Как я вела «научный бой»

Татья­на Вол­ко­ва, пре­по­да­ва­тель РГГУ, аспи­рант ВИНИТИ РАН, рас­ска­за­ла ТрВ-Нау­ка о том, как она участ­во­ва­ла в одном из науч­но-попу­ляр­ных меро­при­я­тий ново­го фор­ма­та и что из это­го вышло.

­

Про то, что суще­ству­ет кон­курс моло­дых уче­ных «Науч­ные бои» Поли­тех­ни­че­ско­го музея, я узна­ла слу­чай­но, из пере­по­ста на «Фейс­бу­ке». Сра­зу захо­те­лось поучаст­во­вать, понра­вил­ся фор­мат: за 10 минут нуж­но рас­ска­зать попу­ляр­но о сво­ем науч­ном иссле­до­ва­нии, нель­зя исполь­зо­вать пре­зен­та­цию. Само назва­ние «Науч­ные бои» подо­гре­ва­ло азарт. Мне нра­вят­ся такие поедин­ки, будь то рэп-батт­лы или Science Slam: всё про­ис­хо­дит здесь и сей­час, про­шлые заслу­ги, рега­лии и свя­зи не име­ют зна­че­ния, и побеж­да­ет силь­ней­ший. Силь­ный кон­траст с зача­стую скуч­ны­ми науч­ны­ми кон­фе­рен­ци­я­ми.

У нас в Рос­сии уче­ные, быва­ет, не любят и не уме­ют рас­ска­зы­вать о сво­ей нау­ке неа­ка­де­ми­че­ским язы­ком. Если уче­ный еще и пре­по­да­ет, то это ката­стро­фа: нель­зя читать сту­ден­там лек­цию так, буд­то дела­ешь науч­ный доклад для спе­ци­а­ли­стов. Мне все­гда нра­ви­лись попу­ля­ри­за­то­ры нау­ки, такие, как Сти­вен Хокинг, нра­ви­лись пре­зен­та­ции запад­ных лек­то­ров: на меж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­ци­ях чув­ство­вал­ся совсем иной стиль в ком­му­ни­ка­ции доклад­чи­ка и слу­ша­те­лей. И, конеч­но, хоте­лось это­му тоже научить­ся.

А еще хоте­лось пока­зать людям, что, вопре­ки навя­зан­но­му обще­ствен­но­му мне­нию о том, что уче­ный – это живу­щий в нище­те неудач­ник и без­дель­ник, есть еще моло­дые и жиз­не­ра­дост­ные уче­ные, кото­рые искренне любят свою нау­ку и зани­ма­ют­ся ею, несмот­ря ни на что.

Моя нау­ка – мето­ды искус­ствен­но­го интел­лек­та в робо­то­тех­ни­ке. В дис­сер­та­ции я зани­ма­юсь обу­че­ни­ем робо­та клас­си­фи­ка­ции пред­ме­тов посред­ством индук­тив­но­го ДСМ-мето­да (назван­но­го в честь фило­со­фа Джо­на Стю­ар­та Мил­ля), он был при­ду­ман в нашей стране в 1980-е про­фес­со­ром В.К. Фин­ном. Поэто­му воз­ник­ло жела­ние пока­зать бук­валь­но на паль­цах, как ком­пью­тер может обу­чать­ся на при­ме­ре про­стой зада­чи.

Для иллю­стра­ции я выбра­ла пред­мет­ную область, понят­ную даже детям, – гри­бы. Как научить ком­пью­тер их клас­си­фи­ци­ро­вать? Очер­тить все­воз­мож­ные при­зна­ки: цвет и фор­ма шляп­ки, нали­чие коле­чек, пят­на и дру­гие, и дать ком­пью­те­ру при­ме­ры ядо­ви­тых и съе­доб­ных гри­бов. Ком­пью­тер най­дет сход­ство в при­зна­ках и выве­дет общие пра­ви­ла о том, какая ком­би­на­ция при­зна­ков ведет к съе­доб­но­сти или ядо­ви­то­сти.

Мысль о гри­бах при­шла не слу­чай­но – есть извест­ная база дан­ных по гри­бам из хра­ни­ли­ща дан­ных UCI, на кото­рой тести­ру­ют­ся алго­рит­мы машин­но­го обу­че­ния. Я сра­зу реши­ла, что сде­лаю эти гри­бы из папье-маше, или выре­жу из бума­ги, или нари­сую, и буду на них всё пока­зы­вать. Дру­гих заду­мок на тот момент не было.

Для уча­стия в отбо­ре нуж­но было отпра­вить анке­ту, где крат­ко опи­сать, чем зани­ма­ешь­ся и как хочешь это иллю­стри­ро­вать. Вско­ре мне позво­ни­ла девуш­ка-кура­тор – Саша с гово­ря­щей фами­ли­ей Копер­ник – и сооб­щи­ла, что я про­шла в финал и меня при­гла­ша­ют на тре­нинг в Поли­тех­ни­че­ский. Там я позна­ко­ми­лась с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми, мы выпи­ли вме­сте кофе, пооб­ща­лись. У каж­до­го из нас взя­ли интер­вью, сфо­то­гра­фи­ро­ва­ли. Хоте­лось ска­зать сло­ва бла­го­дар­но­сти орга­ни­за­то­рам: они поза­бо­ти­лись о нашей под­го­тов­ке и поста­ра­лись сде­лать само собы­тие мак­си­маль­но зре­лищ­ным.

