«Профессиональный кислород» для учителей

Григорий Ищук

Григорий Ищук

С 29 июня по 4 июля Фонд Дмитрия Зимина «Династия» собрал под Москвой 200 победителей Всероссийского конкурса учителей физики, математики, химии и биологии 2014 года. Программа конференции включала мастер- классы учителей, научно- популярные лекции ученых, доклады лауреатов и работу в творческих лабораториях. Публикуем отклик на это событие от его участника, учителя физики из лицея № 33 города Иванова Григория Ищука.

Для меня сегодняшнее время — это время профессионального одиночества. К сожалению, последние десять лет все «инновации» в учительской жизни приводят к разобщению. Учитель не имеет возможности, а иногда нет желания из-за окружающей среды, общаться, развиваться, повышать свой уровень.

Это связано, во-первых, с тем, что система оплаты такова, что для того, чтобы заработать, нужно брать много часов. Во-вторых, у учителя нет возможности участвовать в конференциях, курсах, семинарах. Ни школа, ни отделы образования не оплачивают участие. А курсы, которые организовывают местные органы, неинтересны и малоэффективны. В-третьих, учитель сегодня испытывает профессиональную ненужность, нет чувства нужности того, что мы делаем.

Главное, что мне дает конференция, организованная фондами «Династия» и «Современное естествознание», — это уменьшить чувство профессионального одиночества. Это как источник «профессионального кислорода»! Находиться несколько дней в кругу замечательных людей, видеть горящие глаза, слышать понятные слова, ощущать созвучное дыхание — это многого стоит.

Как об этом рассказать? Что удивило? Прежде всего то, что учителей, которых ученики определили лучшими, не так уж и мало! И что самое удивительное, достаточно много молодежи. Во-вторых, то, что лучшим экспертом учительского труда был назван ученик. Неплохо было бы ввести это и в государственную практику оценки работы учителя. В-третьих, дискуссии показали, что проблема зарплат, технической оснащенности, оборудования кабинета — это не самые важные проблемы школы сегодня. Главная проблема — это человеческое общение.

Стоит отметить и то, что было много новых лиц — учителей, получивших гранты впервые. Мне показалось странным, что большинство моих коллег, не сомневаясь в идее фильтра, рассказывали, что работают в классах и школах, в которые детей отбирают по конкурсу. Лично я сомневаюсь в правильности отбора.

На мой взгляд, жанр конференции был выбран очень правильно. Было разнообразие докладов и выступлений, мастер-классов и студий. Каждый мог выбрать по желанию, сам выбор не был ничем и никем ограничен. Подкупало одинаково уважительное отношение ко всем участникам, невзирая на заслуги и успехи. Ни выступающие, ни участники дискуссий фанатично не настаивали на своем. Но все были внимательны, прислушивались друг к другу. Всё это и рождало атмосферу, среду, в которой развивается профессионализм.

Очень мудро организаторы подошли к подбору участников конференции. Большинство участников — это учителя из малых городов и сел необъятной нашей родины. Мне понравилось, что не было бурных, бессмысленных, истерических обсуждений ЕГЭ, НСОТ, ФГОС и т.д. Собрались люди, которые понимают, что нужно делать ДЕЛО. Да, каждый делает по своему, да, непростое это дело, да, можно лучше. Но никакие нормативы не помогут (и не помешают). Несмотря на то что у каждого был свой взгляд на многие вещи, в беседах и дискуссиях была только доброжелательность.

Конечно, самое главное происходило вне программы: вечерние и ночные беседы и споры. Ко всему этому располагал и санаторий «Клязьма». Ну, а когда на заключительной конференции появился сам Дмитрий Зимин, то это внесло еще и очень душевно-воспитательную струю. Можно сказать, что такая конференция воспитывает реальных учителей!

Не знаю, как так удалось, но в очередной раз был поражен команде совершенно молодых ребят, готовящих и проводящих конференцию. Думается, не только у меня появилось ощущение своей нужности; нужности того, что делаешь; того, что ты — участник (строитель) нового века. А времена сегодня непростые. И пожилые и молодые учителя, преподаватели, студенты с удовольствием и пользой учились делать мультики, сочинять сказки, правильно говорить и дышать, рисовать. И всё это организовывали и проводили люди, которым это не просто интересно.

Конечно, были и методические, предметные секции учителей химии, биологии, математики и физики. Не знаю, как на других секциях, но у физиков была особая атмосфера. Никто никого не поучал, никто не хвастался и не доказывал. Очень удачно был выбран акцент на «Просто о сложном». Всем было о чем задуматься, познакомиться с новым, — одним словом, не учить, а учиться!

Всех без исключения физиков волновал вопрос: как вызвать, как удержать сегодня интерес ребенка к предмету? Понимая, что ни техническое оснащение, ни методические приемы, ни специальная литература, ни нормативные документы, хотя, безусловно, всё это имеет значение, не могут сегодня развернуть ребенка к серьезной учебе.

А что же поможет решить эту проблему? Ответ прост: союз «учитель— ученик». Думается, что не за горами конференции, на которые приедут учителя со своими учениками, сегодняшними и бывшими. Это огромный ресурс, благодаря которому и может развиваться современная школа, школа творческого поиска, школа открытий, школа достоинства.

См. информацию о конференции на странице www.dynastyfdn.com/news/1179

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *