Университетский погром, предшественник академического погрома

Реформа РАН, которая может быть названа академическим погромом, своим цинизмом и масштабностью, безусловно, затмевает еще один погром — университетский, который, впрочем, предшествовал процедуре фактической ликвидации РАН.

Согласно министру образования и науки, очередная реформа высшего образования, элементы которой он комментировал на совещании, посвященном ходу выполнения майских указов президента РФ, затрагивает 30% (а где-то и 40-50%) преподавателей, которые оказываются «лишними». Это внушительная цифра, сопоставимая с численностью сотрудников РАН. Поэтому нельзя не обратить внимания на данную составляющую реформы высшего образования и не оценить этот шаг Минобрнауки.

Речь идет о документе, подписанном заместителем министра образования и науки А.Б. Повалко 29 мая 2013 года, — «О доведении средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году» (АП-867/04), который дошел до вузов в середине июня.

­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом документе говорится о выполнении «мероприятий, направленных на сохранение кадрового  потенциала, повышение престижности и привлекательности работы» в вузах и «на обеспечение соответствия оплаты труда работников [вузов] его качеству».

Если перевести содержание данного документа с бюрократического языка на общедоступный язык, то администрациям вузов приказано:

1. Обеспечить каждому преподавателю работу на полную ставку (министерство «указывает на недопустимость искусственного снижения показателя численности педагогических работников путем массового оформления трудовых отношений по основному месту работы на долю ставки — 0,95-0,25»).

2. Ограничить количество преподавателей, осуществляющих трудовую деятельность по основному месту работы на долю ставки (0,95-0,25), до 15% от общего числа ставок в штатном расписании учреждения (за исключением привилегированных вузов типа федеральных и исследовательских университетов).

Эти меры как раз и урезают штат вузов примерно на 30%. Поскольку в бюджете средства, выделяемые на образование, снижаются, то повышение зарплат преподавателям будет (если будет!) осуществляться за счет сокращаемых коллег.

Более того, фактически сокращаемых в духе иезуитского поведения вынуждают писать заявления об уходе «по собственному желанию».

Где здесь «сохранение кадрового потенциала»? Как раз напротив. Урезание кадрового потенциала, причем существенное.

Если раньше преподаватели могли работать на долях ставки, чтобы эффективнее заниматься научными исследованиями (выполнять грантовые проекты), то сейчас они будут вынуждены бегать по аудиториям и вести занятия. Если раньше на спецкурсы можно было приглашать настоящих специалистов, то сейчас преподавателей вынуждают становиться «многостаночниками», которые будут читать по десять (или около того) дисциплин, включая те, в которых они мало что понимают (и их еще надо разрабатывать). Более того, физические возможности людей не безграничны, и преподаватели в условиях усиленной нагрузки просто начнут элементарно «отсиживать часы», снижая и так уж невысокое качество подготовки студентов.

Необходимость работы исключительно на полную ставку по существу означает и резкое сокращение штата, и рост нагрузки для тех, кому повезет остаться, и упразднение социальной функции учреждений высшего образования.

Если сейчас соотношение студенты/преподаватели примерно 1/10, то министр говорит о том, что оно вскоре должно стать 1/12. Это означает дальнейшее сокращение преподавательского корпуса.

Не секрет, что ввиду существования данных соотношений исключить нерадивого студента из вуза крайне сложно. Администрация вуза откровенно заявляет: если исключаем 10 студентов, то сокращаем одного вашего коллегу. Между тем сократить опытных преподавателей в угоду министерству, которое «обращает внимание на персональную ответственность ректоров вузов за недостижение установленных [вузу] ежегодных целевых значений показателей средней заработной платы», можно запросто. А ведь по Конституции у нас вроде бы социальное государство, и вуз также должен и может нести определенную социальную функцию, быть своего рода социальным сейфом (законопослушных умных интеллигентов). До того счастливого времени, когда ситуация с падением числа абитуриентов изменится на обратную.

Одним словом, министерство и с высшим образованием поступает не просто нерационально, а как субъект, который находится в состоянии аффекта и, мягко выражаясь, озабочен исключительно сиюминутными интересами и не может (не хочет) заглянуть чуть-чуть вперед. В духе максимы маркизы де Помпадур: «после нас хоть потоп».

Валентин Бажанов,

заслуженный деятель науки РФ, докт. философ. наук, профессор, действительный член Academie Internationale de Philosophie des Sciences (www.lesacademies.org), зав. кафедрой философии Ульяновского государственного университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
22 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
15 Авторы комментариев
ВасилисаВиталийРТФtriumvirНа злобу дня: “после нас хоть потоп” | Евгений Герасимов Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
vlad1950
vlad1950

автор прав во всем нынешняя власть и антинародна и интинациональна с 1991 г идет сдача всех Великих достижений Ссср начатая ренегатами горбачевым ельциным

Алексей
Алексей

В этом горькая правда:
1) В следующие годы РЕЗКО (на 40%) сократится число выпускников школ. Чтобы сохранить образовательные стандарты необходимо сокращать поголовье студентов. Автоматически, 30-40% преподавателей становятся «лишними». Кого учить то? Инфантильных переростков, жаждущих получить третье высшее?

2) 75% нынешних ВУЗов уже сейчас необходимо закрыть или понизить в статусе до ПТУ(посмотрите на ютюбе, к примеру, серию «На дне знаний»).

Власть просто пытается замаскировать это вынужденное сокращение словами о «доведении средней зарплаты до…»

Александр
Александр

Затронут очень важный аспект. Школа, ВУЗы и РАН — три звена общего плана разрушения науки и образования. Мне кажется, координаторам из «сети координации институтов РАН» и «Штаба протестных действий» надо это постараться как-то учесть. Циничный погром производится по плану и по частям — так удобнее, сопротивления меньше. Бороться следовало бы совместно и за все три компоненты одновременно.

Павел
Павел

Тенденция эта с прошлого года. Сразу после указов о повышении з/п преподавателям стало увеличиваться количество часов преподавания что бы соответствовать полной ставке. И тогда же заговорили о сокращении дробных ставок. Можно конечно нести нагрузку в 700-800 часов в семестр (или сколько там сейчас), но как верно заметил автор, на науку времени не будет и качество преподавания будет ниже плинтуса. Даже к тому что бы прочитать «свой» курс, связанный со своей тематикой научной работы, все равно нужно готовиться, хотя бы нужно впихнуть в лекции то новое, что было опубликовано за последний год. А если курсов лекций будет 5-6 и не своих… Подробнее »

vlad1950
vlad1950

Павлу тенденция эта с Горбачева-Ельцина которые сдали страну ну а их выкормыши доделывают дело хозяев

Roman
Roman

А в чем собственно погром? В университетах итак наука была «ниже плинтуса». Это знают все. РАН всегда отмежовывалась от университетов, считая себя великими, а университеты непрофессиональными. Положение в вузах и РАН удручающее — это тоже известно. Да, наверное, Ливанов не очень профессионально как-то взялся…Ну хоть взболтнуть весь этот аквариум..Хуже точно не будет. А там глядишь, что-то придумается. Ведь основная проблема в отборе кадров — теплые необременительные места все заняты знакомыми знакомых, родными родных…Отбора нет, конкурсов реальных нет. Всем удобно и тепло. На реально работающих людей смотрят как на сумасшедших, препы работают в 3-4 вузах одновременно, стригут бабки. Научники — все… Подробнее »

саша андреев
саша андреев

Этот идиотизм с псевдо-реформами вузов и РАН напоминает такой же бред какой происходил в армии. Сначала орали о нехватке кадровых офицеров и пытались призывать офицеров запаса, кто закончил ваенную кафедру в вузе. Потом Сердюков и прочие бестолково-недобросовестные люди стали орать, что офицеров слишком много и начали их пачками увольнять из армии. Идиоты дорвались до власти и пытыются навязать всем свой бред.

Доцент
Доцент

Если раньше преподаватели могли работать на долях ставки, чтобы эффективнее заниматься научными исследованиями (выполнять грантовые проекты), то сейчас они будут вынуждены бегать по аудиториям и вести занятия. Если раньше на спецкурсы можно было приглашать настоящих специалистов, то сейчас преподавателей вынуждают становиться «многостаночниками», которые будут читать по десять (или около того) дисциплин, включая те, в которых они мало что понимают (и их еще надо разрабатывать). Более того, физические возможности людей не безграничны, и преподаватели в условиях усиленной нагрузки просто начнут элементарно «отсиживать часы», снижая и так уж невысокое качество подготовки студентов. Да что Вы говорите? Это разве что-то новое будет? А… Подробнее »

sergeir
sergeir

А почему все время упоминается Ливанов? Он же марионетка в руках Путина. Не нужны ученые режиму, вот и гонят их.

сергей
сергей

ЗАШКВАЛИВАТТ…

владислав
владислав

Т.к. МОН себя дискредитировал во всем,
Возникает суровая мысль: надо упразднить МОН!!!
На его месте делается Мин-дет-сад-сред-тех-обр.

Высшее образование поступает под руководство 5 академий:
РАН(столичные ведущие университеты и ведущ техн вузы)
Акад техн наук(отраслевые и иные технич вузы)-новая академия
МедАН (мед вузы)
СельхозАН( сельх вузы)
и Ак общ наук( педвузы и ряд университетом гуманитарн направл)-новая академия

В каждой академии есть 2 ветви: наука и высш обр.
Штат, программа, распр выпускников и финансир ВУЗов утрверждается профиль. академиями.
А далее думай
как устроить сами академии
(см иные мои предложения, особенно по финансированию и наличию системы уч степеней)

Афонюшкин Василий
Афонюшкин Василий

казалось бы — можно воспользоваться сокращением числа выпускников и увеличить преподавателям часы на занятие научной деятельностью, в т.ч. для повышения качества выпускников. В ВУЗах не хватает профессиональных специалистов из производства или науки. Такие люди могли бы на 0,5-0,25 ставки и доносить объективную реальность и до студентов и до чистых преподавателей. Потребность в увеличении часов привела к снижению числа практик студентов в НИИ и производстве (а это была единственная возможность для студентов познакомиться с основами своей профессии в реальной обстановке). Печально и то что академические ученые игнорируют беды своих коллег, за это РАН расплачивается уже сегодня и будет платить дальше пока… Подробнее »

vlad1950
vlad1950

да в вузах с 1991 г дела плохи нет денег на командировки орг технику расходники и пр- все это за свой счет личные гранты и пр

vlad1950
vlad1950

продолжу тему рабоа в вузах идет за нищенскую копеечную зарплату ее обоснование таково- не нравится- валите- Советская Власть была много честнее и ответственнее по отношению к педагогам и ученым да и вообще к гражданам страны

vlad1950
vlad1950

вузы и РАН разобщены- хотя и делают общее дело в итоге- их бьют поодиночке

trackback
На злобу дня: “после нас хоть потоп” | Евгений Герасимов

[…] Источник: http://trv-science.ru/2013/07/16/universitetskijj-pogrom-predshestvennik-akademicheskogo-pogroma/   Из комментариев:   Александр: 17.07.2013 в 12:43 […]

triumvir
triumvir

Как верно заметил автор статьи, «преподаватели в условиях усиленной нагрузки просто начнут элементарно «отсиживать часы», снижая и так уж невысокое качество подготовки студентов». Ощущение такое, что именно это, а также изничтожение людей, которые имели несчастье отдать себя образованию и науке, и есть главная задача цитированного документа. Т.е. преподавателям как бы говорят: вы что, до сих пор не поняли, что нам ненавистно то, чем вы занимаетесь, и то, что вы имеете наглость так поступать? Ну так мы вам сейчас ещё раз популярно объясним. Не знаю, стоит ли ликвидировать МОН, но сокращать его штаты, зарплаты и функции в разы надо. Однако и… Подробнее »

РТФ
РТФ

Как бороться с этим? Объединять курсы, пусть сидят по 200 человек. Перекладывать на самостоятельную работу студентов. Потом внебюджет, это не студенты, а курсы повышение квалификация, договора с вендорами на проведение курсов, НИР, НИОКР. На эти деньги организовывать внебюджетные ставки.

Основная проблема не в МОН, а уменьшение выпуска шшкол и уменьшении числа выпускников сдающих ЕГЭ по физике. Если вести его как обязатетельный, то все зверушки посыпятся, и вузы готовящие манахеров, и плохо говорящая абитура. Кстати, решится вопрос и с рабочими профессиями. НО против этого МОН стоит намертво, хотя есть предложение из Совета Федерации.

triumvir
triumvir

to:

РТФ:
30.07.2013 в 7:12

Что-то я Вас не понял:
«Основная проблема не в МОН, а уменьшение выпуска школ и уменьшении числа выпускников сдающих ЕГЭ по физике. Если вести его как обязательный, то все зверушки посыпятся (…) Но против этого МОН стоит намертво».

Получается, дело всё-таки в МОН, причём в таком вопросе, видимо, даже на приказы тандема ссылаться сложно — Вове и Диме , подозреваю, чихать, будут сдавать ЕГЭ по физике или нет. Но в целом, похоже, МОН и впрямь лишь расстрельная команда, которые выполняет приказ по возможности снижать уровень образования и развития науки. Однако ответственности это с Ливанова и его подельников не снимает.

РТФ
РТФ

2triumvir

На встрече с ректорами, вответ на их требование по обязательному ЕГЭ по физике Ливанов прямо сказал — и не мечтайте! и начал нести всякую фигню про свободу выбора.

Но это не только требование ректоров, а требование ВПК

http://www.omskinform.ru/news/56605

Коллизия однако, Протоны и махеры несовместимы.

Виталий
Виталий

Погром Российской академии наук — это одна из сторон антиконституционного преступления руководства страны, направленного на клерикализацию общества и на поддержку экспансии РПЦ. Эта политика подтверждает факт, что наука и православие не совместимы. Академики должны были первые понять это, но только 10 нашлось для протеста. Большинство стали покорно проводить и оправдывать эту политику какой-то «духовностью и нравственностью». У науки есть своя духовность и нравственность — научная этика. От слов «научная этика» любой академик хватается за пистолет, так как ее положения ограничивают произвол бюрократа-руководителя. Реальная реформа академии была нужна, и суть ее была бы разделением административной и научной деятельности. Вместо этого академия… Подробнее »

Василиса
Василиса

Лю-ю-д-и-и!
Вам вешают лапшу на уши! Количество школьников в стране растет уже третий год подряд!!! С 2010 по 2012 выросло на 225 тысяч. (Росстат). Эти дети уже есть. Они никуда не денутся. И количество выпускников с 2018 года начнет расти. Демография, конечно, влияет на число преподавателей вузов, но только рост соотношения Студенты/Преподаватели потребует сокращения десятков тысяч преподавтелей. Левая нога захотела 12:1 и уволить к черту. А коэффициент приведения (определяет долю очников)? То, как он меняется по «дорожной карте» можно посмотреть здесь vasilisa44.livejournal.com/#post-vasilisa44-2236. Такой график только с бодуна! А ведь только из-за коэффициента приведения надо сократить 45 тысяч преподавателей.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: