«Наука должна быть свободной»

12.3Сергей Дмитриев, старший научный сотрудник НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского, МГУ рассказывает о старте сбора денег на поддержку весьма противоречивого, но пока необходимого проекта для российских ученых.

Проект Sci-Hub -известный практически всем ученым как в нашей стране, так и за рубежом пиратский сервер для скачивания полнотекстовых статей – обратился к пользователям с просьбой о помощи [1]. В последние месяцы сайт работал с большими перерывами. Авторы выложили на сайте обращение, в котором объяснили причину перебоев проблемами с хостингом: на сервер постоянно жалуются издания – держатели авторских прав скачиваемых статей (в обращении они в шутку названы «злыми капиталистами»), и приходится то и дело менять провайдера.

В итоге авторы приняли решение разместить сервер на таком хостинге, которому «никакие жалобы капиталистов нипочем», – однако это требует сбора значительных средств. Sci-Hub призывает пользователей скинуться и собрать необходимую сумму. Авторы обращения пишут об ущербности существующей системы платного доступа к научным статьям и о том, что издательства, узурпировав права на публикации ученых, получают сверхприбыль и препятствуют свободному распространению знаний.

По мнению авторов, стоимость легального скачивания каждой статьи уже достигла порога, при котором она становится непосильной для большинства исследователей не только в нашей стране, но и на Западе, – и в подтверждение приводят тот факт, что представители Гарвардского университета недавно заявили о невозможности платить всё возрастающую цену за статьи [2]. Письмо заканчивается призывом: «Товарищи! Давайте объединимся и все вместе вырвем научное знание из цепких лап капиталистов! Наука должна быть свободной!»

Нужно отметить, что, несмотря на явно незаконный характер деятельности сервиса, к его услугам вынуждено прибегать огромное количество (если не большинство) российских ученых. Sci-Hub особенно популярен у представителей тех наук, в которых отсутствует практика размещения препринтов статей в открытых архивах типа arXiv.org [3], – биологов, медиков, химиков и многих других.

Аватарка сайта на странице Sci-Hub в вконтакте

К сожалению, стоимость подписки на электронные версии научных изданий действительно настолько высока, что ее порой не в силах потянуть даже крупные университеты. Тем более, что далеко не всегда администрация научных учреждений имеет правильное представление о том, насколько важен для ученого доступ в полном объеме к самым свежим публикациям своих коллег.

Популярность сайта лучше всего демонстрирует тот факт, что, согласно счетчику поступивших платежей,
который размещен на сайте, за сутки после публикации объявления удалось собрать всю сумму в 10 тыс. долларов! С учетом того, что в объявлении содержится призыв переводить суммы порядка 10 долларов, можно предположить, что в акции по сбору средств приняли участие уже около 1000 человек.

Поскольку на сайте нет англоязычной версии объявления, то деньги, по всей видимости, переводят в основном отечественные ученые. И хотя это далеко не первый случай, когда наше сообщество демонстрирует консолидацию, все-таки одно дело – сбор нескольких тысяч подписей под каким-нибудь очередным обращением к властям (которым сейчас уже никого не удивишь) и совсем другое – добровольные пожертвования реальных, пусть и небольших, денег. Эта акция – хороший повод задуматься о проблеме налаживания легального доступа к полным текстам статей в наших научных организациях.

1. www.sci-hub.org/

2. www.theguardian.com/science/2012/apr/24/harvard-university-journal-publishers-prices

3. http://arxiv.org

Начинающий алкоголик

видимо, амперион, ваши студенты знают то, о чем вы не знаете))
Это видно и по суждениям о цветных картинках, и теперь еще и по архиву..
А статьи то студенты тоже за вас пишут?

начинающий алкоголик

“если серьёзно, то похоже ты вообще никогда нигде ничего не публиковал.
«двух архивщиков свободных» тебе нужно только если ты человек с улицы.
если работаешь хоть в сколько-нибудь приличном институте ”