Затем с нами рабо­тал биз­нес-тре­нер Вла­ди­мир Дан­кин, он делил­ся сек­ре­та­ми пуб­лич­ных выступ­ле­ний. Это были эле­мен­ты актер­ско­го мастер­ства – как дер­жать­ся на сцене, какую выдер­жи­вать инто­на­цию и, конеч­но, ско­ро­го­вор­ки и упраж­не­ния на разо­грев – и уро­ки логи­че­ско­го мыш­ле­ния, уме­ния выде­лить глав­ное. Меня впе­чат­ли­ло, что тре­нер, не будучи экс­пер­том в наших нау­ках, тем не менее сра­зу схва­ты­вал суть и помо­гал нам крат­ко и ярко доне­сти мысль. Уже спу­стя несколь­ко часов все дер­жа­лись гораз­до уве­рен­нее, у каж­до­го был готов при­мер­ный план выступ­ле­ния.

Остав­ше­е­ся вре­мя мы обсуж­да­ли с тре­не­ром, как визу­аль­но офор­мить наши выступ­ле­ния. Я пока­за­ла свои домаш­ние заго­тов­ки, кото­рые нари­со­ва­ла зара­нее. Кро­ме гри­бов реши­ла еще объ­яс­нить, как индук­тив­ные мето­ды при­ме­ня­ют­ся для обу­че­ния робо­та новым поня­ти­ям: напри­мер, «пере­ме­ща­е­мый объ­ект» и «пре­пят­ствие» – и рас­ши­ре­ния его моде­ли мира. Насто­я­ще­го робо­та я сра­зу реши­ла не при­но­сить: это дало бы мне неспра­вед­ли­вое пре­иму­ще­ство. Не сто­и­ло нару­шать теат­раль­ность при­вне­се­ни­ем насто­я­ще­го науч­но­го объ­ек­та. Толь­ко мета­фо­ры! Выход был най­ден: попро­сить чело­ве­ка изоб­ра­жать робо­та в шапоч­ке из фоль­ги для боль­шей похо­же­сти.

­

Узнав, что я в сво­бод­ное вре­мя играю на элек­тро­ги­та­ре, орга­ни­за­то­ры пред­ло­жи­ли тоже это задей­ство­вать. Я отка­зы­ва­лась, ведь обу­че­ние игре на гита­ре име­ет мало обще­го с обу­че­ни­ем логи­че­ским пра­ви­лам – там задей­ству­ет­ся мышеч­ная память. Но потом при­шла идея, что мож­но иллю­стри­ро­вать поня­тие сход­ства через одни и те же аккор­ды в раз­ных, извест­ных всем мело­ди­ях.

В рука­ве были при­пря­та­ны козы­ри – исто­рия про сопер­ни­че­ство аме­ри­кан­ско­го и япон­ско­го робо­тов и еще один пас­саж на гита­ре, на слу­чай, если ауди­то­рия заску­ча­ет. Когда тре­нинг подо­шел к кон­цу, я пред­ста­ви­ла себе свое выступ­ле­ние и осто­рож­но поин­те­ре­со­ва­лась, не будет ли всё это выгля­деть неле­по. Но меня успо­ко­и­ла Саша: «Гри­бы, шапоч­ка из фоль­ги и элек­тро­ги­та­ра! Это про­сто супер. Куре­хин отды­ха­ет! Не нуж­но боять­ся выгля­деть неле­по». А ведь и в самом деле! Сократ не боял­ся казать­ся смеш­ным. Непло­хо бы и нашим уче­ным научить­ся пре­одо­ле­вать ком­плек­сы и сле­до­вать его при­ме­ру.

Само сорев­но­ва­ние было через неде­лю. С нами неза­дол­го до кон­кур­са еще раз пооб­щал­ся тре­нер, мы обсу­ди­ли послед­ние тон­кие момен­ты и предо­ста­ви­ли ему хро­но­мет­ра­жи наших выступ­ле­ний – что в какую мину­ту рас­ска­зы­ва­ет­ся. Я напи­са­ла пол­ный текст выступ­ле­ния и несколь­ко раз высту­пи­ла дома перед видео­ка­ме­рой.

Мои мама и 14-лет­няя сест­ра три вече­ра лепи­ли гри­бы из папье-маше, эти гри­бы пре­взо­шли все мои ожи­да­ния – яркие, боль­шие, кра­си­вые. Один из зри­те­лей потом даже не пове­рил, что гри­бы само­дель­ные. Вот толь­ко боль­шие, тяже­лые шляп­ки у них то и дело отва­ли­ва­лись. Был риск, что гри­бы рас­па­дут­ся на части пря­мо в руках, при­шлось их под­кле­и­вать потом пря­мо перед выступ­ле­ни­ем за кули­са­ми. Послед­ний день перед «Науч­ны­ми боя­ми» я посвя­ти­ла репе­ти­ци­ям и поис­кам рек­ви­зи­та и в кон­це кон­цов нашла всё, что нуж­но, на бара­хол­ке – и кор­зи­ны для гри­бов, и цвет­ные гир­лян­ды для их укра­ше­ния, и фигур­ку робо­та. Сест­рен­ку я опре­де­ли­ла на роль робо­та и пред­ва­ри­тель­но с ней поре­пе­ти­ро­ва­ла.

Выступ­ле­ние было уже и вовсе не страш­ным. Зал казал­ся малень­ким, на сцене появи­лись и уве­рен­ность, и спо­кой­ствие. Я игра­ла на гита­ре риф­фы из Deep Purple – «Smoke On The Water», Nirvana – «Smells Like Teen Spirit» и Metallica – «Master Of Puppets». Зал радост­но узна­вал и отве­чал мне. Сест­рен­ка отлич­но изоб­ра­жа­ла робо­та в шапоч­ке из фоль­ги, а я ее «обу­ча­ла». Понра­ви­лось, что ниче­го из глав­но­го не забы­ла, не сби­лась ни разу и в 10 минут уло­жи­лась. В фина­ле выступ­ле­ния озву­чи­ва­ла основ­ной пафос: не нуж­но боять­ся стра­ши­лок про вос­ста­ние машин, ведь вы толь­ко что виде­ли, как обу­ча­ют­ся робо­ты. Агрес­сия, стрем­ле­ние к вла­сти – это свой­ства чело­ве­че­ской пси­хи­ки, а пси­хи­ка не моде­ли­ру­ет­ся логи­че­ски­ми устрой­ства­ми, таки­ми, как ком­пью­тер.

После выступ­ле­ния сле­до­ва­ли вопро­сы жюри и про­сто зри­те­лей, меня они обра­до­ва­ли: так вышло, что на все эти вопро­сы я зна­ла ответ зара­нее – о том, воз­мож­но ли твор­че­ство робо­тов; в чем новиз­на и акту­аль­ность; как устро­ен тот самый аме­ри­кан­ский робот, исто­рию кото­ро­го я заго­то­ви­ла, но не рас­ска­за­ла в силу нехват­ки вре­ме­ни.

Дру­гие выступ­ле­ния были тоже инте­рес­ные, с запо­ми­на­ю­щи­ми­ся мета­фо­ра­ми. Гео­лог Вио­лет­та Шани­на пря­мо на сцене вари­ла кусоч­ки поро­ды в кипя­щей воде: посколь­ку она зани­ма­ет­ся гид­ро­тер­маль­ны­ми источ­ни­ка­ми, ее выступ­ле­ние было постро­е­но на обра­зе пова­ра-уче­но­го. Урба­нист Костя Глаз­ков рас­ска­зы­вал о мен­таль­ных кар­тах и сво­ем социо­ло­ги­че­ском иссле­до­ва­нии в горо­де Мыш­кине. Поч­во­вед Лилит Пого­сян пока­зы­ва­ла, какие про­бле­мы быва­ют с поч­вой, на при­ме­ре пиро­га, из кото­ро­го выну­ли начин­ку: пирог осел, и дом (паке­тик моло­ка свер­ху) рух­нул. Физик Боря Бан­тыш арти­стич­но сры­вал листы с фор­му­ла­ми и бро­сал их на сце­ну, поко­рив зал сво­им оба­я­ни­ем. Все участ­ни­ки обща­лись с залом, посто­ян­но под­дер­жи­ва­лось необ­хо­ди­мое коли­че­ство интер­ак­ти­ва.

По ито­гам жюри при­су­ди­ло побе­ду кван­то­во­му физи­ку Бори­су Бан­ты­шу, я же ока­за­лась на вто­ром месте с мини­маль­ным отры­вом. Думаю, что судьи при­ня­ли во вни­ма­ние то, что Боря за ту неде­лю, что была дана на под­го­тов­ку, очень силь­но вырос как доклад­чик. Я же вырос­ла не силь­но, так как уже име­ла опыт выступ­ле­ний за счет пре­по­да­ва­ния в уни­вер­си­те­те. Ника­ко­го про­иг­ры­ша не чув­ствую, я сде­ла­ла всё, что хоте­ла.

Участ­во­вать в таком меро­при­я­тии было очень класс­но, спа­си­бо орга­ни­за­то­рам, что под­го­то­ви­ли нас и при­гла­си­ли столь­ко слу­ша­те­лей. Обя­за­тель­но посо­ве­тую сво­им дру­зьям на буду­щий год. Это ведь и хоро­ший спо­соб про­те­сти­ро­вать себя, понять, чего ты сто­ишь со сво­ей нау­кой. Есть извест­ный тест: если не можешь рас­ска­зать ребен­ку в несколь­ких пред­ло­же­ни­ях свою нау­ку, зна­чит, сам ниче­го в ней не пони­ма­ешь. Я про­шла этот тест на «Науч­ных боях» Поли­тех­ни­че­ско­го музея.

Фото Ф. Бог­да­нов­ско­го

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: