«Не виноватая я! Он сам пришел!»

Виды-вселенцы часто приносят заметный вред сложившимся экосистемам. То они съедят всю среду обитания какого-нибудь местного вида, то начнут охотиться на его добычу или на него са­мого. Недавно специалисты Оклендского универ­ситета (University of Auckland) в Новой Зеландии под руко­водством Грегори Холуела (Gregory I. Holwell) обнаружи­ли еще один меха­низм, посредством которого вселенцы мешают жить местным видам: препятствование выполнению супружеских обя­занностей с последующим поеданием [1].

Самец новозеландского богомола (слева) пытается спариться с самкой miomantis caffra (https://www.sciencenews.org/)

Биоразнообразие Новой Зеландии уже суще­ственно пострадало от животных, завезенных белым человеком. К сожалению, этот процесс продолжается. В 1978 году на острове появился южноафри­канский богомол Miomantis caffra, который активно вытесняет местный эндемичный вид Orthodera novaezealandiae.

Исследователи долго не мог­ли понять, каким образом M. caffra портят жизнь новозеланд­ским богомолам. В конце концов они предположили, что самцы O. novaezealandiae принимают юж­ноафриканских самок за предста­вительниц своего вида и устрем­ляются к ним, вместо того чтобы ухаживать за собственными да­мами. Самки богомолов привле­кают половых партнеров летучими феромонами, и новозеландские самцы могли перепутать запах.

Свою гипотезу ученые проверяли в лаборато­рии: наловили в окрестностях Окленда личинок богомолов старшего возраста, подрастили до по­ловозрелого состояния, а затем стали по одному запускать местных сам­цов в Y-образную кон­струкцию, сделанную из стеклянных трубок. Ее короткие отростки вели к камерам, в которых си­дели самки разных видов. Камеры затянули непро­зрачным нейлоном, так что самцы не могли уви­деть самок и ориентиро­вались только по запаху.

Orthodera novaezealandiae. отличительныЙ признак вида — голубые пятна на передних ногах (wikipedia.org)

Новозеландские бо­гомолы уверенно направлялись к самкам M. caffra в том случае, когда вторая каме­ра была пуста (с вероятностью около 0,75), а если вторую камеру занимала самка O. novaezea­landiae, они всё равно с частотой более 0,8 то­пали к чужестранке. Следовательно, феромоны самки М. caffra для ново­зеландских самцов при­влекательны настолько, что дамы своего вида по сравнению с пришлыми для них всё равно, что пу­стое место. Поэтому в пе­риод размножения самцы O. novaezealandiae, вместо того, чтобы осчастливить собственных самок, тратят время и силы на поиски и охмурение неподходящей партнерши.

Это было бы еще полбеды, но встреча самца O. novaezealandiae с заморской избранницей не сулит ему ничего хорошего. Самки M. caffra, как и многие другие виды богомолов, практикуют сек­суальный каннибализм и после спаривания, а то и до него, отгрызают самцам голову, могут и це­ликом съесть, если очень голодны. Самцы этих ви­дов, в свою очередь, выработали соответствую­щую стратегию поведения, которая увеличивает их шансы на выживание. Они избегают голодных и спарившихся самок, приближаются к даме мед­ленно и сзади, стараясь до последнего момента сохранять безопасную дистанцию.

«Роковая женщина». Самка-фотурис поедает самца-фотинуса
«Роковая женщина». Самка-фотурис поедает самца-фотинуса (http://bioteaching.wordpress.com/)

Между тем, O. novaezealandiae сексуальный кан­нибализм не свойственен, и новозеландские самцы совершенно не готовы к такому развитию событий. Несколько десятилетий, прошедших с 1978 года, – срок для эволюции ничтожный. O. novaezealandiae не успели адаптироваться к агрессии пришлых са­мок и при контакте с ними гибнут в несколько раз чаще, чем самцы M. caffra.

Исследователи ссаживали южноафриканских самок с самцами своего вида и с O. novaezealandi­ae. После этих встреч погибло 9 из 23-х самцов M. caffra и 11 из 16-ти O. novaezeelandiae. Самцы, счастливо достигшие самок, демонстрировали поведение, характерное для спаривания, види­мо, они действительно собирались приступить к копуляции. А что было дальше, ученые не пишут.

Летучие вещества действуют на большие рас­стояния и, следовательно, единственная самка M. caffra может привлечь множество самцов, в том числе и из отдаленных популяций. Несколько самок в состоянии уничтожить самцов O. novaezealandiae в количестве, достаточном для того, чтобы повлиять на численность эндемичных новозеландских богомо­лов и изменить со­отношение полов в популяции.

Чтобы оконча­тельно убедиться в справедливости своей гипотезы, ис­следователи плани­руют проверить притягательную силу феромонов M. caffra в естественных условиях. Поведение сам­цов в Y-образном устройстве может отличаться от такового на вольном воздухе и на большом рас­стоянии от самки. Кроме того, в лаборатории сам­ки ели досыта, а в поле могут быть злее и голоднее, поэтому чаще бросаются на своих и чужих самцов. Будем ждать ре­зультатов полевых наблюдений.

Ситуация, в которой половые феромоны одного вида привле­кают представителей другого, не уникальна. Например, самцов богомолов Mantis religiosa манят сигналы Tenodera aridfolia sinensis. Но как недавно показали специали­сты Университета штата Нью-Йорк во Фредонии (State University of New York at Fredonia), богомолки- каннибалки предельно честны с самцами [2]. Их феромоны несут исчерпывающую информацию о физиологическом состоянии на­секомого, и самцы умеют эту информацию извле­кать. К голодным самкам их влечет меньше, чем к сытым, а к уже спарившимся – не так сильно, как к девственницам. Идеальный объект – сытая самка, которая жаждет оставить потомство, таких самцы навещают чаще всего. А кто напутал и прибрел не туда – сам виноват.

Зато в коварстве мож­но обвинить самок свет­ляка рода Photuris, назы­ваемых также «роковыми женщинами» [3]. Они це­ленаправленно охотятся на самцов другого рода, Photinus. Светляки в по­исках самки летают по ночам и мигают, а сам­ки, завидев их сигналы, мигают в ответ. Свето­вые сигналы видоспецифичны, но коварные сам­ки фотурисов их имитируют, и когда обманутый фотинус прилетает к «роковой женщине», она его пожирает. При этом самок фотуриса интересует не только пища, но и защитные стероиды люци- буфагины, которые содержатся в тельце фотину- сов,а фотурисы синтези­ровать их не в состоянии. Похожее соединение, бу- фалин, содержит яд ки­тайской жабы, поэтому исследователи и дали токсинам светляков та­кое название, соединив латинские слова «свет» (lux), и «жаба» (bufo).

Ядовитые стероиды защищают светлячков от прыгающих пауков Phidippus: хищник нападет, вкусит отравленной гемолимфы и сразу бросит несъедобную жертву. Самки фотурисов, собран­ные в поле, содержат люцибуфагин в разных ко­личествах, и чем его больше, тем реже на них на­падают хищники, причем не только Phidippus, но и другие виды пауков и муравьи. Самое интерес­ное, что и самцы фотурисов содержат люцибуфа­гин, и не вполне понятно, откуда они его берут. У насекомых, выходящих из личинки, яда в гемо­лимфе нет, так что самцы Photuris, скорее всего, нападают на самцов фотинусов.

Многие животные и растения черпают защитные вещества из окружающей среды, даже люди поль­зуются лекарствами, чтобы травить микробов, но Photuris, тем не менее, представляют исключение, поскольку добывают люцибуфагин чрезвычайно агрессивно. Иногда люди, обсуждая отношения полов, замечают, что, вот, мол, как всё просто у животных. Да нет, непросто у них всё, особенно у каннибалов.

1. Fea MP, Stanley MC, Holwell GI. Fatal attraction: sexually cannibalistic invaders attract naive native mantids. Biol Lett. 2013, 9: 20130746. http://dx.doi.org/10.1098/rsbl.2013.0746.

2. Lelito JP, Brown WD. Mate attraction by females in a sexually cannibalistic praying mantis.Behav. Ecol. Sociobiol. 2008, 63, 313-320. (doi:10.1007/ s00265-008-0663-8).

3. Eisner et al., Firefly “femmes fatales” acquire defensive steroids (lucibufagins) from their firefly prey, Proc. Natl. Acad. Sci. USA 1997,Vol. 94, pp. 9723-9728.