­те­лей аст­ро­но­мии, и нам идея понра­ви­лась. С авгу­ста в газет­ных киос­ках еже­не­дель­но будут появ­лять­ся план­ше­ты с дета­ля­ми теле­ско­па, кар­та­ми неба и жур­на­ла­ми с опи­са­ни­ем небес­ных объ­ек­тов и мето­дов их наблю­де­ния в теле­скоп, кото­рый чело­век сам собе­рет из при­ло­жен­ных дета­лей. Для любо­зна­тель­но­го под­рост­ка это инте­рес­нее, чем сра­зу куп­лен­ный гото­вый инстру­мент, устрой­ство кото­ро­го нелег­ко понять. А для нас, про­фес­си­о­на­лов, это новая фор­ма попу­ля­ри­за­ции люби­мой нау­ки. Так что лето про­шло не без поль­зы.

Сер­гей Бел­ков,
флей­во­рист, попу­ля­ри­за­тор нау­ки:

При­зна­юсь, лето я даже не заме­тил. Не могу похва­стать­ся осо­бен­ны­ми твор­че­ски­ми успе­ха­ми. Дале­ко не все­гда уда­ва­лось напи­сать свою колон­ку в заме­ча­тель­ный ТрВ-Нау­ка.

Из неболь­ших лич­ных удив­ле­ний сто­ит, пожа­луй, отме­тить про­шед­шее в Петер­бур­ге меро­при­я­тие «Гик-Пик­ник», куда меня при­гла­си­ли с лек­ци­ей о хими­че­ской еде. Понра­ви­лась не толь­ко орга­ни­за­ция и про­сто огром­ное, несмот­ря на доста­точ­но высо­кую сто­и­мость вход­но­го биле­та, коли­че­ство посе­ти­те­лей. Реаль­но вос­хи­ти­ла атмо­сфе­ра, отно­ше­ние зри­те­лей, их актив­ность в лек­то­рии. Не было дурац­ких вопро­сов. Не было вздо­хов, тира­жи­ру­е­мых в теле­ви­зо­ре глу­по­стей о вред­но­сти «химии». Было пони­ма­ние и очень дру­же­ская атмо­сфе­ра. Может, на самом деле врут все те, кто про­ро­чит нашей стране мрач­ное анти­на­уч­ное сред­не­ве­ко­вье?

161-0013Ири­на Левон­ти­на,
канд. филол. наук, вед. науч. сотр. Инсти­ту­та рус­ско­го язы­ка им. В.В. Вино­гра­до­ва РАН:

Гото­ви­ли к сда­че сло­вар­ные ста­тьи для Пер­во­го выпус­ка Актив­но­го словаря рус­ско­го язы­ка, кото­рый мы (сек­тор Инсти­ту­та рус­ско­го язы­ка РАН во гла­ве с Ю.Д.Апресяном) отправ­ля­ем уже в изда­тель­ство. Боже мой, сколь­ко кро­шеч­ных удач, мик­ро­ско­пи­че­ских побед и пора­же­ний!

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *