Ученые обнаружили подземный «океан»

8.1
Схематическое изображение внутренней структуры Земли. 1. Континентальная кора — 2. Океаническая кора — 3. Верхняя мантия — 4. Нижняя мантия — 5. Внешнее ядро — 6. Внутреннее ядро — А: Поверхность Мохоровичича B: Разрыв Гутинберга C: разрыв Леманн-Буллен

Запасы воды, в три раза превышающие объем мирового океана, содержатся в земной мантии на глубине нескольких сотен км в виде гидроксильных групп в составе минерала под названием рингвудит.

К такому выводу пришла группа исследователей под руководством доктора Стивена Джейкобсена из Северо-Западного университета в штате Иллинойс. Ученые также полагают, что вода на Земле имеет внутреннее происхождение, она возникла в процессе формирования планеты, и считают несостоятельной другую распространенную гипотезу, согласно которой воду на нашу планету принесли кометы. (Ее подробное изложение можно прочесть в интервью с астрономом Климом Чурюмовым в ТрВ-Наука № 154.)

Исследователи проанализировали показания 2 тысяч сейсмографов, которые фиксировали более чем 500 землетрясений. Скорость сейсмических колебаний резко менялась на границе верхней и нижней мантий Земли на глубине 410-660 км. Ученые предположили, что на большой глубине меняется структура минерала оливина, составляющего большую часть верхней мантии. Разновидность оливина, насыщенную водой, назвали рингвудитом.

Глубина, на которой должен залегать рингвудит, слишком велика для добычи образцов. Первый алмаз со следами рингвудита обнаружили в Бразилии канадские геохимики из Альбертского университета во главе с Грэмом Пирсоном. Он изучал алмазы, вынесенные на поверхность с вулканической лавой, и обнаружил в них признаки присутствия рингвудита.

По словам Джейкобсена, если бы вода, спрятанная в мантии, пополнила бы мировой океан, над его поверхностью были бы видны бы только вершины самых высоких гор.

А.О.,

по материалам New Scientist

Подробнее: Science, DOI: 10.1126/science.1253358

В_Южный

За последние 2-3 месяца это вторая статья на тему “открытия” западными учёными
большого количества воды в мантии, причём на основании только одного факта – случайная находка и исследование микрокристалла рингвудита в 5-мм кристалле технического алмаза; в рингвудите обнаружили гидроксильные группы OH`.
Вопросы эти, о воде в породах мантии Земли, в геологии изучаются и обсуждаются на более высоком научном уровне уже десятки лет, и абс. ничего нового авторы
данной статьи не открыли. Вот сошлюсь на случайно сохранившуюся копию статьи:
Вревский А. Б., Институт геологии и геохронологии докембрия РАН, С.-Петербург,
2011г. “Архейские зеленокаменные пояса – геологические и изотопно-геохимические
факты и геодинамические спекуляции”. Статья на другую тему, но в ней упоминается
рингвудит с вадслеитом в мантийных породах и вода там же, как факты давно уже
установленные.
В общем, грантовая система финансирования науки и погоня за индексами цитирования ни к чему хорошему не приводит, и данная статья тоже тому пример.
P.S. А в NaOH вода есть?