- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Решение участников Международной школы-семинара «Физика в системе высшего и среднего образования России»

Школа-семинар состоялась в Москве 23-25 июня 2014 года. Она проводилась по решению Научно-методического совета по физике Минобрнауки. Организатором школы-семинара было Общественное движение «Физика и Образование».

Работа семинара осуществлялась на базе трех вузов, имеющих статус Национальных исследовательских университетов: Московского физико-технического института, Московского государственного технического университета имени Баумана и Московского авиационного института. Представителями различных регионов России для обсуждения на семинаре представлены 162 доклада, затрагивающие насущные проблемы функционирования кафедр физики в вузах России.

Участники семинара отмечают низкий уровень знаний школьников по физике, поступающих в технические вузы России. Физика, дисциплина с накопительными знаниями, излагаемая в средней школе в объеме 2 часов в неделю, школьниками не усваивается. Исключение составляют выпускники специальных школ и классов, где физика читается в объеме 5 часов в неделю, но доля таких выпускников 10%.

— Общественный мониторинг показывает, что лишь пятая часть студентов технических вузов, будущих инженеров, относительно успешно осваивает курс физики на уровне, соответствующем государственным стандартам.
— Парадигма российского образования такова, что в ней главенствуют дисциплины гуманитарного направления, формирующие эмоционально-качественный тип мышления. Дисциплины точные, количественные, в том числе физика, оттеснены на обочину образовательного процесса. Представляется, что без изменения существующей парадигмы надежда на то, что Россия станет высокотехнологичной державой, вряд ли будет реализована.

— Уровень обучения физике является лакмусовой бумажной, определяющей отношения государства к инженерному образованию, к формированию технической интеллигенции. Озвученная на днях президентом В.В. Путиным необходимость формирования инженерных кадров современного поколения с перспективой на 20-30 лет не может быть реализована без изменения отношения к физико-математическому образованию в целом и преподаванию физики в частности. Это осознает и общество в целом. Достаточно отметить его болезненную реакцию на снижение требований ЕГЭ по математике. Тревожная тенденция. Сегодня 20 баллов, а завтра придем к нулю.

Участники школы-семинара считают необходимым:

— общественному движению «Физика и образование», обобщив мнение физического сообщества, направить на рассмотрение Государственной Думы предложение об обязательности ЕГЭ по физике для всех школьников;

— с целью адаптации учащихся к вузовским требованиям заведующим кафедрами физики изыскивать возможность чтение студентам пропедевтических курсов;

— рекомендовать заведующим кафедрами физики ставить курсы «физические основы современных технологий»;

— преподавателям физики активно присутствовать на сайте общественного движения «Физика и образование», высказывать свою позицию по различным вопросам преподавания физики и ее положению в структуре образования.

www.physicsnet.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи