Детектив планетарного значения

Земля сформировалась из материала, подобного хондритовым метеоритам (такая разновидность каменных метеоритов). Хондритовые метеориты сперва спаивались в небольшие планеты – планетезимали, которые затем сталкивались и наращивали объем, превращаясь в планеты, как наша Земля. Еще чуть позже две планеты, одна из которых наша протоземля, а другая неизвестный камикадзе размером с Марс, столкнулись между собой. Из того материала, который в расплавленном виде вылетел на орбиту, сформировалась Луна, а что осталось – дало нашу Землю.

В детективе, о котором идет речь, сперва стоял вопрос, какой именно тип хондритовых метеоритов первичен – углистые (с самым высоким содержанием воды и углерода), энстатитовые (самые сухие метеориты) или какой-то другой тип. Потом оказалось, что есть тонкие различия между Землей, Луной и Марсом (марсианскими метеоритами, т.е. метеоритами, которые, как считается, выбиты с поверхности Марса) и хонритами по Sm/Nd отношению, примерно на уровне 5%. (Как выяснили, это отдельная история улучшения точности аналитических методов.) Эти тонкие отличия приводят, тем не менее, к далеко идущим выводам. Например, одним из объяснений было то, что перед тем, как столкнуться, планетезимали разогревались за счет радиоактивного распада относительно короткоживущих изотопов, что приводило к их частичному плавлению и вулканизму.

В условиях безвоздушного пространства вулканы на планетезималях выплевывали магму мелкими каплями, а из-за малой гравитации такие капли улетали в пространство. Это приводило к первичной дифференциации пла-нетезималей, т.е. к тем самым тонким отличиям по Sm/Nd отношению. Другая интерпретация говорит о том, что Земля была все-таки хондритовой, но она сама, опять таки из-за частичного плавления и вулканизма, разделилась на разные порции. Обогащенная верхняя часть была либо разрушена и выброшена в космическое пространство при интенсивной бомбардировке метеоритами на ранней стадии существования Земли, что опять-таки привело к слабому различию между хондритами и Землей, либо эта часть погрузилась в глубокие горизонты мантии при субдукции и захоронилась там навсегда, а мы теперь об этом только догадываемся, строя баланс между исходным строительным веществом и доступной нам для изучения поверхностью Земли. При всех этих неопределенностях возникает вопрос, а был ли пистолет?

В 2008 году на Земле были найдены породы, говорящие, что они образовались из вещества с хондритовыми Sm/Nd отношениями (об этом писал ТрВ-Наука [1]). Теперь в октябрьском выпуске журнала Earth and Planetary Science Letters появилась статья [2], показывающая, что на самом деле между Луной и хондритами тоже нет различий, если учесть бомбардировку лунной поверхности космическими лучами и вызванное ими новообразование изотопов.

Итак, детективное расследование похоже, сделало круг и пришло к выводу, что преступления на самом деле не было. По крайней мере, пока что не было обнаружено ни трупа, ни пистолета, хотя уже высказано много гипотез о потенциальном убийце.

Алексей Иванов

1. http://trv-science.ru/2008/09/30/najjden-samyjj-drevnijj-obogashhennyjj-rezervuar-na-zemle/

2. Sprunga P., Kleine T., Scherer E.E. Isotopic evidence for chondritic Lu/Hf and Sm/Nd of the Moon. Earth and Planetary Science Letters, 2013, v. 380, p. 77-87.