- Троицкий вариант — Наука - http://trv-science.ru -

Целясь по обскурантам

Рис. В. Александрова

Рис. В. Александрова

Антипремия за лженауку — тонкий и опасный инструмент, способный принести немалую пользу, но только при виртуозном обращении. С инициативой учредить такую премию выступил недавно ряд ученых и журналистов [1, 2]. Член оргкомитета премии «Обскурант», член Комиссии по борьбе с лженаукой РАН, модератор Клуба научных журналистов Александр Сергеев напоминает о подводных камнях, поджидающих инициаторов этого проекта.

Идея антипремии за безграмотные или псевдонаучные публикации обсуждалась в Клубе научных журналистов с самого его создания в 2004 году. Однако вплоть до настоящего момента она не находила достаточно деятельной поддержки. С одной стороны, и ученым, и научным журналистам хотелось бы предостеречь публику от доверительного отношения к недостоверным источникам и выразить свое отношение к непрофессиональной, а порой и просто мошеннической информации о науке в прессе. С другой стороны, лженаука, подобно сверхживучему паразиту из фантастического сюжета, способна обращать себе на пользу направленную против нее энергию.

Безобидный полусумасшедший ученый, несущий милую околесицу, может вызвать сочувствие в глазах аудитории, если его станет грубо «троллить» молодежь. А ушлый мошенник без труда входит в роль такого стойкого оловянного чудика, конвертируя внимание людей в наличные. Как говорят рекламщики, не бывает плохого пиара, кроме некролога. Поэтому многие ученые скептически относятся к идее антипремии за лженауку и не без оснований считают, что она может пойти на пользу лжеученым.

По этой же причине и я не педалировал эту идею, пока по инициативе Ирины Левонтиной она всё же не стала превращаться из замысла в проект. Но когда контуры антипремии «Обскурант» стали вырисовываться отчетливее, я считаю важным способствовать максимальной пользе от этого мероприятия и предупредить возможный вред. А для этого нужно правильно нацелить новый инструмент.

Как и у наркотиков, у лженауки есть производители, распространители и потребители. Производители стремятся к известности. Распространители владеют каналами доставки информации, которые бывает удобно и выгодно наполнять лженаукой. Ее с интересом воспринимают падкие на сенсацию и таинственность потребители, у многих из которых вырабатывается стойкая аддикция к определенным псевдонаучным идеям.

Каждую из этих категорий можно условно подразделить на две подкатегории — наивную и злостную. Подобно тому, как источники лженауки делятся на фри-ков и мошенников, распространители могут быть просто неграмотными, бездумно повторяющими чушь, и циничными, вполне осознанно обманывающими публику ради той или иной выгоды. Наконец, одни потребители просто не различают ученых и лжеученых, а другие уверены, что любая попытка повлиять на их лженаучные убеждения — часть коварного вражеского плана.

Конечно, на практике такие «чистые состояния» встречаются редко, но для разговора о нацеливании антипремии достаточно и этой условной классификации. Понятно, что о награждении потребителей речь не идет. Однако не принесет пользы и антипремия производителям лженауки. Конечно, она поможет сориентироваться некоторым наивным потребителям, но гораздо важнее, что она позволит узнать о существовании очередной лженаучной идеи множеству потенциальных новых потребителей. А премия, выписанная достаточно ушлому мошеннику, вдобавок даст повод ему для сутяжничества в целях пиара. Бороться с мошенниками должны правоохранительные органы. Что же до искренних фриков, то о них лучше просто лишний раз не упоминать в СМИ, чтобы «не расчесывать болячку». Антипремия тут — негодный инструмент.

Таким образом, мишенью премии должны быть распространители лженаучных идей — СМИ и публичные персоны, причем не любые, а широко известные. Только в этом случае антипремия не рискует создать им дополнительную рекламу — наоборот, имя лауреата само будет работать  на распространение корректирующей общественное сознание информации.

И тут важно учитывать еще один аспект: шансы оказать влияние на деятельность лауреата благодаря фактору репутации. Злостные распространители лженауки в этом плане малоуязвимы. Они осознанно обманывают аудиторию и нередко прямо или косвенно находятся в доле с лженаучными мошенниками. Антипремия лишь подтвердит, что они хорошо справляются с рекламированием лжеученых, то есть с задачей, которую они сами перед собой ставят. А то, что образованная публика лишний раз с негодованием покажет на них пальцем, не нанесет им ущерба и не заставит менять профиль деятельности.

Получается, что главной мишенью антипремии должны быть крупные СМИ и знаменитости, для которых лженаука не является «областью специализации». Бывает, что в нормальном СМИ вопреки его миссии есть псевдонаучная рубрика или программа, дезинформирующая аудиторию. Например, руководство не всегда понимает, что происходит, поскольку ориентируется на рейтинги, не разбирается в теме, или имеет ложное представление об объективности (мол, почему это у ученых монополия говорить про ядерные реакторы? пусть и экстрасенсы выскажутся...). В других случаях у журналистов есть понимание, что, рекламируя лженауку, они делают нечто не совсем правильное, но им кажется, что это незначительное прегрешение, и тогда появление четкого репутационного сигнала может повлиять на редакционную политику.

Конечно, надежно определить редакционные мотивы трудно, а порой и невозможно. Но если, скажем,телеканал ТВЗ открыто называет себя «мистическим»,то нет смысла расходовать ресурс антипремии, подтверждая это его псевдонаучное самоопределение. Другое дело, если лженаука появляется, скажем, на канале «Культура» или в продукции кинокомпании «Леннаучфильм», которые получают бюджетное финансирование на просветительскую деятельность и пользуются доверием зрителей. Вот тут, конечно, надо бить тревогу, привлекая внимание зрителей, профессионального сообщества, финансирующих органов, — и для этого формат антипремии подходит идеально.

  1. http://obscurantprize.ru
  2. https://www.facebook.com/groups/obskurant/
  3. см. также Премия «Обскурант»: за и против

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи