На пути от плохого к худшему?

Shevkin

Члены «Союза школ» Сергей Рукшин и Александр Шевкин прокомментировали для ТрВ-Наука концепцию реформы педагогического образования. Ознакомиться с текстом проекта можно здесь: http://ge.tt/6d1lWuE1/v/0.  Минобрнауки проводит обсуждение этого проекта, как обычно, в рекордно короткие сроки — до 28 января 2014 года [1].

«Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи...»
Александр Сергеевич. Куда ж без него...

 

RukshinРеформа педагогического образования в России осуществляется в худших традициях. Триединая формула провала всех наших реформ в области образования за последние 15 лет — «не тогда, не то и не так». Всеобщая поддержка благих намерений — кто ж с ними поспорит? — затем ожидаемый «одо-брямс» эксперимента зависимыми от Министерства ректорами, управленцами и директорами школ. А в итоге, разумеется, сокрушительный провал при попытке достичь декларированных результатов.

Впрочем, компетентность, подобно красоте и контактным линзам, находится в глазах ценителя. И некоторым по-прежнему искренне кажется, что страна приняла ЕГЭ, мы на пути построения инновационной экономики, реформа выдвинет российскую науку на новые рубежи, и из пластилина можно сделать пулю... Сделать-то можно, а вот что с ней делать потом? Вот с этой точки зрения и посмотрим на некоторые аспекты предлагаемой нам концепции, вспоминая славный трактат Крутицкого «О вреде реформ вообще».

1. В последние годы количество педагогических вузов насильственно сокращается. Их закрывают, сливают с другими вузами, перепрофилируют, превращают в слабые классические университеты, которые не выдерживают конкуренции и становятся заведомо неэффективными. Более 40 педагогических вузов подверглись таким экзекуциям.

Разве педвузы закрывались по собственной инициативе? Наоборот! Некоторые из них сохранились только потому, что студенты и преподаватели вышли на площади... Стоит ли после этого упрекать педагогическое сообщество в развале педобразования?

2. Нам пеняют на «устаревшие методы и технологии». Кто, позвольте спросить, нам их навязывал и заставлял перейти от неплохих программ специалитета (подготовки специалистов-учителей) к недоучкам-бакалаврам? Уж не те ли, кто сейчас нас упрекает в этих самых устаревших технологиях? В 90-е годы один из авторов был членом Методического совета УМО ОППО [2] и отлично помнит, какие программы подготовки учителей мы закладывали, глядя в светлое будущее российского образования.

И помнит, какими глазами на эти программы смотрели педагоги американских университетов, которые приезжали к нам делиться опытом и обнаруживали, что многое могут заимствовать, а вот делиться в подготовке учителей им совершенно нечем. Но нам усиленно навязывали именно их методы и программы. Те самые, устаревшие, как мы только что неожиданно узнали, методы и технологии. Которые нам еще недавно выдавали за панацею.Так стоит ли на зеркало пенять?

Дело не только в количестве — качество подготовки учителей стало совершенно иным. Насильственно закрыта подготовка специалистов по специальности «учитель... (математики, физики, литературы и т.д.)» с переходом на «бакалавров образования», не имеющих ни должной специальной, ни достаточной методической подготовки. И всё это делалось в рамках предложенной ректором МГУ В.А. Садовничим (и поддержанной президентом Д.А. Медведевым) концепции подготовки учителей в классических университетах.

Жаль, что двоечники мехмата и других факультетов МГУ, неспособные к научной работе, так и не поехали на село работать учителями. Как и многие другие подобные инициативы, эта — провалилась полностью.

3. Что означает эта умопомрачительная идея подготовки учителей в школе с уменьшением числа и объема читаемых им теоретических курсов и сокращением периода обучения до 4 лет? Не перейти ли нам заодно на подготовку инженеров прямо в цехах? А зачем им курсы теоретической механики, сопромата, деталей машин, теория машин и механизмов, технологии обработки материалов? Ракеты и так иногда взлетают!

4. Да, действительно, в целом результаты приема и обучения по педагогическим направлениям и данные о трудоустройстве выпускников свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые лучшие в академическом смысле абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие выпускники. И кто виноват в этом? Педвузы или государство и министерство, придавшие профессии учителя именно такой социальный статус? Так не с их ли реформирования нужно начинать?

Что доказывает приведенная в концепции диаграмма, показывающая, что доля студентов, ориентированных на работу в школе, от курса к курсу падает: I курс — 22,3%, II курс — 17,3%, III курс — 10,1%? Вовсе не то, что нам предлагают в концепции, говоря, что вместо теоретической подготовки нужно запустить студентов-педагогов пастись в поля образования и жевать под ласковым солнцем российской школы свежую зеленую траву передовой педагогики. Ровно наоборот!

Побывав на ознакомительной и педагогической практике в школе, студенты понимают, что идти в нее работать нельзя. Ибо образование в стране, отношение «партии и правительства» к учителю, работа под руководством разудалых реформаторов и образовательных управленцев, директоров, которых начальство превращает в фальсификаторов выборов, а при отказе увольняет без объяснения причин, — все эти факторы не только делают невозможным эффективное школьное образование, но и унижают учителя, и к тому же ставят его в зависимость от оценки неграмотного потребителя «образовательных услуг»! Как всегда, стоит добавить, что идеи авторов концепции ровным счетом никак не повлияют на упомянутый ими «двойной негативный отбор».

Рис. М. Смагина

Рис. М. Смагина

5. Помнится, как один из авторов этой статьи (С.Е. Рукшин) на заседании Общественного совета Минобрнауки говорил о необходимости сохранения якобы неэффективных вузов, образующих региональную компоненту высшего образования и готовящих педагогов и врачей для отдаленных регионов, инженеров-горняков и металлургов для Новокузнецка... Ибо выпускники МГУ и московских медицинских университетов не слишком-то охотно едут в якутские деревни и к оленеводам...

Тогда на заседании Совета А.А. Венедиктов громогласно спросил, хотим ли мы, чтобы детей учили плохие учителя и лечили плохие врачи-недоучки, выпущенные в регионах. Немедленно вспоминается диалог профессора Преображенского с Борменталем: да ведь других-то нету! Ответ будет таким же-вот вы никаких и не...? Так?

Выясняется, что, к счастью, не так. Кажется, мы опять возвращаемся к стратегии развития региональных системообразующих вузов. В частности, педагогических. Ибо благими пожеланиями Венедиктова-старшего и иже с ним вымощена дорога к окончательному развалу российского образования. А может быть, и не только образования...

6. Говоря (и вполне обоснованно) о комплексе противоречий, о низком престиже профессии учителя, авторы концепции предлагают пути, никак не выводящие из круга этих противоречий. Это симуляция деятельности там, где ничего нельзя сделать, не поменяв отношение руководства страны к образованию и науке, не решив, какое образование, какая наука и какая (на словах — высокотехнологичная, инновационная и экспортно-ориентированная) экономика нужна стране.

Попробуем подвести некоторые очевидные итоги

Очень уж недалеко стратегия предлагаемой реформы ушла от идеологии революционеров вековой давности (исключая, разумеется, идеализм и бескорыстие последних). Как там пелось? «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим...»

Поздравляем! Первая часть (в отношении образования) выполнена полностью. Осталось посмотреть, наступит ли обещанное «затем».

Положение действительно безвыходное. И «усилившаяся в последнее время задержка с уходом из школы учителей, которые фактически не соответствуют современным требованиям», — то есть, старых опытных учителей, подготовленных еще до начала усилий реформаторов по «спасению» педобразования, почему-то не огорчает ни родителей учеников, ни директоров школ. Реформируем, реформируем образование, а оно всё никак не реформируется -так, чтобы до основания.

Может, реформаторы боятся не увидеть при своей жизни окончательного итога своей разрушительной деятельности, поэтому пускают в ход организационные мероприятия крупного калибра: стандарт образования, Закон об образовании, Закон о реформе РАН, стандарт учителя, уникальную по своему откровенному непрофессионализму «Дорожную карту для российского образования», куда авторы этой концепции хотят вписать свои 25 мероприятий. Они издевательски «повышают» зарплату учителям и преподавателям за счет увольнения некоторых из них и невыносимой интенсификации и фальсификации труда оставшихся, они вводят конкуренцию в ряды педагогов через новую систему оплаты труда.

Теперь они решили перекрыть нашей крепости приток «боеспособных сил», понизить фундаментальную подготовку будущих педагогов, заменив ее ориентацией на бездеятельный и некомпетентный подходы и практику-стажировку у школьных учителей, которых сами же реформаторы люто не уважают. Они хотят превратить педагогические вузы в педагогические ПТУ.

Авторы концепции возмущаются отсутствием исследовательских работ у студентов! А кто этому должен учить? Преподаватели, которых реформаторы задавили увеличением аудиторной нагрузки так, что им готовиться к занятиям некогда, не то чтобы самим заниматься исследованиями и написанием статей?

Обратите внимание на одну особенность — эти люди, взявшиеся улучшать российское образование, никогда не отчитываются по существу своих предложений и качества их реализации. Вспомним для примера профильную школу, ради построения которой громили образование на рубеже веков. Где она?

Вместо таких отчетов они начинают новый этап реформирования, объявляют новые задачи, открывают новые экспериментальные площадки, прикармливая тех, кто будет делать «одобрямс» их начинаниям. Нет никакой независимой экспертизы всей этой многолетней кипучей и многозатратной имитации деятельности. Зачем нужны отчеты и анализ достигнутого? Новые флаги, новые цели, новые лозунги.

От редакции: Благодарим Андрея Летарова за помощь в работе над статьей.

1. www.mgpu.ru/news.php?news=11541

2. Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

 
 

Метки: , , , , , , , , , , , ,

 

12 комментариев

  • vlad1950:

    разрушена экономика в целом наука и образование не имеют никакой опоры реформы ведутся публикой которая оголтело крушила советскую страну и все что с ней связано

  • Roman:

    а они в 30-е годы нас вообще расстреливали и в 20-е расстреливали...

    Красные профессора были...Берия, Лысенко были...

    Сейчас Ливанов, Петрик, Алдошин, Фортов...

    Переживем и этих...

    Страна у нас такая. Понимаете?? Уровень развития задержан на много лет.

    То Крепостное право, то СССР...то Путин со своим новым Крепостным правом.

    И всегда все делается под угрозой лишения свободы, средств пропитания...ВСЕГДА!

    Самую грамотную и образованную часть населения истребляли всегда! и сейчас продолжают. У нас дети, семьи, приходится мимикрировать, говорить «одобрямс».

    А что вы хотите? Чтобы меня с 3-мя детьми на шее уволили?

    Или чтобы я мерзлый бетон ломом долбил, будучи профессором?

    Да я и долбил, и в армии, и на стройке подрабатывал, начиная от кандидата наук и дальше...

    А они под стук моего лома сидят в теплых креслах, потягивают коньяк и обсуждают «светлое будущее образования и науки».

    А если буду возражать, то не пустят в лабораторию, отберут зарплату...и буду стучать ломом всегда...потом скажут, бомж, пьянь опустившаяся. Что таких слушать?

    Конституция, средневековая, двусмысленная, и та нарушается и никогда ни в одном пункте не выполняется.

    У меня в 40 лет уже нет зубов, одышка, боли по утрам...и нет денег, чтобы пойти к хорошему врачу, а в нашу поликлинику ходить бессмысленно.

    Моих детей учат лжи, мракобесию. Мои родители живут на нищенскую пенсию, а я не могу им помочь...У меня отобрали все -свободу, творчество, профессию...

    Но я тихо сжимаю зубы по ночам...вспоминаю, как хорошо работалось за границей и надеюсь свалить...Жить в мясорубке воров-реформаторов я не хочу.

    • VSChe:

      Ерунду вы написали...

      Ваши зубы в 40 лет, одышка, боли по утрам... Это пример того, что ваш мозг потерял ориентацию. То что в вашу голову зашло и сложило ваше мировоззрение не позволяет вам понять окружающий мир. Это, как говорят психиаторы, ведет к преждевременному износу организма.

      Поэтому попробуйте начать с переосмысления своих жизненных ценностей. Ибо лечь подстилкой под заграницу, оно у вас уже не получится. Ибо как я понял, не срослось и не выходит, раз вы еще здесь.

      Возможно для вас будет выход сменить работу, раз вы работали на стройке. Вполне и вполне востребованные специалисты. Лично я во время своей аспирантуры, работал в куче мест. После защиты на стройке и в домах проводку прокладывал(менял). А потом решил, что надо все-таки определяться я с наукой или без. В итоге без науки (это меня до сих пор печалит), но зато зубы не болят от ночного их стискивания.

  • начинающий алкоголик:

    ой, а сюда, я вижу «ученые мужи» не заглядывают))) Нет их злобных комментариев))

    Думаете, ниже своего достоинства считают тему школьную?

    Да нет, просто этих самых детей у них никогда не было, и ни о ком, кроме самих себя они никогда не заботились))

    А уж о таком узком вопросе, как образование каких-то там детей выпускник физтеха вообще не подозревает)) Его то самого мама всегда кормила, как Перельмана. Ну зачем ему дети? Когда так прикольно лежать на диване и заниматься «творчеством».

    • VSChe:

      Ну да, есть такое с «учеными мужьями». Но поймите правильно, что основной контингент постящих и присутсвующих на форуме — это молодые кадры.

      А рожать детей(или становится отцами) в науке у нас... сильно позже начинают. Я только в 32 года стал папой. Оно же для детей и семьи необходим доход, жилье... а отечественная наука... сами понимаете.

      Вот поэтому и мало тех у кого детишки пошли в школу... или пойдет. А когда детишки уже в школу ходят, не до написания постов.

      Я вот всю эту кухню знаю и мне очень и очень грустно и печально. Но а что тут поделать, когда разваливают образование целенаправленно. Я вот лично знал людей, которые очень хорошо лично знали Фурсенко. И они говорили, что мужик то умный (про морально-нравственные качества не будем говорить). А когда глядели на то что он вытворяет с образованием, то говорили только — он специально разваливает систему образования. А так ка кразвал системы образования выгоден только нашему геополитческому другу США. ТО так и говорили сидит Фурсенко на прямом контроле из США. Июбо по другому, что он делал... не объяснить.

  • начинающий алкоголик:

    ну на их контроле много кто сидит...видимо условием оказаться в высоких эшелонах власти была лояльность к США. И в перестройку Штаты подсуетились и всю верхушку быстренько забили своими...

    Вот сейчас смотрю на Украину, на Януковича...и все прекрасно понимаю...Ну как же мужик дернется и огорчит своих покровителей. Вот он и сидит тихо, пусть под носом кровь, безобразия...ему то что...

    Ну и вот все мы сидим в таком положении. Указы ихние читаем...А все указы одинаковые...нельзя курить, нельзя высказывать свою точку зрения, нельзя ...нельзя...нельзя...За прошедшие лет 5 не слышал ни одного иного по смыслу указа...Все ищут, чего бы еще запретить...

    • Л.Л. Гошка:

      На мой взгляд, мы не только сидим в таком положении, но и наблюдаем на Украине перерождение политического конфликта в этнический. Вот наглядно и увидим, является этнос явлением природы или нет. В том случае, если этнос явление природы, тогда без репрессий со стороны государства его не подавить. При этом не играет роли, кто будет у власти, иначе крови будет очень много.

      По всей видимости, нас ждет та же участь. Это реальная цена того, что фундаментальная наука не работает на должном уровне с никуда негодной моделью экономики. Да еще при использовании резервной системы жизнеобеспечения общества в отсутствии основной.

  • начинающий алкоголик:

    VSChe судя по письмам уравновешенный и вполне доброжелательный человек.

    Наверное сможет понять, что «не срослось» тут у всех. Не только у меня. И к тому же вовсе не по нашей вине. Потому и пишем все это...Для того ТрВ и существует.

    Но нужно еще понять, что научному человеку, что стройка, что тюрьма, что бизнес-офис — все едино — отстой. Это как летчику предлагать аэродром помести...))

    Вряд ли улучшит состояние...

    Насчет психиатра и окружающего мира. А те в Думе и в правительстве, у них, значит с мозгами и ориентацией все оК?))

    • VSChe:

      И не говорите... ушел из науки. Семью обеспечиваю, ипотеку тащу...

      Но подметая в очередной раз аэродром, с большой грустью периодически смотрю на стоящие у прикола самолеты...

      А с мозгами в думе и ориентацией: Они там все сплошные гомосексуалисты и... мноо всякой нецензурщины. Забавно то, что мне приходится иногда работать с этим контингентом.

  • анна:

    Наш Забайкальский государственный педагогический университет убили год назад, присоединили к единственному горе классическому университету, 15 лет назад наскоро перекроившегося из политехнического. Нашему педууниверситету в 2013 году было бы 75 лет. Нашим ректором был единственный из ректоров Герой Советского Союза (Героя СС стали 16 деканов,, в том числе Хасхачих — декан филофофского факультета МГУ, в 41 -м курсами уходили на ФРОНТ. Родной наш вуз изменил облик родного края. В каждой школе работали наши выпускники. Но последний конфликт с МОНом РФ и Заб. края мы проиграли, даже не вступая в бой. Не было вожаков. Министр образования — Карасев, губернатор Гениатулин, представитель президента — Жамсуев, ректор «гарантировали» что-то.

    Последние 5 лет коллектив педуниверситета находился в состоянии коллективной травмы. В год Учителя бывший президент РФ в своем ежегодном послании, в котором он предлагал объединить часовые полюса для всей России, объявил, что в школе может работать любой, кто что знает из содержания предметов школьного курса. Коллектив участвовал в бесконечных конкурсах МОН на какие то инновационные проекты, разрабатывал программы стратегического развития. Боролся. Но все решилось подковерно. Бывший министр образования края, бывший проректор классического университета пролоббировал интересы своего вуза. Так незрелый с точки зрения академической культуры, ректорат ЗабГУ по-существу осуществил рейдерский захват.

    И что мы имеем? Сокращены штаты, снизились зарплаты, раздутый адм. аппарат, коллективы кафедр бывшего ЗабГГПУ вытеснены из корпусов и аудиторий, привычными стали и спившаяся физиономия директора педагогического института — Швецова М.Ю., получившего свой пост из рук нынешнего ректора за обеспечение иллюзии выбора на ректорский пост и элементы коррупции(о чем писали местные СМИ). Гуттаперчевые деканы, продержавшиеся на постах от 25 до 30 лет, а молодые деканы, своей Ректор до сих пор не может сформулировать положения программы развития вуза.

    И наш во многом униженный коллектив, утративший основные гуманитарные ценности корпоративной культуры тяжело интегрируется в ценности технократического вуза. Посмотрите эмблему ЗабГУ — сексапильный соболь на шесте. В этой эмблеме все декодируется история формирования ЗабГУ из ЧитГу, бывшего филиала Иркутского политеха. Это соболь — символ пушнины, основной ценности Читинской области

    труда в узурпированном вузе

  • анна:

    извините,коллеги. Случайно отправила не выправленный, сумбурный, как вся наша и моя жизнь, текст. Извините.

  • начинающий алкоголик:

    ничего, так текст даже свежее))

    Насчет сексапильного соболя)))) это перебор...чего в нем может быть такого?))

    А что на шесте? Так у нас и ректор на шесте...

    А кто будет плохо вращаться, вмиг заменят))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com